РАКЕТА Российский патент 2006 года по МПК F42B15/00 F42B10/60 

Описание патента на изобретение RU2276321C1

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к управляемым ракетам, и может быть использовано в различных типах и классах ракет с крестообразным расположением несущих и управляющих аэродинамических поверхностей.

Известны управляемые ракеты класса "воздух-воздух", принадлежащие к одному семейству, в которое входит базовая ракета и ее последовательные модификации, стоящие на вооружении нескольких вариантов одного и того же истребителя-перехватчика. Эти ракеты, выполненные по нормальной аэродинамической схеме, содержат корпус, размещенные в нем головку самонаведения, аппаратуру системы управления, неконтактный взрыватель, боевую часть, четыре рулевых привода, систему энергопитания и двигательную установку, а также расположенные на корпусе тандемно и симметрично относительно его продольной оси четыре неподвижных крыла и четыре кинематически развязанных управляющих аэродинамических руля с индивидуальными осями вращения. Эти ракеты с разной степенью раскрытия описаны в источниках:

- А.В.Карпенко. "Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.", справочник, издание второе, СПБ, "ПИКА", 1993, стр.135, 145.

- Авиация ПВО России и научно-технический прогресс: Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра. Под ред. Е.А.Федосова, М.: Дрофа, 2001, стр.282, 285, 286.

Наиболее полно описываемое техническое решение представлено в последнем источнике. Оно взято в качестве прототипа по данной заявке.

Ракеты этого семейства имеют два верхних и два нижних крыла, установленных на двигательной установке. В развале между двумя верхними крыльями имеются расположенные на корпусе узлы крепления к катапультному пусковому устройству (бугели). На хвостовом отсеке, который расположен за двигательной установкой и в котором по его продольной оси проходит газовод двигательной установки с соплом и размещены рулевые приводы и система энергопитания, установлены два верхних и два нижних аэродинамических руля. Причем верхние рули этих ракет выполнены складывающимися таким образом, что их складываемые части разворачиваются вокруг осей, перпендикулярных осям вращения этих рулей.

Особенностью ракет указанного семейства является их конформное размещение на самолете-носителе (в полуутопленном положении в специальных подфюзеляжных нишах). Причем относительно корпуса самолета-носителя ракеты развернуты по крену на угол 45° и часть их корпуса и верхние крылья входят внутрь подфюзеляжных ниш.

Особенностью аэродинамической компоновки этих ракет является использование рулей, имеющих размах, превышающий размах крыльев или равный ему.

В описаниях, приведенных в упомянутых выше источниках, не представлены соотношения геометрических размеров несущих и управляющих поверхностей, что не позволяет судить о возможности обеспечения высоких летно-технических характеристик при одновременном обеспечении конформного размещения указанных ракет на самолете-носителе.

При создании изобретения стояла задача обеспечить для ракет этого семейства, у которых при проведении модификации варьировались габариты и относительные геометрические параметры консолей крыла и аэродинамических рулей, сохранение несущих свойств и балансировочных характеристик конфигурации при одновременном обеспечении конформного размещения указанных ракет на самолете-носителе в условиях одних и тех же габаритных ограничений.

Для решения поставленных задач в управляемой ракете, выполненной по нормальной аэродинамической схеме и содержащей корпус, размещенные в нем головку самонаведения, аппаратуру системы управления, неконтактный взрыватель, боевую часть, двигательную установку, четыре рулевых привода, систему энергопитания, а также расположенные на корпусе симметрично относительно продольной оси два верхних и два нижних неподвижных крыла и тандемно с ними два верхних и два нижних кинематически развязанных аэродинамических руля с индивидуальными осями вращения и два бугеля, установленных в развале между двумя верхними крыльями, причем два верхних аэродинамических руля выполнены складывающимися таким образом, что их складываемые части разворачиваются вокруг осей, перпендикулярных осям вращения этих рулей, крылья и рули выполнены таким образом, что имеют следующие соотношения размеров:

где - относительная площадь двух консолей крыла,

- площадь двух консолей крыла в плане, м2,

Sм - площадь миделевого сечения корпуса, м2,

S2кр - площадь двух консолей рулей в плане, м2,

lкр - размах консоли крыла, м,

lр - размах консоли руля, м,

Lp кр - полный размах крыльев м,

Lp р - полный размах рулей м.

В этой ракете два верхних аэродинамических руля выполнены таким образом, что их складываемые части разворачиваются в противоположные стороны относительно плоскости симметрии ракеты, в которой располагаются бугели, с обеспечением следующих соотношений размеров:

где lр скл - размах складываемой части руля, м.

В качестве технических результатов, достигаемых при использовании заявленного изобретении, следует указать на:

- сохранение несущих свойств рулей (на единицу омываемой площади в плане) в широком диапазоне изменения их относительного размаха и высоких маневренных возможностей ракеты при выполнении требований на ограничение габаритов ракеты, накладываемых особенностями ее размещения на самолете-носителе, за счет применения несущих и управляющих поверхностей с заявляемыми соотношениями размеров;

- размещение ракеты в выделенном пространстве подфюзеляжной ниши и уменьшение расстояния между продольной осью подвешенной ракеты и поверхностью самолета и, как следствие, уменьшение сопротивления системы "самолет-носитель-ракета" в режиме совместного полета за счет складывания консолей двух верхних рулей с заявляемыми соотношениями размеров руля и его складываемой части.

Сущность изобретения поясняется графическими материалами, где:

на фиг.1 изображен общий вид ракеты,

на фиг.2 изображен вид на крылья и рули в плане,

на фиг.3 изображен вид на ракету спереди,

на фиг.4 изображены графики зависимостей балансировочного коэффициента подъемной силы Су бал, отнесенного к площади миделевого сечения корпуса, от относительной площади двух консолей крыла для двух значений числа Маха - М=2 и М=3,

на фиг.5 изображены графики зависимостей балансировочного коэффициента подъемной силы Су бал, отнесенного к площади миделевого сечения корпуса, от отношения площадей двух консолей руля и двух консолей крыла S2к р/S2к кр для М=2 и М=3,

на фиг.6 изображены графики зависимостей балансировочного коэффициента подъемной силы Су бал, отнесенного к площади миделевого сечения корпуса, от отношения размахов консолей крыла и руля lкр/lр для М=2 и М=3,

на фиг.7 изображены зависимости приведенного коэффициента подъемной силы руля Су р прив (отнесенного к единице площади) от отношения полных размахов крыла и руля Lp кр/Lp р для М=2 и М=3.

Ракета согласно изобретению содержит корпус 1. Внутри корпуса 1 размещены головной отсек 2 с головкой самонаведения, аппаратурой системы управления и неконтактным взрывателем, боевая часть 3, двигательная установка 4 и хвостовой отсек 5 с четырьмя рулевыми приводами и системой энергопитания (фиг.1).

Ракета имеет расположенные на корпусе 1 тандемно и симметрично относительно его продольной оси аэродинамические поверхности и выполнена по нормальной аэродинамической схеме, в соответствии с которой два верхних 6 и два нижних 7 неподвижных крыла размещены на корпусе 1 впереди двух верхних 8 и двух нижних 9 аэродинамических рулей, которые кинематически развязаны между собой и имеют индивидуальные оси вращения 10 (фиг.2). На корпусе 1 в развале между верхними крыльями расположены бугели 11 (фиг.1).

Верхние рули 8 (фиг.3) выполнены складывающимися таким образом, что их складываемые части 13 разворачиваются вокруг осей 12 (фиг.2), перпендикулярных осям вращения 10 этих рулей, причем складываемые части 13 разворачиваются в противоположные стороны относительно плоскости симметрии 14 ракеты, в которой располагаются бугели 11.

Выбранные соотношения размеров рулей и крыльев обеспечивают сохранение несущих свойств рулей в широком диапазоне изменения их относительного размаха, а также сохранение высоких маневренных возможностей ракеты.

Выбранные соотношения геометрических размеров руля и его складываемой части обеспечивают размещение ракеты на самолете-носителе в выделенном пространстве подфюзеляжных ниш.

Предлагаемые согласно изобретению диапазоны изменения геометрических параметров получены по результатам практических экспериментальных исследований в аэродинамических трубах и подтверждены данными летных испытаний. Ракета с указанными соотношениями геометрических размеров обеспечивает потребные маневренные характеристики во всем диапазоне ее применения.

Похожие патенты RU2276321C1

название год авторы номер документа
АВИАЦИОННАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА 2004
  • Соколовский Г.А.
  • Бурак Б.К.
  • Богацкий В.Г.
  • Актов В.В.
  • Крысанов И.Н.
  • Ватолин В.В.
  • Левищев О.Н.
  • Каргапольцев А.А.
  • Афонин В.Н.
  • Голдовский В.С.
  • Иванов В.В.
  • Любовский И.Е.
  • Тимохин А.И.
  • Мордвинов И.Г.
  • Рутман Б.Г.
RU2259536C1
РАКЕТА, ВЫПОЛНЕННАЯ ПО АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ СХЕМЕ "УТКА" 1997
  • Соколовский Г.А.
  • Бычков Е.А.
  • Ватолин В.В.
  • Кегелес А.Л.
  • Смольский Г.Н.
  • Хейфец Л.Н.
  • Хохлов Г.И.
RU2111446C1
РАКЕТА 2004
  • Акимов Владимир Николаевич
  • Булгакова Руфа Георгиевна
  • Гавришин Станислав Сергеевич
  • Ежов Геннадий Петрович
  • Кувшинов Евгений Михайлович
  • Торлопов Александр Кимович
  • Уласевич Владимир Павлович
  • Фокин Анатолий Сергеевич
  • Эктов Василий Петрович
RU2270413C1
РАКЕТА 2002
  • Акимов В.Н.
  • Булгакова Р.Г.
  • Гольденберг А.М.
  • Кувшинов Е.М.
  • Эктов В.П.
RU2234667C1
РАКЕТА 1995
  • Богацкий В.Г.
  • Бычков Е.А.
  • Ватолин В.В.
  • Ильин А.М.
  • Ищенко В.В.
  • Левищев О.Н.
  • Лернер Л.И.
  • Пустовойтов В.А.
  • Рейдель А.Л.
  • Соколовский Г.А.
RU2085826C1
ЛЕТАЮЩИЙ РОБОТ-НОСИТЕЛЬ РАКЕТ КОРАБЕЛЬНОГО И ВОЗДУШНОГО БАЗИРОВАНИЯ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2711430C2
УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА 2014
  • Богацкий Владимир Григорьевич
  • Кравчук Александр Павлович
  • Левищев Олег Николаевич
  • Орелиов Григорий Рафаилович
  • Смирнов Анатолий Георгиевич
RU2546740C1
РАКЕТА 2005
  • Ефремов Владимир Анатольевич
  • Злобин Виталий Иванович
  • Хоменко Виталий Григорьевич
  • Ярмолюк Владимир Николаевич
RU2283471C1
БЕСПИЛОТНЫЙ САМОЛЕТ-ВЕРТОЛЕТ-РАКЕТОНОСЕЦ И СПОСОБ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2699514C1
РАКЕТА 1996
  • Соколовский Г.А.
  • Блехер М.Л.
  • Болотин А.И.
  • Бычков Е.А.
  • Ватолин В.В.
  • Волгин Б.В.
  • Дорохов А.И.
  • Карабанов И.Н.
  • Кегелес А.Л.
  • Макаровский Э.Г.
  • Милешкин Ю.П.
  • Михайлова С.Я.
  • Михалович И.М.
  • Рейдель А.Л.
  • Смольский Г.Н.
  • Хохлов Г.И.
  • Цыганов А.И.
RU2094748C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 276 321 C1

Реферат патента 2006 года РАКЕТА

Изобретение относится к области вооружения. Ракета, выполненная по нормальной аэродинамической схеме, содержит корпус, размещенные в нем головку самонаведения, аппаратуру системы управления, неконтактный взрыватель, боевую часть, четыре рулевых привода, систему энергопитания и двигательную установку. На корпусе симметрично относительно продольной оси расположены два верхних и два нижних неподвижных крыла и тандемно с ними два верхних и два нижних кинематически развязанных аэродинамических руля с индивидуальными осями вращения и два бугеля, установленных в развале между двумя верхними крыльями. Два верхних аэродинамических руля выполнены складывающимися таким образом, что их складываемые части разворачиваются вокруг осей перпендикулярно осям вращения этих рулей, а крылья и рули выполнены таким образом, что имеют соотношения размеров, определяемые по зависимости. При использовании изобретения обеспечивается сохранение несущих свойств рулей в широком диапазоне изменения их относительного размаха, сохраняются высокие маневренные качества ракеты. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 276 321 C1

1. Ракета, выполненная по нормальной аэродинамической схеме, содержащая корпус, размещенные в нем головку самонаведения, аппаратуру системы управления, неконтактный взрыватель, боевую часть, четыре рулевых привода, систему энергопитания и двигательную установку, а также расположенные на корпусе симметрично относительно продольной оси два верхних и два нижних неподвижных крыла и тандемно с ними два верхних и два нижних кинематически развязанных аэродинамических руля с индивидуальными осями вращения и два бугеля, установленных в развале между двумя верхними крыльями, причем два верхних аэродинамических руля выполнены складывающимися таким образом, что их складываемые части разворачиваются вокруг осей перпендикулярно осям вращения этих рулей, а крылья и рули выполнены таким образом, что имеют следующие соотношения размеров:

где: - относительная площадь двух консолей крыла,

s2к кр - площадь двух консолей крыла в плане, м2,

sм - площадь миделевого сечения корпуса, м,

S2к р - площадь двух консолей рулей в плане, м2,

lкр - размах консоли крыла, м,

lр - размах консоли руля, м,

Lp кр - полный размах крыльев, м,

Lp р - полный размах рулей, м.

2. Ракета по п.1, у которой два верхних аэродинамических руля выполнены таким образом, что их складываемые части разворачиваются в противоположные стороны относительно плоскости симметрии ракеты с обеспечением следующих соотношений размеров:

где lр скл - размах складываемой части руля, м.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2276321C1

Авиация ПВО России и научно-технический прогресс
Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра
М.: Дрофа, 2001, с.286-290
РАКЕТА, ВЫПОЛНЕННАЯ ПО АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ СХЕМЕ "УТКА" 1997
  • Соколовский Г.А.
  • Бычков Е.А.
  • Ватолин В.В.
  • Кегелес А.Л.
  • Смольский Г.Н.
  • Хейфец Л.Н.
  • Хохлов Г.И.
RU2111446C1
РАКЕТА 1996
  • Соколовский Г.А.
  • Блехер М.Л.
  • Болотин А.И.
  • Бычков Е.А.
  • Ватолин В.В.
  • Волгин Б.В.
  • Дорохов А.И.
  • Карабанов И.Н.
  • Кегелес А.Л.
  • Макаровский Э.Г.
  • Милешкин Ю.П.
  • Михайлова С.Я.
  • Михалович И.М.
  • Рейдель А.Л.
  • Смольский Г.Н.
  • Хохлов Г.И.
  • Цыганов А.И.
RU2094748C1
БИКАЛИБЕРНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА 1996
  • Жуков В.П.
  • Рассказов А.В.
  • Хрипунов Л.А.
  • Кузнецов В.М.
RU2114382C1
WO 8100908 A, 02.04.1981
Устройство для дистанционного программного управления электроприводными механизмами 1984
  • Терехин Борис Германович
  • Бельчук Николай Евгеньевич
  • Усердный Игорь Григорьевич
  • Тимошенко Михаил Александрович
SU1257614A1
US 3063375 А, 13.11.1962.

RU 2 276 321 C1

Авторы

Богацкий Владимир Григорьевич

Бурак Борис Корнеевич

Васильев Петр Петрович

Ватолин Валентин Владимирович

Волков Владимир Николаевич

Волков Юрий Михайлович

Голдовский Владимир Сергеевич

Грачев Алексей Викторович

Захаров Юрий Константинович

Иванов Вячеслав Васильевич

Ищенко Владимир Владимирович

Соколовский Геннадий Александрович

Сысоев Виктор Николаевич

Шаховский Юрий Иванович

Даты

2006-05-10Публикация

2005-06-09Подача