Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно к области двигателей внутреннего сгорания, а именно к топливовпрыскивающей аппаратуре для дизельных двигателей, и может быть использовано в топливных насосах высокого давления преимущественно для транспортных дизелей.
Известна плунжерная пара топливного насоса высокого давления, имеющая втулку с окнами, диаметрально расположенными и смещенными относительно друг друга в вертикальной плоскости, и плунжер с симметричным исполнением рабочих кромок, перепускных каналов и технологических проточек (см. авторское свидетельство СССР N 675200, F 02 M 59/44, опубл. 26.07.79 г.). Основными недостатками данной плунжерной пары являются:
1. в процессе топливоподачи из-за перераспределения давления в зазоре между втулкой и плунжером, обусловленного влиянием окон, возникают радиальные силы, действующие на боковую поверхность плунжера, что приводит к радиальному смещению плунжера во втулке;
2. смещение плунжера приводит к увеличению зазора в зоне одного из окон, что вызывает резкое возрастание утечек топлива.
3. изготовление плунжерных пар с минимальными зазорами для увеличения плотности приводит к частым отказам топливных насосов на начальном этапе эксплуатации.
Известно, что плотность плунжерной пары зависит от соотношения геометрических параметров золотниковой части, определяющих длины наикратчайших линий перетекания и периметры стоков топлива. Суммарные утечки топлива в плунжерной паре определяются выражением:
Q=Qn+Qo+Qd (1)
где Qn утечки топлива в наполнительное окно;
Qo утечки топлива в отсечное окно;
Qd утечки топлива в дренаж или картер привода насоса.
Решающее влияние на плотность оказывает величина зазора между плунжером и втулкой в зоне расположения окон втулки, т.к. величина утечек q пропорциональна третьей степени величины зазора δ.
Фактический зазор определяется положением плунжера во втулке, обусловленным действием сил от давления топлива на боковую поверхность плунжера, монтажными и рабочими нагрузками, качеством исполнения и состоянием прецизионных поверхностей и т.д.
Учитывая воздействие этих факторов, можно выбрать такую форму золотниковой части плунжера с соответствующим расположением окон во втулке, при которой плунжерная пара будет иметь наибольшую плотность.
Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является повышение эксплуатационной надежности и экономичности транспортных двигателей.
Указанный технический результат достигается тем, что во втулке 1 фиг. 1 наполнительное 3 и отсечное 4 окна имеют одностороннее расположение, причем наполнительное окно находится ниже отсечного. При этом уменьшаются периметры стока для наполнительного окна и в дренаж, что приводит к уменьшению составляющих Qn и Qd уравнения 1 и утечек в целом. А симметричное относительно плоскости лапок исполнение рабочих кромок, перепускных каналов и технологических проточек золотниковой части плунжера 2 приводит к смещению плунжера под действием давления топлива к окнам и, следовательно, к уменьшению зазора в зоне окон. На фиг. 2 приведены графики изменения плотности известной и предлагаемой плунжерных пар, полученные по результатам расчетов по известным методикам.
Таким образом, существенными отличиями заявляемого объекта являются:
1. одностороннее расположение во втулке наполнительного и отсечного окон со смещением относительно друг друга в вертикальной плоскости, по отношению к надплунжерному пространству, причем наполнительное окно расположено ниже отсечного.
2. симметричное исполнение золотниковой части плунжера.
Совокупность всех изложенных признаков обеспечивает достижение поставленной цели, т.е. повышение надежности и долговечности плунжерной пары путем: изменения конструкции плунжерной пары; уменьшения дросселирования топлива в процессе топливоподачи по зазорам плунжерной пары; улучшения теплоотвода в золотниковой части; увеличения технологического зазора при изготовлении плунжерных пар при сохранении заданной плотности.
Следовательно, можно сделать вывод, что заявляемый объект соответствует критериям "существенные отличия" и "новизна".
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕМОНТА ТОПЛИВОВПРЫСКИВАЮЩЕГО НАСОСА ДИЗЕЛЯ | 2007 |
|
RU2331787C1 |
Способ диагностики плунжерной пары топливовпрыскивающего насоса и устройство для его осуществления | 1986 |
|
SU1390426A1 |
Плунжерная пара | 1985 |
|
SU1375848A1 |
ПЛУНЖЕРНАЯ ПАРА ТОПЛИВОВПРЫСКИВАЮЩЕГО НАСОСА | 1992 |
|
RU2057967C1 |
СПОСОБ ПРОВЕРКИ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ПЛОТНОСТИ ПЛУНЖЕРНОЙ ПАРЫ | 1991 |
|
RU2006659C1 |
ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2071572C1 |
УСТРОЙСТВО ИЗМЕРЕНИЯ ГИДРОПЛОТНОСТИ ПЛУНЖЕРНЫХ ПАР | 2015 |
|
RU2578743C1 |
Секция распределительного топливного насоса | 1984 |
|
SU1291716A1 |
Плунжерная пара топливного насоса высокого давления | 1990 |
|
SU1776860A1 |
Способ оценки технического состояния плунжерной пары | 1987 |
|
SU1560771A1 |
Использование: двигателестроение, в частности топливовпрыскивающая аппаратура для дизельных двигателей. Сущность изобретения: плунжерная пара содержит втулку с наполнительным и отсечным окнами и размещенный во втулке с возможностью возвратно-поступательного и поворотного перемещений плунжер с перепускными каналами и управляющими кромками для взаимодействия с наполнительными и отсечными окнами втулки. Наполнительное и отсечное окна расположены с одной стороны, причем наполнительное окно имеет нижнее расположение по отношению к надплунжерному. Золотниковая часть головки плунжера выполнена симметрично. 2 ил.
Топливный насос высокого давления для двигателя внутреннего сгорания, содержащий плунжерную пару в виде втулки с наполнительным и отсечным окнами и плунжера, выполненного с перепускными каналами и управляющими кромками, взаимодействующими с наполнительным и отсечным окнами, причем втулка выполнена с односторонним расположением окон, а золотниковая часть плунжера выполнена симметричной, отличающийся тем, что наполнительное и отсечное окна выполнены со смещением относительно друг друга в вертикальной плоскости, причем наполнительное окно расположено ниже отсечного.
Плунжерная пара топливовпрыскивающего насоса | 1976 |
|
SU675200A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1996-10-10—Публикация
1992-11-24—Подача