ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ Российский патент 1997 года по МПК F16C35/77 

Описание патента на изобретение RU2087767C1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковым узлам ответственных агрегатов, например главных редукторов вертолетов и т.п.

Известны различные подшипниковые узлы, включающие корпус, закрепленный в нем и зафиксированный от проворота стакан, подшипник качения и крышку, контактирующую торцем наружного кольца подшипника (П.И.Орлов Основы конструирования справочное пособие, М. 1988 г. т.2, с.424, рис.770).

Недостатком известных подшипниковых узлов является сложность и ненадежность, связанная с тем, что для предотвращения проворота стакана относительно корпуса (а такой проворот может привести к возникновению эксцентриситета оси подшипника, что для точных и ответственных передач приведет к резкому снижению ресурса или даже к его разрушению) используют различные крепежные устройства, например, фиксирующие штифты (рис.770 ж, з, и, к), сложные в технологическом отношении и снижающие надежность агрегата из-за концентратов напряжений в корпусе (размещение штифтов в корпусе вызывает дополнительные напряжения при запрессовке штифтов, величины которых не могут быть проконтролированы). Выполнение же стакана с большим буртом, в котором размещаются отверстия для крепежных шпилек (рис. 770 л, м) увеличивает массу узла, усложняя его конструкцию.

Наиболее близким устройством к предлагаемому является подшипниковый узел, содержащая корпус, закрепленный в нем и зафиксированный от проворота стакан, подшипник качения и крышку, контактирующую с торцем наружного кольца подшипника (Ю.М.Никитин Конструирование элементов, деталей и узлов авиадвигателей, М. 1968 г. стр.253, рис.7.25 прототип).

Недостатком известного узла является его сложность и низкая надежность.

Технический результат заключается в упрощении узла и повышении его надежности.

Это достигается за счет того, что в подшипниковом узле, содержащем корпус, закрепленный в нем и зафиксированный от проворота стакан, подшипник качения и крышку, контактирующую с торцем наружного кольца подшипника, стакан выполнен с фланцем, цилиндрическая поверхность которого выполнена эксцентрично относительно оси узла, а его торец расположен в контакте с упорным торцем крышки, при этом в корпусе выполнено эксцентричная расточка под цилиндрическую поверхность фланца.

На фиг.1 показан общий вид подшипникового узла, на фиг.2 вид А фиг.1.

Подшипниковый узел содержит подшипник качения 1, корпус 2, стакан 3, закрепленный в корпусе 2, на стакане 3 выполнен фланец 4, цилиндрическая поверхность 5 которого выполнена эксцентрично относительно оси узла. В корпусе 2 выполнена эксцентричная расточка 6 для размещения в ней эксцентричной наружной цилиндрической поверхности 5 фланца 4. Торец 6 фланца 4 выполнен в одной плоскости с упорным торцем 7 крышки 8 и торцом 9 наружного кольца 10 подшипника 1.

Сборка и работа подшипникова узла происходит следующим образом.

Стакан 3 запрессовывается в корпус 2 таким образом, чтобы эксцентриситеты наружной цилиндрической поверхности 5 фланца 4 и расточки 6 корпуса 2 совпадали, при этом между поверхностями 5 и 6 имеется минимальный зазор, выбираемый из известных соображений (технологических и конструктивных - последние состоят в том, что если произойдет ослабление прессовой посадки стакана 3 в корпусе 2, то взаимный поворот стакана 3 относительно корпуса 2 не должен превышать допустимый величины, влияющей на точность узла). Затем производится расточка внутренней цилиндрической поверхности стакана 3 и совместная обработка торца корпуса 2 и торца фланца 4.

После сборки подшипникового узла с помощью технологических прокладок 11 обеспечивается необходимой натяг или зазор между упорным торцем 7 крышки 8 и торцами 6 и 9 фланца стакана 3 и наружного кольца 10.

При работе узла провороту стакана 3 относительно корпуса 2 препятствует, кроме сил трения, возникающих при запрессовке стакана 3 в корпус 2, еще и эксцентричная поверхность 5, размещенная в соответствующей расточке 6.

Таким образом, предложенный узел обеспечивает упрощение и повышение надежности за счет ликвидации специальных фиксирующих штифтов и концентраций напряжений в местах их размещения и исключает проворот стакана 3 относительно корпуса 2.

Имеет место и удешевление узла за счет исключения изготовления штифтов и их запрессовки.

Похожие патенты RU2087767C1

название год авторы номер документа
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ШАРНИРА ГУКА 1997
  • Модеев В.Ф.
  • Плахтин В.Д.
RU2122145C1
ШПИНДЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ 1999
  • Леменков В.Я.
  • Петров М.Г.
RU2158660C1
ПЕТЛЕДЕРЖАТЕЛЬ 1997
  • Плахтин В.Д.
  • Модеев В.Ф.
  • Дзарахохов К.З.
  • Фришман С.И.
  • Аникин В.Б.
RU2134170C1
ДВУХВАЛКОВАЯ РАБОЧАЯ КЛЕТЬ ПРОКАТНОГО СТАНА 1999
  • Есипов В.Д.
  • Гришенков В.М.
  • Соколов И.В.
RU2189873C2
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ СЕКЦИОННЫЙ НАСОС ДЛЯ ПОДЪЕМА ЖИДКОСТИ ИЗ СКВАЖИН 2001
  • Говберг А.С.
RU2197643C2
Опорный узел прокатного валка 1979
  • Шеногин Владимир Петрович
  • Мериин Иегуда Моисеевич
  • Кугушин Александр Андреевич
  • Сапожников Анатолий Яковлевич
  • Коломников Георгий Фролович
  • Попов Юрий Алексеевич
  • Казырский Олег Лаврентьевич
  • Лаптев Леонид Павлович
  • Храбров Анатолий Васильевич
  • Лаврентьев Александр Львович
SU820944A1
ПРОХОДНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА 2000
  • Козадаев А.И.
  • Новицкий К.И.
  • Логунов Ю.М.
RU2171186C1
ГАЗОВЫЙ РУЛЬ 2002
  • Соколовский М.И.
  • Зыков Г.А.
  • Иоффе Е.И.
  • Лянгузов С.В.
  • Соколов П.М.
RU2209332C1
ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА 1992
  • Новиков В.Л.
  • Добрынин М.М.
  • Плахтин В.Д.
  • Бобух И.А.
  • Грибинник В.Г.
RU2026761C1
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 1995
  • Соколов А.А.
  • Молчанов Н.М.
  • Чулошников А.А.
RU2134366C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 087 767 C1

Реферат патента 1997 года ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ

Использование: в машиностроении, а именно в подшипниковых узлах главных редукторов вертолетов. Сущность: подшипниковый узел содержит подшипник качения, корпус, стакан, закрепленный в корпусе, крепежное устройство от проворота стакана относительно корпуса, выполненное в виде бурта, наружная цилиндрическая поверхность которого выполнена эксцентрично относительно оси узла. В корпусе выполнена эксцентричная расточка для размещения в ней эксцентричной наружной цилиндрической поверхности бурта. Торец бурта выполнен в одной плоскости с упорным торцем крышки и торцом наружного кольца подшипника. Предлагаемая конструкция подшипникого узла проста для изготовления и надежна в эксплуатации. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 087 767 C1

Подшипниковый узел, содержащий корпус, закрепленный в нем и зафиксированный от проворота стакан, подшипник качения и крышку, контактирующую упорным торцом с торцом наружного кольца подшипника, отличающийся тем, что стакан выполнен с фланцем, цилиндрическая поверхность которого выполнена эксцентрично относительно оси узла, а его торец расположен в контакте с упорным торцом крышки, при этом в корпусе выполнена эксцентричная расточка под цилиндрическую поверхность фланца.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2087767C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Орлов П.И
Основы конструирования: Справочно-методическое пособие
- М.: Машиностроение, 1988, т
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ приготовления хлебного вина 1925
  • Кушниренко Д.Г.
SU424A1
Судно для подводных работ 1924
  • Ипполитов П.Т.
SU770A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Никитин Ю.М
Конструирование элементов деталей и узлов авиадвигателей
- М.: Машиностроение, 1968, с
Телефонно-трансляционное устройство 1921
  • Никифоров А.К.
SU252A1
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1

RU 2 087 767 C1

Авторы

Бушмарин Л.Б.

Даты

1997-08-20Публикация

1993-01-19Подача