СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ КОЛЕС Российский патент 1996 года по МПК C21D9/34 C21D1/09 

Описание патента на изобретение RU2064511C1

Изобретение относится к области упрочнения деталей машин с помощью закалки плазменной струей и может быть применено для упрочнения колес подвижного железнодорожного состава.

Известен способ закалки деталей, включающий нагрев детали в печи до температуры закалки и последующее охлаждение детали в охлаждающей среде. (М.А. Тылкин, Справочник термиста ремонтной службы.-М. Металлургия. 1981, с. 357 - 360)
Однако, применение данного способа для упрощения колес подвижного железнодорожного состава приводит к появлению трещин и разрушение колес в процессе эксплуатации.

Наиболее близким к предложенному является способ упрочнения колес подвижного железнодорожного состава, включающий закалку пламенем азотной плазмы ( а.с. СССР N 1622409 кл. C 21 D 1/06).

Однако, колеса, упрочненные по данному способу имеют низкую усталостную долговечность, что приводит к снижению ресурса их работы.

В предлагаемом способе задачу повышения износостойкости и создания оптимального уровня установочной долговечности упрочненного слоя решают путем формирования на поверхности закаленного слоя, содержащего 13.18 процентов сорбита закалки, при этом упрочнение осуществляют при значениях электрической мощности плазмотрона равных 35.45 кВт, линейной скорости вращения колеса 4.10 мм/сек, причем плазмотрон располагают перпендикулярно упрочняемой поверхности на расстоянии 40.55 мм.

В настоящее время при эксплуатации железнодорожного транспорта остро стоит проблема повышения износостойкости колес вагонов и локомотивов. Согласно существующей практики, колеса после износа на величину мм с целью сохранения профиля подвергают переточке, что влечет за собой существенные материальные затраты. По условиям эксплуатации колеса должны иметь высокие значения износостойкости и усталостной долговечности. Однако, данные свойства являются взаимно исключающими друг друга, т.к. высокую износостойкость, как правило, имеют структуры с высокой твердостью и хрупкостью, что предопределяет их низкую усталую долговечность. Мягкие структуры, обладая высокой усталостной долговечностью, имеют низкие значения износостойкости. Таким образом, для повышения ресурса работы колеса необходимо иметь структуру упрочненного слоя, обеспечивающую оптимальное соотношение износостойкости и усталостной долговечности. Проведенные авторами исследования показали, что при упрочнении рабочей поверхности колес путем закалки пламенем азотной плазмы возможно получение нескольких типов структур: от структуры, состоящей из мартенсита, до структур, содержащих различный процент сорбита закалки в сочетании с мартенситом. По результатам испытаний, в которых моделировались реальные условия эксплуатации колес выбрана оптимальная структура, которая состоит из 13.18 процентов сорбита закалки, остальное мартенсит.

Способ осуществляют следующим образом. Колесо вагона или локомотива закрепляют в специальной оснастке, которая позволяет вращать его с регулируемой скоростью. Перпендикулярно рабочей поверхности колеса на регламентируемом расстоянии располагают плазмотрон. Закалку рабочей поверхности колеса осуществляют пламенем азотной плазмы при регламентированных значениях электрической мощности плазмотрона. К достоинствам способа относится и тот факт, что закалку осуществляют без расплавлений поверхности колеса, следовательно отпадает необходимость механической обработки поверхности после закалки. Глубина упрочненного слоя получаемого по предлагаемому способу равна 1,5 2,5 мм, что существенно увеличивает ресурс работы колеса.

Пример реализации способа. Осуществляли упрочнение колес вагонов и локомотивов. Упрочнение осуществляли при следующих параметрах процесса: мощность плазмотрона 30 50 кВт, линейная скорость вращения колеса 2 12 мм/сек, расстояние между плазмотроном и поверхностью колеса 35 55 мм. Упрочненные колеса испытывали на технологическом стенде. Результаты испытаний представлены в таблице 1. Из анализа таблицы следует, что оптимальным режимом упрочнения является следующий: мощность плазмотрона 35 45 кВт, скорость вращения колеса 4 10 мм/сек, расстояние между плазмотроном и поверхностью колеса 40 55 мм. Структура материала колеса, обработанного по оптимальному режиму состоит из 13 18 процентов сорбита закалки, остальное мартенсит. По оптимальному режиму обработана партия вагонных колес. Результаты эксплуатации колес представлены в акте испытаний. Показано, что упрочненные колеса имеют износостойкость в 2,5 раз лучшую, чем неупрочненные.

Экономический эффект от применения предлагаемого способа составляет ≈ 2 млн руб/год для одного вагонного депо.

Похожие патенты RU2064511C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ЛОКОМОТИВНЫХ И ВАГОННЫХ КОЛЕС 2010
  • Шахпазов Евгений Христофорович
  • Филиппов Георгий Анатольевич
  • Белоусов Георгий Станиславович
  • Гетманова Марина Евгеньевна
  • Ромашова Наталья Николаевна
  • Исакаев Магомед-Эмин Хасаевич
  • Тюфтяев Александр Семенович
  • Ильичев Максим Валерьевич
RU2454469C2
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО С УПРОЧНЕННОЙ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ 2010
  • Цой Валентин
  • Балановский Андрей Евгеньевич
RU2430166C1
Способ термической обработки стальных рельсов 2016
  • Балановский Андрей Евгеньевич
RU2644638C2
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колёс из легированной стали 2016
  • Филиппов Георгий Анатольевич
  • Гетманова Марина Евгеньевна
  • Гриншпон Александр Семёнович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Павлова Наталья Владимировна
  • Васенина Елена Маратовна
RU2616756C1
СТАЛЬ С ПОНИЖЕННОЙ ПРОКАЛИВАЕМОСТЬЮ ДЛЯ ВИНТОВЫХ ПРУЖИН С ДИАМЕТРОМ ПРУТКОВ 17-23 мм И ПРУЖИНА, ИЗГОТОВЛЕННАЯ ИЗ НЕЕ 2007
  • Андреев Александр Петрович
  • Андреев Александр Александрович
  • Бочкарев Вячеслав Николаевич
  • Чижов Василий Алексеевич
  • Федин Владимир Михайлович
  • Борц Алексей Игоревич
  • Ушаков Борис Константинович
  • Решетников Сергей Анатольевич
  • Мулюкин Иван Степанович
  • Мацкевич Владимир Викторович
RU2370566C2
Способ обработки колеса железнодорожного транспорта 2017
  • Загорский Валерий Куприянович
  • Загорский Ярослав Валерьевич
  • Загорский Александр Валерьевич
RU2673273C2
СПОСОБ ПЛАЗМЕННОЙ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1996
  • Лыков Алексей Михайлович
  • Почепаев Владимир Геннадиевич
  • Редькин Юрий Георгиевич
RU2092580C1
СТАЛЬ ДЛЯ ВИНТОВЫХ ПРУЖИН С ДИАМЕТРОМ ПРУТКОВ 27-33 мм И ПРУЖИНА, ИЗГОТОВЛЕННАЯ ИЗ НЕЕ 2007
  • Андреев Александр Петрович
  • Андреев Александр Александрович
  • Бочкарев Вячеслав Николаевич
  • Чижов Василий Алексеевич
  • Федин Владимир Михайлович
  • Борц Алексей Игоревич
  • Ушаков Борис Константинович
  • Решетников Сергей Анатольевич
  • Мулюкин Иван Степанович
  • Мацкевич Владимир Викторович
RU2370565C2
СПОСОБ И УСТАНОВКА ДЛЯ ПОВЕРХНОСТНОГО УПРОЧНЕНИЯ ГОЛОВОК СТАЛЬНЫХ РЕЛЬСОВ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПУТЕЙ 2018
  • Кошлаков Владимир Владимирович
  • Ризаханов Ражудин Насрединович
RU2704051C1
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДЛИННОМЕРНОГО ИЗДЕЛИЯ Г-ОБРАЗНОГО ПРОФИЛЯ, ИМЕЮЩЕГО ПОДОШВУ, ШЕЙКУ, ГОЛОВКУ 2020
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Павлушко Григорий Дмитриевич
  • Штанов Олег Викторович
  • Паладин Николай Михайлович
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Довгаль Олег Викторович
RU2755713C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 064 511 C1

Реферат патента 1996 года СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ КОЛЕС

Изобретение относится к области упрочнения деталей машин с помощью закалки плазменной струей и может быть применено для упрочнения колес подвижного железнодорожного состава. Задачей изобретения является повышение износостойкости и создание оптимального уровня усталостной долговечности упрочненного слоя. Сущность: упрочняют поверхность колеса вагона и локомотива, при следующих параметрах: мощность плазматрона 35 - 45 квт, скорость вращения колеса 4 - 10 мм/с, расстояние между плазматроном и поверхностью колеса 40. ..55 мм. Структура поверхностного слоя материала колеса состоит из 13... 18 процентов сорбита закалки - остальное мартенсит. Упрочнение колес подвижного железнодорожного состава по предлагаемому способу позволяет существенно снизить их износ в процессе эксплуатации, что приводит к повышению ресурса работы. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 064 511 C1

Способ упрочнения колес, включающий поверхностную закалку колеса нагревом азотной плазменной струей плазмотрона заданной мощности, расположенного на заданном расстоянии от поверхности, отличающийся тем, что нагрев осуществляют при линейной скорости вращения колеса 4-10 мм/с, мощности плазмотрона 35-45 кВт и расположении плазмотрона перпендикулярно поверхности колеса на расстоянии 40-55 мм, закаленный слой получают со структурой, состоящей из 13-18% сорбита закалки, остальное мартенсит.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2064511C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Тылкин М.А
Справочник термиста ремонтной службы
- М, Металлургия, 1981, с.357-360
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ плазменного упрочнения режущего инструмента 1988
  • Токмаков Владимир Павлович
  • Фетисов Сергей Иванович
  • Скрипкин Андрей Александрович
SU1622409A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Способ упрочнения деталей 1990
  • Петухов Александр Владимирович
  • Токмаков Владимир Павлович
SU1766970A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

RU 2 064 511 C1

Авторы

Павлов Николай Васильевич

Кругляков Евгений Анатольевич

Светлов Юрий Григорьевич

Зеленский Юрий Викторович

Редькин Юрий Георгиевич

Даты

1996-07-27Публикация

1993-12-03Подача