СПОСОБ ПРИЗЕМЛЕНИЯ САМОЛЕТА НА ПЛАТФОРМУ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 1997 года по МПК B64F1/00 B64F1/02 

Описание патента на изобретение RU2093429C1

Изобретение относится к способам и устройствам для приземления летательного аппарата, преимущественно самолета, с использованием движущегося транспортного средства.

Известны способ и устройство для аварийной посадки самолета с помощью подвижной тележки (патент США N 3210029, кл. B 64 F 1/02, 1962).

Недостатком известного технического решения является сложность согласования во времени и пространстве самолета и посадочной платформы.

Задачей изобретения являются повышение безопасности посадки самолета с неисправным или отсутствующим шасси, уменьшение затрат при строительстве аэродромов с взлетно-посадочными полосами, оснащенными средствами для осуществления посадки таких самолетов.

Поставленная задача решается тем, что в способе приземления самолета на платформу, движущуюся в направлении посадки, заключающемся в снижении самолета, синхронном уменьшении его скорости и увеличении скорости платформы до посадочной скорости самолета в зоне их ближнего взаимодействия, согласно изобретению перед соприкосновением самолета и платформы осуществляют горизонтальный полет самолета над платформой на минимальной высоте с гарантированным зазором и скоростью, равной скорости платформы, соединяют их, сохраняя возможность взаимного перемещения и стабилизируют самолет по крену, курсу и тангажу, притягивают его на платформу, фиксируют на ней и затормаживают платформу.

Поставленная задача решается и тем, что в устройстве для приземления самолета, содержащем самоходную платформу с возможностью движения в направлении посадки со скоростью приземления самолета и снабженную тормозными устройствами, согласно изобретению платформа содержит механизм приземления, снабженный устройством для захвата якоря с гибкой связью, соединенной с самолетом и доставляемой на платформу при помощи метательного устройства, установленного на самолете, а также устройством притягивания и фиксации самолета на платформе.

Механизм приземления может быть выполнен в виде транспортера с возможностью остановки гибкой связью после притягивания самолета к грузовой площадке, с экраном между его верхней и нижней ветвями и транспортирующими звеньями в виде зацепов для захвата якоря, шаг и форма которых согласованы с головной частью обтекаемой формы, например конической, и размером якоря.

Платформа может быть оборудована направляющими и снабжена грузовой площадкой для приземления на нее самолета фюзеляжем с амортизаторами, например пневмоподушками, под которыми расположен механизм приземления, а также выдвижными ограничителями перекосов фюзеляжа.

Целесообразно направляющие для движения платформы проложить по кромкам взлетно-посадочной полосы, а платформу снабдить подрессоренный колесной опорой, расположенной под грузовой площадкой, и направляющими для съезда самолета.

На фиг. 1 дан общий вид платформы; на фиг. 2 в взаимодействие механизмов самолета и платформы при соединении их гибкой связью (2а) и при приземлении (2б).

Платформа для приземления самолета на фюзеляж содержит ферму 1 с грузовой площадкой 2, установленной на тележках 3, движущихся по направляющим 4. Платформа также снабжена двигателями 5, выдвижными ограничителями поперечных перемещений фюзеляжа 6 и механизмом приземления 7. На посадочной поверхности грузовой площадки прорезано окно. Под платформой размещены подрессоренные колесные опоры 9. Механизм приземления, размещенный под окном, выполнен в виде транспортера со звеньями 10, имеющими вид зацепов с элементом, фиксирующим якорь 12 с гибкой связью 11, соединенной с самолетом при его попадании в пространство между верхней ветвью транспортера и экраном 13. Установленная на самолете якорная пушка 14 с пружинным механизмом 16 содержит барабан 18 с намотанной на него гибкой связью 11, при этом барабан через муфту 15 соединен с приводом 17.

Работает устройство и способ осуществляется следующим образом.

Перед приземлением самолета к платформу при помощи двигателей 5 разгоняют до посадочной скорости самолета. Снижаясь, самолет зависает над платформой с гарантированным (допускаемым конструкцией самолета) зазором и, маневрируя для стабилизации по крену, курсу и тангажу, наводит размещенную на борту якорную пушку 14 на механизм приземления 7, установленный на платформе. Затем муфту 15 выключают, после чего якорь 12 под действием пружинного механизма 16 выстреливается. В процессе полета якорь сматывает с барабана 18 гибкую связь 11. После пролета якоря через окно в грузовой площадке 2 и верхнюю ветвь ленты механизма приземления 7 якорь ударяется об одно из звеньев 10 ленты или об экран 13 и останавливается. В процессе движения ленты одно из ее звеньев 10 зацепляет гибкую связь 11, отводит ее к середине и заводит якорь 12 в фиксирующий элемент звена. После фиксации якоря 12 в звене ленты 10 механизм приземления, продолжая движение ленты, выбирает слабину гибкой связи 11 и притягивает самолет к пневмоподушкам 8 грузовой площадки 2, после чего работа механизма приземления завершается. В процессе притягивания из платформы выдвигаются ограничители 6, обеспечивающие соосность самолета и платформы. Под тяжестью приземления самолета ферма 1 платформы прогибается, передавая усилие на тележки 3, движущиеся по направляющим 4, и колесную пару 9, движущуюся по взлетно-посадочной полосе. Двигатели 5 выключаются, платформа тормозится и останавливается. Перед взлетом самолета муфта 15 соединяет барабан 18 с приводом 17, который, втягивая якорь 12, освобождающийся при перематывании ленты механизма приземления в обратном направлении, взводит пружинный механизм 16 якорной пушки 14.

Похожие патенты RU2093429C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОВМЕСТНОГО ВЗЛЕТА, БАРРАЖИРОВАНИЯ И ПОСАДКИ САМОЛЕТОВ 1997
  • Григорьев Ю.К.
RU2132293C1
СПОСОБ СБЛИЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ПОЛЕТЕ И КОМПЛЕКС БОРТОВЫХ СИСТЕМ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ 1996
  • Григорьев Ю.К.
RU2128133C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ АЭРОДРОМНЫЙ КОМПЛЕКС ВЗЛЕТА-ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2007
  • Камалетдинов Рашид Шагизович
  • Калинин Юрий Иванович
  • Зенин Владимир Васильевич
  • Сапарина Татьяна Петровна
  • Фролкина Людмила Вениаминовна
RU2356801C1
СПОСОБ ПРИВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА К МЕСТУ ПРИЗЕМЛЕНИЯ И КОМПЛЕКС УСТРОЙСТВ НАЗЕМНОГО И БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ 1995
  • Григорьев Юрий Константинович
RU2110448C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ САМОЛЕТА ПРИ ОТКАЗЕ ШАССИ 2018
  • Кунгурцев Юрий Николаевич
RU2701066C1
АЭРОЛЕТ (ВАРИАНТЫ), ЧАСТИ АЭРОЛЕТА, СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЭРОЛЕТА И ЕГО ЧАСТЕЙ 2010
  • Максимов Николай Иванович
RU2466061C2
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В СЛОЖНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ, В ТОМ ЧИСЛЕ БЕСПИЛОТНОГО 2015
  • Грибанов Александр Сергеевич
  • Володин Евгений Александрович
  • Самородов Александр Геннадьевич
  • Невзоров Юрий Витальевич
RU2585197C1
СИСТЕМА ИНДИКАЦИИ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2016
  • Нараленков Михаил Кириллович
  • Прядкин Сергей Петрович
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Шкурко Николай Константинович
RU2647344C2
БЕСПИЛОТНАЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА 2014
  • Лайнс Алекс
RU2578830C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ САМОЛЕТА (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ПОЛЕТА САМОЛЕТА, БЕЗАЭРОДРОМНЫЙ ВСЕПОГОДНЫЙ САМОЛЕТ "МАКСИНИО" ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ВЗЛЕТА И СПОСОБ ПОСАДКИ, СПОСОБ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ В ПОЛЕТЕ, ФЮЗЕЛЯЖ, КРЫЛО (ВАРИАНТЫ), РЕВЕРС ТЯГИ И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ, СИСТЕМА ШАССИ, СИСТЕМА ГАЗОРАЗДЕЛЕНИЯ И ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЕГО 2007
  • Максимов Николай Иванович
RU2349505C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 093 429 C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ПРИЗЕМЛЕНИЯ САМОЛЕТА НА ПЛАТФОРМУ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Сущность изобретения: самолет садится на платформу, движущуюся в направлении посадки. В процессе снижения самолета скорость платформы увеличивают до посадочной скорости самолета и после выравнивания их скоростей соединяют самолет и платформу, сохраняя возможность их взаимного перемещения, стабилизируют самолет по крену, курсу и тангажу, притягивают его на платформу, фиксируют на ней и затормаживают платформу. Устройство для приземления самолета содержит самоходную платформу с возможностью движения в направлении посадки со скоростью приземления самолета и снабженную тормозными устройствами. На платформе установлено устройство для захвата якоря с гибкой связью, соединенной с самолетом и доставляемой на платформу при помощи метательного устройства, установленного на самолете, а также устройство притягивания и фиксации самолета на платформе. 2 с. и 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 093 429 C1

1. Способ приземления самолета на платформу, движущуюся в направлении посадки, заключающийся в снижении самолета, синхронном уменьшении его скорости и увеличении скорости платформы до посадочной скорости самолета в зоне их ближнего взаимодействия, отличающийся тем, что перед соприкосновением самолета и платформы осуществляют горизонтальный полет самолета над платформой на минимальной высоте с гарантированным зазором и скоростью, равной скорости платформы, соединяют их, сохраняя возможнсть взаимного перемещения, и стабилизируют самолет по крену, курсу и тангажу, притягивают его на платформу, фиксируют на ней и затормаживают платформу. 2. Устройство для приземления самолета, содержащее самоходную платформу с возможностью движения в направлении посадки со скоростью приземления самолета и снабженную тормозными устройствами, отличающееся тем, что платформа содержит механизм приземления, снабженный устройством для захвата якоря с гибкой связью, соединенной с самолетом и доставляемой на платформу при помощи метательного устройства, установленного на самолете, а также устройством притягивания и фиксации самолета на платформе. 3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что механизм приземления выполнен в виде транспортера с возможностью остановки гибкой связью после притягивания им самолета к грузовой площадке с экраном между его верхней и нижней ветвями и транспортирующими звеньями в виде зацепов для захвата якоря, шаг и форма которых согласованы с головной частью обтекаемой формы, например конической, и размером якоря. 4. Устройство по пп.2 и 3, отличающееся тем, что платформа оборудована направляющими и снабжена грузовой площадкой для приземления на нее самолета фюзеляжем с амортизаторами, например пневмоподушками, под которой расположен механизм приземления, а также выдвижными ограничителями перекосов фюзеляжа. 5. Устройство по пп.2 4, отличающееся тем, что направляющие для движения платформы проложены по кромкам взлетно-посадочной полосы, а платформа снабжена подрессоренной колесной опорой, расположенной под грузовой площадкой и направляющими для съезда самолета.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2093429C1

Патент США N 3210029, кл
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1

RU 2 093 429 C1

Авторы

Григорьев Юрий Константинович

Даты

1997-10-20Публикация

1995-05-24Подача