Изобретение относится к медицине и может быть применено в практической психологии при выводе пациентов из различных зависимых состояний. Например, в комплексе мер реабилитации при лечении от алкогольной и наркотической зависимостей, для нейтрализации негативного влияния на подсознание пациента лиц, представляющих некоторые секты и структуры.
Преимуществом этого метода является краткость курса обучения, после которого пациент может самостоятельно и осознанно управлять внешними признаками своей репрезентативной системы в зависимости от складывающейся ситуации, и возвращаться к своей системе восприятия с помощью якорения. Это дает пациенту возможность временного выхода из-под влияния негативной или агрессивной среды и плавно меняет его личностные ориентиры. Кроме того, при применении изобретения исключается вмешательство в психику пациента, введение его в транс и гипноз. При лечении нервных расстройсв и астенических состояний пациент научается выходить из состояний, применяя методику инициации «ложной» системы восприятия, которая не требует ни медикаментозного сопровождения, ни вмешательства психиатора. Кроме того, система самокодирования легко возобновляется применением самоякорения.
Сущностью изобретения является временное замещение собственной репрезентативной системой субъекта на ложную, выбираемую им самостоятельно или при помощи психолога.
Так, находясь в привычной для него среде, пациент может заблокировать или прервать контакты, оказывающие негативное влияние на ход его реабилитации. Кроме того, метод позволяет исключить и влияние агрессивной, вредной для психического здоровья пациента среды и лиц, поддерживает его уверенность в своих силах и самоуважение. В основе изобретения лежит принцип, заключающийся в том, что при предъявлении контрагенту ложных признаков репрезентативной системы субъектом, тот не сможет осуществить присоединение, подстройку, отзеркаливание и раппорт. Пациент приобретает навыки для отсоединения, предлагая контрагенту другие паттерны поведения (ложные), что приводит к разрыву раппорта, прерыванию разговора или контакта.
Для определения ведущей репрезентативной системы пациента психолог предлагает ему ряд тестов и определяет, какие из предикатов и предикатных фраз наиболее свойственны пациенту. На основании результата определяет систему восприятия личнойсти - визуальную, аудиальную, кинестетическую, обонятельную или неопределенную. Далее выбирается наиболее подходящая личности система замещения собственной репрезентативной системе в зависмости от образа жизни, внешности и других признаков. Например, если пациент обладает аудиальной системой восприятия, и характеризующие его лексические признаки (предикаты) - «высказывается, слышу, громкий, звонкий, слышу, резонанс, обсуждать» - и т.д. выявлены и осознанно им произносятся, ему предлагают выучить и применять лексический набор слов и предикатных фраз, характерных для кинестетической системы восприятия. Таким образом создается лексическая база для блокирования привычных коммуникационных контактов. В течение пяти-семи дней пациент заучивает и повторяет предикаты и фразы кинестетической системы восприятия (бороться, жесткий, прочный, сила, чувствовать, понять что-либо, надоедливый человек, прочная основа и так далее). Для заучивания ему предоставляют список из пятидесяти-семидесяти предикатов - в основном, глаголов, прилагательных и наречий. Ему предлагают расширить список или заменить его более характерными, по его мнению, словами и фразами. Использование ложных языковых предикатов делает невозможным использование по отношению к пациенту языковых ключей доступа. После проверки освоения методики пациентом психолог проводит якорение. Таким образом, во время нежелательного контакта пациент при помощи того же якорения переходит на ложную репрезентативную лексическую систему, блокируя подстройку. После прерывания контакта при помощи второго якорения он может вернуться к своей собственной репрезентативной системе. Если пациент вынужден находиться в потенциально агрессивной по отношении к его личности среде, вторая, маскировочная система, потребует более длительного применения и, соответственно, тренировки. Далее выявляются ключи доступа к подсознанию через присоединение к невербальным сигналам (поза, жесты), тональности голоса, высоты, тембра и громкости голоса, скорости речи и т.д. Как и в тренировке изменения лексической системы коммуникации, пациенту предлагается по своему желанию изменять все возможные средства коммуникации для блокировки отзеркаливания контрагентом. Доступ к ключам глазного доступа частично блокируется тогда, когда глаза обучаемого методике не занимают никогда какого-то конкретного положения. Характеристики голоса легко поддаются изменениям, скорость речи - в основном в сторону замедления темпа, так как заметное повышение скорости речи возможно только при достаточном интеллектуальном потенциале пациента.
Для блокировки подстройки по категориям Сатир (поза и жесты) применяют методику заучивания позы отстранненного. Эта категория по Сатир характеризуется быстрым переключением от одной модели коммуникации к другой. Так, «отстраненный» может применять то позу и жесты заискивающего, то обвиняющего, то расчетливого. Своим присутствием он вызывает замешательство и непонимание. Меняющиеся позы и жесты невозможно постоянно копировать, это недоступно контрагенту, вследствие чего подстройка и присоединение становится невозможным. После того, как пациенту показаны и разъяснены жесты и позы «отстраненного» он под наблюдением психолога заучивает их в течение двадати минут. Этого достаточно для ознакомления, мышечное запоминания происходит после более длительных (три-четыре дня) самостоятельный занятий перед зеркалом. Затем, как и в случае с предикатами, добавляется якорение, которое пациент может самостоятельно инициировать в случае необходимости.
Следующим этапом обучения является тренировка сознательного вхождения в метасостояние, которое выведет пациента из трансового состояния. Так как метауровень сознания является внутренним состоянием сознания и находится на более высоком логическом уровне, чем основной, реагирующий на изменения во внешней среде, переходом на метауровень можно добиться отражения сознания «в себя» - рефлексивного осознания. Таким образом пациент диссоциируется от переживаний эмоций внешнего мира и «уходит» по ссылкам своего подсознания в размышления о прошлых (из собственного опыта, например) понятиях, эмоциях, мыслях и пр. Поскольку метауровни относятся к тем абстрактным уровням, которые пациент переживает «внутри себя» и находятся выше основных уровней, касающихся переживаний о событиях и явлениях внешнего мира, подкреплены ценностями (критериями) и убеждениями, переход на них сопровождается значительно более критическим отношением к событиям «внешнего» мира. Это позволяет мгновенно диссоцироваться от реальных событий и сознательно блокировать подстройку и рефрейминг контрагента. Собственно, ключом к переходу на метауровень сознания являются языковые предикаты, отражающие истинные ценности и убеждения конкретной личности. Входя в метасостояние, пациент переходит на более высокий логический уровень, и именно слова контролируют его внутренние репрезентации. Такими ключевыми словами могут быть предикаты, обозначающие, например цель в жизни, смысл жизни, имена значимого персонажа, числа (воспоминание о числах очень эффективно блокирует вторжение в подсознание), любимый или значимый предмет. Достаточно трех-четырех лексических форм, чтобы закодировать инициацию блокировки различных негативных ситуаций. Это могут быть название предмета (например, название цветка), потом числа (одно-двухсложные) и абстрактного или конкретного явления (нежность, любовь, долг, дождь и т.д.) или имени значимого для конкретной личности лица (друга, родственника, исторического персонажа). После того, как пациент выбрал языковые предикаты и аргументировал для себя свой выбор, психолог закрепляет путь перехода на метауровень якорением. Необходимо внушить пациенту важность неразглашения сведений о своих лексических ключах, тогда переход на метауровень будеть осуществляться осознанно и быстро. Кроме того, в действительности доступ к языковым ключам перехода на логический уровень может служить для нанесения вреда пациенту контрагентом, поэтому действия психолога в этом направлении обоснованы и необходимы. Механизм выхода из трансового состояния заключается в том, что на метауровне мысли и чувства личности ссылаются на его же мысли и чувства (воспоминания), а убеждения и ценности являются продуктом его собственного опыта и эмоциональных переживаний. Не имея доступа на метауровень личности, контрагент не может произвести рефрейминг а, значит, блокировать значение опыта, критериев и стратегий мотиваций пациента. Пациент же имеет возможность сконцентрировать сознание своих внутренних репрезентациях и убеждениях, вследствие чего в дальнейшем включается механизм метафреймирования, то есть активации высшего логического уровня мыслей по поводу других мыслей (фрейм о фреймах). Таким образом он мгновенно получает доступ в сферу своего прежнего опыта и эмоций и критически оценивает происходящую коммуникацию, и диссоциируясь от внешних событий. При этом не поддаваясь попытке введения его в трансовое состояние, так как слова, выбранные им в качестве ключей, будут контролировать его внутренние репрезентации, вследствие чего негативное влияние внешней среды может быть сведено к минимуму. Разумеется, останется зависимость величины этого влияния от свойств личности и установок пациента.
В случае затруднений пациента в выборе лексических ключей перехода сознания на метауровень (в случае низкого уровня фоновых знаний, способностей к размышлению, низкого интеллектуального и культурного уровня, опыта и навыков), подобрать соответствующий установкам личности лексический код может психолог, проанализировав фреймы личности, воспоминаний, сфер знания, культуры, убеждений, ценностей и пр. Выбор лексических ключей психолог должен тоже закрепить якорением. Для закрепления результата перехода на метапрограммы и блокировки влияния языка коммуникатора (дегипнотизации) пациента обучают задавать вопросы контрагенту на выяснение конкретики (сущности) беседы и явлений. Этот процесс нейтрализует гипнотическое влияние на сознание лексических форм, применяемых гипнотизером - абстрактных существительных, глаголов, референтов и номинализации. Задавая конкретные вопросы контрагенту, пациент выходит из транса, переходя на более высокие уровни осознания собственных убеждений. Коммуникатор, вынуженный давать конкретные ответы, не имеет возможности воздействовать на сознания техникой НЛП, применяя трансовую модель языка.
Этот метод оказывает влияние и на структуру личности пациента, формируя уверенность, независимость и самоуважение, что применимо при лечении астенических и неврастенических состояний. Преимуществом метода является его полная автономности (вне зависимости от последующего контакта с психологом), мобильность и возобновляемость. Спектр применения - реабилитация в ходе лечения от различных зависимостей, снятие стрессов, позитивное воздействие на структуру личности, укрепление личностных и профессиональных позиций, лечение неврозов и функциональных сексуальных нарушений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ | 2004 |
|
RU2285545C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АЛКОГОЛИЗМА | 1995 |
|
RU2129887C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА "МЕТОД ТРАНСОВО-ДИАЛОГОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ БЕРНАЦКОГО" | 2004 |
|
RU2303466C2 |
СПОСОБ ГОМЕОПАТИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА | 2005 |
|
RU2314837C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОЖИРЕНИЯ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ | 2010 |
|
RU2427395C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ - ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 1997 |
|
RU2110287C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ | 2010 |
|
RU2437686C1 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ | 2000 |
|
RU2198690C2 |
Способ выбора тактики лечения психического расстройства | 2019 |
|
RU2697976C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПУТЕМ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ | 1997 |
|
RU2096046C1 |
Изобретение относится к медицине и может быть применимо в практической психологии при выводе пациентов из различных зависимых состояний. Выявляют ведущую репрезентативную систему восприятия пациента при помощи мини-тестов. Затем выявляют наиболее эффективную для конкретного пациента ложную репрезентативную систему при помощи мини-тестов, определяющих наименее используемую или труднодоступную пациентом лексическую систему, обращение к которой контрагента блокируется собственной ведущей системой восприятия. Обучают навыкам предъявления пациенту другой, ложной репрезентативной системы с помощью определенных лексических ключей доступа - предикатов и предикатных фраз, предоставленных ему психологом, сознательного изменения невербальных ключей доступа к своей репрезентативной системе - жестов, поз, скорости, тембра и тональности речи. Проводят тренинг по освоению роли типа личности по категориям Сатир с выявленной ложной репрезентативной системой, а переход к ложной репрезентативной системе при нежелательной коммуникации закрепляют якорением. Способ позволяет изменять модель и характер своих поведенческих реакций, что блокирует присоединение к предиктам и установление раппорта в зависимости от меняющейся среды общения и своей индивидуальности, что позволяет более точно выбрать подходящую поведенческую стратегию.
Способ блокировки негативного воздействия на подсознание нейролингвистического программирования включает в себя методику тренинга, в ходе которой выявляют ведущую репрезентативную систему восприятия пациента при помощи мини-тестов, затем выявляют наиболее эффективную для конкретного пациента ложную репрезентативную систему при помощи мини-тестов, определяющих наименее используемую или труднодоступную пациентом лексическую систему, обращение к которой контрагента блокируется собственной ведущей системой восприятия, после чего обучают навыкам предъявления пациенту другой, ложной, репрезентативной системы с помощью определенных лексических ключей доступа - предикатов и предикатных фраз, предоставленных ему психологом, сознательного изменения невербальных ключей доступа к своей репрезентативной системе - жестов, поз, скорости, тембра и тональности речи, проводят тренинг по освоению роли типа личности по категориям Сатир с выявленной ложной репрезентативной системой, а переход к ложной репрезентативной системе при нежелательной коммуникации закрепляют якорением.
ГРИНДЕР Дж., БЭНДЛЕР Р | |||
Структура магии | |||
Золотой фонд НЛП, изд | |||
Прайм-Еврознак, т | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ | 2001 |
|
RU2191039C1 |
СПОСОБ КРАТКОСРОЧНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ПРИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ АЛКОГОЛЕМ И РАЗВИТИИ СИНДРОМА ЗАВИСИМОСТИ ОТ АЛКОГОЛЯ | 2010 |
|
RU2444382C1 |
МАЛКИНА-ПЫХ И.Г | |||
Техники позитивной терапии и НЛП//Справочник практического психолога | |||
Способ приготовления мыла | 1923 |
|
SU2004A1 |
АНДРЕАС С | |||
Паттерны магии Вирджинии Сатир | |||
- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. |
Авторы
Даты
2013-10-27—Публикация
2012-04-10—Подача