Гребное колесо Советский патент 1982 года по МПК B63H1/06 B63H5/02 

Описание патента на изобретение SU903245A1

1

Изобретение относится к области судостроения, а именно к гребным колесам.

Известно гребное колесо, содержащее двухопорный гребной вал, один конец которого поворотно закреплен в корпусе судна, а другой - в обносе, и на нем смонтированы посредством тяг прворотные плицы, кинематически связанные с рычажным механизмом поворота плиц РЗ

Недостатками данного движителя являются сравнительно низкий КПД изза невозможности практической реализации оптимального отношения осадки колеса к его диаметру и увеличенные габариты и масса колеса, затрудняющие его использование на мелкосидящих судах для ограниченных водных путей.

Целью данного изобретения является повышение КПД гребного колеса для судов с ограниченной осадкой.

Для этого опоры гребного вала снабжены площадками и пальцами, жестко смонтированными на этих площадках, а гребной вал снабжен ромбовидными шарнирными рычажными механизмами и выполнен из двух жестко связанных между.-собой кожухов с радиальными направляющими, при этом внутри кожухов размещены ромбовидные механизмы, звенья которых шарнйрно свя10заны с тягами плиц, при этом тягц установлены с возможностью их радиального перемещения относительно оси гребного вала в указанных направляющих .

ts

Кроме того, плицы кинематически связаны рычажным механизмом поворота плиц между собой и с направляющими.

На фиг. 1 изображено гребное колесо, общий вид; на фиг. 2 - то же,

20 вид в плане.

Гребное колесо содержит двухопорный гребной вал, выполненный в .виде двух кожухов 1, жестко соединенных между собой валом 2. Опоры 3 гребног вала снабжены площадками k для крепления пальцев 5. Одна из опор жестко закреплена на корпусе 6 судна, а дру гая - в обносе 7. Крутящий момент гребному валу.передается от двигателя б через элементы передачи 9, Ю, П. По периферии кожуха 1 установлены направляющие 12 тяг 13 поворотных плиц 14 гребного колеса. Тяги 13 одним из концов соединены с ромбовидны ми шарнирными рычажными механизмами 15 привода тяГо Плицы 14 соединены между собой и с направляющими 12 с помощью рычажного механизма 16 поворота плиц, а также с тягами 13 с помощью цапф 17. Работа гребного колеса состоит в следующем. После запуска двигателя 8 вращение черезiэлементы передачи 9, Ю, 11 передается на гребной вал. Вращение направляющих 12 вынуждает тяги 13, связанные с ромбовидными шарнирными рычажными механизмами 15 две стороны которых опираются на неподвижные пальцы 5, совершать сложное движение. Тяги 13, вращаясь вместе с направляющими относительно оси колеса, перемещаются вдоль них так, что концы их, связанные с цапфами 17 плиц 14, описывают вытянутые вдоль судна траектории - конхонды окружностей. Упомянутое движение тяг 13 вдоль своих направляющих 12 обусловлено тем, что связанный с их концами ромбовидный шарнирный рычажный механизм 15 вынужден при вращении колеса обкатываться вокруг неподвижных паль цев 5, непрерывно трансформируясь. За один оборот гребного колеса ромб 15 четыре раза вырождается в го ризонтальную вытянутую вдоль направления движения судна линию, максимально выдвигая при этом горизонтально расположенные тяги 13 и макси мально вытягивая вертикально расположенные тяги 13. ,При расположении тяг 13 под углом 45 к горизонтали, ромб преобразуетс в квадрат, и тяги занимают некоторое промежуточное положение между двумя крайними.Это положение также повторяется четыре раза за один оборот гребного колеса. Рычажный механизм 16 поворота плиц 14 осуществляет поворот плиц во круг цапф 17 таким образом, что при входе и выходе плиц из воды обеспечивается безударный вход и выход в соответствии с формой поперечного сечения самих плиц. Кроме того, подбором звеньев рычажного механизма обеспечивается достижение того, чтобы плицы за все время рабочего хода их в виде занимали положение, приближающееся к вертикальному. Кинематика предлагаемого гребного колеса обеспечивает увеличение рабочего хода плиц в воде за один оборот гребного колеса, идентифицируя его с колесом - прототипом значительно больших размеров, тем самым повышая КПД колеса для судов с ограниченной осадкой. Формула изобретения 1. Гребное колесо, содержащее двухопорный гребной вал, один конец которого поворотно закреплен в корпусе судна, а другой - в обносе, и на нем смонтированы посредством тяг поворотные плицы, кинематически связанные с рычажным механизмом поворота плиц, отличающееся тем, что, с целью повышения его КПД для судов с ограниченной осадкой, опоры гребного вала снабжены площадками и пальцами, жестко смонтированными на этих площадках, а гребной вал снабжен ромбовидными шарнирными рычажными механизмами и выполнен из двух жестко связанных между собой кожухов с радиальными направляющими. при этом внутри кожухов размещены ромбовидные механизмы, звенья которых шарнирно связаны с тягами плиц, при этом.тяги установлены с возможностью их радиального перемещения относительно оси гребного вала в направляющих. 2. Колесо по п. 1, отличающее с я тем, что плицы кинематически связаны рычажным механизмом поворота плиц между собой и с направляющими. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Книга И.А. Лучанского и А.А. Яновского От весла до водомета, Ло, Судостроение, 1964, с. 75.

4

х-Г

Похожие патенты SU903245A1

название год авторы номер документа
Колесно-лопастной движитель транспортного средства 1991
  • Ложников Николай Васильевич
SU1789418A1
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ 1995
  • Тярасов Герман Павлович
RU2081029C1
Устройство для управления поворотно-передвижным эксцентриком для одноопорных и двухопорных гребных колес 1949
  • Иовлев В.М.
SU86780A1
Судовое гребное колесо 1983
  • Ляховицкий Анатолий Григорьевич
  • Храбров Игорь Александрович
SU1184741A1
Гребное колесо для судов 1932
  • Кабачинский Н.Н.
SU41369A1
Колёсный движительно-рулевой комплекс с поворотными плицами 2017
  • Фальмонов Евгений Васильевич
RU2669486C1
КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ 2011
  • Катенин Владимир Александрович
  • Гордеев Игорь Иванович
  • Похабов Владимир Иванович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2456201C1
КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС 2001
  • Фальмонов Е.В.
RU2225327C2
Устройство для очистки корпуса судна 1985
  • Барер Виль Владимирович
  • Скороходов Валентин Федорович
SU1274956A1
Гребное колесо 1938
  • Кабачинский Н.Н.
SU57954A1

Иллюстрации к изобретению SU 903 245 A1

Реферат патента 1982 года Гребное колесо

Формула изобретения SU 903 245 A1

/J jy

NX

Л/Vr

12

/г. - fz

SU 903 245 A1

Авторы

Ляховицкий Анатолий Григорьевич

Храбров Игорь Александрович

Даты

1982-02-07Публикация

1980-05-20Подача