УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ СХЕМЫ "УТКА" Российский патент 1996 года по МПК F42B10/00 

Описание патента на изобретение RU2064655C1

Изобретение относится к области управляемых ракет классов "воздух-воздух", " воздух-поверхность", "поверхность-воздух", может быть использовано в авиационных и зенитных боевых комплексах.

Наиболее близким по технической сущности решением является ракета аэродинамической схемы "утка", содержащая корпус с рулями и модулем-отсеком полезной нагрузки и соединенный с ним отсек двигательной установки с крыльями. В модуль-отсеке размещены головка самонаведения, рулевой привод, системы управления, энергообеспечения и боевого снаряжения. С модулем-отсеком полезной нагрузки посредством быстроразъемного соединения (например, байонетного) состыкована двигательная установка с размещенными на ее корпусе крыльями. Крылья имеют удлинение λ 0,5-1,0, площадь 7,2-12 от площади модуля отсека полезной нагрузки и установлены да расстоянии 0,2-0,6 длины модуля полезной нагрузки от донного среза двигательной установки. (Афонин П.М. Беспилотные летательные аппараты", Маш-е М, 1967, с. 15)
Главным недостатком известного изобретении принятого за прототип является невозможность разделить в полете модуль-отсек полезной нагрузки и отсек двигательной установки, что приводит к расходованию общей кинетической энергии ракеты на ту часть силы сопротивления, которая связана с наличием в составе ракеты отработавшего двигателя.

Кроме того, наличие двигателя в составе ракеты до момента встречи с целью увеличивает ее заметность в инфракрасном (ИК) и радиадиопазоне.

Техническим результатом от использования данного изобретения является расширение диапазона тактического применения ракеты и снижение ее заметности на траектории за счет разделения в полете головного модуля и двигательной установки, а также изменения конструкции и размещения крыла.

Указанный технический результат достигается тем, что в управляемой ракете аэродинамической схемы "утка", содержащей корпус с рулями и модулем-отсеком полезной нагрузки и соединенный с ним отсек двигательной установки, соединение модуля-отсека полезной нагрузки с отсеком двигательной установки выполнено в виде разрывных стыковочных узлов крепления с устройством разделения в виде пироболтов, а каждое крыло выполнено в виде двух тандемно расположенных консолей, одна из которых размещена на корпусе модуля-отсека полезной нагрузки при этом задняя кромка бортовой консоли крыла расположена от заднего торца отсека, на расстоянии 0oC0,8 его длины, а вторая расположена на корпусе отсека двигательной установки на расстоянии 0,2oC0,6 длины модуля полезной нагрузки от данного среза двигателя, при этом площади крыла в пределах одной пары распределены пропорционально массам разделяемых отсеков
Сущность изобретения заключаются в следующем. Известно, что боевые возможности управляемых ракет во многом определяются их баллистическими характеристиками. Например, в воздушном бою с противником, оказывающим огневое противодействие своим ракетным вооружением для выигрыша воздушного боя необходимо опередить его в поражении. Для этого необходимо иметь преимущество в максимальной скорости ракеты и добиться высокого аэродинамического совершенства ее конструкции в условиях жестких ограничений по массе и в особенности по длине ракеты.

При использовании заявленного изобретения появляется возможность существенно снизить торможение ракеты, отделив от модуля полезной нагрузки отработавший двигатель.

Уменьшение на 50% и более площади наружной поверхности ракеты после сброса двигательной установки, имеющей к тому же резкий температурный контраст по отношению к остальной конструкции, приводит к существенному уменьшению заметности ракеты на траектории, что затрудняет ее обнаружение и перехват противником, увеличивает фактор внезапности атаки.

Для реализации этого замысла необходимо обеспечить требуемые характеристики устойчивости и управляемости ракеты как летательного аппарата до и после расстыковки отсеков. Эта задача решается за счет использования тандемного двухконсольного крыла и оптимизации его размещения на корпусе носового модуля отсека полезной нагрузки и отсека двигательной установки. Расчеты показывают, что размещение каждой консоли крыла в пределах указанного в заявленном решении диапазоне по продольной оси ракеты позволяет успешно решить данную задачу.

Изобретение поясняется чертежом, на котором показан общий вид ракеты.

Предлагаемая ракита аэродинамической схемы "утка" имеет неизменный модуль-отсек полезной нагрузки 1 с размещенными на его корпусе рулями 2 и передними консолями крыльев 3, а также двигательную установку 4 с размещенными на ее корпусе задними консолями крыльев 5, соединенную с модулем-отсеком полезной нагрузки разрывными узлами крепления 6, имеющими устройство разделения, например, при помощи пироболтов. Передние и задние консоли крыльев расположены тандемно, образуя четыре пары консолей, причем задние консоли крыла смещены от донного среза двигателя вперед на величину 0,2-0,6 длины модуля полезной нагрузки, а передние консоли крыла на величину 0-0,8 длины модуля полезной нагрузки от его донного среза до задней точки бортовой хорды. Конкретное расположение каждого крыла выбирается из условия обеспечения оптимальных характеристик устойчивости и управляемости ракеты до и после расстыковки. Площади каждой консоли одной пары распределяются пропорционально массам отсеков 1 и 4.

Предлагаемая ракета функционирует следующим образом.

С момента пуска ракеты и до окончания работы двигателя 4 управление ракеты осуществляется рулями 2, эффективность которых, а также параметры рулевого привода выбираются из условий обеспечения требуемых характеристик управления на активном участке. Специально проведенные продувки ракет с тандемно-многокосольными крыльями показали, что такие крылья обеспечивают более высокие несущие свойства, чем одноконсольные той же площади. Поэтому наличие у заявляемой ракеты двухконсольных и тандемно расположенных крыльев 3 и 5 обеспечит ракете на активном участке несущие свойства не хуже, чем у ракеты по основному изобретению.

По окончанию активного участка, а при необходимости и в любой другой момент времени, по команде системы управления ракеты производят расстыковку разрывных узлов крепления отсеков 6, имеющих устройство разделения, например, путем подачи электросигнала на пироболты устройства разделения узла стыковки 6, и производят отделение отсека двигательной установки 4 от модуля-отсека полезной нагрузки 1 за счет силы сопротивления набегающего потока воздуха или принудительным отталкиванием отсека двигательной установки известными способами (пружина, пиропатрон и т.п.).

Благодаря наличию на корпусе отсека 1 крыльев и их правильному размещению вдоль продольной оси в диапазоне 0-0,8 длины данного отсека, образуется новый летательный аппарат с существенно меньшей эффективной отражающей поверхностью в радиодиапазоне и малой заметностью в ИК-диапазоне, обладающий высокими баллистическими характеристиками: уменьшенным по сравнению с исходной ракетой аэродинамическим сопротивлением и повышенными характеристиками маневренности. Последнее достигается выбором площади консоли крыла 3, а также благодаря тому, что подъемная сила рулей 2 после расстыковки воздействует на ракету меньшей массы и длины.

Данное изобретение позволяет на 40% увеличить максимальную дальность пуска по сравнению с основным изобретением (прототипом) в 2-3 раза уменьшить заметность ракеты в радио и ИК диапазонах. Кроме того, использование данного изобретения позволяет снять остроту ограничения на длину ракеты при ее разработке, т.к. позволяет успешно применять надкалиберные двигатели.

Похожие патенты RU2064655C1

название год авторы номер документа
УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ СХЕМЫ "УТКА" 1981
  • Кузьминский Р.Д.
  • Давыдов А.Н.
  • Черных Л.Г.
  • Шусев М.И.
  • Макаров В.С.
  • Портной А.Б.
  • Рейдель А.Л.
  • Пригоникер А.Б.
  • Ягнюк Г.К.
  • Корсаков В.Т.
RU2077697C1
МНОГОРАЗОВЫЙ УСКОРИТЕЛЬ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ 1999
  • Киселев А.И.
  • Медведев А.А.
  • Труфанов Ю.Н.
  • Радугин И.С.
  • Кузнецов Ю.Л.
  • Панкевич А.А.
  • Набойщиков Г.Ф.
  • Ушаков В.М.
RU2148536C1
АВИАЦИОННАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА 2004
  • Соколовский Г.А.
  • Бурак Б.К.
  • Богацкий В.Г.
  • Актов В.В.
  • Крысанов И.Н.
  • Ватолин В.В.
  • Левищев О.Н.
  • Каргапольцев А.А.
  • Афонин В.Н.
  • Голдовский В.С.
  • Иванов В.В.
  • Любовский И.Е.
  • Тимохин А.И.
  • Мордвинов И.Г.
  • Рутман Б.Г.
RU2259536C1
РАКЕТА 2005
  • Богацкий Владимир Григорьевич
  • Бурак Борис Корнеевич
  • Васильев Петр Петрович
  • Ватолин Валентин Владимирович
  • Волков Владимир Николаевич
  • Волков Юрий Михайлович
  • Голдовский Владимир Сергеевич
  • Грачев Алексей Викторович
  • Захаров Юрий Константинович
  • Иванов Вячеслав Васильевич
  • Ищенко Владимир Владимирович
  • Соколовский Геннадий Александрович
  • Сысоев Виктор Николаевич
  • Шаховский Юрий Иванович
RU2276321C1
Многоцелевая сверхтяжелая транспортная технологическая авиационная платформа укороченного взлета и посадки 2019
  • Папиашвили Шота Георгиевич
  • Клочков Дмитрий Вячеславович
  • Ратников Кирилл Владимирович
RU2714176C1
ПРОТИВОСАМОЛЕТНАЯ РАКЕТА 2009
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2439476C2
ПЛАНИРУЮЩИЙ КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ) СО СТВОРЧАТЫМ ГОЛОВНЫМ ОБТЕКАТЕЛЕМ И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО ВОЗВРАЩЕНИЕМ НА АЭРОДРОМ 2011
  • Рябуха Николай Николаевич
RU2479469C1
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С БЕСПИЛОТНЫМ УДАРНЫМ ВЕРТОЛЕТОМ-САМОЛЕТОМ 2017
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2674742C1
Штурмовик - 2 (варианты) 2017
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2655588C1
МНОГОЭЛЕМЕНТНЫЙ СОСТАВНОЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ В СИСТЕМЕ МОРСКОГО СТАРТА 2021
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2769791C1

Реферат патента 1996 года УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ СХЕМЫ "УТКА"

Область применения: управляемые ракеты классов "воздух-воздух", "воздух-поверхность", "поверхность-воздух", в авиационных и зенитных боевых комплексах. Сущность изобретения: уменьшение на 50% и более площади наружной поверхности ракеты путем сброса двигательной установки, а также обеспечение требуемых характеристик устойчивости и управляемости ракеты как летательного аппарата до и после расстыковки отсеков путем использования тандемного двухконсольного крыла и оптимизации его размещения на корпусе носового модуля отсека полезной нагрузки и отсека двигательной установки. 1ил.

Формула изобретения RU 2 064 655 C1

Управляемая ракета аэродинамической схемы "утка", содержащая корпус с рулями и модулем-отсеком полезной нагрузки и соединенный с ним отсек двигательной установки с крыльями, отличающаяся тем, что соединение модуля-отсека полезной нагрузки с отсеком двигательной установки выполнено в виде разрывных стыковочных узлов крепления с устройством разделения в виде пироболтов, а каждое крыло выполнено в виде двух тандемно расположенных консолей, одна из которых размещена на корпусе модуля отсека полезной нагрузки, при этом задняя кромка бортовой консоли крыла расположена от заднего торца отсека на расстоянии 0 0,8 его длины, а вторая расположена на корпусе отсека двигательной установки на расстоянии 0,2 0,6 длины модуля полезной нагрузки от донного среза двигателя, при этом площади крыла в пределах одной пары распределены пропорционально массам разделяемых отсеков.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2064655C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Афонин П.М
и др
Беспилотные летательные аппараты./ Под ред
Л.С.Чернобровкина.- М.: Машиностроение, 1967, с
Прибор для нагревания перетягиваемых бандажей подвижного состава 1917
  • Колоницкий Е.А.
SU15A1

RU 2 064 655 C1

Авторы

Панкратов О.Н.

Давыдов А.Н.

Островский Ю.М.

Жогин С.В.

Дубов И.А.

Минаев Ю.А.

Суров Ю.М.

Волочков Б.Е.

Даты

1996-07-27Публикация

1991-07-18Подача