ШАРНИРНЫЙ ЧЕТЫРЕХЗВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ЯРИМОВА Российский патент 1997 года по МПК F16H21/00 

Описание патента на изобретение RU2073803C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания и пневматических устройствах с неравномерным движением рабочих органов, в механизмах для передачи усилий на вращательное движение, преимущественно в мускульных и паро- или газодинамических приводах.

Известен шарнирный четырехзвенный механизм, содержащий основание, шарнирно соединенные с ним одними концами кривошип и коромысло и шатун, шарнирно соединенный с другими концами соответственно кривошипа и коромысла.

Недостатком известного шарнирного четырехзвенного механизма является низкий КПД (эффективность) передачи сил на вращательное движение по причине невыполнения механизма с определенными размерами звеньев.

Целью настоящего изобретения является повышение КПД (эффективности) передачи сил на вращательное движение кривошипа.

Поставленная задача решается тем, что шарнирный четырехзвенный механизм выполнен с возможностью передачи сил на вращательное движение кривошипа, а размеры звеньев механизма выбраны из следующих соотношений:
l < 9r
R < 9r
L < 6r
M(λ, p, δ)>114,588,
где r длина кривошипа;
l длина шатуна;
R длина коромысла;
L расстояние между осью вращения кривошипа и осью качения коромысла;
M момент на оси кривошипа;
λ отношение длины шатуна к длине кривошипа;
p отношение длины коромысла к длине кривошипа;
d отношение расстояния между осью вращения кривошипа и осью качения коромысла к длине кривошипа.

Увеличение КПД (эффективности) шарнирного четырехзвенного механизма при передаче сил F на вращательное движение кривошипа характеризуется моментом М на оси А кривошипа и определяется углом давления v (по фиг. 1). Посредством углов давления определяется сумма моментов сил F на оси А:

где Mi сумма моментов на оси кривошипа;
F сила, действующая вдоль шатуна;
r длина кривошипа;
Φ угол давления.

Поставленная задача повышения КПД (эффективности) решается определением зависимостей величин моментов на оси А кривошипа от длин звеньев шарнирного четырехзвенного механизма r кривошипа, l длины шатуна, R длины коромысла, L расстояния между осью вращения кривошипа и осью качения коромысла. Принимается угол j независимый параметр, v функция. Задача сводится к v(ψ) функция положения.

После введения безразмерных величин λ отношение длины шатуна к длине кривошипа, р отношение длины коромысла к длине кривошипа, d отношение расстояния между осью вращения кривошипа и осью качения коромысла к длине кривошипа, тогда при F 1, r 1.


( обеспечивается равномерное перемещение точек В и С механизма и достигается максимальный результат по моменту)
где

Расчетами получены величины моментов в зависимости от относительных длин звеньев. Данные расчетов приведены на графике (фиг. 2) зависимостей M(λ, p, δ) при условии в области существования проворачиваемого кривошипа. Для сравнения приведен единичный суммарный момент кривошипно-ползунного механизма M114,6, M const так же при F 1, r 1 при любых относительных значениях l/r (отношение длины шатуна к длине кривошипа). Такое же значение единичного момента имеет кривошипный механизм, а также известный шарнирный четырехзвенный механизм и другие механизмы, предназначенные для передачи сил на вращательное движение. Момент вышеназванных известных механизмов не зависит от размеров звеньев и равен константе при действии силы, равной единице, и кривошипе, равном единице. Значение константы М 114,588. или М 114,6 получено с достаточной степенью точности для практического применения, она имеет размерность произведения длины на силу и характеризует вращательный эффект силы, равной единице, при (плече) кривошипе, равном единице, для механизмов, содержащих кривошип.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема шарнирного четырехзвенного механизма, содержащего основание 1, шарнирно соединенные с ним одними концами кривошип 2 и коромысло 4, и шатун 3, шарнирно соединенный с другими концами соответственно кривошипа и коромысла в трех положениях. В начальном положении C1ψ1, в произвольном положении C1ψ и в конечном положении C2j2. На фиг. 2 изображены значения суммарных единичных моментов в зависимости от параметров шарнирных четырехзвенных механизмов. Кривая δ 1,0 является наибольшей по суммарному моменту. Кривая d 6,0 является наименьшей по суммарному единичному моменту, она близко прилегает к горизонтальной прямой M(λ, p, δ) 114,588, которая отображает суммарный единичный момент известных механизмов (кривошипного, кривошипно-ползунного и известного шарнирного четырехзвенного механизма и др.).

Механизм работает следующим образом.

На фиг. 1 под действием силы F происходит перемещение точек С1 и B1 механизма в положение С2 и B2 против часовой стрелки. Соответственно при перемещении кривошипа из первоначального положения ψ1 в конечное ψ2 происходит рабочий ход, или максимальная передача силы F для образования суммарного единичного момента на оси A кривошипа при определенных параметрах шарнирного четырехзвенного механизма. Затем из положения ψ2 в положение ψ1 кривошипа происходит обратный ход, также против часовой стрелки, сила F не действует, точка С2 механизма возвращается в первоначальное положение. Затем этот цикл повторяется.

Исполнение шарнирного четырехзвенного механизма с размерами звеньев, исходя из следующих соотношений
l < 9r,
R < 9r,
L < 6r,
M(λ, p, δ)>114,588,,
где r длина кривошипа;
l длина шатуна;
R длина коромысла;
L расстояние между осью вращения кривошипа и осью качения коромысла;
M момент на оси кривошипа;
λ отношение длины шатуна к длине кривошипа;
p отношение длины коромысла к длине кривошипа;
d отношение расстояния между осью вращения кривошипа и осью качения коромысла к длине кривошипа,
позволяет увеличить его КПД (эффективность) до двух раз.

Предлагаемая конструкция шарнирного четырехзвенного механизма обеспечивает увеличение КПД (эффективности) передачи усилий на вращательное движение кривошипа.

Похожие патенты RU2073803C1

название год авторы номер документа
ЧЕТЫРЕХЗВЕННЫЙ ШАРНИРНЫЙ КРИВОШИПНО-КОРОМЫСЛОВЫЙ МЕХАНИЗМ ЯРИМОВА 1991
  • Яримов Марат Отеллович
RU2043550C1
СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ НАПРАВЛЯЮЩЕЙ КРИВОЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ РОТОРА ИЛИ КОРПУСА (ВАРИАНТЫ) 1999
  • Яримов М.О.
RU2163977C2
ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Яримов Марат Отеллович
  • Яримова Лилия Маратовна
  • Яримов Эдуард Маратович
RU2033366C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ЯРИМОВА 1992
RU2062893C1
СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ НАПРАВЛЯЮЩЕЙ КРИВОЙ ЯРИМОВА ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ РОТОРА ИЛИ КОРПУСА (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Яримов М.О.
RU2202702C2
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОЧЕГО ОБЪЕМА ДВИГАТЕЛЯ (ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ) 2001
  • Яримов М.О.
RU2213873C2
ДЕЗАКСИАЛЬНЫЙ КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННЫЙ МЕХАНИЗМ ЯРИМОВА 2002
  • Яримов Марат Отеллович
RU2267672C2
КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННЫЙ МЕХАНИЗМ С КРУГОВОЙ НАПРАВЛЯЮЩЕЙ ЯРИМОВА 1992
  • Яримов Марат Отеллович
RU2092731C1
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ПО МЕХАНИЧЕСКОМУ ЦИКЛУ ЯРИМОВА И ДВИГАТЕЛЬ ЯРИМОВА 2003
  • Яримов М.О.
RU2249709C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ЯРИМОВА 2005
  • Яримов Марат Отеллович
RU2290520C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 073 803 C1

Реферат патента 1997 года ШАРНИРНЫЙ ЧЕТЫРЕХЗВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ЯРИМОВА

Использование: машиностроение. Сущность изобретения: с основанием 1 шарнирно соединены одними концами кривошип 2 и коромысло 4. Шатун 3 шарнирно соединен с другими концами кривошипа 2 и коромысла 4. Размеры звеньев выбраны из соотношений l < 9r, R < 9r, L < 6r, M/λ, p, d > 114,588, где r, l, R - длины соответственно кривошипа, шатуна коромысла; L - расстояние между осью вращения кривошипа и осью качания коромысла; М - момент на оси кривошипа; l - отношение l к r; р - отношение R к r; d - отношение L к r. Качательное движение коромысла 4 преобразуется во вращательное движение кривошипа 2. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 073 803 C1

Шарнирный четырехзвенный механизм, содержащий основание, шарнирно соединенные с ним одними концами кривошип и коромысло и шатун, шарнирно соединенный с другими концами соответственно кривошипа и коромысла, отличающийся тем, что размеры звеньев механизма выбраны из следующих соотношений:
l < 9r;
R < 9r;
L < 6r;
M(λ, p, δ)>114,588,
где r длина кривошипа;
l длина шатуна;
R длина коромысла;
L расстояние между осью вращения кривошипа и осью качания коромысла;
M момент на оси кривошипа;
λ отношение длины шатуна к длине кривошипа;
p отношение длины коромысла к длине кривошипа;
d отношение расстояния между осью вращения кривошипа и осью качания коромысла к длине кривошипа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2073803C1

Крайнев А.Ф
Словарь-справочник по механизмам
- М.: Машиностроение, 1981, с
Приспособление, увеличивающее число оборотов движущихся колес паровоза 1919
  • Козляков Н.Ф.
SU146A1

RU 2 073 803 C1

Авторы

Яримов Марат Отеллович

Даты

1997-02-20Публикация

1992-01-22Подача