Изобретение относится к способам и устройствам для приземления летательного аппарата, преимущественно самолета, с использованием движущегося транспортного средства.
Известны способ и устройство для аварийной посадки самолета с помощью подвижной тележки (патент США N 3210029, кл. B 64 F 1/02, 1962).
Недостатком известного технического решения является сложность согласования во времени и пространстве самолета и посадочной платформы.
Задачей изобретения являются повышение безопасности посадки самолета с неисправным или отсутствующим шасси, уменьшение затрат при строительстве аэродромов с взлетно-посадочными полосами, оснащенными средствами для осуществления посадки таких самолетов.
Поставленная задача решается тем, что в способе приземления самолета на платформу, движущуюся в направлении посадки, заключающемся в снижении самолета, синхронном уменьшении его скорости и увеличении скорости платформы до посадочной скорости самолета в зоне их ближнего взаимодействия, согласно изобретению перед соприкосновением самолета и платформы осуществляют горизонтальный полет самолета над платформой на минимальной высоте с гарантированным зазором и скоростью, равной скорости платформы, соединяют их, сохраняя возможность взаимного перемещения и стабилизируют самолет по крену, курсу и тангажу, притягивают его на платформу, фиксируют на ней и затормаживают платформу.
Поставленная задача решается и тем, что в устройстве для приземления самолета, содержащем самоходную платформу с возможностью движения в направлении посадки со скоростью приземления самолета и снабженную тормозными устройствами, согласно изобретению платформа содержит механизм приземления, снабженный устройством для захвата якоря с гибкой связью, соединенной с самолетом и доставляемой на платформу при помощи метательного устройства, установленного на самолете, а также устройством притягивания и фиксации самолета на платформе.
Механизм приземления может быть выполнен в виде транспортера с возможностью остановки гибкой связью после притягивания самолета к грузовой площадке, с экраном между его верхней и нижней ветвями и транспортирующими звеньями в виде зацепов для захвата якоря, шаг и форма которых согласованы с головной частью обтекаемой формы, например конической, и размером якоря.
Платформа может быть оборудована направляющими и снабжена грузовой площадкой для приземления на нее самолета фюзеляжем с амортизаторами, например пневмоподушками, под которыми расположен механизм приземления, а также выдвижными ограничителями перекосов фюзеляжа.
Целесообразно направляющие для движения платформы проложить по кромкам взлетно-посадочной полосы, а платформу снабдить подрессоренный колесной опорой, расположенной под грузовой площадкой, и направляющими для съезда самолета.
На фиг. 1 дан общий вид платформы; на фиг. 2 в взаимодействие механизмов самолета и платформы при соединении их гибкой связью (2а) и при приземлении (2б).
Платформа для приземления самолета на фюзеляж содержит ферму 1 с грузовой площадкой 2, установленной на тележках 3, движущихся по направляющим 4. Платформа также снабжена двигателями 5, выдвижными ограничителями поперечных перемещений фюзеляжа 6 и механизмом приземления 7. На посадочной поверхности грузовой площадки прорезано окно. Под платформой размещены подрессоренные колесные опоры 9. Механизм приземления, размещенный под окном, выполнен в виде транспортера со звеньями 10, имеющими вид зацепов с элементом, фиксирующим якорь 12 с гибкой связью 11, соединенной с самолетом при его попадании в пространство между верхней ветвью транспортера и экраном 13. Установленная на самолете якорная пушка 14 с пружинным механизмом 16 содержит барабан 18 с намотанной на него гибкой связью 11, при этом барабан через муфту 15 соединен с приводом 17.
Работает устройство и способ осуществляется следующим образом.
Перед приземлением самолета к платформу при помощи двигателей 5 разгоняют до посадочной скорости самолета. Снижаясь, самолет зависает над платформой с гарантированным (допускаемым конструкцией самолета) зазором и, маневрируя для стабилизации по крену, курсу и тангажу, наводит размещенную на борту якорную пушку 14 на механизм приземления 7, установленный на платформе. Затем муфту 15 выключают, после чего якорь 12 под действием пружинного механизма 16 выстреливается. В процессе полета якорь сматывает с барабана 18 гибкую связь 11. После пролета якоря через окно в грузовой площадке 2 и верхнюю ветвь ленты механизма приземления 7 якорь ударяется об одно из звеньев 10 ленты или об экран 13 и останавливается. В процессе движения ленты одно из ее звеньев 10 зацепляет гибкую связь 11, отводит ее к середине и заводит якорь 12 в фиксирующий элемент звена. После фиксации якоря 12 в звене ленты 10 механизм приземления, продолжая движение ленты, выбирает слабину гибкой связи 11 и притягивает самолет к пневмоподушкам 8 грузовой площадки 2, после чего работа механизма приземления завершается. В процессе притягивания из платформы выдвигаются ограничители 6, обеспечивающие соосность самолета и платформы. Под тяжестью приземления самолета ферма 1 платформы прогибается, передавая усилие на тележки 3, движущиеся по направляющим 4, и колесную пару 9, движущуюся по взлетно-посадочной полосе. Двигатели 5 выключаются, платформа тормозится и останавливается. Перед взлетом самолета муфта 15 соединяет барабан 18 с приводом 17, который, втягивая якорь 12, освобождающийся при перематывании ленты механизма приземления в обратном направлении, взводит пружинный механизм 16 якорной пушки 14.
Сущность изобретения: самолет садится на платформу, движущуюся в направлении посадки. В процессе снижения самолета скорость платформы увеличивают до посадочной скорости самолета и после выравнивания их скоростей соединяют самолет и платформу, сохраняя возможность их взаимного перемещения, стабилизируют самолет по крену, курсу и тангажу, притягивают его на платформу, фиксируют на ней и затормаживают платформу. Устройство для приземления самолета содержит самоходную платформу с возможностью движения в направлении посадки со скоростью приземления самолета и снабженную тормозными устройствами. На платформе установлено устройство для захвата якоря с гибкой связью, соединенной с самолетом и доставляемой на платформу при помощи метательного устройства, установленного на самолете, а также устройство притягивания и фиксации самолета на платформе. 2 с. и 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Патент США N 3210029, кл | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1997-10-20—Публикация
1995-05-24—Подача