Изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии, и найдет использование для прогнозирования осложненного течения адаптации у детей, проживавших на территории загрязненной радионуклидами, при поступлении их в дошкольное учреждение. Поступление в дошкольное учреждение сопровождается изменением динамического стереотипа ребенка и для многих детей является эмоционально-стрессовым фактором. Происходящие в период адаптации сдвиги в функциональном состоянии организма иногда превышают физическую меру защиты и могут закончиться ее срывом с исходом в острое заболевание или невротическую реакцию.
Выявление детей, нуждающихся в проведении лечения, направленного на облегчение адаптационного периода при поступлении в дошкольное учреждение и, в первую очередь, на предотвращение тяжелой адаптации, позволит предупредить глубокие изменения в нейро-соматическом статусе ребенка и тем самым ограничить лекарственную нагрузку на организм, способствовать профилактике заболеваний в этот период.
Анализ патентной и научно-медицинской литературы, а также результатов многоплановых научных исследований эмоциональных, психических, социальных и функциональных сдвигов, наступающих в организме ребенка при изменении микросоциальной семейной среды на среду детского учреждения позволил выделить периоды адаптации (острый, подострый и компенсационный), определить возможную степени тяжести и параметры, ее характеризующие, установить основные факторы риска, имеющие значение для тяжести течения адаптации, выявить специфику действия этих факторов в соотношении с возрастом (Социальная адаптация у детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А.Атанасовой-Вуковой М. Медицина. 1980, 232 с.), разработать способы, позволяющие оценивать степень эмоционального напряжения и прогнозировать исход адаптационного процесса у детей раннего возраста. Рядом авторов рекомендовано проводить оценку течения периода адаптации путем наблюдения за динамикой эмоционально-поведенческих реакций в сочетании с исследованием ряда биохимических показателей (М.Я.Студеникин и соавт. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения и лечебного стационара // Вестн. АМН СССР. 1979, N 10, с. 20-27; Р.В.Тонкова-Ямпольская и соавт. Некоторые вопросы социальной адаптации в раннем возрасте // Педиатрия. 1979, N 10, с. 6-10; А.А. Солнцев. Динамика расстройств адаптации у детей при поступлении в дошкольное учреждение и школу // Педиатрия. 1985, N 4, с. 29-34).
Прототипом изобретения избран способ экспертно-количественной оценки эмоционального профиля личности ребенка в сочетании с соматическим и нейро-психическим его статусом, описанный А.А.Солнцевым (Основные типы эмоционального реагирования детей при адаптации к условиям дошкольного учреждения и школы / Педиатрия. 1983, N 7, с. 7-11).
Сущность способа, выбранного в качестве прототипа, заключается в том, что при наблюдении за детьми оценивались эмоционально-поведенческие реакции по 10-балльной системе с положительным или отрицательным знаком в зависимости от значения для прогноза адаптации и параллельно учитывался характер изменений в соматическом и нервно-психическом здоровье детей, их заболеваемость и показатели ряда физиологических функций, являющихся коррелятами эмоционального напряжения (индекс напряжения по кардиоинтервалограмме, экскреция с мочой катехоламинов, 17-кетостероидов и 17-оксикетостероидов, концентрация в слюне калия и натрия, секреторного Ig A и лизоцима). В качестве критериев оценки течения адаптационного периода служили выраженность и продолжительность изменений изучаемых показателей и исход адаптации -наличие или отсутствие ее срыва, социальная дееспособность ребенка.
Данный способ обладает рядом несовершенств:
1. Сложность способа.
2. Способ травматичности, так как предполагает взятие крови из вены ребенка.
Указанные недостатки могут быть устранены в заявляемом техническом решении.
Задача изобретения: разработка простого, точного, неинвазивного способа прогнозирования осложненного течения адаптации у детей при поступлении в дошкольное учреждение.
Для этого в дневной и ночной моче ребенка, собранной с 6 до 18 ч с 18 до 6 ч утра, проводят разделение белковых фракций, определяют соотношение альбуминов и глобулинов и при величине разности между вышеуказанными коэффициентами в дневной и ночной моче ниже 4,9 прогнозируют осложненное течение адаптации.
Способ выполняют следующим образом. При обследовании детей из семей участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и детей, проживавших на территории загрязненной радионуклидами, перед их поступлением в дошкольное учреждение собирают дневную и ночную мочу за периоды с 6 до 18 ч и с 18 до 6 ч утра следующего дня. Проводят разделение белковых фракций мочи электрофорезом в полиакриламидном геле с использованием любых методов и аппаратов (Г.Маурер Диск-электрофорез, 1971).
Для выполнения исследования берут 0,1 мл концентрированной (1:10) мочи, наносят на пластинки с 4% концентрирующим (pH 6,7) и 7,5% разделяющим (pH 8,9) гелями. Электрофорез проводят в трис-глициновом буфере pH 8,3 при силе тока 5 мА на см в течение 2,5 ч. Гели окрашивают амидочерным 10 В или Кумасси бриллиантовым голубым R-250. Для количественной оценки электрофореграмм используют денситометрическую установку. Рассчитывают соотношение содержания альбуминов и глобулинов и разность между вышеуказанными коэффициентами в дневной и ночной моче. При величине разности соотношений альбуминов и глобулинов в дневной и ночной моче ниже 4,9 прогнозируют осложненное течение адаптации при поступлении в дошкольное учреждение.
Приведем конкретные примеры, иллюстрирующие значимость определения соотношения альбуминов и глобулинов в дневной и ночной моче у детей, проживающих на территории загрязненной радионуклидами.
Пример 1. Ребенок К-в родился 12.06.1987 года в семье участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Его отец находился в течение 1 мес. (май 1986 г.) на дезактивации реактора на ЧАЭС. Перед поступлением в детский сад обследован в поликлинике РНИИАП.
Результаты обследования: общее состояние ребенка удовлетворительное, кожные покровы чистые, бледно-розовые; зев спокоен; в легких везикулярное дыхание; тоны сердца ритмичные, ясные; живот мягкий безболезненный; психо-неврологический статус без отклонения от нормы.
Поставлен диагноз: практически здоров.
Лабораторное обследование:
Анализ дневной мочи: Альбумины 88% Глобулины 12% Коэффициент альбумины/глобулины 7,3.
Анализ ночной мочи: Альбумины 71% Глобулины 29% Коэффициент альбумины/глобулины 2,4.
Разность соотношений альбуминов и глобулинов дневной и ночной мочи 4,9.
Дан прогноз нормального течения адаптации при посещении ребенком детского дошкольного учреждения.
Данные из истории развития ребенка: ребенок находился под наблюдением участкового педиатра. За время пребывания в детском саду ребенок не болел, отклонений в физическом и психическом развитии не отмечено.
13.01.92 г. консультирован повторно в поликлинике РНИИАП.
Заключение педиатра Практически здоров.
Заключение детского психоневролога Отклонений в психо-неврологическом статусе не обнаружено.
Заключение, Практически здоров. Детский сад посещать может.
Таким образом, у ребенка течение периода адаптации при поступлении в дошкольное учреждение протекало нормально.
Пример 2. Ребенок И-в родился 23.10.1987 г. Проживал в Гомельской области до ноября 1989 г. Перед поступлением в детский сад обследован в поликлинике РНИИАП.
Результаты обследования: общее состояние ребенка удовлетворительное, кожные покровы чистые, зев бледно-розовый; в легких везикулярное дыхание; тоны сердца ритмичные, ясные; живот мягкий безболезненный; психо-неврологический статус без отклонения от нормы.
Поставлен диагноз: практически здоров.
Лабораторное обследование:
Анализ дневной мочи: альбумины 93% глобулины 7% коэффициент альбумины/глобулины 13,3.
Анализ ночной мочи: альбумины 89% глобулины 11% коэффициент альбумины/глобулины 8,1.
Разность соотношений альбуминов и глобулинов дневной и ночной мочи 4,9.
Дан прогноз нормального течения адаптации при посещении ребенком детского дошкольного учреждения.
Данные из истории развития ребенка: ребенок детский сад посещал регулярно, не болел, отклонений в физическом и психическом развитии не отмечено.
10.08.92 г. консультирован повторно в поликлинике РНИИАП.
Заключение педиатра Практически здоров.
Заключение детского психоневролога Отклонений в психо-неврологическом статусе не обнаружено.
Заключение Практически здоров. Детский сад посещать может.
Таким образом, у ребенка течение периода адаптации при поступлении в дошкольное учреждение протекало нормально.
Пример 3. Ребенок В-а родился 5.05.1987 г. Проживал в Гомельской области до апреля 1990 г. Перед поступлением в детский сад обследован в поликлинике РНИИАП.
Заключение педиатра и детского невропатолога, соматический и психо-неврологический статус без отклонений от нормы.
Лабораторное обследование:
Анализ дневной мочи: альбумины 89% глобулины 11% коэффициент альбумины/глобулины 8,1.
Анализ ночной мочи: альбумины 77% глобулины 23% коэффициент альбумины/глобулины 3,3.
Разность соотношений альбуминов и глобулинов дневной и ночной мочи 4,8.
Дано заключение о возможности срыва адаптации при посещении ребенком детского дошкольного учреждения.
Данные из истории развития ребенка: ребенок посещал детский сад с сентября 1990 г. Находился под наблюдением участкового педиатра. 12.07.91 г. направлен на обследование по поводу обнаруженных отклонений в неврологическом статусе.
13.09.91 г. консультирован повторно в поликлинике РНИИАП.
Заключение педиатра периодически отмечается вялость, сменяющаяся раздражительностью, плаксивостью; в контакт вступает легко; при осмотре кожные покровы чистые; зев бледнорозовый; в легких везикулярное дыхание; тоны сердца ритмичные; живот мягкий безболезненный, печень не увеличена.
Заключение детского психоневролога астено-невротический синдром.
Сделано заключение о развитии у ребенка синдрома дизадаптации. Даны рекомендации для участкового педиатра по лечению ребенка, обращено внимание на необходимость проведения профилактической фитотерапии.
Таким образом, у ребенка отмечен срыв течения периода адаптации при поступлении в дошкольное учреждение.
Пример 4. Ребенок К-н родился 16.01.1988 г. в семье участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Его отец находился в течение 1,5 мес. (май-июнь 1986 г.) на дезактивации реактора на ЧАЭС. Перед поступлением в детский сад обследован в поликлинике РНИИАП.
Результаты обследования: общее состояние ребенка удовлетворительное, кожные покровы чистые, зев спокоен; в легких везикулярное дыхание; тоны сердца ритмичные, ясные; живот мягкий безболезненный; психо-неврологический статус без отклонения от нормы.
Поставлен диагноз: практически здоров.
Лабораторное обследование:
Анализ дневной мочи: альбумины 88% глобулины 12% коэффициент альбумины/глобулины 7,3.
Анализ ночной мочи: альбумины 78% глобулины 22% коэффициент альбумины/глобулины 2,6.
Разность соотношений альбуминов и глобулинов дневной и ночной мочи 4,6.
Дано заключение о возможности срыва адаптации при посещении ребенком детского дошкольного учреждения.
Данные из истории развития ребенка: ребенок посещал детский сад нерегулярно. Дважды перенес ОРВИ. 7.01.92 г. направлен на обследование по поводу обнаруженных отклонений в неврологическом статусе.
Консультирован в поликлинике РНИИАП.
Осмотр педиатра жалобы на беспокойство ребенка, сниженный аппетит; кожные покровы чистые; зев спокоен; в легких везикулярное дыхание; тоны сердца ритмичные; живот мягкий безболезненный; печень не увеличена.
Заключение детского психоневролога церебрастенический синдром.
Сделано заключение о развитии у ребенка синдрома дизадаптации. Даны рекомендации для участкового педиатра по лечению ребенка, обращено внимание на необходимость проведения профилактической витамино- и фитотерапии.
Таким образом, у ребенка отмечен срыв течения периода адаптации при поступлении в дошкольное учреждение.
Из приведенных примеров следует, что нарушение срыва адаптации при посещении детского сада выявлено у детей, у которых разность соотношений альбуминов и глобулинов в дневной и ночной моче была ниже 4,9. Следовательно, если при обследовании детей вышеуказанного контингента обнаружена низкая величина разности соотношений альбуминов и глобулинов в дневной и ночной моче (4,8 и ниже), то этим детям прежде, чем их направлять в детское дошкольное учреждение необходимо провести курс общеукрепляющей терапии, а также в дальнейшем проводить профилактическое лечение с целью предотвращения нарушений физического развития и неврологических заболеваний.
Заявляемым способом проведены исследования у 68 детей в возрасте трех лет, родившихся в семьях участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и детей, проживавших на территориях, загрязненных радионуклидами, при поступлении в дошкольное учреждение.
Из них у 35 детей разность соотношений альбуминов и глобулинов в дневной и ночной моче была выше 4,9 и выше (1 группа). Нарушений течения периода адаптации на протяжении первого года посещения детского сада у этих детей обнаружено не было.
У 33 детей разность соотношений альбуминов и глобулинов в дневной и ночной моче была ниже 4,9 (2 группа). В течение первого года посещения детского сада у этих детей отмечены неоднократные срывы адаптивных процессов, выразившиеся чаще всего в нарушениях психо-неврологического состояния.
Результаты исследования, приведенные в таблице, показали, что имеется статистически достоверное различие между разностью соотношений альбуминов-глобулинов в дневной и ночной моче детей 1 и 2 групп. Причем эти показатели в сопоставляемых группах находятся в неперекрещивающихся диагностических интервалах. Точность способа 100%
Предложенный способ позволяет прогнозировать осложненное течение адаптации у детей из семей участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и у детей, проживавших на территории загрязненной радионуклидами, при поступлении их в дошкольное учреждение.
Предложенный способ обладает рядом преимуществ перед способом-прототипом.
1. Способ не травматичен.
2. Способ может найти широкое применение, так как не имеет противопоказаний.
3. Способ обладает достаточной простотой.
Способ апробирован на значительном по объему клиническом материале.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕЛАТЕНТНОГО ДЕФИЦИТА ЖЕЛЕЗА У ДЕТЕЙ | 1992 |
|
RU2115118C1 |
СПОСОБ ОТБОРА В ГРУППУ РИСКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХРОНИЧЕСКИХ ВИДОВ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП | 1999 |
|
RU2172139C2 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА У НОВОРОЖДЕННЫХ | 1991 |
|
RU2009510C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ | 1991 |
|
RU2018844C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СЕПСИСА У НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ | 1991 |
|
RU2012341C1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕСПИРАТОРНОГО ДИСТРЕСС-СИНДРОМА НОВОРОЖДЕННОГО | 1994 |
|
RU2089901C1 |
Способ определения эффективности лечения неврологических заболеваний у детей | 1990 |
|
SU1762899A1 |
Способ выявления детей с неврологическими нарушениями | 1990 |
|
SU1827629A1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОСТНАТАЛЬНОЙ ЦИТОМЕТАЛОВИРУСНОЙ И ТОКСОПЛАЗМЕННОЙ ИНФЕКЦИИ | 1993 |
|
RU2077056C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СИНДРОМА РЕСПИРАТОРНОГО ДИСТРЕССА У НОВОРОЖДЕННЫХ | 1991 |
|
RU2021209C1 |
Использование: педиатрия. Цель: разработка простого, точного, неинвазивного способа прогнозирования осложненного течения адаптации у детей из семей участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и у детей, проживавших на территории загрязненной радионуклидами, при поступлении их в дошкольное учреждение. Сущность: в дневной и ночной моче ребенка, собранной с 6 до 18 ч и с 18 до 6 ч утра, проводят разделение белковых фракций, определяют соотношение альбуминов и глобулинов, и при величине разности между вышеуказанными коэффициентами в дневной и ночной моче ниже 4,9 прогнозируют осложненное течение адаптации. Положительный эффект: способ характеризуется простотой, постоянством и стабильностью воспроизведения результатов. Способ позволяет прогнозировать нарушения адаптационного периода у детей при поступлении в дошкольное учреждение, что дает основание для назначения этим детям предварительного курса терапии с целью снижения заболеваемости в этот период. 1 табл.
Способ прогнозирования осложненного течения адаптации у детей при поступлении в дошкольное учреждение путем химического анализа биологической жидкости, отличающийся тем, что в дневной и ночной моче ребенка, собранной с 6 до 18 ч и с 18 до 6 ч утра, проводят электрофоретическое разделение белковых фракций в полиакриламидном геле, определяют соотношение альбуминов и глобулинов и при величине разности между вышеуказанными соотношениями в дневной и ночной моче ниже 4,9 прогнозируют осложненное течение адаптации у детей, пораженных радионуклидами.
Солнцев А.А | |||
Основные типы эмоционального реагирования детей при адаптации к условиям дошкольного учреждения и школы | |||
- Педиатрия, 1983, N 7, с | |||
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Авторы
Даты
1997-09-10—Публикация
1993-05-12—Подача