РУЧКА ПРОДОЛЬНО-ПОПЕРЕЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ Российский патент 1997 года по МПК B64C13/04 

Описание патента на изобретение RU2089448C1

Изобретение относится к конструктивным элементам летательных аппаратов, в частности к системе продольно-поперечного управления вертолетом или самолетом.

Известна ручка управления вертолетом Ми-8 (см. Кн. В. А. Данилов и др. "Вертолет Ми-8", М. "Транспорт", 1979, с. 167, рис. 10.5), которая содержит рычаг с рукояткой, установленный на оси шарнирного узла продольного управления, корпус которого закреплен жестко на поворотном стакане шарнирного узла поперечного управления и соединен посредством тяг и качалок с системой управления летательным аппаратом.

Наиболее близким аналогом по конструкции предлагаемой ручке является ручка продольно-поперечного управления летательным аппаратом, содержащая рычаг с рукояткой, закрепленной на полу кабины в карданном узле с шарнирами продольного и поперечного управления, подвижные элементы которых связанны соответствующими тягами проводки, причем ось шарнира поперечного управления расположена наклонно в продольной вертикальной плоскости (см. Патент США N 2427962, кл. В 64 С 13/04, 1947).

При этом ось шарнира поперечного управления наклонена назад по часовой стрелке относительно строительной горизонтали летательного аппарата.

Это является недостатком известной ручки, поскольку траектория движения при поперечном управлении должна проходить строго во фронтальной плоскости, в то время, как траектория естественного движения ручки летчика в поперечном направлении, определяемая биомеханическими ограничениями, представляет собой при виде сверху кривую линию, представляющую собой отрезок спирали (см. ГОСТ В-24951-81, прилож. 1, черт. 1, черт. 17-23, с. 27 42). Это приводит при поперечном управлении к появлению вредных связей поперечного управления с продольным управлением, возникающих в результате непроизвольного отклонения руки от фронтальной плоскости. В результате, летчик вынужден делать дополнительные корректирующие движения в продольном направлении, что усложняет процесс пилотирования, вызывая дополнительную утомляемость.

Задачей изобретения является облегчение процесса пилотирования и снижение утомляемости летчика, благодаря освобождению его от необходимости выполнять дополнительные корректирующие движения ручкой в продольном направлении при осуществлении им поперечного управления.

Решение задачи достигается благодаря тому, что в конструкции ручки продольно-поперечного управления летательным аппаратом, содержащей рычаг с рукояткой и карданный узел крепления рычага к полу кабины с шарниром продольного и шарниром поперечного управлений, ось шарнира поперечного управления наклонена вперед в продольной плоскости по направлению полета, образуя угол относительно строительной горизонтали летательного аппарата. Величина этого угла составляет α 15 35o и зависит от положения сидения и роста летчика.

При поперечном управлении летательным аппаратом рычаг ручки поворачивается вокруг наклоненной к строительной горизонтали оси шарнира поперечного управления, а рукоятка при этом перемещается не во фронтальной плоскости, как это имеет место в прототипе, а по траектории, близкой к естественному движению руки летчика в поперечном направлении, указанному в ГОСТе, исключая тем самым излишние корректирующие движения руки в продольном направлении.

в предлагаемом диапазоне угла a 15 35o серия соответствующих траекторий движения рукоятки управления не имеет существенных отклонений от упомянутой естественной траектории движения руки в рабочем диапазоне поворота ручки, которые бы требовали корректировки продольного управления (см. фиг. 2).

На фиг. 1 изображена ручка продольно-поперечного управления, вид сбоку; на фиг. 2 вид в плане траектории движения руки при поперечном управлении; на фиг. 3 ручка продольно-поперечного управления в изометрии.

Ручка продольно-поперечного управления состоит (см. фиг. 1,3) из рычага 1 с рукояткой 2, установленного на полу кабины летательного аппарата с помощью карданного узла, включающего шарнир 3 поперечного управления и шарнир 4 продольного управления. Рычаг 1 установлен на оси 5 шарнира поперечного управления 3, которая размещена в скобах 6, жестко закрепленных на трубчатом валу 7, а конец рычага 1 имеет шарнир 8, соединяющий рычаг с тягой 9 проводки поперечного управления. Шарнир продольного управления 4 включает трубчатый вал 7, который установлен в кронштейнах 10 пола кабины с помощью подшипников и на котором выполнен кронштейн 11 с шарниром 12, соединяющим его с тягой 13 проводки продольного управления (см. фиг. 3). Ось 3 шарнира поперечного управления наклона в продольной вертикальной плоскости вперед по направлению полета, образуя со строительной горизонталью (см. фиг. 1) угол a 15
35o. Траектория движения рукоятки 2 относительно оси шарнира поперечного управления в плане при угле a 15o представлена на фиг. 2 отрезком эллипса а2, при угле a 35o отрезком а1.

Траектория естественного движения руки летчика относительно плечевого сустава в поперечном направлении в соответствии с биомеханическими ограничениями представлена кривой b. Траектория c движения рукоятки при положении оси шарнира параллельно строительной горизонтали, как это имеет место в прототипе, лежит во фронтальной плоскости. Из фиг. 2 видно, что в рабочем диапазоне кривые a и b совмещены. За пределами интервала a 15 - 35o кривые a отклоняются от кривой b в рабочем диапазоне ручки так, что в крайних положениях требуется корректировка продольного управления.

Устройство работает следующим образом.

в процессе поперечного управления летчик правой рукой отклоняет рукоятку 2 в поперечном направлении. При этом рычаг 1 поворачивается относительно оси 5 шарнира поперечного управления 3, которая наклонена вперед на угол a а рукоятка 2 совершает движение, соответствующее траектории рабочего отрезка кривой (см. фиг. 2, 3). При этом нижний конец рычага воздействует на тягу 9 проводки поперечного управления. Продольное управление осуществляется отклонением ручки 1 совместно со скобами 6, валом 7 и кронштейном 11 относительно оси трубчатого вала 7 путем воздействия на тягу 13.

Эргономическое преимущество предлагаемого устройства по сравнению с прототипом заключается в освобождении летчика от необходимости делать корректирующие движения ручкой в продольном направлении при осуществлении поперечного управления летательным аппаратом.

Похожие патенты RU2089448C1

название год авторы номер документа
АВТОМАТ ПЕРЕКОСА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА 1994
  • Эпштейн Л.М.
  • Солнцев А.Е.
RU2088479C1
СТЕНД ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ 1990
  • Шелковников П.С.
RU2028591C1
СТЕНД ДЛЯ УСТАЛОСТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ 1991
  • Шелковников П.С.
RU2028592C1
ВЕРТОЛЕТ ДЛЯ МОНТАЖНО-КРАНОВЫХ РАБОТ 1993
  • Самусенко А.Г.
  • Костин Б.Ю.
  • Шутов В.В.
RU2070141C1
СУММИРУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩИМ И ЦИКЛИЧЕСКИМ ШАГОМ ВЕРТОЛЕТОВ ТРЕХТОЧЕЧНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ С НАКЛОННЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ГИДРОПРИВОДОВ 2014
  • Груверман Александр Исаевич
  • Захаров Алексей Александрович
  • Лабутин Роман Вениаминович
RU2578706C1
СТЕНД ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ ВОЗДУШНОГО ВИНТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1996
  • Шелковников П.С.
RU2102713C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2420427C2
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ВЕРТОЛЕТА 1992
  • Белов А.П.
RU2027641C1
СТЕНД ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ ВОЗДУШНОГО ВИНТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1998
  • Новиков В.И.
  • Горегляд Ю.М.
  • Рогов С.М.
  • Рыбочкин И.В.
RU2137108C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТОЛЕТОМ И РАЗДВИЖНАЯ ТЯГА ПРОВОДКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 2013
  • Вайнпрес Алексей Леонидович
  • Башмаков Владимир Алексеевич
  • Петров Иван Сергеевич
  • Филенков Евгений Витальевич
  • Тремаскин Владимир Викторович
RU2527574C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 089 448 C1

Реферат патента 1997 года РУЧКА ПРОДОЛЬНО-ПОПЕРЕЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ

Изобретение относится к авиации, в частности к системам продольно-поперечного управления вертолетом или самолетом. Сущность: ручка содержит рычаг 1 с рукояткой 2, закрепленной на полу кабины в карданном узле с шарниром 3 поперечного и шарниром 4 продольного управления, подвижные элементы которых связаны с тягами 13 проводки, причем ось шарнира 3 наклонена вперед относительно строительной горизонтали при нейтральном положении ручки на угол 15 - 35o. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 089 448 C1

Ручка продольно-поперечного управления летательным аппаратом, содержащая рычаг с рукояткой, закрепленной на полу кабины в карданном узле с шарнирами продольного и поперечного управления, подвижные элементы которых связаны с соответствующими тягами проводки, причем ось шарнира поперечного управления расположена наклонно в продольной вертикальной плоскости, отличающаяся тем, что ось шарнира поперечного управления наклонена вперед относительно строительной горизонтали летательного аппарата при нейтральном положении ручки на угол 15 35o.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2089448C1

УСТРОЙСТВО БЕСПРОВОДНОЙ СВЯЗИ (ВАРИАНТЫ) И БЕСПРОВОДНАЯ ЛОКАЛЬНАЯ СЕТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СЕРВИСОВ ПО ПРИОРИТЕТАМ 2007
  • Мезер Амир
  • Барак Амит
RU2427962C2
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1

RU 2 089 448 C1

Авторы

Николаевский Ю.В.

Вогман А.П.

Даты

1997-09-10Публикация

1994-01-27Подача