СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ Российский патент 1997 года по МПК B63H1/04 B63H5/02 

Описание патента на изобретение RU2081029C1

Изобретение относится к водному транспорту, а именно, к движителям мелкосидящих и быстроходных судов.

Известен принятый в качестве ближайшего аналога движитель в виде гребного колеса, содержащий двухопорный вал с ромбовидными шарнирными механизмами поворота плиц (SU, а.с. N 903245, B 63 H 5/02, 1982 г.). Этот движитель обладает малой надежностью, тихоходный и громоздкий.

Изобретение предназначено для решения задачи создания быстроходного, надежного, компактного движителя, имеющего высокий КПД и способного создавать как силу тяги, так и подъемную силу.

Технический результат достигается тем, что в известном движителе гребные плицы выполнены в виде маятников с гребными ковшами на концах, подвешенных к валу. Кроме того, радиус подвеса маятников r, их длина l и углы свободных α1 и вынужденных α2 колебаний связаны зависимостью , где K•nm - число колебаний (коэффициент K=0,5; 1,5), а nk число оборотов движителя.

Амплитуда колебаний маятников устанавливается автоматически в зависимости от соотношения силы тяги и подъемной силы, зависящего от скорости хода судна.

На фиг. 1 показан движитель, вид сбоку, сечение по A-A; на фиг.2 - движитель, сечение по Б-Б; на фиг.3 схема углов колебаний; на фиг.4 график скоростей ковшей и сил реакции воды.

Движитель монтируется, как правило, на корме судна, попарно по бортам, приводится быстроходным двигателем судна с числом оборотов около 1000-6000 об/мин.

К корпусу 1 судна прикреплены цапфы 2 с подшипниками 3, на которых установлены валы 4 движителей. Вал каждого движителя имеет упорное кольцо 5 и фланец 6, к которому крепится барабан 7 с проточкой посередине и с отверстиями в концевых утолщениях, в которых установлены оси 8 маятников 9 с ковшами 10 на концах.

Устройство работает следующим образом. При стоянке судна маятники находятся в опущенном состоянии. При вращении движителя маятники 9 стремятся занять радиальное положение, совершая в верхней части траектории свободные колебания, а в нижней вынужденные. При взаимодействии ковшей 10 с водой маятники будут отклоняться на угол Ao (фиг. 3) и окружная скорость конца лопастей Vокр (фиг.4) будет уменьшена на относительную скорость качания по ωк на величину U. Несмотря на большую частоту вращения движителя ωд, скорость отброса воды относительно судна может быть небольшой, равной ω = vокр-U, что обусловит приемлемое значение пропульсивного КПД при числе оборотов движителя 1000-6000 об/мин.

Угол отклонения потока воды от горизонтали β будет автоматически меняться в зависимости от скорости судна Vс. При малой скорости больше составляющая подъемной силы P. При большой скорости увеличится сила тяги T.

Предложенный движитель применим на мелкосидящих судах с осадкой порядка 0,2 м, а также на судах с воздушной подушкой и на экранопланах. С использованием такого движителя автоматически обеспечивается преодоление "горба сопротивления" с последующим увеличением силы тяги.

Похожие патенты RU2081029C1

название год авторы номер документа
МЕЛКОСИДЯЩЕЕ СУДНО 1996
  • Тярасов Герман Павлович
RU2103195C1
БЫСТРОХОДНЫЙ КАТЕР 1996
  • Тярасов Герман Павлович
RU2105693C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 1996
  • Тярасов Герман Павлович
RU2103196C1
ГИДРОПУЛЬСАЦИОННЫЙ ПРЕСС 1991
  • Тярасов Герман Павлович
RU2010658C1
МЕЛКОСИДЯЩЕЕ СУДНО С ЛОПАСТНЫМИ КОЛЁСАМИ 2016
  • Комогорцев Юрий Макарович
RU2624375C1
ГИДРОПУЛЬСАЦИОННЫЙ МЕМБРАННЫЙ НАСОС 1998
  • Тярасов Г.П.
RU2136962C1
ПРИВОД ШТАНГОВОГО ГЛУБИННОГО НАСОСА 1998
  • Тярасов Г.П.
RU2136966C1
Гребное колесо 1980
  • Ляховицкий Анатолий Григорьевич
  • Храбров Игорь Александрович
SU903245A1
Гребное колесо 1939
  • Турчан И.Е.
SU57908A1
МЕМБРАННЫЙ НАСОС 1991
  • Тярасов Герман Павлович
RU2035619C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 081 029 C1

Реферат патента 1997 года СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ

Использование: водный транспорт, движители мелкосидящих и быстроходных судов. Сущность: в судовом движителе, содержащем вал с поворотными гребными плитами, последние выполнены в виде свободно подвешенных на осях маятников с гребными ковшами на концах. Радиус подвеса маятников, их длина и углы вынужденных и свободных колебаний могут быть связаны зависимостью: , где K•nm - число колебаний (коэффициент K=0,5;1,5), nk-число оборотов движителя, r - радиус подвеса маятника, l - длина маятника. Использование изобретения возможно при осадке судов порядка 0,2 м и обеспечивает создание как тяги, так и подъемной силы. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 081 029 C1

1. Судовой движитель, содержащий установленный в подшипниках корпуса поперечно расположенный вал с гребными поворотными плицами, отличающийся тем, что гребные плицы выполнены в виде маятников с гребными ковшами на концах, подвешенных к валу. 2. Движитель по п. 1, отличающийся тем, что радиус подвеса маятников, длина маятников и углы вынужденных и свободных колебаний связаны зависимостью

где K • nм число колебаний; коэффициент K 0,5; 1,5;
nк число оборотов движителя;
r радиус подвеса маятника;
l длина маятника.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2081029C1

Гребное колесо 1980
  • Ляховицкий Анатолий Григорьевич
  • Храбров Игорь Александрович
SU903245A1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

RU 2 081 029 C1

Авторы

Тярасов Герман Павлович

Даты

1997-06-10Публикация

1995-01-11Подача