Изобретение относится к области деталей машин, а именно к подшипникам скольжения, и может быть использовано в станкостроительной, машиностроительной, автотранспортной и другой промышленности.
Прототипом изобретения является подшипник с бочкообразной формой шипа, являющейся естественной формой и цилиндрическими вкладышами (патент ФРГ N 815875, кл. НКИ 47В4, 1949 г.) (1).
Бочкообразная форма шипа в сравнении с цилиндрической образует дополнительно два несущих масляных клина в осевом направлении, два подшипника без кромочных контактов, уменьшает торцевую утечку масла и тем самым увеличивается грузоподъемность, виброустойчивость, надежность и долговечность подшипника скольжения. Однако неправильный выбор относительной величины радиального зазора в подшипниках снижает его грузоподъемность.
Задача состоит в том, чтобы установить естественную относительную величину радиального зазора в подшипнике скольжения и тем самым создать условия для решения его проблемы грузоподъемности, а следовательно, виброустойчивости, надежности и долговечности.
Планируемый технический эффект определение максимальной удельной грузоподъемности подшипника скольжения.
Планируемый технический эффект достигается следующим образом.
В первом варианте выполнения в подшипнике скольжения с бочкообразным шипом, размещенным во вкладышах, охватывающих шип с зазором, заполненным смазочной жидкостью, согласно изобретению вкладыши выполнены с цилиндрической рабочей поверхностью, а величина бочкообразности шипа на заданной его длине определяется из неравенства:
0≅ Δr≅ 1,12C
при этом образующая шипа выполнена на дуге, например, окружности, радиус кривизны которой вычисляется по формуле:
где Δr величина бочкообразности шипа, Δr=r2-r1;
r1 и r2 экстремальное значение радиуса шипа;
c величина радиального зазора в подшипнике;
L длина шипа.
Во втором варианте выполнения в подшипнике скольжения с бочкообразным шипом, размещенным во вкладышах, охватывающих шип с зазором, заполненным смазочной жидкостью, согласно изобретению, вкладыши выполнены бочкообразной формы для одноопорного вала, не имеющего смещений в осевом направлении, при этом относительная величина радиального зазора в подшипнике сохраняется неизменной, т.е.
0≅ Δrmax-ΔR≅ 1,12C,
где ΔR величина бочкообразности вкладышей;
R1 и R2 экстремальные значения радиуса вкладышей;
ΔRmax величина радиальной бочкообразности шипа выбирается из условия технологической возможности.
Образующие поверхностей шипа и вкладышей выполнены по дугам, радиусы кривизны которых вычисляются по формуле соответственно (фиг.1 и 2)
и
В динамике подшипник скольжения работает следующим образом.
Поверхностные силы, т.е. силы трения на шипе 1, преодолевают силы трения в смазочной жидкости и посредством их сообщают массам частиц смазочной жидкости ускорение. Поверхностные силы вкладышей преодолевают только силы трения в смазочной жидкости. В результате образуется кинетическая энергия, которая посредством сил трения преобразуется в конфузоре в потенциальную энергию сжатого объема смазочной жидкости, которая в диффузоре переходит в кинетическую.
Таким образом, шип находится в несущем слое масла во взвешенном состоянии.
Конструкция подшипника скольжения увеличивает грузоподъемность и как следствие повышается виброустойчивость, надежность и долговечность.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2182241C2 |
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВУХТАКТНЫЙ ДИЗЕЛЬ | 1997 |
|
RU2128774C1 |
Способ определения коэффициента внутреннего трения в слое смазки | 1974 |
|
SU590647A1 |
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2211344C1 |
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2115810C1 |
ОПОРНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2016 |
|
RU2619408C1 |
РАДИАЛЬНЫЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК | 1998 |
|
RU2133893C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ РОТОРНОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2269686C1 |
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2187673C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ КОРЕННЫХ ОПОР У-ОБРАЗНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВУНТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2013672C1 |
Использование: для станкостроительной, машиностроительной, автотранспортной и др. промышленности. Сущность изобретения: по первому варианту выполнения в подшипнике скольжения с бочкообразным шипом, размещенным во вкладышах, охватывающих шип с зазором, заполненным смазочной жидкостью, согласно изобретению, вкладыши выполнены с цилиндрической рабочей поверхностью, а величина бочкообразности шипа на заданной его длине определяется из неравенства 0≅ Δr≅ 1,12C, при этом образующая поверхность шипа выполнена по дуге, например, окружности, радиус кривизны которой вычисляется по формуле (фиг. 2) ρ=L2/8Δr+Δr/2,, где Δr - величина бочкообразности шипа, Δr=r2-r1; r1 и r2 - экстремальное значение радиуса шипа; с- величина радиального зазора в подшипнике; L - длина шипа. По второму варианту выполнения в подшипнике скольжения с бочкообразным шипом, размещенным во вкладышах, охватывающих шип с зазором, заполненным смазочной жидкостью, согласно изобретению, вкладыши выполнены рабочей поверхностью бочкообразной формы для одноопорного вала, не имеющего смещений в осевом направлении, при этом относительная величина радиального зазора в подшипнике сохраняется неизменной, т. е. 0≅ Δrmax-ΔR≅ 1,12C,, где ΔR - величина бочкообразности вкладышей, ΔR=R2-R1;; R1 и R2 - экстремальные значения радиуса вкладышей; Δrmax - величина радиальной бочкообразности шипа выбирается из условия технологической возможности. Образующие поверхностей шипа и вкладышей выполнены по дугам, радиусы кривизны которых вычисляются по формуле соответственно. 2 ил.
0≅Δr≅1,12c,
при этом образующая шипа выполнена на дуге, например, окружности, радиус кривизны вычисляется по формуле
где Δr величина бочкообразности шипа, Δr = r2-r1;
r1 и r2 экстремальные значения радиуса шипа;
с величина радиального зазора в подшипнике;
L длина шипа.
0≅Δrmax-ΔR≅1,12c
где ΔR величина бочкообразности вкладышей, ΔR = R2-R1
R1 и R2 экстремальные значения радиуса вкладышей;
Δrmax величина радиальной бочкообразности шипа, выбранная из условий технологических возможностей, Δrmax= r2-r1;
r1 и r2 экстремальные значения радиуса шипа;
с величина радиального зазора в подшипнике,
причем образующие поверхностей шипа и вкладышей выполнены по дугам радиуса, кривизны которых вычисляются по формулам соответственно
Многоканальное устройство для форми-РОВАНия ВРЕМЕННыХ иНТЕРВАлОВ | 1979 |
|
SU815875A1 |
Способ очищения сернокислого глинозема от железа | 1920 |
|
SU47A1 |
Авторы
Даты
1996-10-10—Публикация
1991-03-15—Подача