Изобретение относится к способам получения трансмиссионного масла класса ТМ-5, используемого для смазки тяжелонагруженных цилиндрических, спирально-конических, гипоидных и червячных передач автомобилей и других транспортных машин.
Известен способ получения трансмиссионного масла марки ТМ5-12РК путем загущения дистиллятного масла селективной очистки полимерной присадкой молекулярной массы до 4300 и добавления присадок /1/.
Получаемое этим способом масло имеет недостаточно хорошие трибологические характеристики (критическая нагрузка Pкр составляет 119 кг, нагрузка сваривания Pсв 335 кг); кроме того, для его приготовления требуется вовлечение дорогостоящего полимерного загущающего компонента.
Наиболее близким к заявляемому объекту является способ получения трансмиссионного масла ТАД-17И путем смешения дистиллятного и остаточного базовых масел с использованием 6,5% комплексной присадки "Англамол-99", депрессорной и моющей присадок /2/.
Этот способ дает возможность улучшения трибологических характеристик масла (Pкр 125 кг, Pсв 365 375 кг) и исключить использование полимерного загущающего компонента.
Однако трибологические характеристики масла ТАД-17И все же недостаточны. К тому же используемая импортная присадка "Англамол-99" в высокой дозировке значительно удорожает стоимость масла.
Изобретение направлено на улучшение качества трансмиссионного масла и снижение расхода комплексной присадки "Англамол-99".
Это достигается тем, что в способе получения трансмиссионного масла путем смешения базового дистиллятного масла с базовым остаточным маслом с последующей добавкой к этой смеси присадок депрессорного и противозадирного типов, к вышеуказанной смеси масел предварительно добавляют асфальтизат пропан-бутановой деасфальтизации гудрона.
Использование деасфальтизата пропан-бутановой деасфальтизации гудрона для получения трансмиссионного масла обеспечивает улучшение противозадирных свойств трансмиссионного масла за счет сохранения части полициклических ароматических углеводородов и смолистых веществ гудрона, улучшающих противоизносные свойства масла и приводящих к снижению потребления присадки противозадирного типа.
Способ осуществляют следующим образом.
Базовое дистиллятное масло смешивают с базовым остаточным маслом и деасфальтизатом пропан-бутановой деасфальтизации гудрона. К полученной смеси добавляют присадки. При этом соотношение компонентов масла подбирается таким образом, чтобы масло имело вязкость 14 24 сСт.
Способ иллюстрируется следующими примерами.
Пример 1. Получили смесь из 20% базового дистиллятного масла И-40 с вязкостью ν100=7,6 сCт, 60% базового остаточного масла с ν100=21,9 сCт и 20% деасфальтизата пропан-бутановой деасфальтизации с ν100=68,7 сCт. К полученной смеси базовых масел и деасфальтизата, имеющей ν100=20 сCт и температуру застывания (tзаст.) минус 15oC, добавили 1,5% депрессорной присадки АФК и 2% комплексной присадки "Англамол-99".
В примерах 2 и 3 в смесях того же качества, что и в примере 1, изменяли содержание присадки "Англамол-99".
Пример 4. Получили смесь дистиллятного масла И-40 с ν100=8,1 сCт (22,5%) с остаточным базовым маслом с ν100=25,0 сCт (67,5%) и деасфальтизатом пропан-бутановой деасфальтизации с ν100=81,4 сCт (10%) которая имеет вязкость ν100=20,3 сCт В эту смесь вводили 1,5% депрессатора и 4% противозадирной присадки "Англамол-99".
Содержание исходных компонентов и показатели качества полученных трансмиссионных масел приведены в таблице. Там же для сравнения представлено качество трансмиссионного масла ТАД-17И по прототипу (данные взяты из источников /1, 2/).
Как видно из таблицы, использование предлагаемого способа позволит получить трансмиссионные масла с улучшенными по сравнению с прототипом показателями. При одинаковых пределах вязкости по классификации SAE 90 ( ν100 от 14 до 24 сCт) характеристики предлагаемых масел с дозировкой присадкой "Англамол-99" в количестве 4% и 6,5% заметно лучше, чем у прототипа. Причем предлагаемое масло с содержанием присадки "Англамол-99" в количестве 4% позволяет добиться уровня качества известного трансмиссионного масла по Pкр и dи, а по температуре застывания, индексу задира и Pсв выше, чем по прототипу. Это позволяет сократить потребление дорогостоящей присадки "Англамол-99", закупориваемой по импорту, в расчете на 1 т трансмиссионного масла примерно 25 кг, что удешевляет стоимость масла в целом. При дозе присадки "Англамол-99" в пределах, применяемых в прототипе (6,5%), предлагаемый способ позволяет получать масло со значительно более высокими параметрами по всем показателям (температура застывания, индексу задира, Pкр, Pсв и dи).
Источники информации.
1. Справочник нефтепереработчика. Л. Химия, 1986, c. 449.
2. Виленкин А. В. Масла для шестереночных передач. М. Химия, 1982, c. 173, 176 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТРАНСМИССИОННОГО МАСЛА ДЛЯ ГИПОИДНЫХ ПЕРЕДАЧ | 1994 |
|
RU2079547C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТРАНСМИССИОННОГО МАСЛА ДЛЯ ГИПОИДНЫХ ПЕРЕДАЧ | 1994 |
|
RU2079546C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТРАНСМИССИОННОГО МАСЛА | 1994 |
|
RU2074238C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОТИВОЗАДИРНОЙ ПРИСАДКИ | 1997 |
|
RU2145338C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СЫРЬЯ ДЛЯ КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА | 1994 |
|
RU2079540C1 |
Трансмиссионное гипоидное масло | 1973 |
|
SU457714A1 |
СПОСОБ ДЕАСФАЛЬТИЗАЦИИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ | 1998 |
|
RU2136720C1 |
СПОСОБ ДЕАСФАЛЬТИЗАЦИИ НЕФТЯНОГО ОСТАТКА | 1998 |
|
RU2167186C2 |
СПОСОБ ДЕАСФАЛЬТИЗАЦИИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ | 2000 |
|
RU2176659C2 |
ОТВЕРЖДАЮЩАЯСЯ БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2115677C1 |
Сущность изобретения: трансмиссионное масло класса ТМ-5 получают последовательным смешением базового дистиллятного масла, базового остаточного масла, деасфальтизата пропанбутановой деасфальтизации гудрона, депрессорной и противозадирной присадок. 1 табл.
Способ получения трансмиссионного масла путем смешения базового дистиллятного масла с базовым остаточным маслом и добавлением к полученной смеси депрессорной и противозадирной присадок, отличающийся тем, что в полученную смесь перед добавлением присадок вводят деасфальтизат пропан-бутановой деасфальтизации гудрона.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Справочник нефтепереработчика | |||
- Л.: Химия, 1986, с | |||
Автоматический сцепной прибор | 1921 |
|
SU449A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Виленкин А.В | |||
Масла для шестереночных передач | |||
М.: Химия, 1982, с | |||
Джино-прядильная машина | 1922 |
|
SU173A1 |
Авторы
Даты
1997-05-20—Публикация
1994-12-27—Подача