Предлагаемая разработка относится к медицине, в частности к логопедии, и может быть использована для лечения различных, в том числе тяжелых, расстройств и нарушений деятельности артикуляционного аппарата у детей и взрослых.
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений артикуляции у детей и взрослых, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные), а также внешние условия окружающей среды.
Автором проанализировано большое количество литературных источников (1), проводились многочисленные практические наблюдения, и сделаны выводы: низкие результаты лечения аналогичных заболеваний объясняются тем, что логопеды, как правило, начинают свою работу не с учета особенностей строения артикуляционного аппарата, его подвижности, утомляемости, переключаемости, а с постановки звуков.
Звукопроизношение - сложный процесс микропереключения мышц артикуляционного аппарата. Точность их положения, быстрота переключения играют существенную роль в речевом процессе в целом, следовательно, одной из основных задач логопеда является снятие любого напряжения мышц артикуляционного аппарата, чтобы сделать их гибкими, эластичными, послушными и быстро переключаемыми. Необходимо также способствовать развитию и укреплению гипопаретичных мышц.
Для правильной организации речевого акта необходим контроль: с помощью слуха и через кинестетические ощущения. Причем особо важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим от речевых органов в кору головного мозга. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести коррективы еще до произнесения звука. Слуховой контроль действует лишь в момент его произнесения, человек замечает ошибку. Чтобы ее устранить, нужно исправить и проконтролировать артикуляцию.
Из существующего уровня техники известны логопедическая кукла с языком «Обезьянка Чича» (2). Она имеет язык, зубы, челюсти. Надев игрушку на руку, можно управлять языком, нижней и верхней челюстью обезьянки.
Недостатками данного технического решения являются выпуклая форма неба, отсутствие альвеол, не различение формы переднего, среднего и заднего неба, однотипность и однообразие возможных форм языка, а также образ игрушки. При обучении правильному произношению надо использовать образ человека, так как только человек имеет развитый речевой аппарат.
Подобными признаками и недостатками обладают кукла-перчатка логопедическая «Пес Барбос», «Бегемотик Жужа» (3).
Следующий аналог, взятый за прототип, - логопедические куклы (4): у куклы Бусинки есть открывающийся рот, губы, зубы и язык. Данный аналог выбран автором за прототип, как наиболее близкий к предлагаемой разработке.
Недостатками прототипа являются выпуклая форма неба, отсутствие альвеол, не различение переднего, среднего и заднего неба, однообразие форм языка, а также несоответствие формы лица и формы речевого аппарата человеческим формам. При коррекции артикуляции обучающийся должен знать различия артикуляции звуков не только с точки зрения места образования, но и с точки зрения способа образования. Для верного произношения фрикативных звуков большое значение имеет характер щели между языком и небом и характер смыкания органов артикуляционного аппарата. Коррекция произношения назализованных звуков невозможна на примере куклы Бусинки, так как отсутствует глотка и выход в носовую полость.
Сущность предлагаемого способа в том, что обучающийся получает представление не только о месте образования звука, но и о способе, как корректировать артикуляцию звуков не только в слогах, словах, но и словосочетаниях, предложениях и в потоке речи.
Разработанный автором способ осуществляют следующим образом: первоначально идет определение степени, формы и характера сближения органов речи при артикуляции звуков, выявлением ошибок при моделировании артикуляции обучаемого, демонстрацию правильной артикуляции звука на имитационной модели, обучение изолированной артикуляции звука с одновременным сравнением артикуляции обучаемого и артикуляции, демонстрируемой на имитационной модели.
Диагностика артикуляции включает ряд последовательных этапов:
на первом этапе делается артикуляционная гимнастика, т.е. пациент подражает движениям органов артикуляционного аппарата, демонстрируемым на имитационной демонстрационной модели не менее чем 4 мин;
на втором этапе уточняется место и способ образования звука, сравниваются собственные движения органов артикуляционного аппарата с движениями, демонстрируемыми на имитационной демонстрационной модели, и корректируется собственная артикуляция звука, не менее чем 3 мин;
на третьем этапе изолированно произносят звук, вычленяя его из слогов и слов, одновременно сравнивая собственную артикуляцию звука с артикуляцией, демонстрируемой на имитационной демонстрационной модели, не менее чем 3 мин,
на четвертом этапе произносят слоги и слова разной слоговой структуры, сравнивая собственную артикуляцию звукосочетаний с заданным звуком и артикуляцию, демонстрируемую на имитационной демонстрационной модели, обращая внимание на экскурсию, выдержку и рекурсию заданного звука в звукосочетаниях, не менее чем 5 мин;
на пятом этапе выполняют упражнения, направленные на автоматизацию артикуляции звука, одновременно сравнивая собственную артикуляцию и артикуляцию, демонстрируемую на имитационной демонстрационной модели не менее чем 15 мин.
На каждом из этапов указано минимальное количество времени, в течение которого пациент должен выполнять упражнение. Если упражнение проводится менее указанного времени, то желаемый результат не достигается.
Пример 1. Больной М. (5 лет). Диагноз - стертая дизартрия. Помимо комплексной терапии проводилась и логопедическая работа. Занятия проходили 3 раза в неделю по 20 минут каждое. В течение трех месяцев улучшилась произносительная сторона речи, а именно были автоматизированы шипящие и сонорные звуки.
Пример 2. Больной Д. (6,5 лет). Диагноз - моторная функциональная дислалия артикуляционно-фонематической формы, сигматизм. Занятия проходили 3 раза в неделю по 30 минут. В течение 4 месяцев недостатки произношения шипящих и свистящих были преодолены.
Пример 3. Больной Р. (12 лет). Диагноз - сложная дисграфия. Занятия проходили 2 раза в неделю в течение года. Положительная динамика, выраженная в различении [ш-щ], затем других звуков и букв, наблюдалась с 10 занятия.
Литературы по вопросам коррекции звукопроизношения множество, но ни в одной из работ нет подробного описания предлагаемого способа. Между тем этот способ прост и позволяет быстро и целенаправленно воздействовать на пораженный участок того или иного органа артикуляционного аппарата, активизировать и восстанавливать его деятельность.
Положительный терапевтический результат в применении данного способа - быстро и целенаправленно воздействовать на пораженный участок того или иного органа артикуляционного аппарата для активизации и восстановления его деятельности.
Ни в патентной, ни в научно-технической литературе автором не обнаружено идентичного способа диагностики артикуляции благодаря подражательному обучению с использованием имитационной демонстрационной модели. Задачей заявляемого изобретения является диагностика и коррекция работы речевого аппарата человека с использованием имитационной демонстрационной модели.
В данной работе нет подробного описания самой конструкции имитационной демонстрационной модели, хотя есть указание на ее использование.
Использованная литература
1. Справочник логопеда. Обследование артикуляционного аппарата.
2. http://www.inteltoys.ru/catalog/279/prod413.html. Артикул ИМ-Н008.
3. http://www.inteltoys.ru/catalog/279/prod412.html. Артикул ИМ-Н008,4.
4. Ж. «Дошкольное воспитание». Ухабова, А. Беркун, ст. «Использование кукол в работе учителя-логопеда» - 2014. - №9. - С. 82-88.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ исправления дефектов произношения заднеязычных звуков, возникших после хирургического лечения у больных раком органов полости рта и ротоглотки | 2020 |
|
RU2760173C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ | 2000 |
|
RU2168772C1 |
Способ исправления дефектов произношения переднеязычных звуков [Т], [Ть], [Д], [Дь], возникших после хирургического лечения у больных раком органов полости рта | 2022 |
|
RU2789972C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ | 2012 |
|
RU2497555C1 |
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2741863C1 |
Интерактивный способ логопедической коррекции и профилактики речевых нарушений | 2021 |
|
RU2788132C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ И НАБОР ЗОНДОВ ДЛЯ МАССАЖА МЫШЦ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА | 1998 |
|
RU2143256C1 |
Способ реабилитации пациентов с нарушением речевой функции после хирургических вмешательств на гортани и органах артикуляции | 2022 |
|
RU2775884C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ У БОЛЬНЫХ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДИЗАРТРИИ И ДИЗАРТРИЧЕСКИЕ ЗОНДЫ | 1995 |
|
RU2066990C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ, СВЯЗАННЫХ С НАТАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ ТРАВМОЙ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ | 2006 |
|
RU2310373C1 |
Изобретение относится к медицине, логопедии и может быть использовано для лечения нарушений артикуляционного аппарата. Обучают изолированной артикуляции звука с одновременным сравнением артикуляции пациента и артикуляции, демонстрируемой на имитационной модели (ИМ). При этом на первом этапе не менее 4 мин проводят артикуляционную гимнастику в виде подражания пациента движениям органов артикуляционного аппарата, демонстрируемым на ИМ. На втором этапе в течение не менее 3 мин корректируют собственную артикуляцию звука с учетом места и способа его образования у пациента и сравнения собственных движений органов артикуляционного аппарата с движениями, демонстрируемыми на ИМ. На третьем этапе не менее 3 мин изолированно произносят звук, вычленяя его из слогов и слов, контролируя его артикуляцию с использованием артикуляции звука, демонстрируемой на ИМ. На четвертом этапе не менее 5 мин произносят слоги и слова различной слоговой структуры с заданным звуком под контролем сравнения их артикуляции с артикуляцией, демонстрируемой на ИМ, с учетом экскурсии, выдержки и рекурсии заданного звука. На пятом этапе не менее 15 мин выполняют упражнения по автоматизации артикуляции звука под контролем сравнения собственной артикуляции с артикуляцией, демонстрируемой на ИМ. Способ обеспечивает быстрое и целенаправленное воздействие на пораженный участок того или иного органа артикуляционного аппарата, активизируя и восстанавливая его деятельность. 3 пр.
Способ коррекции артикуляции при речевых расстройствах, включающий обучение изолированной артикуляции звука с одновременным сравнением артикуляции пациента и артикуляции, демонстрируемой на имитационной модели,
отличающийся тем, что:
- на первом этапе не менее 4 мин осуществляют артикуляционную гимнастику в виде подражания пациента движениям органов артикуляционного аппарата, демонстрируемым на имитационной модели;
- на втором этапе в течение не менее 3 мин корректируют собственную артикуляцию звука с учетом места и способа его образования у пациента и сравнения собственных движений органов артикуляционного аппарата с движениями, демонстрируемыми на имитационной модели;
- на третьем этапе в течение не менее 3 мин изолированно произносят звук, вычленяя его из слогов и слов, контролируя его артикуляцию с использованием артикуляции звука, демонстрируемой на имитационной модели;
- на четвертом этапе в течение не менее 5 мин произносят слоги и слова различной слоговой структуры с заданным звуком под контролем сравнения их артикуляции с артикуляцией, демонстрируемой на имитационной модели, с учетом экскурсии, выдержки и рекурсии заданного звука;
- на пятом этапе в течение не менее 15 мин выполняют упражнения, направленные на автоматизацию артикуляции звука под контролем сравнения собственной артикуляции с артикуляцией, демонстрируемой на имитационной модели.
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2004 |
|
RU2287190C2 |
1999 |
|
RU2177648C2 | |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГОЛОСОВОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ | 2011 |
|
RU2473135C1 |
Учебная модель для имитации положения органов артикуляции при произношении звуков | 1983 |
|
SU1123046A1 |
Устройство для моделирования речеобразующего тракта | 1977 |
|
SU732916A1 |
US 20040080507 A1, 29.04.2004 | |||
CN 103383845 A, 06.11.2013. |
Авторы
Даты
2016-05-20—Публикация
2015-05-15—Подача