Изобретение относится к машиностроению, конкретно к области двига- телестроения, а именно к топливовпрыс кивающей апаратуре для двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для оценки технического состояния плунжерной пары насосной секции распределительного топливного насоса высокого давления.
Целью изобретения является повышение эффективности оценки технического состояния плунжерной пары.
На фиг.1 изображена схема устройства для осуществления предлагаемого способа; на фиг.2 - торец плунжера, перпендикулярный к его оси, а верхние точки кромок обоих окон втулки лежат в плоскости,перпендикулярной к оси втулки, износ отсутствует; на фиг.З - торец плунжера, перпендикулярный к его оси, но верхние точки кромок обоих окон втулки расположены в разных плоскостях, перпендикулярных к оси втулки, износ отсутствует; на фиг.4 - то же, износ отсутствует; на фиг.З - схема изношенного плунжера; на фиг.6 - схема изношенной втулки.
Насосная секция распределительног топливного насоса высокого давления, техническое состояние которой необходимо оценить, состоит из втулки 1, плунжера 2 и дозатора 3, а также сна жена устройством поворота установки и контроля кругового положения плунж
5
0
5
0
5
0
15
ра 2, выполненого в виде лимба 4 с нанесенной на нем шкалой 5 и неподвижной стрелки 6, и устройством возвратно-поступательного перемещения плунжера 2 в пределах полного хода, выполненного в виде винтовой пары 7, и индикаторной головки 8, служащей для контроля осевого положения плунжера 2. Во втулке 1 выполнены центральное отверстие 9, наполнительные отверстия 10, снабженные отводными трубками 11, каждая из которых герметично примыкает к отверстиям 10, и изолируют отверстия друг от друга, а их свободные концы выполняются одинаковой длины и располагаются рядом и на одном уровне. Плунжер 2 образует с втулкой надплунжерный объем 12 и имеет торцовую поверхность 13, осевой 14 и радиальные распределительный 15 и отсечные 16 каналы, причем отсечные каналы 16 перекрываются дозатором 3. Наполнительные отверстия 10 ограничены верхними кромками 17, которые расположены в горизонтальных плоскостях 18.
Способ осуществляют следующим образом.
Устанавливают дозатор 3 в положение максимальной подачи топлива, а плунжер 2 - в положение нижней мертвой точки (НМТ). Прокачивают технологическую жидкость или топливо через центральное отверстие 9 втулки 1, которое свободно вытекает через на5
полнительные отверстия 10 и отводные трубки 11. При помощи винтовой пары 7 плавно переметают плунжер 2 от НМТ к верхней мертвой точке (ВМТ) и фиксируют по показаниям индикаторной головки 8 осевое положение плунжера 2 в момент прекращения течи в одной из отводных трубок 11, что,соответствует перекрытию торцовой поверхности 13 плунжера 2 верхней кромки 17 напонительного отверстия 10. Это показание индикаторной головки У принимается в качестве исходнего. Перемещают плунжер 2 дальше к ВМТ до прекращения течи топлива через вторую отводную трубку 11 и снова фиксируют показания индикаторной головки 8. Процесс повторяют для в.сех круговых положений плунжера 2, каждый из которых соответствует сообщению распределительного канала 15 с одним из нагнетательных каналов. Каждый раз перед повторением процесса плунжер 2 возвращают в НМТ и поворачивают его вокруг оси при помощи лимба 4 со шкалой 5. Для каждого углового положения плунжера2 вычисляют разность между исходным и новым показаниями индикаторной головки 8 и по этим разностям оценивают техническое состояние плунжерной пары.
К факторам, влияющим на техническое состояние плунжерной пары и ком торые можно выявить и оценить таким способом, можно отнести следующие; это отклонение положения верхних кро- мок- 17 наполнительных отверстий 10 от общей горизонтальной плоскости 18, перпендикулярной оси втулки 1; во- вторых, это перпендикулярность торцовой поверхности 13 плунжера 2 его оси; в третьих, это износ взаимодействующих ь.ежду собой участков кромок торцовой поверхности плунжера и наполнительных отверстий втулки.
Когда разность замеренных величин хода плунжера 2 между собой равна нулю по всем круговым положениям, то это говорит о том, что торцовая поверхность 13 изготовлена перпендикулярно к его .оси, верхние кромки 17 наполнительных отверстий 10 лежат в одной горизонтальной плоскости 18, а износ поверхностей плунжера 2 и втулки 1 соответственно в зонах торцовой поверхности и наполнительных отверстий отсутствует (фиг.2).,
60771
В случае, когда разность замеренных величин хода плунжера между собой отличается от нуля, но величины разностей равны между собой по всем его круговым положениям, то это говорит о том, что торцовая поверхность 13 плунжера изготовлена перпендикулярно к его оси и не имеет износа, Но вер- JQ хние кромки 17 наполнительных отверстий 10 втулки 1 не лежат в одной горизонтальной плоскости 18, перпендикулярной к ее оси, а расположен в разных плоскостях (фиг.З).
15 }
В случае, имеющем наиболее общий
и возможный характер, когда разности замеренных величин хода плунжера между собой отличаются от нуля, а сами 20 величины разностей по всем.круговым положениям не равны между собой, то это говорит о том, что верхние кромки 17 наполнительных отверстий 10 лежат в одной плоскости 18 (могут и не ле- 25 жать), перпендикулярной к оси втулки, а торцовая поверхность 13 плунжера 2 изготовлена не перпендикулярно к его оси (фиг,4).
Изйос участков кромок торцовой 30 поверхности 13 плунжера 2 и наполнительных отверстий 10 втулки 1, взаимодействующие между собой, может также влиять на величину разностей хода плунжера (фиг.5 и 6).
Использование предлагаемого способа позволяет повысить эффективность оценки технического состояния плунжерной пары насосной секции распределительного топливного насоса за
5
счет контроля совместной работы плунжера и втулки по всем линиям нагнетания, приближения условий испытания к условиям реальной оаботы плунжерной пары на насосе, появления возможности прогнозирования ресурса контролируемой плунжерной пары и комплектования плунжерной пары не только по радиальному зазору, но и по разности положений плунжера в моменты прекращения течи топлива из наполнительных отверстий втулки по всем его круговым положениям.
Формула изобретения
Способ оценки технического состояния плунжерной пары насосной секции распределительного топливного насоса, снабженного дозатором подачи топлива
и плунжерной парой, включающей втулку с по меньшей мере., двумя наполнительными к нагнетательными отверстиями и центральным отверстием и плун- жер с торцовой поверхностью и распределительным пазом, заключающийся в том, что прокачивает технологическую жидкость или топливо через центральное отверстие втулки, перемеща- гот плунжер между нижней и верхней мертвыми точками и фиксируют положение плунжера в моме«т перекрытия его торцовой поверхностью наполнительных отверстий по прекращению течи из них
отличающийся -тем.
что,
целью повышения эффективности, наполнительные отверстия втулки изоли- руют друг от друга, определяют величину хода плунжера между моментами прекращения течи топлива из первого и последнего наполнительных отверстий, повторяют процесс для всех круговых положений плунжера, каждый из которых соответствует сообщению распределительного паза с одним из нагнетательных отверстий, а техническое состояние плунжерной пары оце- .нивают по разнице замеренных величин хода плунжера между собой по всем его круговым положениям.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ оценки технического состояния плунжерной пары насосной секции распределительного топливного насоса с дозатором | 1989 |
|
SU1717858A1 |
Способ испытания топливного насоса распределительного типа | 1982 |
|
SU1059244A1 |
ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2164309C2 |
Секция распределительного топливного насоса | 1989 |
|
SU1758270A1 |
СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ДИЗЕЛЬ | 2004 |
|
RU2260146C1 |
Топливный насос распределительного типа для двигателя внутреннего сгорания | 1987 |
|
SU1437532A1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ТОПЛИВОВПРЫСКИВАЮЩЕГО НАСОСА ДИЗЕЛЯ | 2007 |
|
RU2331787C1 |
Секция распределительного топливного насоса | 1984 |
|
SU1291716A1 |
Способ испытания топливного насоса распределительного типа | 1981 |
|
SU985390A1 |
Топливный насос высокого давления для дизеля | 1989 |
|
SU1671939A1 |
Изобретение относится к топливовпрыскивающей аппаратуре высокого давления для двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для определения технического состояния плунжерной пары топливного насоса высокого давления распределительного типа. Целью изобретения является повышение эффективности оценки технического состояния. К факторам, влияющим на техническое состояние плунжерной пары и которые можно выявить и оценить, можно отнести следующие: во-первых , это отклонение положения верхних кромок 17 наполнительных отверстий 10 от общей горизонтальной плоскости, перпендикулярной оси втулки, во-вторых, это перпендикулярность торцовой поверхности 13 плунжера 2 его оси
в-третьих - это износ взаимодействующих между собой участков кромок торцовой поверхности плунжера и наполнительных отверстий втулки 1. Сущность способа заключается в том, что устанавливают дозатор 3 в положение максимальной подачи, плунжер устанавливают в положение нижней мертвой точки /НМТ/, прокачивают технологическую жидкость или топливо через центральное отверстие 9, перемещают плавно плунжер к верхней мертвой точке /ВНТ/ до прекращения течи топлива из какого-либо наполнительного отверстия, отмечают это положение плунжера как исходное, перемещают плунжер дальше к ВМТ до прекращения течи топлива из последнего наполнительного отверстия /при их числе, равном 2/. Повторяют эти операции для каждого кругового положения плунжера, соответствующего сообщению распределительного канала с каждым нагнетательным каналом. Для каждого кругового положения плунжера вычисляют разность величины хода между его исходным и новым положениями и по этим разностям оценивают техническое состояние плунжерной пары. 6 ил.
18 -jt
№
J
17
18
/
Фиг. 5
IB
Фиг..6
Способ испытания топливного насоса распределительного типа | 1982 |
|
SU1059244A1 |
Авторы
Даты
1990-04-30—Публикация
1987-10-09—Подача