Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам валов и осей.
Для повышения работоспособности подшипников качения в условиях комбинированного нагружения был разработан сепаратор (Р.В.Коросташевский. Работоспособность подшипников качения в различных условиях смазки (Обзор). - М.: ЦНИТЭИавтопром, 1990. - 181 с.), состоящий из комплекта сепарирующих элементов в виде втулок, сопряженных со смежными телами качения. Однако в процессе эксплуатации из-за износа поверхностей в сопряжениях втулок и тел качения, обусловленного сухим трением, и отсутствия жесткой связи между втулками их положение относительно смежных тел качения становится неустойчивым, что повышает вероятность заклинивания подшипника.
В подшипнике (RU 2079015, кл. F 16 С 21/00, 1997), являющемся наиболее близким к предложенному устройству, повышение грузоподъемности и надежности получено за счет изменения сепаратора для восприятия им доли нагрузки. Измененный сепаратор состоит из двух торцевых шайб, соединенных цилиндрическими распорками. На распорках установлены сегментные самоустанавливающиеся подшипники скольжения (вкладыши), сопряженные с соответствующим кольцом и смежными телами качения. Недостатками данного сепаратора является сложность конструкции и плохие условия формирования жидкостной пленки в сопряжениях вкладышей и тел качения.
Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является улучшение условий формирования жидкостной пленки в сопряжениях вкладышей и тел качения.
Решение поставленной задачи достигается двумя вариантами исполнения комбинированной опоры. Согласно первому варианту задача решается тем, что в известном подшипнике, содержащем наружное и внутреннее кольца, тела качения, самоустанавливающиеся вкладыши скольжения по наружному кольцу и самоустанавливающиеся вкладыши скольжения, по внутреннему кольцу размещены вкладыши скольжения по телам качения. При этом вышеописанная комбинированная опора может быть усовершенствована путем выполнения вкладышей по телам качения с возможностью самоустановки. Согласно второму варианту задача решается тем, что в известном подшипнике, содержащем наружное и внутреннее кольца, тела качения, вкладыши скольжения по наружному кольцу и вкладыши скольжения по внутреннему кольцу, размещены самоустанавливающиеся вкладыши скольжения по телам качения, а вкладыши скольжения по наружному кольцу и вкладыши скольжения по внутреннему кольцу выполнены как одно целое.
Варианты исполнения изобретения пояснены на чертеже, а (вариант 1) и чертеже, в (вариант 2). На чертеже, б предложена комбинированная опора, являющаяся усовершенствованием опоры, показанной на чертеже, а.
Комбинированная опора, показанная чертеже, а (вариант 1), содержит внутреннее 1 и наружное 2 кольца, тела качения 3, самоустанавливающиеся вкладыши скольжения 4 по наружному кольцу 2, самоустанавливающиеся вкладыши скольжения 5 по внутреннему кольцу 1 и выполненные как одно целое вкладыши скольжения 6 по телам качения 3.
Комбинированная опора, показанная на чертеже, а (вариант 1), работает следующим образом. При запуске вся нагрузка, действующая на опору, воспринимается телами качения 3, а в сопряжениях вкладышей 6 и тел качения 3 имеет место сухое трение. По мере увеличения относительной скорости вращения колец между вкладышами 4 и 5 и соответствующими кольцами 1 и 2 образуется несущий гидродинамический слой, и часть нагрузки переходит с тел качения на вкладыши. При этом в сопряжениях вкладышей 6 и тел качения 3 также образуется гидродинамический слой, препятствующий сухому трению.
Данная комбинированная опора может быть усовершенствована так, как показано на чертеже, б. Усовершенствованная опора содержит внутреннее 1 и наружное 2 кольца, тела качения 3, вкладыши скольжения 4 по наружному кольцу 2, вкладыши скольжения 5 по внутреннему кольцу 1, вкладыши скольжения 6 по телам качения 3 и подпятник 7. Вкладыши скольжения 4, 5 и 6 выполнены с возможностью углового перемещения по подпятнику 7.
Усовершенствованная опора работает следующим образом. При запуске вся нагрузка, действующая на опору, воспринимается телами качения 3, а в сопряжениях вкладышей 6 и тел качения 3 имеет место сухое трение. По мере увеличения относительной скорости вращения колец между вкладышами 4 и 5 и соответствующими кольцами 1 и 2 образуется несущий гидродинамический слой, и часть нагрузки переходит с тел качения 3 на вкладыши. При этом в сопряжениях вкладышей 6 и тел качения 3 также образуется гидродинамический слой, препятствующий сухому трению. Благодаря подпятнику 7 вкладыши 4, 5 и 6 имеют возможность самоустанавливаться во время работы под действием реакций соответствующих слоев, снижая тем самым потери мощности на трение.
Комбинированная опора, показанная на чертеже, в (вариант 2), содержит внутреннее 1 и наружное 2 кольца, тела качения 3, вкладыши скольжения 4 по наружному кольцу 2, вкладыши скольжения 5 по внутреннему кольцу 1 и самоустанавливающиеся вкладыши скольжения 6 по телам качения 3. Вкладыши скольжения 4 и 5 выполнены как одно целое.
Комбинированная опора, показанная на чертеже, в (вариант 2), работает следующим образом. При запуске вся нагрузка, действующая на опору, воспринимается телами качения 3, а в сопряжениях вкладышей 6 и тел качения 3 имеет место сухое трение. По мере увеличения относительной скорости вращения колец между вкладышами 4 и 5 и соответствующими кольцами 1 и 2 образуется несущий гидродинамический слой и часть нагрузки переходит с тел качения на вкладыши. При этом в сопряжениях вкладышей 6 и тел качения 3 также образуется гидродинамический слой, препятствующий сухому трению, а установка выполненных как одно целое вкладышей 4 и 5 происходит в зависимости от положения друг друга.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 1993 |
|
RU2079015C1 |
ПОДШИПНИК КОМБИНИРОВАННЫЙ | 2007 |
|
RU2334138C1 |
ПОДШИПНИК КОМБИНИРОВАННЫЙ | 2006 |
|
RU2321781C1 |
Опора качения | 1985 |
|
SU1335739A1 |
Комбинированный подшипник | 2017 |
|
RU2651406C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ОСЕВАЯ ОПОРА | 2005 |
|
RU2277189C1 |
Реверсивный подпятник скольжения | 1975 |
|
SU826114A1 |
Многосегментный радиальный подшипник скольжения | 2016 |
|
RU2614463C1 |
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ПОДШИПНИКОВОГО УСТРОЙСТВА | 2000 |
|
RU2199682C2 |
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С НЕПОДВИЖНЫМИ ПОДУШКАМИ | 2013 |
|
RU2538494C1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам валов и осей. Комбинированная опора состоит из внутреннего 1 и наружного 2 колец, тел качения 3, вкладышей 4 наружного кольца, вкладышей 5 внутреннего кольца, вкладышей 6 тел качения и подпятника 7. При работе в сопряжениях внутреннего 1 и наружного 2 колец с вкладышами скольжения 5 и 4 соответственно образуются несущие гидродинамические слои смазки. Вкладыши скольжения 6 обеспечивают жидкостное трение в сопряжениях с телами качения 3. Подпятник 7 служит для самоустановки вкладышей скольжения. Технический результат заключается в уменьшении износа комбинированной опоры. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОГО ОБЛУЧЕНИЯ КРОВИ КРАСНЫМ СВЕТОМ | 1993 |
|
RU2071797C1 |
GB 1552808 A, 19.09.1979 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВВОДА ИНФОРМАЦИИ В ЭВМ | 2000 |
|
RU2166203C1 |
US 3712694 A, 23.01.1973 | |||
RU 2073134 С1, 10.02.1997. |
Авторы
Даты
2004-02-20—Публикация
1999-07-21—Подача