Изобретение относится к машиностроению, к области электродуговой наплавки материалов и предназначено для нанесения слоя антифрикционного материала в подшипниках скольжения и других узлах трения машин различного назначения, например двигателя внутреннего сгорания.
Известны различные способы нанесения антифрикционных материалов, имеющих различные теплофизические свойства:
напайка способ нанесения материала путем расплавления припоя на поверхности более тугоплавкого материала;
наплавка способ нанесения слоя методом сварки плавления.
Наибольшее распространение для нанесения антифрикционного материала в парах трения получил способ заливки, который заключается в нанесении антифрикционного материала в расплавленном состоянии на поверхность основы (вкладыш или непосредственно в деталь).
Этот способ включает сложную последовательность химических и механических операций:
1. Очистку: механическую, промывку керосином, обдув сжатым воздухом.
2. Травление в растворе соляной кислоты.
3. Обезжиривание в растворе едкого калия.
4. Смачивание травленой соляной кислотой.
5. Лужение.
6. Плавление антифрикционного материала.
7. Заливку расплавленного антифрикционного материала на поверхность вкладыша или подшипника.
Недостатками этого способа являются: его технологическая сложность, вредность производства для персонала и окружающей среды, большой процент брака из-за плохого качества соединения заливаемого материала с основой подшипника или вкладыша и, как следствие, отставание антифрикционного слоя при работе подшипника.
Целью изобретения является упрощение технологии нанесения антифрикционных покрытий, повышение качества соединения антифрикционного материала с материалом основы.
Поставленная цель достигается тем, что нанесение слоя антифрикционного материала проводится наплавкой в дуге неплавящегося вольфрамового электрода в среде защитного газа.
Существенным отличием предлагаемого способа является применение присадочного прутка, выполненного из антифрикционного материала и наплавкой его в защитной среде на поверхности основы. Для этого наплавленную поверхность предварительно очищают механическим способом, затем в зону зажженной дуги вводят присадочный пруток из наплавляемого материала. Под воздействием высокой температуры дуги нагревается материал основы (почти до температуры плавления) и плавится присадочный пруток. Так как все это происходит в среде защитного газа, то на наплавляемой поверхности отсутствует окисление и выгорание составляющих антифрикционного материала, и присадочный материал в расплавленном состоянии хорошо растекается по нагретой поверхности, происходит взаимопроникновение молекул этих материалов, что обеспечивает хорошее их соединение.
Использование предложенного способа нанесения антифрикционного слоя на подшипник скольжения обеспечивает по сравнению с существующим способом заливки упрощение технологии, снижение загрязнения окружающей среды и вредности производства, повышение качества соединения антифрикционного слоя с материалом основы и, как следствие, повысит надежность и моторесурс работы машин.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ АРГОНОДУГОВОЙ НАПЛАВКИ НЕПЛАВЯЩИМСЯ ЭЛЕКТРОДОМ МЕДИ И ЕЕ СПЛАВОВ НА СТАЛЬ | 2008 |
|
RU2390398C1 |
СПОСОБ ДУГОВОЙ НАПЛАВКИ МЕДИ И МЕДНЫХ СПЛАВОВ НА СТАЛЬ | 2011 |
|
RU2470750C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ШЕЕК ОСЕЙ ВАГОННЫХ КОЛЕСНЫХ ПАР ПУТЕМ ЛАЗЕРНОЙ НАПЛАВКИ | 1996 |
|
RU2107598C1 |
СПОСОБ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЭЛЕКТРОДУГОВОЙ НАПЛАВКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2002 |
|
RU2215624C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СФЕРИЧЕСКОЙ КОНТАКТНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ОПОРНОЙ ЧАСТИ МОСТОВОГО СООРУЖЕНИЯ | 2009 |
|
RU2404321C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОРПУСОВ СНАРЯДОВ | 2008 |
|
RU2384383C1 |
СПОСОБ ЭЛЕКТРОШЛАКОВОЙ НАПЛАВКИ ПЛОСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 2008 |
|
RU2397851C1 |
СПОСОБ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ АРГОННО-ДУГОВОЙ НАПЛАВКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2002 |
|
RU2211123C1 |
СПОСОБ ЭЛЕКТРОШЛАКОВОЙ НАПЛАВКИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ТОРЦОВ | 2004 |
|
RU2271267C1 |
СПОСОБ СВАРКИ ИЛИ НАПЛАВКИ ЖАРОПРОЧНЫХ ВЫСОКОЛЕГИРОВАННЫХ СПЛАВОВ | 1998 |
|
RU2146988C1 |
Использование: в машиностроении для улучшения качества нанесения антифрикционного покрытия в парах трения. Сущность изобретения: для нанесения антифрикционного материала в парах трения используют пруток и расплавляют его неплавящимся электродом в среде инертного газа.
Способ нанесения антифрикционного материала в парах трения, при котором на поверхность детали наносят антифрикционный материал, отличающийся тем, что наносимый антифрикционный материал в виде прутка расплавляют неплавящимся электродом в среде инертного газа.
Н.В.Молодых, А.С.Зенкин | |||
Восстановление деталей машин.-М.: Машиностроение, 1989, с.204 - 211. |
Авторы
Даты
1997-05-27—Публикация
1993-11-04—Подача