ЛОПАСТНОЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА Российский патент 1997 года по МПК F04D29/24 F04D29/66 

Описание патента на изобретение RU2080490C1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к центробежным насосам с повышенными антикавитационными характеристиками.

Известно лопастное колесо центробежного насоса, в котором для улучшения антикавитационных качеств на тыльной стороне лопасти от корня до конца или в произвольном месте между ними выполнен прилив (например, заявка на патент Японии N 5321521, кл. F 04 D 29/18, опубл. 1978).

Известно также лопастное колесо центробежного насоса, в котором на тыльных сторонах лопастей со стороны всаса выполнены плоские или слегка искривленные участки, причем их длина может быть от 3 мм до величины шага между лопастями (например, патент США N 4208169, кл. F 04 D 29/24, опубл. 17.06.80).

Недостатками указанных конструкций колес являются ограниченная приспособленность к реальным переменным режимам работы колес, проявляющаяся в преждевременном кавитационно-эрозионном износе лопастей колес и снижении экономичности.

Известно лопастное колесо центробежного насоса с лопастями, утолщенными в своей входной части, преимущественно для перекачивания тяжелых жидких сред, в котором, с целью повышения антикавитационных качеств, входное утолщение лопатки выполнено со стороны тыльной кромки в виде половины симметричного крылового профиля, протяженности которого вдоль лопатки определяется из условия сохранения постоянного входного сечения межлопастного канала колеса (например, авт.св. СССР N 290128, кл. F 04 D 29/18, от 28.03.69).

Колесо является недостаточно эрозионно стойким и экономичным при перекачивании легких жидкостей, таких как вода или жидкий натрий, наиболее распространенных теплоносителей в контурах атомных электростанций.

Задачей изобретения является повышение антикавитационных свойств, а также экономичности лопастного колеса в условиях переменных режимов его работы и при перекачивании преимущественно легких жидкостей.

Для решения этой задачи в лопастном колесе центробежного насоса с лопастями, утолщенными в своей входной части с тыльной стороны, утолщение выполнено на участке L от входной кромки лопасти до начала межлопастного канала, определяемого минимальным, вписанным в канал диаметром, а толщина лопасти такова, что на расстоянии L от входной кромки она равна S, на расстоянии 0,75L от входной кромки равна 1,25S, на 0,5L 1,6S, на 0,35L - 1,65S, на 0,2L 1,25S, на 0,1L 0,9S, причем лопасть в районе входной кромки скруглена радиусом не менее 0,1S.

На фиг. 1 изображено предлагаемое лопастное колесо; на фиг. 2 фрагмент профиля его лопасти.

Лопастное колесо центробежного насоса содержит лопасти 1, каждая из которых во входной своей части 2 имеет утолщение 3 с тыльной стороны 4 лопасти. Утолщение 3 распространяется на участке длиной L от входной кромки 5 до начала 6 межлопастного канала 7, определяемого минимальным вписанным в канал диаметром d. Толщина лопасти в зоне утолщения 3 меняется по зависимости: на расстоянии 0,1 L от входной кромки равна 0,9 S, на 0,2L 1,25S, на 0,35L 1,65S, на 0,5L 1,6L, на 0,75L 1,25S. Лопасть в районе входной кромки 5 скруглена радиусом R равным не менее 0,1S. Величина S толщина лопасти, определяется конструктивно, исходя из условий прочности и технологичности.

При работе лопастное колесо с предлагаемым профилем обеспечивает улучшение характеристик при изменяющемся направлении потока перекачиваемой жидкости, при переменных режимах работы насоса при подачах от 0,75 до 1,25 номинальной.

Испытания предлагаемого колеса на модельном, а затем и на натурном стендах на воде подтвердили улучшение антикавитационных свойств и повышение экономичности.

Похожие патенты RU2080490C1

название год авторы номер документа
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС 1991
  • Ребкало В.Ф.
RU2027911C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ САМОВСАСЫВАЮЩИЙ НАСОС 1998
  • Гладков В.В.
  • Костин В.И.
  • Ракитин В.П.
RU2138690C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА 2011
  • Иванюшин Аркадий Аркадьевич
  • Колесник Евгения Сергеевна
  • Литвиновская Татьяна Владимировна
  • Немцев Александр Валерьевич
RU2491448C2
ЛОПАСТНОЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА 1971
  • И. И. Африкантов, В. М. Карабанов, В. А. Рымаков, А. И. Неклюдов,
  • В. Н. Карпычев Л. А. Трошин
SU290128A1
Рабочее колесо центробежного насоса 2019
  • Волков Александр Викторович
  • Дружинин Алексей Анатольевич
  • Вихлянцев Александр Андреевич
RU2727275C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА 2008
  • Белик Николай Фёдорович
  • Герасимов Владимир Сергеевич
  • Гунин Александр Анатольевич
  • Ерёмин Валерий Юрьевич
  • Казанцев Родион Петрович
  • Никифоров Сергей Аркадьевич
  • Паутов Юрий Михайлович
  • Щуцкий Сергей Юрьевич
RU2398973C2
Способ повышения давления и экономичности центробежного насоса и устройство для его реализации 2021
  • Чураков Евгений Олегович
  • Макаров Владимир Николаевич
  • Молчанов Максим Владимирович
  • Арсланов Азамат Альфизович
  • Макаров Николай Владимирович
RU2775101C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА 2004
  • Герасимов Владимир Сергеевич
  • Еремин Валерий Юрьевич
  • Казанцев Родион Петрович
  • Никифоров Сергей Аркадьевич
  • Орлов Дмитрий Владимирович
  • Паутов Юрий Михайлович
  • Посашков Сергей Григорьевич
RU2274509C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА 2011
  • Агринский Андрей Николаевич
  • Воронов Тимур Дмитриевич
  • Герасимов Владимир Сергеевич
  • Казанцев Родион Петрович
  • Щуцкий Сергей Юрьевич
RU2494848C2
Реактивное рабочее колесо центробежного насоса 2015
  • Волков Александр Викторович
  • Парыгин Александр Гаврилович
  • Лукин Максим Васильевич
  • Рыженков Артем Вячеславович
  • Вихлянцев Александр Андреевич
RU2613545C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 080 490 C1

Реферат патента 1997 года ЛОПАСТНОЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА

Использование: в машиностроении, в частности в центробежных насосах с повышенными антикавитационными характеристиками. Сущность изобретения: утолщение с тыльной стороны входной части лопасти выполнено на участке L от входной кромки лопасти до начала межлопастного канала, определяемого минимальным, вписанным в канал диаметром, а толщина лопасти такова, что на расстоянии L от входной кромки она равна S, на расстоянии 0,75 L от входной кромки - равна 1,25 S, на 0,5L - 1,6S, на 0,35L - 1,65S, на 0,2L - 1,25S, на 0,1L - 0,9S, причем лопасть в районе входной кромки скруглена радиусом не менее 0,1S. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 080 490 C1

Лопастное колесо центробежного насоса, содержащее лопасти, утолщенные в своей входной части с тыльной стороны, отличающееся тем, что утолщение выполнено на участке L от входной кромки лопасти до начала межлопастного канала, определяемого минимальным вписанным в канал диаметром, а толщина лопасти такова, что на расстоянии L от входной кромки она равна S, на расстоянии 0,75 L равна 1,25 S, на расстоянии 0,5 L 1,6 S на расстоянии 0,35 L 1,65 S, на расстоянии 0,2 L 1,25 S, на расстоянии 0,1 L 0,9 S, причем лопасть в районе входной кромки скруглена радиусом не менее 0,1 S.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2080490C1

ЛОПАСТНОЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА 0
  • И. И. Африкантов, В. М. Карабанов, В. А. Рымаков, А. И. Неклюдов,
  • В. Н. Карпычев Л. А. Трошин
SU290128A1

RU 2 080 490 C1

Авторы

Белов С.А.

Николушкин Г.М.

Скулкин Н.Г.

Бабин В.А.

Даты

1997-05-27Публикация

1994-12-14Подача