СПОСОБ СБОРКИ ТОНКОСТЕННЫХ ПАНЕЛЕЙ САМОЛЕТА Российский патент 1997 года по МПК B21J15/00 

Описание патента на изобретение RU2093297C1

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть использовано для сборки тонкостенных клепаных и клееклепаных панелей агрегатов самолетов.

Известен способ сборки тонкостенных панелей самолета, включающий сверление отверстий в обшивке и деталях каркаса, образование гнезд под потайные головки заклепок, сопряжение обшивки с деталями каркаса, приложение к ней усилия натяжения с помощью тандеров и клепку.

Традиционные проблемы, которые возникают в процессе сборки и клепки тонкостенных панелей, это неплавность, волнистость, "слабина", "хлопуны", провалы и выпучивание материала вокруг гнезд, радиальные трещины на кромках отверстий, несовпадение осей гнезд сопрягаемых деталей.

Особенно значительные сложности возникают, когда панели имеют большие габариты, большое относительное удлинение (отношение длины панели к ее меньшей ширине больше 5), форму, отличающуюся от прямоугольной, кривизну аэродинамического контура панели, линии перелома контура панели.

В известном способе предусмотрено обеспечение прилегания обшивки к деталям каркаса, что частично уменьшает появление указанных дефектов, но не исключает их полностью, так как усилие натяжения не рассчитывается в зависимости от геометрических параметров панели и не контролируется, следовательно, не всегда обеспечивается достаточно плотное прилегание обшивки в деталям каркаса в процессе сборки.

Задача изобретения состоит в обеспечении плотного прилегания обшивки к деталям каркаса в процессе сборки за счет приложения оптимального усилия натяжения обшивки в зависимости от ее геометрических параметров и его контроля.

Поставленная задача решается тем, что в известном способе сборки тонкостенных панелей самолета, включающем сверление отверстий в обшивке и деталях каркасов, образование гнезд под потайные головки заклепок, сопряжение обшивки с деталями каркаса, приложение к ней усилия натяжения с помощью тандеров и клепку, усилие натяжения обшивки контролируют динамометрами, а оптимальную величину усилия натяжения определяют, исходя из следующей зависимости:
P = (a•δ2•σ+P1•L)•1/n•δ, (1)
где: P оптимальное усилие натяжения панели, кгс;
a меньшая ширина панели, мм;
δ толщина панели, мм;
s напряжение растяжения, равное 1 кгс/мм2;
P1 дополнительное усилие натяжения, равное 0,01 кгс;
L длина панели, мм,
n количество динамометров.

Обеспечение прилегания обшивки к деталям каркаса с помощью тандеров, контроль усилия натяжения динамометрами, а также расчет оптимального усилия натяжения по формуле, учитывающей геометрические параметры панели, позволяют обеспечить плотное прилегание обшивки к деталям каркаса в процессе сборки, за счет чего полностью исключаются указанные выше дефекты сборки.

На чертеже изображена обшивка тонкостенной панели в процессе сборки.

Обшивка 1 имеет технологические припуски 2, на которых закреплены прижимные планки 3, соединенные с тандерами 4 и динамометрами 5.

Детали каркаса (стрингеры, нервюры, кницы) на чертеже не обозначены.

Тандеры 4 и динамометры 5 перед сборкой панели устанавливают соосно осям стрингеров 6.

Процесс сборки тонкостенных панелей самолета включает сверление отверстий в обшивке и деталях каркаса, образование гнезд под потайные головки заклепок (например, методом штамповки с подчеканкой) и клепку. В местах установки деталей каркаса на обшивку 1 наносят клей (например, марки ВК-27).

В процессе сборки и клепки осуществляют натяжение обшивки 1 с помощью тандеров 4. Усилие натяжения контролируют с помощью динамометров 5.

Расчет оптимального усилия натяжения производят по формуле (1).

Например, для обшивки, имеющей толщину d 0,5 мм, меньшую ширину a 335 мм, длину L 2445 мм и количество динамометров n 2, получим оптимальное усилие натяжения, равное:
P (335 • 0,25 • 1 + 0,01 • 2445) • 1/2 • 0,5 108,2 кгс.

Изобретение обеспечивает возможность производства агрегатов самолета с повышенными требованиями к качеству аэродинамического контура.

Похожие патенты RU2093297C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ НЕРАЗЪЕМНЫМ ЗАКЛЕПОЧНЫМ ШВОМ 2006
  • Васильев Сергей Леонидович
  • Громов Виктор Федорович
  • Макаров Александр Федотович
RU2288380C1
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ПОТАЙНОГО ЗАКЛЕПОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ 1997
  • Гринберг Вячеслав Абрамович
RU2113930C1
СПОСОБ СБОРКИ ФЮЗЕЛЯЖА САМОЛЕТА 1997
  • Тихонов В.М.
RU2121452C1
Створка двигательного отсека мотогондолы вертолета и способ ее изготовления 2020
  • Саламатин Александр Иванович
  • Постников Юрий Григорьевич
  • Канеев Тимур Камильевич
RU2739827C1
СПОСОБ СБОРКИ КОНСОЛИ КРЫЛА САМОЛЕТА 2007
  • Котова Надежда Ивановна
  • Сидорина Алла Игоревна
  • Салеев Борис Константинович
RU2329183C1
СТОЛ 1996
  • Павлов В.А.
  • Пастухов Б.К.
  • Куштин Н.А.
  • Лустин В.Т.
RU2107450C1
ШТАМП ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРОЙНИКОВ ИЗ ЛИСТОВЫХ ЗАГОТОВОК 1993
  • Назаров Е.И.
RU2087227C1
Способ ремонта заклепочного соединения с потайной головкой 1988
  • Губарев Валерий Владимирович
  • Лебединский Анатолий Григорьевич
  • Василевский Евгений Тимофеевич
SU1532177A1
ТРАНСПОРТИРУЕМЫЙ ЖИЛОЙ БЛОК-КОНТЕЙНЕР 1994
  • Пладис Ф.А.
  • Мартынов В.А.
  • Мушенков Е.Н.
  • Нацина А.В.
  • Рогачева Л.Б.
RU2094573C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТАНОВКИ ПЕЧАТНЫХ ПЛАТ 2001
  • Каск А.А.
RU2214699C2

Реферат патента 1997 года СПОСОБ СБОРКИ ТОНКОСТЕННЫХ ПАНЕЛЕЙ САМОЛЕТА

Использование: в самолетостроении, при сборке тонкостенных клепаных и клееклепаных панелей. Сущность изобретения: для сборки обшивки с деталями каркаса в них сверлят отверстия и образуют гнезда под потайные головки заклепок. В процессе клепки осуществляют натяжение обшивки с помощью тандеров. Усилие натяжения контролируют динамометрами. Приведена зависимость для определения оптимальной величины усилия натяжения панели. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 093 297 C1

Способ сборки тонкостенных панелей самолета, включающий сверление отверстий в обшивке и деталях каркаса, образование гнезд под потайные головки заклепок, сопряжение обшивки с деталями каркаса, приложение к ней усилия натяжения с помощью тандеров и клепку, отличающийся тем, что усилие натяжения обшивки контролируют динамометрами, а оптимальную величину усилия натяжения определяют, исходя из следующей зависимости:
P = (a•δ2•σ+P1•L)•1/n•δ,
где Р оптимальное усилие натяжения панели, кгс;
а меньшая ширина панели, мм;
δ _ толщина панели, мм;
σ _ напряжение растяжения, равное 1 кгс/мм2;
Р1 дополнительное усилие натяжения, равное 0,01 кгс;
L длина панели, мм;
n количество динамометров.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2093297C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Григорьев В.П
Клепка и клепальное оборудование в самолетостроении
- М.: Оборонгиз, 1948, с.153-168.

RU 2 093 297 C1

Авторы

Тихонов В.М.

Даты

1997-10-20Публикация

1996-03-12Подача