Изобретение относится к способам идентификации жидких сред при использовании и транспортировке и может быть реализовано при экологическом мониторинге окружающей среды, идентификации происхождения жидкой среды.
Загрязнение окружающей среды, в частности вод, стало глобальной проблемой, стоящей перед человечеством. В результате сброса в водоемы токсичных жидких сред, а также их утечек из резервуаров окружающие воды сильно загрязнены, что приводит к увеличению опасности отравления людей и животных, в частности, речной, озерной и морской фауны и флоры. Постоянно увеличивающееся потребление, а следовательно, и перевозки нефти, нефтепродуктов и химикатов также постоянно загрязняют окружающую среду. Установить же виновника загрязнения в настоящий момент практически невозможно. В практику морских перевозок вошла замена высококачественного груза (в частности, нефти) низкокачественным, что практически невозможно на стадии выгрузки выявить и доказать. В настоящее время для мониторинга окружающей среды в подобных случаях используют маркирующие вещества, содержащие радиоактивный изотоп в составе молекулы.
Известен, в частности, способ маркировки жидкой среды (см. патент США N 4520109, кл. G 01 N 33/28, 1985) при ее транспортировке от места происхождения до места использования посредством диспергирования маркировочного вещества, содержащего радиоактивный изотоп одного из элементов, входящих в молекулу маркирующего вещества, и проведение анализа маркированной жидкости на месте ее поступления на наличие маркирующих веществ. Недостатком известного решения следует признать бесконтрольное попадание в окружающую среду радиоактивного материала.
Техническая задача, на решение которой направлено настоящее изобретение, состоит в разработке простого для реализации и безопасного для окружающей среды способа маркирования жидких сред.
Технический результат, получаемый в результате реализации изобретения, состоит в обеспечении экологического мониторинга окружающей среды с определением виновника загрязнения.
Способ маркировки жидкой среды при ее транспортировке от места ее происхождения до места использования включает диспергирование в месте происхождения в жидкую среду маркировочного вещества и проведение в месте использования анализа жидкой среды на присутствие маркировочного вещества, причем в качестве маркировочного вещества используют комбинацию отдельно идентифицируемых искусственно полученных химических соединений, которые содержат нерадиоактивный изотоп в составе молекулы. В этом случае транспортируемая жидкая среда представляет собой транспортируемую жидкость и маркирующее вещество, в качестве которого использована комбинация отдельно идентифицируемых искусственно полученных химических соединений, содержащих нерадиоактивный изотоп в составе молекулы. В качестве транспортируемой жидкости преимущественно используют сырую нефть, рафинированную (очищенную) нефть, рафинированные (очищенные) жидкости. В качестве химических соединений преимущественно используют металлоорганические соединения. Преимущественно указанные химические соединения диспергируют в транспортируемой жидкости при соотношении менее одной части соединения на миллион частей транспортируемой жидкости. Обычно в каждой партии маркировочное вещество включает единую комбинацию химических соединений. Преимущественно маркировочное вещество включает не менее трех химических соединений. Для анализа содержания маркировочного вещества в транспортируемой жидкости при концентрации в пределах от 1 до 100 частей на миллиард преимущественно используют метод газовой хроматографии с использованием масс-спектрографа. В качестве нерадиоактивных изотопов преимущественно используют углерод-13, фтор-19, азот-15, кислород-17, кислород-18, дейтерий, железо-57, олово-119 и европий-151.
Изобретение иллюстрировано следующими примерами реализации.
Пример 1. Танкер водоизмещением 1000000 т заполняют сырой нефтью для ее транспортировки к месту назначения. Приблизительно 0,15 л дейтерированного октана известной структурной формулы добавляют в сырую нефть. Это обеспечивает соотношение одна часть маркирующего вещества на один миллиард частей нефти. По прибытию на место назначения берут пробу сырой нефти из танкера и проводят газохроматографический анализ пробы, который показывает является ли сырая нефть, поступившая в место назначения, сырой нефтью, предварительно отгруженной в порту отправки.
Пример 2. Аналогичный танкер заполняют сырой нефтью, в которую вводят приблизительно 0,15 л дейтерированного ацетона, отвечающего формуле CH2DCOCH2D. В месте розлива нефти в море берут пробу, которую анализируют методом газовой хроматографии. Сравнение полученных данных с известным содержанием дейтерированного ацетона в нефти позволяет определить виновность розлива нефти именно этим танкером.
Приведенные примеры не исчерпывают возможные варианты реализации изобретения.
Использование: изобретение предназначено для идентификации жидких сред при транспортировке. Сущность изобретения: способ маркировки жидкой среды при ее транспортировке от места ее происхождения до места ее поступления включает диспергирование маркировочных веществ в указанной среде на месте ее происхождения и проведение анализа указанной среды на месте ее поступления на присутствие маркировочных веществ. Маркировочное вещество включает комбинацию отдельно идентифицируемых искусственно полученных химических соединений, которые содержат нерадиоактивный изотоп в составе молекулы. 2 с. и 9 з.п. ф-лы.
US, патент, 4520109, кл.G 01N 33/28, 1985. |
Авторы
Даты
1997-11-10—Публикация
1994-07-29—Подача