Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии и логопедии, и может быть использовано для реабилитации больных с нарушениями речи, а также для развития речевых форм и функций речи здорового человека.
Формирование различных форм и функций речи здорового человека в онтогенезе начинается с формирования проприоцептивной и вибрационной чувствительности, далее появления первых звуков (крик, лепет, гуление), затем овладения нормативной и ненормативной лексикой (клише или устойчивые словосочетания, фразеологизмы).
Полная речевая зрелость человека в норме определяется его способностью к содержательным оформленным публичным выступлениям.
Человек с отклонениями речевого развития проходит все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый, но только у него этот процесс протекает неравномерно (нелинейно) и замедленно.
Соответственно для восстановления и развития речевых функций человека (познавательной, регулирующей, коммуникативной) не зависимо от состояния его здоровья и на каждом этапе его физического развития, но с учетом специфики неврологических и логопедических проблем могут быть использованы общие принципы лечебных и педагогических поэтапных мероприятий по формированию или восстановлению навыков полноценного речевого общения.
Общепринятый реабилитационный комплекс включает психолого-педагогические, фонопедические и логопедические приемы, которые строятся и применяются с учетом и на основании оценки степени выраженности речевого дефекта и уровней речевой зрелости (рефлекторный, инстинктивный, сознательный и личностный) и отличаются продолжительностью каждого этапа.
В основе речевой реабилитации всегда лежит использование речевых упражнений - тренингов (поэтапно - проговаривание слов, словосочетаний, чтение и пересказ текстов, ведение свободной беседы и т.д.).
Но, не смотря на то, что речевые упражнения совершенно необходимы для восстановления и развития речевых функций человека, доказано, что без активации других функциональных систем организма человека, ответственных за обеспечение функций речевого аппарата, они недостаточны.
Более эффективными на современном этапе развития неврологии и логопедии в плане восстановления и развития речевых функций являются способы, включающие различные приемы воздействия на состояние пациента на общеорганизменном уровне или на уровне других функциональных систем и имеющие цель активизации адаптационных систем человека путем использования (возрастающих в процессе тренингов) неспецифических слухо-речевых, физических и психо-эмоциональных нагрузок.
Например, известен способ речевой реабилитации (патент RU 229491 C2), при котором проводят сеансы тренинга с проговариванием слов и/или связанных фраз с удержанием равновесия пациентом в вертикальной позе на стабилоплатформе компьютеризованного стабилоанализатора при компьютерной игре с использованием визуальной биологической обратной связи.
Методический прием, используемый в известном способе, с одной стороны, имеет целью снижение концентрации внимания на речевых нагрузках для снижения психоэмоционального напряжения пациента в период тренинга, но с другой стороны, он не позволяет активизировать речевую функцию и не способствует интенсификации процесса реабилитации.
За прототип предлагаемого способа выбран способ восстановления и развития речевых функций человека, включающий курс занятий по речевой реабилитации с использованием возрастающих слухо-речевых, физических и психо-эмоциональных нагрузок (патент RU 2306153 C2).
Данный способ используют для лечения заикания, однако, по общим подходам к тактике реабилитации и развития речевых функций человека (активация речевой функции и интенсификация процесса реабилитации за счет увеличения нагрузок на специфические и неспецифические системы адаптации) данный способ является с точки зрения авторов наиболее близким аналогом предлагаемого способа.
Способ-прототип предусматривает комплексную реабилитацию пациента с учетом специфических речевых нарушений и степени их отклонений от нормы и коррекцию имеющихся нарушений путем социально-речевой, адаптивно-физической, психолого-педагогической реабилитации.
В отличие от аналогичных способов, на занятиях по социально-речевой реабилитации авторы способа добиваются глубокого растормаживания речи через дозированную, увеличивающуюся от занятия к занятию нагрузку на слуховое восприятие, произношение и психоэмоциональную сферу. Для этого сначала активируют мозг возбуждением слуховой и речевой зон.
На занятиях по адаптивно-физической реабилитации проводят глубокое растяжение мышц, для чего в основную часть занятия включают выполнение гимнастического упражнения "сед согнувшись" в статическом изометрическом режиме. При выполнении упражнения на спину больного оказывают дополнительную внешнюю нагрузку в виде либо надавливания руками тренера, либо накладывания на спину груза.
На занятиях по психолого-педагогической реабилитации вырабатывают стрессоустойчивость путем многократного повторения увеличивающихся от занятия к занятию стрессовых нагрузок и их психокоррекции.
По утверждению авторов данный способ позволяет обеспечить стойкий эффект излечения при полном отсутствии регресса заболевания (заикания) при условии исключения из курса лечения медикаментозной терапии.
Результаты применения данной тактики коррекции нарушений речевой функции свидетельствуют о правильности и правомерности подхода к реабилитации путем использования различных «отягощающих» нагрузок.
Т.е. для повышения эффективности реабилитации и развития речевых функций необходимым является сочетание слухо-голосовых, физических и психо-эмоциональных «отягощающих» нагрузок для одновременной активации задействованных систем и адаптационных возможностей (стрессоустойчивости) человека.
Однако, как известно, использование «отягощающих» нагрузок, в частности увеличения слухо-голосовой нагрузки, выше пороговых величин адаптационных возможностей одной системы может привести к развитию функциональных заболеваний на общеорганизменном уровне (Синдром вегетативной дистонии, синдром раздраженной кишки и др.). Т.е. для определения адекватной реабилитационной тактики и снижения риска развития функциональных заболеваний в первую очередь необходим объективный реабилитационный диагноз.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности реабилитации и развития речевых функций больного или здорового человека за счет максимально возможной активации слухо-голосовых, физических и психоэмоциональных возможностей человека при снижении риска развития функциональных заболеваний.
Поставленная задача решается тем, что в способе восстановления и развития речевых функций человека, включающем оценку степени речевых отклонений от возрастной нормы и курс реабилитационных занятий с использованием речевых упражнений на фоне возрастающих слухо-речевых, физических и психоэмоциональных нагрузок,
степень речевых отклонений от возрастной нормы оценивают с использованием 10 бальной шкалы речевой зрелости и/или усложнения реакций реагирования человека при взаимодействии с внешней средой, где
- отсутствие реакций реагирования и взаимодействия с внешней средой оценивают в 1 балл,
- наличие признаков реакции реагирования на внешнюю среду оценивают в 2 балла,
- наличие взаимодействия с внешней средой путем вокализации и общения на уровне звука оценивают 3 балла,
- взаимодействие с внешней средой путем общения с помощью слога оценивают в 4 балла,
- взаимодействие с внешней средой путем эгоцентрической речи и общения на уровне слова оценивают в 5 баллов,
- взаимодействие с внешней средой путем эгоцентрической речи и общения на уровне устойчивых выражений оценивают в 6 баллов,
- взаимодействие с внешней средой путем диалога и общения на уровне простого предложения оценивают в 7 баллов,
- взаимодействие с внешней средой путем диалога и общения на уровне сложного предложения оценивают в 8 баллов,
- взаимодействие с внешней средой путем полилога и общения на уровне простого текста оценивают в 9 баллов,
- взаимодействие с внешней средой путем полилога и общения на уровне сложного текста оценивают в 10 баллов;
комплекс речевых упражнений включает лингвистические уроки с вокалом;
слухо-речевые нагрузки наращивают по амплитуде и частоте до уровня кратковременного оглушения;
физические нагрузки наращивают до уровня вокализмов;
психо-эмоциональные нагрузки наращивают до уровня одновременного использования речевых упражнений и смешанных механических, акустических, оптических и вестибулярных помех;
при степени речевых отклонений от возрастной нормы в 1 и 2 балла проводят занятия, включающие физические упражнения в виде массажа грудной клетки, гортани, кистей, мимических и артикуляционных мышц на фоне умеренного раздражителя на верхнюю и нижнюю часть дыхательной системы;
при степени речевых отклонений от возрастной нормы в 3 балла проводят занятия, направленные на активацию вокализмов и включающие массаж грудной клетки, гортани, кистей, мимических и артикуляционных мышц с использованием болевого раздражителя на верхнюю и нижнюю часть дыхательной системы;
при степени речевых отклонений от возрастной нормы в 4 балла проводят занятия, включающие массаж грудной клетки, массаж гортани, массаж кистей, массаж мимических и артикуляционных мышц, пассивную артикуляционную гимнастику с элементами максимально допустимого натяжения и ограничения экскурсии грудной клетки;
при степени речевых отклонений от возрастной нормы в 5 баллов проводят занятия, направленные на развитие жестовой речи и включающие пассивную артикуляционную гимнастику с элементами максимально допустимого натяжения, активную артикуляционную и мимическую гимнастику с воздействием на различные анализаторы при ограничении экскурсии грудной клетки;
при степени речевых отклонений от возрастной нормы в 6 баллов проводят занятия по развитию монологической речи с элементами диалога и включающие активную артикуляционную гимнастику, мимическую гимнастику, пение, а также речевые нагрузки в виде устойчивых выражений жаргонной речи;
при степени речевых отклонений от возрастной нормы в 7 баллов проводят занятия, направленные на развитие навыков диалога и включающие приемы драматургии в действующих лицах, проводимые на фоне механических помех в виде гимнастических упражнений, которые может выполнить пациент в динамическом или статическом режиме;
при степени речевых отклонений от возрастной нормы в 8 баллов проводят занятия, направленные на развитие навыков диалога и основанные на реальных событиях с использованием убеждений, доказательств и аргументации, а также включающие пение в разных октавах, пантомимику, риторические упражнения, проводимые на фоне акустических помех;
при степени речевых отклонений от возрастной нормы в 9 баллов проводят занятия, направленные на развитие навыков риторики, проводимые на фоне оптических помех;
при степени речевых отклонений от возрастной нормы в 10 баллов проводят занятия, направленные на развитие навыков риторики на актуальные темы, проводимые на фоне вестибулярных нагрузок.
Техническим результатом изобретения является повышение эффективности решения логопедических, психологических и социальных проблем больного или здорового человека при восстановлении и развитии его речевых функций.
Способ восстановления и развития речевых функций человека осуществляют следующим образом.
1. Устанавливают реабилитационный диагноз.
С помощью тестов на понимание пациентом речи окружающих, возможности выражения собственных желаний, мыслей, общения с окружающими оценивают состояние речевого развития и сравнивают со шкалой речевой зрелости и/или усложнения реакций реагирования при взаимодействии с внешней средой (Шкала Мышляева С.Ю.).
Далее сравнивают полученные результаты со шкалой и степень отклонения результатов оценивают в баллах.
Речевое недоразвитие (отсутствие реакций реагирования и взаимодействия с внешней средой) - 1 балл.
Речевое недоразвитие (наличие признаков реакции реагирования на внешнюю среду) - 2 балла.
Речевое недоразвитие (вокализация, общение на уровне звука) - 3 балла.
Речевое недоразвитие (вокализация, общение с помощью слога) - 4 балла.
Задержка речевого развития (эгоцентрическая речь, общение на уровне слова) - 5 баллов.
Задержка речевого развития (эгоцентрическая речь, общение на уровне устойчивых выражений) - 6 баллов.
Нормальное речевое развитие (диалог, общение на уровне простого предложения) - 7 баллов.
Нормальное речевое развитие (диалог, общение на уровне сложного предложения) - 8 баллов.
Ускоренное речевое развитие (полилог, общение на уровне простого текста) - 9 баллов.
Ускоренное речевое развитие (полилог, общение на уровне сложного текста) - 10 баллов.
2. На этапе восстановления речевых функций пациента проводят индивидуальные или групповые занятия.
- При реабилитационном диагнозе «Речевое недоразвитие» 1 и 2 балла
проводят занятия, включающие физические упражнения в виде массажа грудной клетки, гортани, кистей, мимических и артикуляционных мышц на фоне умеренного раздражителя на верхнюю и нижнюю часть дыхательной системы.
- При реабилитационном диагнозе «Речевое недоразвитие» 3 балла проводят
занятия, включающие массаж грудной клетки, гортани, кистей, мимических и артикуляционных мышц с использованием умеренного и болевого раздражителя на верхнюю и нижнюю часть дыхательной системы до вызывания ответных звуковых реакций и вокализмов.
Основное действие - активация вокализмов.
- При реабилитационном диагнозе «Речевое недоразвитие» 4 балла проводят
занятия, включающие массаж грудной клетки, массаж гортани, массаж кистей, массаж мимических и артикуляционных мышц + пассивная артикуляционная гимнастика с элементами максимально допустимого натяжения + ограничение экскурсии грудной клетки.
Основное действие - активация вокализмов.
- При реабилитационном диагнозе «Задержка речевого развития» 5 баллов проводят занятия, включающие пассивную артикуляционную гимнастику с элементами максимально допустимого натяжения + активная артикуляционная гимнастика + мимическая гимнастика + воздействие на различные анализаторы + ограничение экскурсии грудной клетки.
Основное действие - жестовая речь.
- При реабилитационном диагнозе «Задержка речевого развития» 6 баллов проводят занятия, включающие активную артикуляционную гимнастику + мимическая гимнастика + обзывание с помощью устойчивых выражений + пение.
Основное действие - монолог с элементами диалога с нагрузками с использованием жаргонной речи.
3. На этапе развития речевых функций пациента проводят индивидуальные или групповые занятия на фоне помех и нагрузок.
- При речевом развитии 7 баллов проводят занятия, включающие механические помехи, любые гимнастические упражнения, которые может выполнить пациент в динамическом или статическом режиме (стояние на одной ноге, стояние на стуле, приседания, прыжки, отжимание, шпагат, использование определенных жестов и т.д.) + внешние механические помехи (толчки, вибрация, похлопывание, щекотание и т.д.).
Основное действие - диалог с использованием драматургии в действующих лицах.
- При речевом развитии 8 баллов проводят занятия, включающие пение в разных октавах, пантомимику, использование риторических упражнений + акустические помехи (громкие шумы и звуки: стук, треск, свист, крик, игра на музыкальных инструментах, мелодии, параллельный разговор, пение).
Основное действие - диалог, основанный на реальных событиях с использованием убеждений, доказательств и аргументации (спор в семье, конфликт на производстве, защита диплома и т.п.).
- При речевом развитии 9 баллов проводят занятия, включающие оптические помехи (различные движения глазами во время разговора в статическом и динамическом режиме, повороты, вращения глазных яблок, зажмуривание и моргание глазами, просмотр изображений различного содержания - журналы, иллюстрации, раскрашивание картинок, складывание пазлов, мозаик, яркий свет в глаза, мелькание различных предметов перед глазами).
Основное действие - риторика.
При речевом развитии 10 баллов проводят занятия, включающие вестибулярные нагрузки (стойка на руках, вращение вокруг своей оси, вращение головой + смешанные нагрузки (используют комбинации из различных 2-3 помех).
Основное действие - риторика на актуальные темы.
Использование и увеличение «отягощающих» нагрузок проводят постепенно или ступенчато при регламентированном сочетании нагрузки и отдыха под постоянным контролем дыхания, сердцебиения и других вегетативных показателей.
Интервал между занятиями выдерживают в пределах, гарантирующих восстановление и повышение коммуникативности на каждом этапе занятий, а также предупреждение возможных голосовых и слуховых осложнений.
Новизна способа обусловлена тем, что по доступной научной и практической информации для решения поставленной задачи предлагаемое решение в реабилитололгии, в частности при восстановлении и развитии речевых функций человека, не использовалось.
Научно-технический уровень изобретения обусловлен новой научной информацией, полученной в результате проведенных исследований, связанных с изучением механизмов медицинской реабилитации больных с нарушениями нервной систем, т.е. у людей с двигательными, психическими и речевыми нарушениями, а также в ходе работы над открытием «Явление восстановления структурно-функциональной зрелости мозга человека в онтогенезе».
Научно-технический уровень предлагаемого способа обусловлен также тем, что в его основе лежит онтогенетически последовательная стимуляция речевого развития (логогенез) с учетом качественных специфических нарушений, характерных для разных клинических форм заболевания, а также положения о том, что:
- с помощью онтогенетически ориентированной фонопедии осуществляется глубокое растормаживание речи (переобучение), влияющая на коммуникабельность (сквозной социальный процесс),
- дозированная по амплитуде и частоте звуковая нагрузка ведет к специализации среднего и внутреннего уха и стволовых структур мозга, что вызывает развитие фонетического слуха (звуковое внимание),
- развитие фонематического слуха (голосовое внимание) связано с созреванием срединных структур мозга (покрышка среднего мозга),
- давление воздуха, вибрация в различных полостях (грудная клетка, глотка, полости лицевого скелета) вызывает формирование проприоцептивной и вибрационной чувствительности,
- созревание нервных волокон (миелинизация), дифференциация нервных клеток подкорки (базальные ядра) и коры больших полушарий являются основой понимания звучащей речи (сенсорная сторона речи),
- моторная сторона речи зависит от степени сознательного управления дыхательной системой и артикуляционным аппаратом,
- при воздействии на афферентное звено рефлекторной дуги (периферический конец черепно-мозговых нервов) возникает возбуждение в ядрах черепно-мозговых нервов каудальной группы, при этом создаются новые связи между пирамидным трактом и черепными нервами, участвующими в акте воспроизведения голоса и речи.
Существенным отличием предлагаемого способа от известных является то, что он наиболее полно соответствует принципам системного подхода к восстановлению и развитию речевых функций человека, основывается на нормативах естественного речевого развития (шкала Мышляева С.Ю.) и последовательно обеспечивает решение следующих задач:
- Формирование проприоцептивной и вибрационной чувствительности.
- Развитие фонетического и фонематического слуха.
- Формирование дыхательных движений.
- Формирование артикуляционных укладов.
- Формирование произносительных навыков отдельных звуков.
- Формирование навыков пения.
- Синтезирование звуков в звукокомплексы (слог, слово).
- Формирование высказывания (сложное предложение, в том числе: пересказ, монолог, диалог) на основе смыслового, содержательного и грамматического анализа и синтеза слов и конструкций.
- Обучение использованию невербальных средств общения (поза, жест, мимика, пантомимика) для подкрепления содержательной стороны высказывания.
- Формирование культорологических стереотипов общения (приветствие-прощание, обращение, вежливые слова, нецензурная лексика).
- Формирование навыков публичного выступления.
Существенным отличием предлагаемого способа от известных является также то, что переход от невербальных способов общения (до возможности использования речевых упражнений) к вербальным осуществляют через активацию дыхательных центров и синхронное управление артикуляционным аппаратом.
Для этого используют приемы по физическому ограничению экскурсии грудной клетки и логопедический массаж.
Существенным отличием предлагаемого способа является также то, что речевые упражнения используют в комплексе лингвистических уроков с вокалом (совершенствование голоса или речевого стереотипа).
Это обусловлено тем, что со структурно-функциональной точки зрения периферическим концом слухового анализатора являются уши, а конечным - височные доли головного мозга, поэтому сочетание лингвистических уроков с вокалом является необходимым для формирования новых (недостающих) нейро-вокальных связей.
Необходимым является длительное и постоянно возрастающее голосовое давление в речевых занятиях, как специфическое средство, с помощью которого достигается направленное воздействие на логогенез или речь пациента.
Существенным отличием предлагаемого способа является также то, что речевые упражнения используют в комплексе лингвистических уроков с вокалом, при этом слухо-речевые нагрузки наращивают по амплитуде и частоте до уровня кратковременного оглушения, физические нагрузки наращивают до уровня вокализмов, психо-эмоциональные нагрузки наращивают до уровня одновременного использования речевых упражнений и смешанных механических, акустических, оптических и вестибулярных помех.
Практически доказано, что использование специальных лингвистических занятий с вокалом позволяет на 100% исправить имеющиеся речевые нарушения и предупредить формирование патологических речевых стереотипов.
В совокупности всех заявленных существенных признаков изобретения, предлагаемый способ восстановления и развития речевых функций человека при использовании обеспечивает ускорение и более полноценное восстановление и развитие речевых функций больного или здорового человека на любом этапе его онтогенетического развития.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПСИХОРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ | 2012 |
|
RU2518130C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2005 |
|
RU2306153C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ | 2019 |
|
RU2723221C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ | 2012 |
|
RU2497555C1 |
Интерактивный способ логопедической коррекции и профилактики речевых нарушений | 2021 |
|
RU2788132C1 |
СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗВУКОВ АЛФАВИТА РОДНОЙ РЕЧИ: "ЗВУКОВАЯ ДЫХАТЕЛЬНО-ЭВРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ" | 2002 |
|
RU2215475C2 |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2013 |
|
RU2556559C1 |
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2741863C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ | 2023 |
|
RU2822549C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии и логопедии, и может быть использовано для реабилитации больных с нарушениями речи, а также для развития речевых форм и функций речи здорового человека. Проводят оценку речевых нарушений и степени их отклонений от возрастной нормы с использованием 7 балльной шкалы речевой зрелости и/или усложнения реакций реагирования человека при взаимодействии с внешней средой. При степени речевых отклонений в 3 балла проводят занятия, включающие массаж грудной клетки, гортани, кистей, мимических и артикуляционных мышц и использованием умеренного и болевого раздражителя на верхнюю и нижнюю часть дыхательной системы до вызывания ответных звуковых реакций и вокализмов. 4 балла - проводят занятия, включающие массаж грудной клетки, массаж гортани, массаж кистей, массаж мимических и артикуляционных мышц с пассивной артикуляционной гимнастикой с элементами максимально допустимого натяжения и ограничения экскурсии грудной клетки. 5 баллов - проводят занятия, включающие пассивную артикуляционную гимнастику с элементами максимально допустимого натяжения с активной артикуляционной гимнастикой с мимической гимнастикой, а также воздействие на различные анализаторы и ограничение экскурсии грудной клетки. 6 баллов - проводят занятия, включающие активную артикуляционную гимнастику с мимической гимнастикой, а также обзывание с помощью устойчивых выражений и пение. 7 баллов - проводят занятия, включающие механические помехи, любые гимнастические упражнения, которые может выполнить пациент в динамическом или статическом режиме, а также внешние механические помехи: толчки, вибрация, похлопывание, щекотание. 8 баллов - проводят занятия, включающие пение в разных октавах, пантомимику, использование риторических упражнений и включающие акустические помехи. 9 баллов - проводят занятия, включающие оптические помехи: различные движения глазами во время разговора в статическом и динамическом режиме, просмотр изображений различного содержания - журналы, иллюстрации. 10 баллов - проводят упражнения, включающие вестибулярные нагрузки, а также смешанные нагрузки: используют комбинации из различных 2-3 помех. Способ позволяет повысить эффективность решения логопедических, психологических и социальных проблем больного или здорового человека при восстановлении и развитии его речевых функций.
Способ восстановления и развития речевых функций человека, включающий оценку степени речевых отклонений от возрастной нормы и курс реабилитационных занятий на фоне возрастающих слухоречевых, физических и психоэмоциональных нагрузках, отличающийся тем, что оценку степени речевых отклонений от возрастной нормы проводят с использованием 7 балльной шкалы речевой зрелости и/или усложнения реакций реагирования человека при взаимодействии с внешней средой: наличие взаимодействия с внешней средой путем вокализации и общения на уровне звука оценивают как 3 балла; взаимодействие с внешней средой путем общения с помощью слога - 4 балла; взаимодействия с внешней средой путем эгоцентрической речи и общения на уровне слова - 5 баллов; взаимодействия с внешней средой путем эгоцентрической речи и общения на уровне устойчивых выражений - 6 баллов; взаимодействия с внешней средой путем диалога и общения на уровне простого предложения - 7 баллов; взаимодействия с внешней средой путем диалога и общения на уровне сложного предложения - 8 баллов; взаимодействия с внешней средой путем полилога и общения на уровне простого текста - 9 баллов; взаимодействия с внешней средой путем полилога и общения на уровне сложного текста - 10 баллов, и при степени речевых отклонений в 3 балла проводят занятия, включающие массаж грудной клетки, гортани, кистей, мимических и артикуляционных мышц и использование умеренного и болевого раздражителя на верхнюю и нижнюю часть дыхательной системы до вызывания ответных звуковых реакций и вокализмов; 4 балла - проводят занятия, включающие массаж грудной клетки, массаж гортани, массаж кистей, массаж мимических и артикуляционных мышц с пассивной артикуляционной гимнастикой с элементами максимально допустимого натяжения и ограничения экскурсии грудной клетки; 5 баллов - проводят занятия, включающие пассивную артикуляционную гимнастику с элементами максимально допустимого натяжения с активной артикуляционной гимнастикой с мимической гимнастикой, а также воздействие на различные анализаторы и ограничение экскурсии грудной клетки; 6 баллов - проводят занятия, включающие активную артикуляционную гимнастику с мимической гимнастикой, а также обзывание с помощью устойчивых выражений и пение; 7 баллов - проводят занятия, включающие механические помехи, любые гимнастические упражнения, которые может выполнить пациент в динамическом или статическом режиме: стояние на одной ноге, стояние на стуле, приседания, прыжки, отжимание, шпагат, использование определенных жестов, а также внешние механические помехи: толчки, вибрация, похлопывание, щекотание; 8 баллов - проводят занятия, включающие пение в разных октавах, пантомимику, использование риторических упражнений и включающие акустические помехи: громкие шумы и звуки: стук, треск, свист, крик, игра на музыкальных инструментах, мелодии, параллельный разговор, пение; 9 баллов - проводят занятия, включающие оптические помехи: различные движения глазами во время разговора в статическом и динамическом режиме, повороты, вращения глазных яблок, зажмуривание и моргание глазами, просмотр изображений различного содержания - журналы, иллюстрации, раскрашивание картинок, складывание пазлов, мозаик, яркий свет в глаза, мелькание различных предметов перед глазами; 10 баллов - проводят упражнения, включающие вестибулярные нагрузки: стойка на руках, вращение вокруг своей оси, вращение головой, а также смешанные нагрузки: используют комбинации из различных 2-3 помех, при этом слухоречевые нагрузки наращивают по амплитуде и частоте до уровня кратковременного оглушения, психоэмоциональные нагрузки наращивают до уровня одновременного использования речевых упражнений и смешанных механических, акустических, оптических и вестибулярных помех, физические нагрузки наращивают до уровня вокализмов.
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2005 |
|
RU2306153C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ | 2000 |
|
RU2162313C1 |
RU 2006136778 A, 27.04.2008 | |||
БОРОЗИНЕЦ Н.М | |||
и др | |||
Логопедические технологии | |||
- Ставрополь, 2008, с.88, 89, 91, 92 | |||
БАБУШКИНА Р.Л | |||
и др | |||
Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи | |||
- СПб.: КАРО, 2005, с.23-31 | |||
БЕЛЯКОВА Л.И | |||
Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Логопедия", 1998, с.38. |
Авторы
Даты
2013-07-10—Публикация
2011-10-31—Подача