ПРОКАТНЫЙ ВАЛОК Российский патент 1997 года по МПК B21B27/02 

Описание патента на изобретение RU2087218C1

Изобретение относится к прокатному производству, в частности к конструкциям бандажированных валков для листовых станов горячей и холодной прокатки.

Известен прокатный валок с составной бочкой, состоящей из оси и бандажа, сопряженных между собой по посадке с натягом, причем толщина стенки бандажа равна 0,15-0,175 диаметра от валка [1] Недостатком известного прокатного валка является его низкая стойкость вследствие образования трещин и выкрошек в бандаже.

Наиболее близким по конструкции и достигаемому техническому результату является прокатный валок с составной бочкой, содержащий ось, и износостойкий бандаж из стали мартенситного класса с регламентированной толщиной, равной 0,9-1,3 половины площадки контакта опорного валка с рабочим при их упругом сплющивании от заданного усилия прокатки [2]
Недостатком указанного валка является его низкая стойкость вследствие образования трещин и выкрошек уже после нескольких кампаний эксплуатации. Это происходит вследствие того, что после каждой кампании прокатный валок подвергают профилактическому съему поверхности или перешлифовке. В результате уменьшается толщина активного слоя валка и при последующей загрузке валка в работу максимальные касательные напряжения уже действуют по границе или глубже активного слоя валка, что приводи к выкрашиванию.

Цель изобретения повышение ресурса валка, исключение образования трещин и выкрошек в активном слое.

На чертеже изображен валок, где 1 ось валка, 2 износостойкий бандаж, Dн начальный диаметр валка, d диаметр оси валка, Dк - конечный диаметр бочки валка, H толщина бандажа.

Поставленная цель достигается тем, что прокатный валок с составной бочкой имеет ось и износостойкий бандаж, толщина бандажа составляет 0,01-0,07 начального диаметра бочки валка, а половина разности начального и конечного диаметров бочки валка не превышает 0,9 толщины бандажа, при этом бандаж может быть наплавленным или посаженным на ось с натягом.

Как известно, причиной разрушения прокатных валков являются касательные напряжения, которые направлены под углом 45o к оси действия нагрузки и наибольшие свои значения достигают на глубине 0,78 b, где b половина ширины площадки контакта рабочего и опорного валков и определяется по формуле

q погонное давление, Н/м;
μ1, μ2 соответственно коэффициенты Пуассона опорного и рабочего валков;
E1, E2 соответственно модули упругости опорного и рабочего валков, Н/м;
R1, R2 соответственно радиусы опорного и рабочего валков, м.

Создание напряжений сжатия в зоне действия максимальных касательных напряжений замедляет образование микротрещин, приводящих к разрушению активного слоя валка. Причем напряжения сжатия можно создавать не только путем изготовления бандажа из стали чисто мартенситного класса, но также и из сталей промежуточных классов: мартинситно-перлитного или ферритного, где остаточные напряжения сжатия могут образовываться в период кристаллизации металла. Уровень и знак остаточных напряжений зависит от химического состава, затрудненности расширения и сжатия металла в период нагрева и охлаждения и последующей термической обработки.

Кроме того, вне зависимости от знака остаточных напряжений в бандаже, нельзя допускать действие максимальных касательных напряжений по границе раздела бандажа и оси валка, т.к. это наиболее ослабленный участок, т.е. даже при эксплуатации валка при минимально допустимом диаметре максимальные значения касательных напряжений должны находиться в бандаже, который имеет более высокие прочностные характеристики по сравнению с осью. Предложенная конструкция прокатного валка предназначена не только для валков холодного проката и опорных валков станов горячей прокатки, которые выходят из строя вследствие выкрашивания, а также для бандажированных рабочих валков и валков клетей для станов горячей прокатки, т.к. толщина бандажа должна превышать на регламентированную величину толщину активного слоя бандажа. Из области прокатки известно, что глубина трещин разгара, образующихся на рабочих прокатных валках, равна или превышает глубину действия максимального градиента температуры. Если градиент температуры действует в переходной области между осью и бандажом (при износе активного слоя и эксплуатации валка на минимальном диаметре), то образующиеся трещины разгара распространяются не только вглубь валка, но и вдоль его оси, что приводит к выкрашиванию активного слоя.

Выполнение толщины бандажа менее 0,01 диаметра бочки является нецелесообразным ввиду его малой толщины и валок уже через несколько кампаний вырабатывает весь активный слой, хотя по своему наружному диаметру он еще годен в эксплуатацию. Увеличение толщины бандажа более 0,07 приводит к излишнему расходу дорогих легированных материалов, т.к. в этом случае толщина бандажа намного превышает толщину активного слоя валка и глубину действия максимальных касательных напряжений и глубину действия градиента температуры. При регламентированном размере бандажа толщина активного слоя, которая определяется половиной разности начального и конечного диаметров бочки валка, должна составлять не более 0,9 толщины бандажа. При соблюдении этих условий в случае работы валка в клети даже с минимально возможным диаметром действие максимальных касательных напряжений, а также градиента температуры, обеспечивается в бандаже и достаточно удалено от опасной зоны сопряжения оси валка с бандажом.

Новизна и изобретательский уровень заявленного технического решения заключается в том, что только при заявленном соотношении толщины бандажа с диаметром бочки валка и регламентированной толщине активного слоя обеспечивается высокая стойкость бандажированных прокатных валков даже на минимально возможных диаметрах бочки.

Пример 1. На непрерывном широкополосном стане 2000 АО "НЛМК" используются опорные валки в клетях кварто с диаметром бочки 1600 мм и выполнены из стали 9ХФ. Изношенные валки используются в качестве осей для бандажированных валков после токарной обработки на соответствующую глубину. Износостойкий бандаж формируют на ось с помощью электродуговой наплавки по известной в металлургии технологии из стали 20Х6НВМФ до диаметра 1600 мм. Диаметр оси принимают равным 1460 мм, тогда толщина бандажа составляет 70 мм, что равно 0,044 от диаметра бочки валка. Конечный диаметр бочки опорного валка НШС 2000 составляет 1480 мм. В этом случае половина разности начального и конечного диаметров бочки валка составляет 0,86 от толщины бандажа.

Валок предназначается для работы в клети N 7 чистовой группы. Для этих условий: q 1,4•107 Н/м; R1 0,8 м; R2 0,4 м; μ1 = μ2 0,27; E1 2,1•1011 Нм/м2; E2 1,15•1011 Н/м2

Таким образом, при эксплуатации опорного валка даже на конечном диаметре (1480 мм) действие максимальных касательных напряжений (0,78•b 0,78•7,7 6 (мм)) будет находиться в бандаже на достаточно большом расстоянии от переходной зоны между бандажом и осью (диаметр которой 1460 мм).

Эксплуатация бандажированного опорного валка показала его высокую стойкость. Валок вышел из строя вследствие полной выработки всего активного слоя бандажа без образования трещин и отслоений.

Пример 2. На НШС 2000 АО "НЛМК" используются рабочие валки в клети дуо с диаметром бочки 1400 мм и выполнены из стали 9ХФ. Валки изготавливались аналогично примера 1. Ось валка имеет диаметр 1280 мм, толщина бандажа 60 мм, что составляет 0,043 от начального диаметра валка. Половина разности начального и конечного диаметров бочки валка составляет 0,83 от толщины бандажа (при конечном диаметре валка, равным 1300 мм). В процессе эксплуатации валок вышел из строя вследствие износа активного слоя бандажа.

Технико-экономические преимущества прокатного валка заключаются в том, что при его эксплуатации исключается вероятность образования трещин и выкрошек в переходной зоне между бандажом и осью за счет рационального конструирования бандажа. В результате валок выходит из строя вследствие полного износа активного слоя валка. В связи с тем, что на валках отсутствует выкрашивание, то отпадает необходимость в их неплановых перевалках, остановках стана, что приводит к повышению его производительности.

Похожие патенты RU2087218C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ 1999
  • Ветер В.В.
  • Настич В.П.
  • Чернов П.П.
  • Белкин Г.А.
  • Угаров А.А.
  • Фридкин Е.А.
  • Лихачев Г.В.
  • Гудухин В.В.
RU2147946C1
ПРОКАТНЫЙ ВАЛОК 2001
  • Ветер В.В.
  • Белкин Г.А.
  • Ткачук Г.В.
  • Мазур С.И.
  • Ляшенко В.В.
RU2204450C2
Способ изготовления бандажированного опорного валка 1989
  • Белкин Геннадий Анатольевич
  • Ветер Владимир Владимирович
  • Мельников Александр Васильевич
SU1722632A1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ 1999
  • Ветер В.В.
  • Угаров А.А.
  • Белкин Г.А.
  • Никифоров Ю.П.
  • Фридкин Е.А.
  • Лихачев Г.В.
  • Гудухин В.В.
RU2154112C1
ПРОКАТНЫЙ ВАЛОК 2002
  • Ветер В.В.
  • Белкин Г.А.
  • Медведев А.Ю.
RU2218219C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОКАТНОГО ВАЛКА 1999
  • Ветер В.В.
  • Белкин Г.А.
  • Тищенко А.Д.
  • Сарычев И.С.
  • Мазур С.И.
  • Лихачев Г.В.
  • Мельник Д.П.
RU2164181C2
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПОРНОГО ПРОКАТНОГО ВАЛКА (ВАРИАНТЫ) 1995
  • Ветер В.В.
  • Белкин Г.А.
  • Мельников А.В.
  • Сарычев И.С.
  • Букинич А.А.
  • Мельник Д.П.
RU2093285C1
БАНДАЖНОЕ КОЛЬЦО РОЛИКА И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1997
  • Ветер В.В.
  • Безукладов В.И.
  • Сафонов И.В.
  • Белкин Г.А.
  • Ильин Ю.А.
  • Сарычев И.С.
RU2124962C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПОРНОГО ВАЛКА ЛИСТОПРОКАТНОЙ КЛЕТИ КВАРТО 2001
  • Пименов А.Ф.
  • Ракитин С.А.
  • Чеглов А.Е.
  • Чернов П.П.
  • Долматов А.П.
  • Трайно А.И.
  • Синельников В.Н.
  • Шамрин А.В.
  • Сарычев И.С.
RU2203152C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОКАТНОГО ВАЛКА 2001
  • Настич В.П.
  • Чернов П.П.
  • Ларин Ю.И.
  • Поляков М.Ю.
  • Ветер В.В.
  • Шляпин Э.В.
  • Боровик Л.И.
  • Белкин Г.А.
  • Ракитин С.А.
  • Синельников В.Н.
  • Гудухин В.В.
RU2197346C1

Реферат патента 1997 года ПРОКАТНЫЙ ВАЛОК

Использование: повышение ресурса прокатного валка, исключение образования трещин и выкрошек в активном слое. Изобретение относится к прокатному производству, в частности к конструкциям бандажированных валков для листовых станов горячей прокатки. Сущность: прокатный валок содержит ось и износостойкий бандаж. Бандаж имеет толщину, равную 0,01-0,07 начального диаметра бочки валка, толщина активного слоя, которая выражается половиной разности начального и конечного диаметров бочки валка, составляет не более 0,9 толщины бандажа, при этом бандаж может быть наплавленным или посаженным на ось с натягом. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 087 218 C1

1. Прокатный валок с составной бочкой, содержащий ось и износостойкий бандаж, отличающийся тем, что толщина бандажа составляет 0,01 0,07 начального диаметра бочки валка, а половина разности начального и конечного диаметров бочки валка не превышает 0,9 толщины бандажа. 2. Валок по п.1, отличающийся тем, что бандаж сопряжен с осью по посадке с натягом. 3. Валок по п.1, отличающийся тем, что бандаж выполнен наплавкой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2087218C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Бандажированный прокатный валок 1984
  • Полухин Владимир Петрович
  • Липухин Юрий Викторович
  • Данилов Леонид Иванович
  • Иводитов Альберт Николаевич
  • Николаев Владимир Алексеевич
  • Плахтин Владимир Дмитриевич
  • Томашев Леонид Александрович
  • Сорокин Александр Михайлович
SU1224026A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ изготовления бандажированного опорного валка 1989
  • Белкин Геннадий Анатольевич
  • Ветер Владимир Владимирович
  • Мельников Александр Васильевич
SU1722632A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

RU 2 087 218 C1

Авторы

Ветер В.В.

Белкин Г.А.

Мельников А.В.

Сарычев И.С.

Мельник Д.П.

Даты

1997-08-20Публикация

1995-07-06Подача