Изобретение относится к строительству и может быть использовано при производстве асфальтобетонных смесей и строительстве дорожных покрытий.
Интенсивное дорожное строительство с устройством асфальтобетонных покрытий требует повышения качества и долговечности применяемых материалов. Возрастает потребность и в таких наполнителях, как минеральные порошки, получаемые, в основном, карбонатных пород.
Дефицит этих порошков объясняется отсутствием в ряде районов страны месторождений требуемого минерального сырья. Поэтому важное значение приобретает поиск способов применения для этой цели отходов промышленности.
Это позволит не только восполнить недостаток в традиционно используемых материалах, но и снизить стоимость дорожных работ за счет сокращения транспортных расходов на доставку сырья к месту переработки. Причем во многих регионах страны эти расходы превосходят более чем в 2 раза затраты, связанные с производством указанных материалов.
Одним из перспективных направлений является замена минеральных порошков из известняков и доломитов порошкообразными продуктами пиролиза твердых бытовых некомпостируемых отходов.
Известна битумоминеральная смесь, включающая битум, цементную пыль и минеральный заполнитель (1).
Известна также битумоминеральная смесь для дорожного покрытия, включающая битум, сланцевую золу ТЭЦ и минеральный заполнитель (2).
Недостатком указанных смесей является низкая прочность дорожного покрытия при 50oC.
Согласно ГОСТ 9128-84 "Смеси асфальтробетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон" (стр. 18) допускается использование в некоторых менее ответственных видах асфальтобетона в качестве минеральных порошков следующих отходов: измельченных основных металлургических шлаков, золы уноса и золошлаковых смесей, пыли уноса цементных заводов.
Однако указанные порошки характеризуются высокой битумоемкостью (100 г), что ведет к неэкономичному расходу дорогостоящего битума при изготовлении асфальтобетона.
Кроме того, при введении шлаков и битум происходит фильтрация легких компонентов битума внутрь пористой структуры шлаковых частиц, что приводит к потере эластичности битумных пленок, росту и жесткости, склонности к интенсивному старению (3), и как следствие, к невысокому качеству дорожных покрытий на их основе.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является битумоминеральная смесь для дорожного строительства, включающая нефтяной битум, минеральный заполнитель и минеральный порошок (4), причем в качестве минерального порошка указанная смесь содержит продукт пиролиза некомпостируемых бытовых отходов пирокарбон, полученный при разложении бытовых отходов при 500oC без доступа воздуха.
Указанная битумоминеральная смесь имеет следующий состав, мас.
Нефтяной битум 5,7-7,0
Продукт пиролиза некомпостуруемых бытовых отходов 3,8-13,0
Минеральный заполнитель остальное.
Указанная смесь характеризуется повышенной прочностью при 50oC.
Состав и свойства пирокарбона, получаемого при 500oC:
Зола, 61,9-63,0
Органические вещества, 28,0-31,2
Летучие вещества, 7,8-9,0
Оптическая плотность, ед. шкалы ФЭК 0,050-0,055
Масляное число 0,37-0,38
Плотность, г/см3 2,30-2,40
Эффективная теплопроводность, Вт/м. град. 0,105-0,103
Эффективная температуропроводность, α • 108 м2/C - 11,0-11,1
Удельная поверхность, см2/г 10500-11000
Битумоемкость, г/100 см3 114-1130
Недостатком вышеуказанного пирокарбона является его высокая битумоемкость 114-130 г/100 см3, что приводит к большому расходу битума при приготовлении битумоминеральных смесей и ведет к неэкономичности получаемых дорожных покрытий в связи с дороговизной битумов.
В настоящее время важными новыми требованиями, предъявляемыми к асфальтобетонам на основе битумоминеральных смесей, являются такие показатели, как предел прочности на сдвиг при 50oC (сдвигоустойчивостью), предел прочности на растяжение при расколе при 0oC, трещиноустойчивость при 0oC, характеризующие деформативные и пластоэластические свойства смесей.
Эти показатели содержатся в новых местных ТУ, утвержденных мэрией С. Петербурга в 1993 г. "Смеси асфальтобетонные для верхнего слоя покрытий городских дорог С. Петербурга".
Проведенными нами исследованиями установлено, что битумоминеральная смесь по прототипу не обеспечивает надежности и долговечности дорожного покрытия в связи с низкими значениями предела прочности на сдвиг при 50oC (1,5 МПа), придела прочности на рестяжение при расколе при 0oC (1,25 МПа) и показателя трещиноустойчивости при 0oC (4,5 • 10-4) (табл. 2).
Целью предлагаемого изобретения является повышение сдвигоустойчивости и трещиноустойчивости битумоминеральной смеси, используемой для получения асфальтобетона и, следовательно, его долговечности.
Это достигается при использовании предлагаемой битумоминеральной смеси, включающей нефтяной битум, продукт пиролиза некомпостируемых бытовых отходов и минеральный заполнитель. Существенным отличием предлагаемой смеси является использование в качестве продукта пиролиза некомпостируемых бытовых отходов порошкообразного продукта пиролиза некомпостируемых бытовых отходов, получаемого разложением бытовых отходов при 550 700oC без доступа воздуха, содержащего 7 25 мас. органических веществ (углеродного остатка) и 75 93 мас. золы, с удельной поверхностью 11500 13500 см2/г, при следующем соотношении компонентов, мас.
Нефтяной битум 5,0-7,5
Продукт пиролиза некомпостируемых бытовых отходов, содержащий 7-25 мас. органических веществ и 75-93 мас. золы, с удельной поверхностью 11500-13500 см2/г 13,0
Минеральный заполнитель остальное.
Продукт пиролиза некомпенсируемых бытовых отходов пирокарбон-твердое порошкообразное углеродистое вещество, получаемое при разложении бытовых отходов при 550-700oC без доступа воздуха, подвергают сушке, отделению металла и диспергированию до удельной поверхности 11500-13500 см2/г.
Состав и свойства получаемого пирокарбона:
Зола, мас. 75-93
Органические вещества (углеродистый остаток), мас. 7-25
Массовая доля потерь при 105oC, мас. 0,1-1,5
Оптическая плотность, ед. шкалы ФЭК 0,045-0,049
Масляное число 0,35-0,36
Плотность, г/см3 2,42-2,62
Эффективная теплопроводность, Вт/м. град. 0,102-0,104
Эффективная температуропроводность, a • 108/oC - 10,7-10,9
Удельная поверхность, см2/г 11500 13500
Битумоемкость, г/100 см3 60-75
В качестве минерального заполнителя в предлагаемой битумоминеральной смеси могут использоваться любые известные материалы, например щебень, получаемый дроблением изверженных горных пород, например гранита, размером песок природный или дробленный, отсевы продуктов дробления щебня и гравия размером зерен 0-5 мм. Возможно применение как отдельного заполнителя, так и их комбинации друг с другом.
Битумоминеральную смесь готовят путем смешивания минерального заполнителя с пирокарбоном, нагревателя их и смешивания с разогретым нефтяным битумом.
Состав битумоминеральной смеси приведен в табл. 1.
Результаты физико-механических испытаний приготовленных битумоминеральных смесей представлены в таб. 2.
Как видно из данных в табл. 2, битумоминеральная смесь предлагаемого состава (примеры 1, 2, 3) характеризуется повышенной прочностью на сдвиг при 50oC (2,35-2,60 МПа против 1,5 МПа у прототипа), повышенной прочностью на растяжение при расколе при 0oC (1,86-2,00 МПа 1,25 МПа у прототипа), более высоким показателем трещиноустойчивости при 0oC (7,2-8,0 • 10-4 против 4,5 • 10-4 у прототипа, повышенным пределом прочности при сжатии 20oC (5,70-5,94 МПа) против 5,00 МПа у прототипа.
Таким образом, дорожное покрытие предлагаемого состава имеет улучшенные деформационные и пластоэластические свойства по сравнению с известным (прототипом), что обеспечивает его более высокую надежность и устойчивость к воздействию транспортных средств и погодно-климатических факторов при эксплуатации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБРАБОТКИ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ | 1999 |
|
RU2161542C2 |
Битумоминеральная смесь для дорожного строительства | 1981 |
|
SU1039939A1 |
Способ получения битума | 1983 |
|
SU1097642A1 |
Способ переработки минерально-органического сырья | 1980 |
|
SU950439A1 |
Битумоминеральная смесь для дорожныхпОКРыТий | 1979 |
|
SU852992A1 |
БИТУМОМИНЕРАЛЬНАЯ СМЕСЬ | 2011 |
|
RU2470048C1 |
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА | 2012 |
|
RU2504612C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2002 |
|
RU2235162C2 |
БИТУМОМИНЕРАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2006 |
|
RU2324667C1 |
ГОРЯЧИЙ ПЕСЧАНИСТЫЙ АСФАЛЬТОБЕТОН НА АКТИВИРОВАННОМ КВАРЦЕВОМ ЗАПОЛНИТЕЛЕ | 1996 |
|
RU2102355C1 |
Использование: при производстве асфальтобетонных смесей и строительстве дорожных покрытий. Сущность изобретения: битумоминеральная смесь для дорожных покрытий, содержит: нефтяной битум - 5,0-7,5%; продукт пиролиза некомпостируемых бытовых отходов, состоящих из 7-25 мас.% органических веществ и 75-93 мас.% золы с удельной поверхностью 11500-13500 см2/г - 3,8-13%; минеральный заполнитель - остальное. Использование в составе битумоминеральной смеси указанного продукта пиролиза отходов позволяет повысить предел прочности смеси на сдвиг при 50oC (до 2,6 МПа против 1,5 МПа у прототипа), предел прочности на растяжение при расколе при 0oC (до 2,0 МПа против 1,25 МПа у прототипа), показатель трещиноустойчивости (до 8,0 • 10-4 против 4,5 • 10-4 у прототипа), что обеспечивает более высокие эксплуатационные свойства предлагаемого дорожного покрытия. 2 табл.
Битумоминеральная смесь для дорожных покрытий, включающая нефтяной битум, продукт пиролиза некомпостируемых бытовых отходов и минеральный заполнитель, отличающаяся тем, что в качестве продукта пиролиза некомпостируемых бытовых отходов она содержит продукт пиролиза, состоящий из 7 25 мас. органических веществ и 75 93 мас. золы с удельной поверхностью 11500 13500 см2/г при следующем соотношении компонентов, мас.
Нефтяной битум 5,0 7,5
Продукт пиролиза некомпостируемых бытовых отходов, состоящий из 7 25 мас. органических веществ и 75 93 мас. золы с удельной поверхностью 11500 13500 см2/г 3,8 13,0
Минеральный заполнитель Остальное
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Лысихина А.И | |||
Дорожные покрытия и основания с применением битумов и дегтей | |||
- М.: Автотрансиздат, 1962, с | |||
Приспособление для подвешивания тележки при подъемках сошедших с рельс вагонов | 1920 |
|
SU216A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Использование золы ТЭЦ в дорожном строительстве | |||
Автомобильные дороги | |||
Сплав для отливки колец для сальниковых набивок | 1922 |
|
SU1975A1 |
Способ использования делительного аппарата ровничных (чесальных) машин, предназначенных для мериносовой шерсти, с целью переработки на них грубых шерстей | 1921 |
|
SU18A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Гулаев А.Я | |||
Дорожные одежды с использованием шлаков | |||
- М.: Транспорт, 1986, с | |||
Переносное устройство для вырезания круглых отверстий в листах и т.п. работ | 1919 |
|
SU226A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Битумоминеральная смесь для дорожныхпОКРыТий | 1979 |
|
SU852992A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1997-05-20—Публикация
1995-02-21—Подача