Изобретение относится к области авиационного приборостроения, в частности к системам управления, обеспечивающим облет рельефа местности летательными аппаратами.
Известны системы, обеспечивающие отработку заданных отклонений высоты, приведенные в кн. Байбородин Ю.В. Бортовые системы управления полетом. М. Транспорт, 1975; Михалев И.А. и др. Системы автоматического управления самолетами. М. Машиностроение, 1987, Загайнов Г.И. Гуськов Ю.П. Управление полетом самолетов. М. Машиностроение, 1980. В качестве прототипа принимается система, описанная в вышеупомянутой книге Загайнова Н.И. Гуськова Ю.П. стр. 160 162. Структура данной системы, приведенная на фиг. 1, содержит задатчик отклонений высоты (30 B), датчик координат и скоростей (ДКС), блок разности (БР).
Сигнал заданного отклонения H3, задаваемый программно или вручную с выхода 30 B, поступает на третий вход БP, на первый и второй входы которого с первого и второго выходов ДКС поступают соответственно сигналы текущей высоты H и текущей вертикальной скорости . На выходе БР формируется управляющий сигнал , поступающий в смежную систему стабилизации, имеющую передаточную функцию в общем виде где p оператор дифференцирования, r r(p) полином степени m, R R(p) полином степени n, n>m, тогда H[p2R + r(K1 + K2p)] H3 • K1 • r и, например, при r 1 + Tp R A3p3 + A2p2 + A1p + 1,
H H3(1 + Tp)[B5p5 + B4p4 + B3p3 + B2p2 + B1p + 1]-1,
и, например, при (B5p5 + B4p4 + B3p3 + B2p2 + B1p + 1) (Tp + 1)5, H H3(Tp + 1)-4 и, если H3 при облете задано временной функцией Asinωt=H3, где A амплитуда, ω частота, будет соответственно, например, при A 200 м, Tω=0,3 будет AH 0,83А и погрешность δAн=0,17 A 34 м. Наличие таких погрешностей, например, в маловысотном полете при облете рельефа местности является недостатком прототипа, так как ухудшается качество управления и существенно уменьшаются показатели безопасности.
Технико-экономическим эффектом, достигаемым при использовании предлагаемого технического решения, являются повышение точности, улучшение качества управления и, как следствие этого, повышение показателей безопасности.
Это достигается тем, что в систему управления, содержащую последовательно соединенные по первому и второму выходам-входам датчик координат и скоростей и первый блок разности, а также задатчик отклонений высоты, дополнительно введены последовательно соединенные по первому шестому выходам-входам блок формирования коэффициентов движения и блок формирования заданного сигнала управления, а также включенный между третьим входом первого блока разности и выходом блока формирования заданного сигнала управления апериодический фильтр и задатчик параметров контура управления, первый-пятый входы которого подключены к седьмому-одиннадцатому входам блока формирования заданного сигнала управления, на двенадцатый и тринадцатый входы которого подключены соответственно третий и четвертый выходы датчика координат и скоростей, третий выход которого подключен ко входу задатчика отклонений высоты, первый-шестой выходы которого подключены к первому-шестому входам блока формирования коэффициентов движения.
На фиг. 1 представлена блок-схема прототипа, обозначения входящих блоков приведены выше, на фиг. 2 блок-схема предлагаемой системы, содержащей: 1 - датчик координат и скоростей ДКС, 2 первый блок разности БР1, 3 задатчик отклонений высоты 30 В, 4 блок формирования коэффициентов движения БФКД, 5 - блок формирования заданного сигнала управления БФЗСУ, 6 задатчик параметров контура управления ЗПКУ, 7 апериодический фильтр АФ. На фиг. 3 представлена блок-схема БФКД 4, содержащего: 8 второй блок разности БР2, 9 третий блок разности БР3, 10 четвертый блок разности БР4, 11 пятый блок разности БР5. На фиг. 4 представлена блок-схема БФЗСУ5, содержащего: 12 первый блок умножения БУ1, 13 второй сумматор С2, 14 второй блок умножения БУ2, 15 - третий блок умножения БУ3, 16 блок деления БД, 17 первый блок возведения в степень БВС1, 18 четвертый блок умножения БУ 4, 19 третий сумматор С3, 20 пятый блок умножения БУ5, 21 шестой блок умножения БУ6, 22 второй блок возведения в степень БВС2, 23 третий блок возведения в степень БВС3, 24 - седьмой блок умножения БУ7, 25 четвертый сумматор С4, 26 восьмой блок умножения БУ8, 27 девятый блок умножения БУ9, 28 четвертый блок возведения в степень БВС4, 29 пятый блок возведения в степень БВС5, 30 десятый блок умножения БУ10, 31 пятый сумматор С5, 32 одиннадцатый блок умножения БУ12, 33 двенадцатый блок умножения БУ12, 34 шестой блок возведения в степень БВС6, 35 седьмой блок возведения в степень БВС 7, 36 тринадцатый блок умножения БУ13, 37 четырнадцатый блок умножения БУ 14, 38 первый сумматор С1, 39 пятнадцатый блок умножения БУ15, 40 восьмой блок возведения в степень БВС 8.
Система работает следующим образом.
С первого и второго выходов ДКС1 сигналы высоты H и вертикальной скорости поступают на первый и второй входы БР1 (2).
С третьего выхода ДКС1 сигнал продольной координаты "X" поступает на двенадцатый вход БФЗСУ 5 и на вход 30Б3, с первого шестого выходов которого соответствующие высоте и скорости изменения высоты рельефа (или опорной траектории) сигналы трех дискретных точек, через дискретные значения d и 2d
поступают на первый-шестой входы БФКД4.
При аппроксимации полиномом
H3 a0 + a1x + a2x2 + a3x3 + a4x4 + a5x5,
будет
H30 a0, H31 a0 + a1d + a2d2 + a3d3 + a4d4 + a5d5,
H32 a0 + 2a1d + 4a2d2 + 8a3d3 + 16a4d4 + 32a5d5,
соответственно
В БКФД4 (см. фиг. 3):
первый вход (сигнал H0 a0) подключен к первому входу БР2(8), к первому входу БР3(9) и к первому выходу БФКД4,
второй вход (сигнал ) подключен ко вторым входам БР2(8), БР3(9), БР4(10), БР5(11) и ко второму выходу БФКД4,
третий вход (сигнал H31) подключен к третьему входу БР2(8), на четвертый-шестой входы которого подключены соответственно выходы БР3(9), БР4(10), БР5(11),
четвертый вход (сигнал H32) подключен к третьему входу БР3(5), на четвертый шестой входы которого подключены соответственно выходы БР2(8), БР4(10), БР5(11),
пятый вход (сигнал ) подключен к первому входу БР4(10), на третий-пятый входы которого подключены выходы БР2(8), БР3(9), БР5(11),
шестой вход (сигнал ) подключен к первому входу БР5(11), на третий-пятый входы которого подключены соответственно выходы БР2(8), БР3(9), БР4(10); при d const
на выходе БР2(8) формируется реализующий зависимость (1) сигнал a2, поступающий на третий выход БФКД4,
на выходе БР3(9) формируется реализующий зависимость (2) сигнал a3, поступающий на четвертый выход БФКД4,
на выходе БР4(10) формируется реализующий зависимость (3) сигнал a4, поступающий на пятый выход БФКД4,
на выходе БР5(11) формируется реализующий зависимость (4) сигнал a5, поступающий на шестой выход БФКД4.
С первого-шестого выходы БФКД4 сигналы a0, a1, a2, a3, a4, a5 соответственно поступают на первый-шестой входы БФ3СУ5, на седьмой одиннадцатый входы которого с ЗПКУ6 поступают соответственно заданные параметры замкнутого контура управления B1, B2, B3, B4, B5; на двенадцатый и тринадцатый входы БФ3СУ5 поступают соответственно сигналы с третьего и четвертого выходов ДКС1.
В БФ3СУ5 (см. фиг. 4)
первый вход (сигнал a0) подключен к первому входу С (38),
второй вход (сигнал a1) подключен к одному входу БУ1(12), на другой вход которого подключен двенадцатый вход БФ3СУ5 (сигнал x),
третий вход (сигнал a2) подключен к одному входу БУ4(18),
четвертый вход (сигнал a3) подключен к одному входу БУ7(24),
пятый вход (сигнал a4) подключен к одному входу БУ10(30),
шестой вход (сигнал a5) подключен к одному входу БУ13(36),
седьмой вход (сигнал B1) подключен к одному входу БУ3(15),
восьмой вход (сигнал B2) подключен к одному входу БУ6(21),
девятый вход (сигнал B3) подключен к одному входу БУ9 (27),
одиннадцатый вход (сигнал B5) подключен к одному входу БУ15(39),
тринадцатый вход (сигнал ) подключен к одному входу БД16, на другой вход которого подключен двенадцатый вход БФ3СУ5 (сигнал x),
десятый вход (сигнал B4) подключен к одному входу БУ12 (33).
В БД16 формируется сигнал поступающий на входы БВС8(40), БВС6(34), БВС4(28), ВВС2(22) и на другой вход БУ3(15), где формируется сигнал B1ω, поступающий на один вход БУ2(14).
В БВС2 (22) формируется сигнал ω2, поступающий на другой вход БУ6 (21), где формируется сигнал B2ω2, поступающий на один вход БУ5 (20).
В БВС4 (28) формируется сигнал ω3, поступающий на другой вход БУ9 (27), где формируется сигнал B3ω3, поступающий на один вход БУ8 (26).
В БВСБ (34) формируется сигнал ω4, поступающий на другой вход БУ12 (33), где формируется сигнал B4ω4, поступающий на один вход БУ11 (32).
В БВС8 (40) формируется сигнал ω5, поступающий на другой вход БУ15 (39), где формируется сигнал B5ω5, поступающий на один вход БУ14 (37).
В БУ1 (12) формируется сигнал xa1, поступающий на первый вход С2 (13) и второй вход С1 (38).
В БВС1 (17) формируется сигнал x2, поступающий на другой вход БУ4 (18), где формируется сигнал a2x2, поступающий на второй вход С2 (13), на первый вход С3 (19) и на третий вход С1 (38).
В БВС3 (23) формируется сигнал x3, поступающий на другой вход БУ7 (24), где формируется сигнал a3x3, поступающий на первый вход С4 (25), на четвертый вход С1 (38) и на третий вход С2 (13).
В БВС5 (29) формируется сигнал x4, поступающий на другой вход БУ10 (30), где формируется сигнал a4x4, поступающий на четвертый вход С2 (13), на третий вход С3 (19), на второй вход С4 (25), на первый вход С5 (31) и на пятый вход С1 (38).
В БВС7 (35) формируется сигнал x5, поступающий на другой вход БУ13 (36), где формируется сигнал a5x5, поступающий на пятый вход С2 (13), на четвертый вход С3 (19), на третий вход С4 (25) на второй вход С5 (31), на шестой вход С1 (38) и на другой вход БУ14 (37), где формируется сигнал B5a5ω5x5 поступающий на одиннадцатый вход С1 (38).
В С2 (13) формируется сигнал поступающий на другой вид БУ2 (14), где формируется сигнал f1•B1•ω, поступающий на седьмой вход С1 (38).
В С3 (19) формируется сигнал (при )
поступающий на другой вход БУ5 (20), где формируется сигнал f2•B2•ω2, поступающий на восьмой вход С1 (38).
В С4 (25) формируется сигнал (при )
поступающий на другой вход БУ8 (26), где формируется сигнал f3B3ω3, поступающий на девятый вход С1 (38).
в С5 (31) формируется сигнал (при )
поступающий на другой вход БУ11 (32), где формируется сигнал f4B4ω4, поступающий на десятый вход С1 (38), где формируется заданный сигнал управления
поступающий на выход БФ3СУ5.
При описанных выше функциях ω, H3, f1, f2, f3, f4 сигнал HЗУ примет вид
С выхода БФ3СУ5 сигнал HЗУ поступает на вход АФ7, где формируется сигнал (здесь передаточная функция АФ7), поступающий на третий вход БР1 (2), где формируется управляющий сигнал
(здесь K1, K2 постоянные коэффициенты), выдаваемый в смежную систему стабилизации, имеющую передаточную функцию тогда
соответственно при R A3p3 + A2p2 + A1p + 1, r (1 + Tp)
При почленном равенстве полиномов R1 и R0; r и r1 высота H повторяет H3 без изменений.
При отличии коэффициентов, например, если
будет АH 0,97 А, δAн=0,03 А 6 м, что значительно ниже, чем в системе-прототипе, что свидетельствует о достижении технико-экономического эффекта.
Примеры технического выполнения приведены:
блоков БР, БУ, С, ЗПКУ, АФ в кн. И.М. Тетельбаум, Ю.Р. Шнейдер. Практика аналогового моделирования. М, Энергоатомиздат, 1981, стр. 24, 59, 181, 204;
блока БВС в кн. В.Б. Смолов. Функциональные преобразователи информации. Л. Энергоиздат, 1981, стр. 54;
блока 30 В в кн. И.Н. Белоглазов и др. Основы навигации по геофизическим полям. М. Наука, 1985, стр. 21;
блока ДКС в кн. М.А. Кирст. Навигационная кибернетика полета. М. Воениздат, 1971, стр. 23, 155.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ АБСОЛЮТНОЙ ВЫСОТЫ | 1994 |
|
RU2085851C1 |
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ | 1992 |
|
RU2023984C1 |
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА НАВИГАЦИИ | 1992 |
|
RU2023983C1 |
КОМПЛЕКСНАЯ КУРСОВАЯ СИСТЕМА | 1996 |
|
RU2098322C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БОКОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1994 |
|
RU2079108C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БОКОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1996 |
|
RU2096263C1 |
КОМПЛЕКСНАЯ ПРИЦЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | 1999 |
|
RU2161777C1 |
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА МЕЖСАМОЛЕТНОЙ НАВИГАЦИИ | 1995 |
|
RU2089449C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ | 1997 |
|
RU2118831C1 |
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА НАВИГАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ | 1992 |
|
RU2042923C1 |
Использование: относится к средствам управления летательных аппаратов в маловысотном полете, при выполнении специальных маневров. Сущность изобретения: система управления содержит датчик координат и скоростей, первый блок разности и задатчик отклонений высоты. В систему управления введены блок формирования коэффициентов движения и блок формирования заданного сигнала управления, апериодический фильтр и задатчик параметров контура управления. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Михалев И.А | |||
и др | |||
Системы автоматического управления самолетами | |||
- М.: Машиностроение, 1987 | |||
Загайнов Г.И., Гуськов Ю.П | |||
Управление полетом самолетов | |||
- М.: Машиностроение, 1980. |
Авторы
Даты
1997-06-10—Публикация
1994-05-10—Подача