СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ РОТОРНОЙ МАШИНЫ Российский патент 2006 года по МПК F16C33/14 

Описание патента на изобретение RU2269686C1

Изобретение относятся к ремонту роторных машин, а именно к насосам, компрессорам и оборудованию, в котором используются подшипники скольжения.

В процессе работы роторной машины изнашиваются подшипники скольжения, включающие в себя корпус с антифрикционным баббитовым слоем (заливные вкладыши) на внутренней поверхности. Износ антифрикционного слоя подшипников влияет на работу всего насоса, а именно: возникает вибрация, дополнительные шумы, разрушаются уплотнения, что приводит к перетеканию рабочей жидкости, повышенному расходу смазки и понижению КПД машины.

Для устранения указанных недостатков выполняют ремонт подшипников скольжения. Для этого разбирают насос, вынимают подшипник скольжения, удаляют антифрикционный слой и выполняют перезаливку антифрикционного баббитового слоя [1].

В некоторых случаях, [2], [3], на рабочей поверхности подшипника скольжения видны различного рода незначительные дефекты. Устраняются они шабрением антифрикционного слоя. При невозможности устранения дефектов шабрением, производят ремонт подшипников путем удаления изношенного антифрикционного слоя и последующей перезаливкой баббитом марки Б-16 или Б 83. Для проведения такой операции необходимо изготовить приспособление, состоящее из отрезка стальной трубы, приваренной к пяте. Диаметр трубы должен быть меньше диаметра шейки вала на величину припуска под обработку заливки. Длина трубы также должна быть больше ширины подшипника на величину механической обработки.

При заливке, подшипник в сборе из двух половинок должен быть установлен на вертикально установленную трубу. Наружные стенки трубы и внутренние стенки корпуса подшипника должны быть равноудалены по всей окружности. Перса заливкой корпус подшипника и трубу подогревают. Внутреннюю поверхность корпуса предварительно лудят. При этом перегрев недопустим, так как может произойти коробление. Образовавшуюся щель между корпусом подшипника и пятой замазывают огнеупорной глиной, а в кольцевую щель между трубой и корпусом подшипника заливают расплавленный баббит. После остывания, корпус подшипника с залитым вкладышем механически обрабатывают, чаще всего на токарном станке. Обработку ведут по диаметру шейки вала с припуском под шабрение. После окончательной обработки залитый вкладыш в корпусе имеет антифрикционный слой, поверхность которого есть рабочая.

Указанные операции при ремонте подшипников скольжения, а именно: изготовление приспособления, нагрев его, лужение внутренней поверхности корпуса, заливка, механическая обработка и шабрение занимают много времени. К примеру, только на заливку подшипника диаметром 100 и длиной 125 мм необходимо 1,7 чел. - часов, а на шабрение его с припуском 0,25 мм применяется коэффициент 1,2 [4]. Большие затраты времени недопустимы при ремонте технологического силового оборудования, это ведет к простоям и удорожанию эксплуатации.

Для сокращения сроков и удешевления ремонта подшипников скольжения в роторных машинах необходимо разработать способ выполнения ремонта подшипника скольжения, при котором использовались бы ранее изготовленные ремонтные вкладыши, вместо заливных.

Для решения поставленной задачи предложен способ ремонта подшипника скольжения роторной машины, состоящего из двух половин, включающий выемку корпуса подшипника из корпуса роторной машины, удаление изношенного антифрикционного слоя, последующую оборку и установку подшипника в корпус.

В отличие от известных, при удалении антифрикционного слоя, подшипник механически обрабатывают по внутреннему диаметру, выдерживая диаметральный размер по условию Д=d+2(Δr+δ), где:

d - номинальный (по чертежу) диаметр вала в месте установки подшипника;

Δr - радиальный зазор в подшипнике;

δ - толщина тела вкладыша;

при этом, в каждую половинку корпуса подшипника вкладывают по ремонтному вкладышу, обеспечивая посадку сопрягаемых поверхностей в пределах Н7/m6-Н7/р6, после чего обрабатывают внутреннюю антифрикционную поверхность подшипника в сборе, обеспечивая радиальный зазор с учетом износа мест установки подшипника на валу.

Указанные отличительные признаки неразрывно связаны с техническим результатом:

- при удалении антифрикционного слоя, корпус подшипника механически обрабатывают по внутреннему диаметру, выдерживая диаметральный размер по условию Д=d+2(Δr+δ), где:

d - номинальный (по чертежу) диаметр вала в месте установки подшипника;

Δr - радиальный зазор в подшипнике;

δ - толщина тела вкладыша.

Механически удаляется антифрикционный слой, то есть срезается часть внутренней поверхности корпуса подшипника.

Таким обрезом, выдерживается необходимый диаметральный размер, в зависимости от номинального диаметра вала. Это значит, что механическая обработка проводится один раз, с выдерживанием размера, как для первого ремонта, так и для последующих ремонтов. При последующих ремонтах подшипника скольжения механическая обработка исключается.

Механическая обработка также проводится с учетом радиального зазора в подшипнике и толщины тела вкладыша, вследствие чего учтены все составляющие, которые влияют на величину диаметрального размера.

Указанная технологическая операция позволяет один раз снять металл под заранее изготовленные вкладыши. При последующих ремонтах проводится только замена вкладышей. Таким образом, сокращается время, как при первом ремонте - исключается много операций и тем более при последующих ремонтах;

- в каждую половинку корпуса подшипника вкладывают по ремонтному вкладышу. Это позволяет применить при ремонтах подшипников скольжения унифицированные вкладыши под данный размер валов и исключить заливку вкладышей;

- между сопрягаемыми поверхностями вкладыша и корпуса подшипника обеспечивается посадка в пределах H7/m6-Н7/р6. Это позволяет удерживать вкладыши в корпусе подшипника;

- обрабатывают внутренний антифрикционный слой подшипника в сборе, обеспечивая радиальный зазор с учетом износа вала. Таким образом, проводится подгонка вкладыша к месту установки подшипника на вал в каждом отдельном случае, с учетом износа вала.

Изобретение поясняется чертежом.

На чертеже изображен подшипник скольжения с ремонтными вкладышами.

Подшипник установлен на валу 1, размещен в роторной машине 2 и закреплен крышкой 3. Подшипник скольжения включает верхнюю и нижнюю половинки 4 и, соответственно 5, корпуса. На внутренней поверхности верхней и нижней половинок 4, 5 корпуса расположен ремонтный вкладыш, состоящий из обоймы 6 и антифрикционного слоя 7, нанесенного на внутреннюю поверхность обоймы.

Выполнение ремонта подшипника скольжения роторной машины проводили следующим образом.

Отсоединяли крышку 3 роторной машины 2 и вынимали верхнюю половинку 4 корпуса подшипника. Нижнюю половинку корпуса 5 вынимали после удаления вала 1. Верхнюю и нижнюю половинки 4, 5 корпуса соединяли стяжными элементами (на чертеже не показано) и на токарном станке удаляли антифрикционный слой 7, совместно с удалением слоя металла корпуса. При этом выдерживали диаметральный размер обрабатываемой окружности, с учетом: номинального диаметра (d) вала в месте установки подшипника, толщины (δ) применяемых ремонтных вкладышей и радиального зазора (Δr) между антифрикционным слоем ремонтных вкладышей и валом насоса, после чего обе половинки 4, 5 корпуса рассоединяли, вкладывали в каждую половинку по ремонтному вкладышу, обеспечивая посадку в пределах Н7/m6-Н7/р6.

С учетом износа мест на валу, обрабатывали внутренний антифрикционный слой 7 подшипника в сборе, обеспечивая радиальный зазор. Далее устанавливали нижнюю половинку 5 корпуса подшипника в корпус роторной машины 2. В середину корпуса подшипника, на вкладыш, вкладывали вал, вторую верхнюю половинку 4 корпуса подшипника накладывали на вал 1 и закрывали крышкой 3.

Таким обрезом, вместо заливного антифрикционного слоя применили заранее изготовленные ремонтные вкладыши. Это сокращает время простоя при ремонте роторной машины.

Если же проводить последующие ремонты этой роторной машины, то выполнять удаление антифрикционного слоя совместно с металлом обеих половинок корпуса нет необходимости. Размер под ремонтные вкладыши уже выполнен. В этом случае еще больше экономится время на ремонт подшипников скольжения в роторных машинах.

Изобретение может широко применяться для ремонта оборудования с подшипниками скольжения с заливными вкладышами. Для его выполнения не требуется специального оборудования.

Похожие патенты RU2269686C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ИЗНОСА ПОВЕРХНОСТЕЙ ПАР ТРЕНИЯ 2013
  • Войнов Кирилл Николаевич
RU2548539C2
СПОСОБ ДАГИСА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ 1991
  • Дагис Зигфрид Станиславович[Kz]
RU2082579C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО СЛОЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2007
  • Фазлыахметов Рустем Фаузиевич
  • Барыкин Николай Петрович
RU2349415C2
ПОДШИПНИК ГРЕБНОГО ВАЛА КРУПНОТОННАЖНЫХ МОРСКИХ СУДОВ 2008
  • Бабенко Анатолий Александрович
  • Григорьев Алексей Кузьмич
  • Дарбенян Олег Эдуардович
  • Жуковский Юрий Георгиевич
RU2385256C1
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ФОРСИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1991
  • Ермолаев А.А.
  • Котельников Л.Д.
  • Соболев В.С.
RU2011499C1
РОТОРНО-ЛОПАСТНОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ-(ВАРИАНТЫ) 2012
  • Савченков Виктор Семенович
RU2589882C2
Комбинированный радиальный подшипник с широким диапазоном рабочих скоростей и нагрузок (варианты) 2016
  • Шестаков Александр Леонидович
  • Карипов Рамзиль Салахович
  • Карипов Денис Рамзилевич
  • Левина Галина Абрамовна
RU2649280C1
Способ восстановления подшипников скольжения коленчатого вала 1990
  • Перминов Николай Алексеевич
  • Стрелков Станислав Михайлович
SU1754390A1
Способ ремонта разъемного коренного подшипника скольжения коленчатого вала 1982
  • Матерков Виктор Григорьевич
  • Гиль Лев Иванович
SU1123827A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО СЛОЯ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ 2011
  • Асланян Ирина Рудиковна
  • Шустер Лева Шмульевич
RU2480637C2

Реферат патента 2006 года СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ РОТОРНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к ремонту роторных машин, и может быть использовано в насосах, компрессорах и оборудовании, в котором используются подшипники скольжения. Способ ремонта подшипника скольжения роторной машины, состоящего из двух половин, включает выемку корпуса подшипника из корпуса роторной машины, удаление изношенного антифрикционного слоя, последующую сборку и установку корпуса подшипника в корпус роторной машины. При удалении антифрикционного слоя, корпус подшипника механически обрабатывают по внутреннему диаметру, при этом в каждую половинку корпуса подшипника вкладывают по ремонтному вкладышу, после чего обрабатывают внутреннюю антифрикционную поверхность подшипника в сборе, обеспечивая радиальный зазор с учетом износа мест установки подшипника на валу. Технический результат - сокращение сроков и удешевление ремонта подшипников скольжения в роторных машинах. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 269 686 C1

Способ ремонта подшипника скольжения роторной машины, состоящего из двух половин, включающий выемку корпуса подшипника из корпуса роторной машины, удаление изношенного антифрикционного слоя, последующую сборку и установку корпуса подшипника в корпус роторной машины, отличающийся тем, что при удалении антифрикционного слоя корпус подшипника механически обрабатывают по внутреннему диаметру, выдерживая диаметральный размер по условию

Д=d+2(Δr+δ),

где d - номинальный диаметр вала в месте установки подшипника;

Δr - радиальный зазор в подшипнике;

δ - толщина тела вкладыша,

при этом в каждую половинку корпуса подшипника вкладывают по ремонтному вкладышу, обеспечивая поездку сопрягаемых поверхностей в пределах H7/m6-Н7/р6, после чего обрабатывают внутреннюю антифрикционную поверхность подшипника в сборе, обеспечивая радиальный зазор с учетом износа мест установки подшипника на валу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2269686C1

КАРНАУХОВ В.А., "Монтаж, наладка и эксплуатация насосных установок", Киев, "Будивельник", 1976, стр.124
Способ производства высококремнистых ферросплавов 1982
  • Толстогузов Николай Васильевич
  • Сальников Григорий Иванович
  • Серов Герман Васильевич
  • Лякишев Николай Павлович
  • Канаев Юрий Павлович
SU1059018A1
Способ ремонта вкладыша подшипника 1984
  • Друт Владимир Исаакович
  • Кохан Николай Михайлович
  • Платонов Валентин Александрович
SU1231296A1

RU 2 269 686 C1

Авторы

Скуба Иван Степанович

Даты

2006-02-10Публикация

2004-06-04Подача