Изобретение относится к оборудованию для обработки деталей, в частности на подвесках, в ваннах с токсичными жидкостями и растворами для химической и электрохимической обработки и может быть использовано на автоматизированных и механизированных линиях гальванопокрытий и химической обработки.
Известна линия для гальванохимической обработки деталей, содержащая технологические ванны с грузоопорами, крышками в виде створок с исполнительными механизмами и органами для их открывания закрывания и бортовыми вентиляционными отсосами, сушильную камеру, стойки загрузки - выгрузки, сушильную камеру, транспортер приспособлений с деталями с грузозахватами и реверсивными приводами для горизонтального и вертикального перемещений и жестко соединенный с ним колпак для улавливания испарений, газов и аэрозолей, рельсовый путь, электропроводную штангу с приспособлениями, оснащенную транспортными кронштейнами и пульт управления [1]
Недостатком известной линии является сравнительно невысокая эффективность удаления испарений, газов и аэрозолей с поверхности зеркала ванны (в частности основной обработки), поскольку при открытом положении ее крышки и нахождении транспортера с устройством для улавливания и патрубком для отвода испарений, газов и аэрозолей над ванной не обеспечивается (в частности с торцевых сторон ванны) изолированное от атмосферы цеха пространство.
Другим недостатком является сравнительно низкая скорость горизонтального перемещения транспортера приспособлений с деталями, обусловленная наличием и необходимостью надежного, но подвижного контакта патрубка для отвода уложенных испарений, разов и аэрозолей с магистральным трубопроводом.
Задача изобретения повышение эффективности локализации уловленных испарений, газов и аэрозолей в процессе перемещения деталей от ванны основной обработки к ванне промывки и обеспечение надежности локализации обрабатывающей среды последней, в частности при проведении операций струйной или комбинированной промывки.
Поставленная задача достигается тем, что линия для гальвано-химической обработки деталей, содержащая технологические ванны с грузоопорами, крышками в виде створок с исполнительными механизмами и органами для их открывания - закрывания и бортовыми вентиляционными отсосами, с дополнительными щелями всасывания испарений, газов и аэрозолей и устройствами и исполнительными механизмами для регулирования количества отсасываемых испарений, газов и аэрозолей в каждой из полостей бортовых вентиляционных отсосов, сушильную камеру, стойки загрузки выгрузки, датчики приспособлений с деталями в ванны, сушильную камеру и на стойки загрузки выгрузки, рельсовый путь, электропроводную штангу с приспособлением с деталями, оснащенную транспортными кронштейнами, датчики положения транспортера приспособлений с деталями и его грузозахватов, пульт управления, транспортер приспособлений с деталями с грузозахватами, реверсивными приводами для горизонтального вертикального перемещений и колпаком для улавливания испарений, газов и аэрозолей, жестко соединенным с транспортером согласно изобретению колпак выполнен с каналами для отвода испарений, газов и аэрозолей в бортовые вентиляционные отсосы через дополнительные щели последних, расположенными, по крайней мере, с двух длинных боковых сторон колпака и содержащими статичные, жестко соединенные с колпаком и перемещаемые части, выполненные в виде замкнутых с боковых сторон гармошек и соединенных между собой с торцевых сторон колпака гофров, жестко соединенных одним своим концом с нижней торцевой поверхностью, соответственно, статичных частей каналов для отвода испарений, газов и аэрозолей и колпака для улавливания последних, а другим своим концом с расположенным по периметру замкнутых с боковых сторон гармошек и соединяющих их с торцевых сторон колпака гофров фланцем, оснащенным с рабочими телами исполнительных органов для вертикального возвратно-поступательного перемещения замкнутых с боковых сторон гармошек и соединяющих их с торцевых сторон колпака гофров, управление работой которых осуществляется с помощью соответствующих исполнительных механизмов, причем каждая из ванн, по крайней мере, имеющих бортовые вентиляционные отсосы, оснащена ответным фланцем, сочленяемым с имеющим возможность вертикального возвратно-поступательного перемещения фланцем, расположенным по периметру гармошек и соединяющих их с торцевых сторон колпака гофров, снабжена, по крайней мере, одной ванной струйной промывки с грузоопорами, элементами формирования струй промывной водой и бортовыми вентиляционными отсосами, оснащенными устройствами и исполнительными механизмами для регулирования количества отсасываемых испарений, газов и аэрозолей и щелями всасывания последних из каналов для отвода испарений, газов и аэрозолей колпака транспортера, каждая из статичных частей каналов для отвода испарений, газов и аэрозолей колпака транспортера оснащена устройствами и исполнительными механизмами для засасывания испарений, газов и аэрозолей из-под колпака транспортера и для регулирования подачи испарений, газов и аэрозолей в бортовые вентиляционные отсосы ванн соответственно.
В качестве устройства и исполнительных механизмов для засасывания испарений, газов и аэрозолей из-под колпака транспортера используются электрические вентиляторы соответствующего исполнения.
В качестве устройства и исполнительных механизмов для регулирования подачи испарений, газов и аэрозолей в бортовые вентиляционные отсосы ванн используются шиберные заслонки, управление работой которых осуществляется с помощью пневмоцилиндров с пружинами возврата, штоки которых соединены с жестко соединенными с осями шиберных заслонок рычагами, через элементы связи и пазы в последних.
На фиг. 1 представлена линия для гальванохимической обработки деталей, колпак в исходном состоянии; на фиг.2 линия для гальванохимической обработки деталей (колпак в выдвинутом положении).
Линия для гальванохимической обработки деталей содержит пульт 1 управления, рельсовый путь (на фиг. не показан), электропроводную штангу 2 с приспособлением 3 с деталями 4, оснащенную транспортными кронштейнами 5, транспортер (не показан) приспособлений 3 с деталями 4 с грузозахватами 6 и реверсивными приводами для горизонтального (не показан) и вертикального 7 перемещения, оснащенный колпаком 8 для улавливания испарений, газов и аэрозолей, жестко соединенным с конструкцией транспортера, датчики положения транспортера приспособлений 3 с деталями 4 и его грузозахватов 6 (не показаны), ванны 9 основной обработки, оснащенные грузоопорами 10, крышками в виде створок с исполнительными механизмами и органами для их открывания - закрывания (не показаны) и бортовыми вентиляционными отсосами 11, 12, ванну 13 струйной промывки, оснащенную грузоопорами 14, элементами 15 формирования струй промывной воды и бортовыми вентиляционными отсосами 16, 17, сушильную камеру, стойки загрузки-выгрузки и датчики загрузки приспособлений 3 с деталями 4 в ванну 9, 13, сушильную камеру и на стойки загрузки выгрузки (не показаны).
Колпак 8 имеет каналы для отвода испарений, газов и аэрозолей в бортовые отсосы 11, 12 и 16, 17, расположенные с двух его длинных боковых сторон и содержащие статичные, жестко соединенные с колпаком 8 части 18, 19, и перемещаемые части, выполненные в виде замкнутых с боковых сторон гармошек 20 и соединенные между собой с торцевым сторон колпака 8 гофрами 21, 22, жестко связанных одним своим концом с нижней торцевой поверхностью, соответственно, статичных частей 18, 19 каналов для отвода испарений, газов и аэрозолей, а другим своим концом с расположенным по периметру замкнутых с боковых сторон гармошек 20 и соединяющих их с торцевых сторон колпака гофров 21, 22 фланцем 23, оснащенным упругим элементом 24 для компенсации ударных нагрузок и жестко соединенным с штоком 25 пневмоцилиндров 26 с пружинами возврата (не показаны), жестко соединенных со статичными частями 18, 19 каналов для отвода испарений, газов и аэрозолей в бортовые отсосы 11, 12 ванн 9 и в бортовые отсосы 16, 17 ванны 13 и управляемых с помощью трехходовых электромагнитных пневмораспределителей 27 (или безмаслянной воздуходувки).
Каждый из бортовых отсосов 11, 12 ванн 9 оснащен дополнительной щелью 28 всасывания испарений, газов и аэрозолей из каналов для отвода из-под колпака 8 и выполнен с помощью непроницаемой перегородки (не обозначена), двухполостным, с оснащением каждой из полостей 29, 30 шиберной заслонкой 31, 32, управление работой которых осуществляется с помощью исполнительных механизмов 33, 34 (однооборотные электрические исполнительные механизмы или шиберные пневмодвигатели, управляемые от трехходовых электромагнитных пневмораспределителей).
Каждая из ванн 9, имеющих бортовые вентиляционные отсосы 11, 12, оснащена ответным фланцем 35, сочленяемым с фланцем 23 (через упругий элемент 24) при опускании последнего.
Каждый из бортовых отсосов 16, 17 ванны 13 имеет щель 36 всасывания испарений, газов и аэрозолей из каналов для их отвода из-под колпака 8 и шиберной заслонкой 37, управление работой которой осуществляется с помощью исполнительных механизмов 38 (однооборотный электрический или шиберный пневмодвигатель, управляемый от трехходового электромагнитного пневмораспределителя).
Ванна 13, имеющая бортовые отсосы 16, 17, выполнена с ответным фланцем 39, сочленяемым с фланцем 23 (через упругий элемент 24) при опускании последнего.
Каждая из статичных частей 18 и 19 каналов для отвода испарений, газов и аэрозолей колпака 8 транспортера оснащена электрическими вентиляторами 40 и 41, соответственно, для засасывания, испарений, газов и аэрозолей из-под колпака транспортера в каналы последнего.
Каждая из статичных частей 18 и 19 каналов для отвода испарений, пазов и аэрозолей колпака 8 транспортера оснащена шиберными заслонками 42 и 43, соответственно, оси которых жестко соединены с рычагами 44, оснащенных пазами 45, через посредство которых и элементов связи 46, рычаги 44 соединены с штоками 47 пневмоцилиндров 48 с пружинами возврата (не показаны), управление работой которых осуществляется от исполнительных механизмов 49 (трехходовых электромагнитных пневмораспределителей или безмаслянных воздуходувок).
Линия работает следующим образом.
В исходном состоянии в грузоопорах 10 и 14 ванн 9 и 13 отсутствуют штанги 2 с приспособлениями 3 с деталями 4. Створки крышки ванны 9 находятся в закрытом положении. Шиберные заслонки 31 и 32, расположенные в полостях 29 и 30 бортовых отсосов 11 и 12 ванны 9 находятся в положениях (показанных сплошной линией на фиг.1).
Не производится отсос испарений, газов и аэрозолей через щели 28 всасывания бортовых отсосов 11, 12, а с помощью не до конца закрытых заслонок 32 в полостях 30 обеспечивает отвод испарений, газов и аэрозолей с поверхности зеркала ванны 9 при закрытой ее крышке через основную щель всасывания (не обозначенную на фиг.1) ее бортовых отсосов 11, 12.
Шиберные заслонки 37, расположенные в бортовых отсосах 16 и 17 ванны 13, находятся в положениях, показанных пунктиром на фиг.2. При этом, не производится отсос испарений, газов и аэрозолей через щели 36 всасывания бортовых отсосов 16, 17. Промывая вода не подается в элементы 15 ванны 13. На выходах датчиков загрузки приспособлений 3 с деталями 4 ванн 9 и 13 отсутствуют сигналы, поступающие на соответствующие входы пульта 1. Штоки 25 пневмоцилиндров 26 и штоки 47 пневмоцилиндров 48 находятся в положении, показанной на фиг.1. Заслонки 42 в частях 18 и 19 каналов колпака 9 находятся в положении, показанном сплошной линией на фиг.1. Вентиляторы 40, 41 находятся в выключенном состоянии. При останове транспортера (по сигналу от датчика его положения) с грузозахватами 6, в которых размещены транспортные кронштейны 5 электроприводной штанги 2 с приспособлением 3 с деталями 4 у ванны 9 (см. фиг. 1) с пульта 1 ручным способом или автоматически с соответствующего выхода последнего выдается сигнал, поступающий на управляющие входы пневмораспределителей 27, которые, в данном случае, осуществляют коммутацию сжатого воздуха с верхними вводами пневмоцилиндров 26, а нижних вводов последних с атмосферой, обеспечивая тем самым перемещение вниз их штоков, растягивание их пружинных возвратов и следовательно гармошки 20 с гофрами 21, 22 до положения, показанного пунктиром на фиг. 1.
После этого с соответствующих выходов пульта 1, ручным способом или автоматически выдаются сигналы управления, поступающие соответственно на исполнительный механизм для открывания створок крышки ванны 9 и исполнительный механизм 9 и 34 для приведения заслонок 32 в вертикальное положение (показанное пунктиром на фиг. 1) и увеличения тем самым количества отсасываемых с поверхности зеркала ванны 9 испарений, газов и аэрозолей.
После этого с соответствующего выхода пульта 1 ручным способом (дистанционно) или автоматически выдается сигнал на реверсивный привод вертикального 7 перемещения для загрузки электропроводной штанги 2 с приспособлением 3 с деталями 4 в ванну 9.
После загрузки штанги 2 с приспособлением 3 с деталями 4 в грузоопоры 10 ванны 9 (положение, показанное пунктиром на фиг. 1), на выходе датчика загрузки ванны 9 появляется сигнал, поступающий на соответствующий вход пульта 1, а грузозахваты 6 транспортера выходят из зацепления с транспортными кронштейнами 5 штанги 2.
После этого с соответствующих выходов пульта 1 ручным способом или автоматически выдаются сигналы управления (ранее выданные сигналы снижаются до нуля), поступающие соответственно на исполнительный механизм для закрывания створок крышки ванны 9 и 34 для приведения заслонок 32 в исходное (показанное сплошной линией на фиг. 1) положение, уменьшая тем самым количество отсасываемых с поверхности зеркала ванны 9 испарений, газов и аэрозолей при закрытой крышке последней.
После этого с соответствующих выходов пульта 1 ручным способом (дистанционно) или автоматически, выдаются сигналы, обеспечивающие:
включение ИМ 33 для приведения заслонок 31 в вертикальное (показанное пунктиром на фиг. 1) положение;
на входы исполнительного механизма 49 (например пневмораспределителей), которые в данном случае осуществляют коммутацию сжатого воздуха с верхними вводами пневмоцилиндров 48, а нижних вводов последних с атмосферой, обеспечивая тем самым перемещение в них их штоков 47, поворот рычагов 44 (за счет их связи через элементы 46 в пазах 45) и поворот жестко соединенных с рычагами 44 заслонок 42, 43 в вертикальное (показанное пунктиром на фиг. 1) положение;
включение вентиляторов 40 и 41 для засасывания скопившихся в колпаке 8 транспортера испарений, газов и аэрозолей в статичные части 18, 19 каналов последнего.
Тем самым обеспечивается ускоренный (порядка 10 20 секунд) отсос испарений, газов и аэрозолей из-под колпака 8 транспортера, через статичные 18, 19 и перемещаемые 20 части каналов для отвода испарений, газов и аэрозолей и щели 28 всасывания бортовых вентиляционных отсосов 11, 12 ванны 9.
После окончания процесса удаления испарений, газов и аэрозолей из-под колпака 8 транспортера (и из каналов для их отвода), сигналами с соответствующих выходов пульта 1 осуществляются:
реверс (путем, например, изменения полярности исходного сигнала) ИМ 33 для приведения заслонок 31 в горизонтальное (показанное сплошной линией на фиг. 1) положение, обеспечивая тем самым прекращение доступа испарений, газов и аэрозолей в бортовые отсосы 11, 12 и из них;
коммутацию путем, например, снятия ранее выданных сигналов на исполнительные механизмы 49 сжатого воздуха с нижними вводами пневмоцилиндров 48, а верхних вводов последних с атмосферой, обеспечивая тем самым втягивание их штоков 47, приводящих их пружинные возвраты и рычаги 44, а следовательно и заслонки 42, 43 в горизонтальное (показанное сплошной линией на фиг. 1) положение, ограниченное упругими элементами (не обозначенными на фиг. 1);
отключение путем снятия ранее выданных сигналов вентиляторов 40 и 41.
Затем с пульта 1 снимаются ранее выданные сигнал с пневмораспределителей 27, обеспечивая тем самым подачу сжатого воздуха в нижние вводы пневмоцилиндров 26 и соединение их верхних вводов с атмосферой, заставляя перемещаться вверх их штоки 25, приводящих пружинные возвраты, а также и гармошки 20 с гофрами 21, 22 в исходное, показанное сплошной линией на фиг. 1 положение.
Вышеописанные процессы происходят ранее описанным образом с той лишь разницей, что после выгрузки штанги 2 с приспособлением 3 с деталями 4 из ванны 9 дается технологическое время (порядка 10 15 секунд), до закрывания створок крышки ванны 9 для стекания электролита ванны 9 с деталей 4, а после занятия исходноно, показанного сплошной линией на фиг. 1, положения, отключение вентилятора 40 и 41 не производится (для нагнетания оставшихся в колпаке 8 испарений, газов и аэрозолей в замкнутые заслонками 42, 43 статичные части 18, 19 каналов транспортера).
В таком положении транспортер перемещает приспособление 3 с деталями 4 к следующей ванне 13 для проведения в ней операции струйной промывки.
При этом после останова транспортера у позиции ванны 13 описанным ранее образом с соответствующих выходов пульта 1 ручным способом (дистанционно) или автоматически выдаются управляющие сигналы, поступающие на входы пневмораспределителей 27, которые опять осуществляют коммутацию сжатого воздуха с верхними вводами пневмоцилиндров 26, а нижних вводов последних с атмосферой, обеспечивая тем самым перемещение вниз их штоков 25, растягивание их пружинных возвратов и также гармошки 20 с гофрами 21, 22 до положения, показанного на фиг. 2.
Затем с соответствующих выходов пульта 1 ручным способом (дистанционно) или автоматически выдаются сигналы управления, поступающие соответственно на входы пневмораспределителей 49 для приведения (описанным ранее образом) заслонок 42, 43 в статичных частях 18, 19 каналов транспортера в вертикальное (показанное сплошной линией на фиг. 2) положение и на исполнительный механизм 38 ванны 13, для приведения в вертикальное (показанное сплошной линией на фиг. 2) положение заслонок 37 в бортовых отсосах 16, 17 ванны 13.
При этом возможные остатки испарений, газов и аэрозолей удаляются из-под колпака 8 через статичные части 18, 19 каналов, гармошки 20 и бортовые отсосы 16, 17 ванны 13.
Одновременно (например) с пульта 1 производится выдача сигналов на реверсивный привод для вертикального 7 перемещения для загрузки штанги 2 с приспособлением 3 с деталями 4 в грузоопоры 14 ванны 13, после чего при поступлении сигнала от датчика загрузки ванны 13 на пульт 1 по сигналу с выхода последнего производится подача промывной воды в элементы 15 ванны 13.
При этом производится реверс ранее выданного сигнала на реверсивный привод для вертикального 7 перемещения для выгрузки штанги 2 с приспособлением 3 с деталями 4 из ванны 13 и проведения процесса струйной промывки перемещающихся вверх относительно струй деталей 4.
После окончания процессов струйной промывки и удаления остатков испарений, газов и аэрозолей из-под колпака 8 транспортера сигналами с соответствующих выходов пульта 1 осуществляются:
реверс (путем, например, изменения полярности исходного сигнала) исполнительного механизма 38 для приведения заслонок 37 в исходное горизонтальное положение, ограниченное упругими элементами;
коммутацию (путем, например, снятия ранее выданных сигналов на исполнительный механизм 49 сжатого воздуха с нижними вводами пневмоцилиндров 48, а верхних вводов, последних, с атмосферой, обеспечивая тем самым втягивание их штоков 47, приводящих их пружинные возвраты и рычаги 44, а следовательно, и заслонкой 42, 43 в горизонтальное (показанное пунктиром на фиг. 2) положение;
отключение путем снятия ранее выданных сигналов, вентиляторов 40 и 41;
коммутацию (путем, например, снятия ранее выданных сигналов на пневмораспределители 27 сжатого воздуха в нижние вводы пневмоцилиндров 26 и соединение их верхних вводов с атмосферой, заставляя перемещаться вверх их штоки 25, приводящие пружинные возвраты, а также и гармошки 20 с гофрами 21, 22 в исходное, показанное сплошной линией на фиг. 1 положение.
После этого вышеописанным образом производится процесс обработки деталей и в последующих (исключая, например, ванну промывки в холодной воде методом погружения) ваннах линии для гальванохимической обработки деталей, после окончания которой устройство готово для проведения нового процесса обработки.
Таким образом использование данной линии позволяет:
снизить вероятность попадания агрессивных испарений, газов и аэрозолей в атмосферу цеха из-под колпака для их улавливания в процессе перемещения транспортера с приспособлением с деталями от одной ванны к другой;
сократить время отсоса испарений, газов и аэрозолей из-под колпака транспортера;
исключить или снизить вероятность попадания брызг воды вместе с отмываемым компонентом за габариты этих ванн.
Изобретение относится к оборудованию для обработки деталей в ваннах с токсичными жидкостями. Линия для гальванохимической обработки деталей содержит технологические ванны (В) и В струйной промывки с грузоопорами, крышками с исполнительными механизмами (ИМ) и органами для их открывания - закрывания и бортовыми вентиляционными отсосами (ВО), выполненными двухполостными с дополнительными щелями всасывания испарений, газов и аэрозолей (ИГА) и устройствами и ИМ для регулирования количества отсасываемых (ИГА) в каждой из полостей БО, сушильную камеру, датчики положения транспортера Т и загрузки, рельсовый путь, штангу с приспособлением с деталями, пульт управления, Т приспособлений с деталями, приводами и колпаком для улавливания ИГА, оснащенным каналами для отвода ИГА в БО, состоящими из статичных и перемещаемых частей, последние из которых выполнены в виде замкнутых с боковых сторон гармошек и соединенных между собой гофров, с фланцем, сочленяемым с помощью исполнительных механизмов с фланцами В, имеющих БО. В струйной промывки оснащена БО устройствами и ИМ для регулирования количества отсасываемых ИГА и щелями всасывания последних из каналов для отвода ИГА колпака Т, оснащение и выполнение каждой из каналов для отвода ИГА колпака Т, оснащение и выполнение каждой из статичных частей каналов для отвода ИГА устройствами и ИМ для засасывания ИГА из-под колпака транспортера и для регулирования подачи ИГА в БО В, соответственно. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рекламные материалы на систему " Coudovent" акционерного общества "Kondor", Финляндия, 1983. |
Авторы
Даты
1997-05-27—Публикация
1994-03-14—Подача