Изобретение относится к области присадок к горюче-смазочным материалам, в частности, к присадкам, предназначенным для использования в двигателях внутреннего сгорания с целью повышения октанового числа топлива, улучшения процесса сгорания бензина и детонационной работы двигателя.
Наиболее известна в мире антидетонационная присадка тетраэтилсвинец, являющаяся металлорганическим соединением. Это высокотоксичная добавка в бензин в виде этиловой жидкости (К.К.Папок, Н.А.Рагозин. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям. М. Химия, 1975 г. с. 305).
В последние годы в ряде стран был поднят вопрос о запрещении применения данной присадки в бензин, поскольку он сильно отравляет атмосферу. Кроме того, данная присадка монофункциональна.
Известна присадка к топливу для двигателей внутреннего сгорания (Авторское свидетельство N 334869, кл. С 10 L 10/00, 1974 г.) на основе полиалюмооксанов и эфиров карбоновых кислот с добавлением ацетилацетона или ацетоуксусного эфира.
Однако эта присадка эффективна в период обкатки и проработки деталей цилиндропоршневой группы, т.е. она является однофункциональной.
Известен ферроцен, как многофункциональная присадка к этилированным бензинам (К. К. Папок, Н.А.Рагозин. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям. М. Химия, 1975, с. 326), представляющая собой кристаллическое вещество желтого цвета, не растворимое в воде.
Использование данной присадки затруднено из-за ее ограниченной растворимости в бензине. Данный недостаток не позволяет длительное время хранить присадку из-за выпадения в осадок в виде хлопьев, что вызывает засорение фильтров и нарушение в работе двигателя.
Наконец, известна многофункциональная присадка к бензину, повышающая его октановое число, улучшающая процесс сгорания и создающая бездетонационную работу двигателя. (Авторское свидетельство N 1549053, кл. С 10 L 1/10, 1988 г. ). Данная присадка относится к жидким композициям на основе металлорганического соединения и галоидированных углеводородов с добавлением дибромпропана при следующем соотношении компонентов, мас.
Тетраэтилсвинец 50,5-60,5
Дибромпропан 15,0-21,45
Бромистый этил 15,0-16,5
α Альфа-хлорнафталин 5,5-6,5
Антиокислительная присадка (ионол) 0,0015-0,0025
Краситель 0,02-0,05
Наполнитель (бензин Б-70 или керосин) до 100
Указанная присадка имеет сложный состав и кроме того, эффективность ее в отношении снижения нагара в камере сгорания, повышение октанового числа и стабильности работы двигателя не высока.
В основу настоящего изобретения была положена задача разработки такой присадки, которая позволяла бы, по сравнению с существующими, повысить приемистость двигателя за счет полного сгорания топлива, уменьшить количество СО в выхлопных газах, увеличить октановое число бензина, исключить отложение нагара на деталях двигателя и уменьшить расход бензина при одновременной возможности длительного хранения готовой топливной композиции. Кроме того, в задачу создания изобретения также входит простота ее получения и сравнительная дешевизна.
Поставленная задача достигается тем, что многофункциональная присадка к бензину, содержащая металлорганическое соединение и галоидированный углеводород, согласно изобретению, в качестве металлорганического соединения присадка содержит ферроцен, а в качестве галоидированного углеводорода - дихлорэтан, при следующем соотношении компонентов, мас.
Ферроцен 1,0-3,0
Дихлорэтан до 100.
Показателямы высокой эффективности присадки являются низкое нагарообразование в двигателе и стабильность ее при хранении, транспортировании и применении.
Состав присадки подобран экспериментально. При изменении соотношений ингредиентов ухудшаются все показатели топливной композиции. Если ферроцена будет меньше 1% эффективность присадки резко снижается, а при увеличении его свыше 3% происходит выпадение осадка в виде хлопьев.
Присадка "Экстравит-Ф" позволяет повысить октановое число бензина с А-76 до АИ-93 и АИ-98. Кроме того, сокращается количество СО в выхлопной трубе в 1,5-2 раза, а также снижается расход бензина на 25%
Ферроцен, представляющий кристаллический порошок желтого цвета, относящийся к металлорганическому соединению, растворяют в дихлорэтане при перемешивании в течение 1 часа и при нагревании до 40-50oС. Готовый раствор отфильтровывают. Раствор готовят 1-3% (мас).
Пример. 1,6 г ферроцена растворяли в 98,4 г дихлорэтана. При этом раствор постоянно, в течение часа, перемешивали. Для улучшения растворения ферроцена в дихлорэтане раствор нагревали до 50oС. После полного растворения порошка в дихлорэтане получился раствор желто-буpого цвета. Готовую присадку отфильтровывали.
При исследовании опытных образцов присадки визуально не наблюдалось изменения внешнего вида в течение 60 дней. Присадка хранилась в стеклянной таре. Испытания присадки проводились на зарубежных и отечественных марках автомобилей. Испытания показали уменьшение расхода бензина на 25% Из-за возросшей приемистости двигателя, за счет полного сгорания топлива уменьшилось количество СО в выхлопных газах в 1,5-2 раза. За счет добавки в бензин присадки в количестве 200-250 мл на бак возрастает октановое число топлива с А-76 до АИ-93 и АИ-98.
Возможность промышленной применимости присадки "Экстравит-Ф" подтверждают опытные испытания в ГАИ г.Твери. Эксперименты показывают на то, что введение присадки позволяет достичь поставленных задач, кроме того, получение ее не сложно, и может быть изготовлена на существующих в промышленности установках без их реконструкции. Ограничения по применению присадки не выявлены.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1994 |
|
RU2064966C1 |
ПРИСАДКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ | 2002 |
|
RU2241023C2 |
ПРИСАДКА ДЛЯ БЕНЗИНОВ И ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ И СОДЕРЖАЩАЯ ЕЕ ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2004 |
|
RU2270231C1 |
АНТИДЕТОНАЦИОННАЯ ЭТИЛОВАЯ ЖИДКОСТЬ | 1994 |
|
RU2111233C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АНТИДЕТОНАЦИОННАЯ ДОБАВКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ | 2003 |
|
RU2246527C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ | 2002 |
|
RU2263135C2 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ | 2007 |
|
RU2349629C2 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ И ТОПЛИВО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ НА ОСНОВЕ БЕНЗИНА, СОДЕРЖАЩЕГО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ДОБАВКУ | 2003 |
|
RU2264434C2 |
ПРИСАДКА К ТОПЛИВУ, СОДЕРЖАЩАЯ КОМПЛЕКС ЖЕЛЕЗА И СОЕДИНЕНИЕ СВИНЦА | 1998 |
|
RU2219222C2 |
ДОБАВКА К БЕНЗИНУ И КОМПОЗИЦИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАЩАЯ | 2000 |
|
RU2161639C1 |
Изобретение относится к области присадок, в частности, предназначенным для использования в двигателях внутреннего сгорания. Для повышения октанового числа, снижения нагара в камере сгорания и стабильности работы двигателя, снижения СО в выхлопных газах присадка содержит металлорганическое соединение и галоидированный углеводород при следующем соотношении компонентов, в мас.%:
Ферроцен - 1,0-3,0
Дихлорэтан - до 100,0
Многофункциональная присадка к бензину, содержащая металлоорганическое соединение и галоидированный углеводород, отличающаяся тем, что в качестве металлоорганического соединения она содержит ферроцен, а в качестве галоидированного углеводорода дихлорэтан при следующем соотношении компонентов, мас.
Ферроцен 1 3
Дихлорэтан До 100
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
К.К.Папок, Н.А.Рагозин "Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям", М | |||
"Химия", 1975, с.326 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Антидетонационная этиловая жидкость | 1988 |
|
SU1549053A1 |
Авторы
Даты
1996-08-10—Публикация
1994-11-04—Подача