Изобретение относится к машиностроению, конкретно к опорам для валов и осей.
Для работы в широком диапазоне нагрузок и скоростей известна комбинированная опора, состоящая из подшипника качения, подшипника скольжения и переключающего механизма (1). Эти опоры не нашли широкого распространения из-за повышенной габаритности, конструктивной сложности и как следствие недостаточной технологичности и надежности.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому устройству является опора качения из подшипника качения, в глухих отверстиях внутреннего кольца которого свободно установлены грузовики (2). При запуске опора с расширенными функциональными возможностями работает в режиме трения качения. При достижении определенной скорости вращения центробежная сила грузовиков достигает такой величины, при которой тормозящий момент от их действия в сепаратор становится больше момента вращения, действующего на тела качания. Вследствие этого сепаратор заклинивается на внутреннем кольце подшипника и опора переходит на режим гидродинамического скольжения сепаратора с телами качения относительно наружного кольца, при этом несущий слой образуется между сепаратором и наружным кольцом. Однако, при малой плотности несущего слоя, например при газодинамическом скольжении, грузополъемность известной опоры с расширенными функциональными возможностями недостаточна. Кроме того, переход на режим газодинамического скольжения может несостояться из-за повышенного момента вращения тел качения в условиях "сухого" трения, что приведет опору к преждевременному выходу из строя.
Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей и повышение грузоподъемности и надежности.
Эта задача решается тем, что комбинированная опора, содержащая подшипник качения с внутренним и наружным кольцами, телами качения и сепаратором, и подшипник скольжения по внутренней поверхности наружного кольца подшипника качения, дополнительно снабжена подшипником скольжения по наружной поверхности внутреннего подшипника качения. Кроме этого, сепаратор может быть выполнен в виде соединенных распорками двух боковых шайб, а подшипники скольжения в виде сегментных самоустанавливающихся вкладышей, размещенных на распорках сепаратора с возможностью взаимодействия каждого вкладыша с соответствующей поверхностью кольца подшипника качения и со смежными телами качения.
На фиг. 1 показана комбинированная опора, общий вид; на фиг. 2 разрез по А-А на фиг.1.
Комбинированная опора состоит из подшипника качения с внутренним 1 и наружным 2 кольцами, телами качения 3 и сепаратором из двух торцевых шайб 4, соединенных цилиндрическими растворами 5. На распорках 5 установлены сегментные самоустанавливающиеся вкладыши подшипников скольжения 6 и 7 с сопряжением каждого вкладыша с соответствующими кольцом и смежными телами качения. Для фиксации вкладышей последние имеют на основании полуцилиндрические выточки 8.
Комбинированная опора работает следующим образом. При трогании с места (запуска) несущий гидро- или газодинамический слой между подшипниками скольжения 6, 7 и соответствующими кольцами 1, 2 отсутствует и опора начинает работу в режиме трения качения, при этом нагрузка, действующая на опору, воспринимается поверхностями качения. По мере увеличения скорости вращения между подшипниками скольжения и соответствующими кольцами образуется несущий гидро- или газодинамический слой и опора переходит на работу в совместном режиме трения качения и скольжения, при этом часть нагрузки с поверхностей качения переходит на вкладыши подшипников скольжения. При заданной скорости вращения несущая способность гидро- или газодинамического слоя подшипников скольжения становится равной действующей нагрузке на опору, вследствие чего поверхности качения разгружаются и переходят на режим трения скольжения совместно с вкладышами подшипников скольжения.
Таким образом, комбинированная опора имеет расширенные функциональные возможности и за счет дополнительного подшипника скольжения повышенные грузоподъемность и надежность.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2224145C2 |
Опора качения | 1985 |
|
SU1335739A1 |
ПОДШИПНИК КОМБИНИРОВАННЫЙ | 2007 |
|
RU2334138C1 |
ПОДШИПНИК КОМБИНИРОВАННЫЙ | 2006 |
|
RU2321781C1 |
Комбинированный подшипник | 2017 |
|
RU2651406C1 |
Комбинированный радиальный подшипник с широким диапазоном рабочих скоростей и нагрузок (варианты) | 2016 |
|
RU2649280C1 |
ОПОРНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2016 |
|
RU2619408C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ БЕССЕПАРАТОРНЫЙ | 2008 |
|
RU2391575C2 |
ШПИНДЕЛЬНАЯ БАБКА СТАНКА ДЛЯ РАСПИЛИВАНИЯ КРИСТАЛЛОВ (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2416517C1 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ РОЛИКОВЫЙ БЕССЕПАРАТОРНЫЙ | 2007 |
|
RU2384765C2 |
Использование: в машиностроении, конкретно в опорах для валов и осей. Сущность: комбинированный подшипник состоит из подшипника качения с внутренним и наружным кольцами, телами качения, сепаратором из двух боковых шайб, соединенных распорками, и подшипника скольжения по внутренней поверхности наружного кольца и по наружной поверхности внутреннего кольца. Подшипники скольжения выполнены в виде сегментных самоустанавливающихся вкладышей, размещенных на распорках сепаратора с сопряжением каждого вкладыша с соответствующим кольцом и смежными телами качения. Такое выполнение обеспечивает расширение функциональных возможностей и повышение грузоподъемности и надежности. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Подшипниковый узел | 1985 |
|
SU1379509A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Опора качения | 1985 |
|
SU1335739A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1997-05-10—Публикация
1993-12-23—Подача