СПОСОБ СБОРКИ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ Российский патент 1997 года по МПК F16H3/00 

Описание патента на изобретение RU2086832C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к двигателестроению, а именно к сборке зубчатой передачи от коленвала к кулачковым валам.

Известен способ сборки зубчатой передачи между ведущим (коленвалом) и ведомым (распредвалом), в котором сборка завершается установкой ведомой шестерни по метке на ее зубчатом венце, при этом ведомую шестерню сначала вводят в зацепление, а затем поворачивают распредвал до совмещения шлицев на валу (или шпонки) пазами на шестерне и надевают на них шестерню /1/.

Однако известный способ весьма трудоемок в изготовлении, т.к. требуется нарезать зубчатые венцы всех шестерен строго ориентированно по месту установки, т. е. шпоночным или шлицевым пазам, а шлицы или шпоночные пазы валов должны быть строго ориентированы по плоскостям коленвала и кулачкам распредвалов.

Сложность конструкции и длинная цепь базовых размеров приводят к невысокой точности установки распределительных валов.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому способу сборки зубчатой передачи является выбранный в качестве прототипа способ сборки зубчатой передачи между коленвалом, на конце которого жестко установлена ведущая шестерня, и распредвалом, на конце которого имеется гладкий пояс, для посадки ведомой шестерни и шлицевой пояс для фиксации положения распредвала шлицевой втулкой, заключающийся в последовательной установке зубчатых колес и шестерен на соответствующие валы, установкой промежуточных шестерен и взаимной ориентацией элементов передачи, образующих шлицевое соединение, перестановкой шлицевой втулки до совпадения шлицев на валу втулке и шестерне втулке /2/. Затем соединение затягивают зажимом и фиксируют от отвинчивания стопорным кольцом.

Недостатком известного способа является невысокая точность установки ведомого вала, определяемая наличием в конструкции передачи регулировочной втулки с двумя шлицевыми поясами, диаметр которых ограничен в пределах диаметра вала и зубчатого венца ведомой шестерни. Точность установки ведомого вала зависит от количества шлиц чем больше, тем выше точность. Таким образом, стремление получить максимальную точность установки и выполнить обязательное условие посадку шестерни по валу приводят к усложнению конструкции, выражающейся в необходимости изготовления глухих (долбленых) шлиц.

Цель изобретения повышение точности установки ведомого вала и упрощение конструкции.

Поставленная цель достигается за счет того, что в предлагаемом способе сборки зубчатой передачи, заключающемся в последовательной установке зубчатых колес и шестерен на соответствующие валы и взаимной ориентации элементов передачи, образующих шлицевое соединение, согласно изобретению взаимную ориентацию элементов передачи, образующих шлицевое соединение, осуществляют путем зацепления ведомой шестерни с ведущей путем подбора положения ведомой шестерни на ведомом валу с отсутствием зазора в зацеплении, которые производят поворотом ведомого вала относительно ведомой шестерни на угол 360o/(Zш•Zз), где Zш число шлиц на ведомом валу и ведомой шестерне, а Zз число зубьев ведомой шестерни, исходя из условия, что если Zш четное число, то Zз нечетное, и наоборот.

Предлагаемое решение отличается от прототипа тем, что вместо одной пары шлиц в качестве регулировочного элемента используют зубчатый венец самой шестерни. При этом диаметр зубчатого венца всегда больше диаметра шлиц, что позволяет обеспечить более высокую точность установки вала.

Совокупность существенных признаков предлагаемого изобретения достаточна и необходима для достижения обеспечиваемого изобретением технического результата поставленной цели.

На чертеже дана зубчатая передача двигателя, содержащая ведущую шестерню 1, жестко установленную на коленвале 2, ведомую шестерню 3, установленную по шлицам 4 кулачкового вала 5, затянутую гайкой 6 через стопор 7. При этом зубчатый венец 8 ведомой шестерни 3 входит в зацепление с зубчатым венцом ведущей шестерни 1.

Сборка зубчатой передачи происходит в следующей последовательности. Устанавливают на коленвал 2 и жестко фиксируют ведущую шестерню 1. Устанавливают последовательно все паразитные шестерни, если таковые имеются. Коленвал 2 устанавливают в нужное положение по меткам на маховике, затем кулачковый вал 5 устанавливают в положение, соответствующее данному положению коленвала 2 и временно фиксируют от возможного проворота любым известным способом.

Затем берут шестерню 3 и одевают на вал 5 по шлицам 4 до упора зубчатого венца 8 в зубчатый венец шестерни 1. Если зубчатые венцы не вошли в зацепление, шестерню 3 снимают, поворачивают на несколько шлиц и вводят в зацепление, вновь наблюдая несовпадение по зубьям.

Повторяют описанное действие до тех пор, пока шестерня 3 беспрепятственно войдет в зацепление с одновременной посадкой на шлицы вала 5. При этом точность установки вала определяется формулой

и тем выше, чем больше Zш и Zз.

В рассматриваемой конструкции Zш 41; Zз 26. Следовательно, точность установки равна 0,34o. При отсутствии боковых зазоров по зубьям вал 5 потребовалось бы довернуть на указанную величину. Однако в зубчатой передаче к кулачковому валу 5 топливного насоса содержится четыре зацепления, а к распредвалу шесть зацеплений (прототип) с боковым зазором по зубьям 0,25 0,5 мм и средним радиусом шестерен 100 мм существует люфт 0,56 0,84o, следовательно, вал не требуется доворачивать, т.к. точность установки выше свободного поворота шестерни в суммарном боковом зазоре. Практика показывает, что сборка передачи завершается двумя-тремя перестановками.

В прототипе зубчатый венец шестерни 3 не является регулировочным элементом, а точность установки определяется количеством шлиц на регулировочной втулке и равна 0,88o

где z1 41, а z2 10.

Если, не меняя параметров передачи, взять за исходные данные в предлагаемом способе диаметр зубчатого венца шестерни 3 и количество зубьев имеющейся шестерни zз, а ограничивающим фактором со стороны вала zш z1 41 шлиц, то реализованная по новому способу точность установки составит 0,34o, что в 2,6 раза выше прототипа.

Использование предлагаемого способа сборки зубчатой передачи обеспечивает по сравнению с существующими способами следующие преимущества: повышение в 2,6 раза точности установки кулачковых валов; удешевление конструкции за счет замены глухих (долбленых) шлиц в шестерне на сквозные (протянутые) шлицы и ликвидации регулировочной втулки.

Похожие патенты RU2086832C1

название год авторы номер документа
СИНХРОНИЗАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 2004
  • Федотов Владимир Ильич
  • Евтеев Иван Андреевич
  • Сазонов Михаил Александрович
RU2272945C2
Мотор-колесо транспортного средства 1980
  • Ивачев Леонид Михайлович
SU867706A1
ОТКЛЮЧАЕМЫЙ КОЛЕСНЫЙ УЗЕЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Корсаков Владимир Владимирович
  • Захарик Андрей Михайлович
  • Захарик Александр Михайлович
  • Романюк Владимир Владимирович
RU2380242C2
МНОГОПОТОЧНАЯ НЕПЛАНЕТАРНАЯ ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА И СПОСОБ ЕЕ СБОРКИ 2000
  • Смирнов Г.П.
  • Николаев А.В.
  • Галемин А.А.
RU2163695C1
Бесступенчатая коробка передач 1986
  • Султанов Адхам Закирович
SU1369928A1
БЕЗВОДИЛЬНАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА 1999
  • Шпади А.Л.
  • Калюжин А.Н.
  • Тимофеев В.Ф.
  • Лобанов Д.Д.
RU2169867C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С БЕСШАТУННЫМ МЕХАНИЗМОМ 2001
  • Хадиев Ромиль Габдуллович
  • Хадиев Ринат Габдуллович
RU2242625C2
Синхронизированная зубчатая муфта 1988
  • Семендяев Николай Николаевич
  • Тяпин Алексей Юрьевич
  • Семендяев Константин Николаевич
SU1643210A1
Коробка передач транспортного средства 1987
  • Валерштейн Владимир Соломонович
  • Ямпольский Александр Дмитриевич
SU1504115A1
Способ работы откачивающего насоса маслоагрегата газотурбинного двигателя (ГТД) и откачивающий насос маслоагрегата ГТД, работающий этим способом (варианты), ведущее колесо откачивающего насоса маслоагрегата ГТД, ведомое колесо откачивающего насоса маслоагрегата ГТД 2017
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
RU2669531C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ СБОРКИ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ

Использование: способ сборки зубчатой передачи относится к машиностроению, в частности, к двигателестроению, а именно к сборке зубчатой передачи от коленвала к кулачковым валам. Сущность: способ сборки зубчатой передачи заключается в последовательной установке зубчатых колес и шестерен на соответствующие валы и взаимной ориентации элементов передачи, образующих шлицевое соединение. При этом взаимную ориентацию элементов передачи, образующих шлицевое соединение 4, осуществляют путем зацепления ведомой шестерни 3 с ведущей 1 путем подбора положения ведомой шестерни 3 на ведомом валу 5 с отсутствием зазора в зацеплении, который производят поворотом ведомого вала 5 относительно ведомой шестерни 3 на угол 380o (Zm•Zk), где Zm - число шлиц на ведомом валу и ведомой шестерне, а Zk - число зубьев ведомой шестерни, исходя из условия, что если Zm - четное число, то Zk - нечетное, и наоборот. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 086 832 C1

Способ сборки зубчатой передачи, заключающийся в последовательной установке зубчатых колес и шестерен на соответствующие валы и взаимной ориентации элементов передачи, образующих шлицевое соединение, отличающийся тем, что взаимную ориентацию элементов передачи, образующих шлицевое соединение, осуществляют путем зацепления ведомой шестерни с ведущей путем подбора положения ведомой шестерни на ведомом валу с отсутствием зазора в зацеплении, который производят поворотом ведомого вала относительно ведомой шестерни на угол 360o/(Zш х Zз), где Zш число шлиц на ведомом валу и ведомой шестерне, а Zз число зубьев ведомой шестерни, исходя из условия, что если Zш четное число, то Zз нечетное и наоборот.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2086832C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Дизельные автомобили "Урал"
- М.: Транспорт, 1984, с.15, рис
Способ использования делительного аппарата ровничных (чесальных) машин, предназначенных для мериносовой шерсти, с целью переработки на них грубых шерстей 1921
  • Меньщиков В.Е.
SU18A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Прибор для промывания газов 1922
  • Блаженнов И.В.
SU20A1
Прибор для промывания газов 1922
  • Блаженнов И.В.
SU20A1
- М.: Изд
Переключающее устройство к подогревателю питательной воды, в особенности для паровозов 1925
  • П. Юлиусбургер
SU7455A1
Вагонный распределитель для воздушных тормозов 1921
  • Казанцев Ф.П.
SU192A1
Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1

RU 2 086 832 C1

Авторы

Шептунов Владимир Михайлович

Даты

1997-08-10Публикация

1993-06-30Подача