Изобретение относится к области пассивной безопасности транспортных средств, в частности к устройствам регулировки длины ремней безопасности, применяемых для защиты водителей и пассажиров от тяжелых травм при дорожно-транспортных происшествиях путем удерживания их в сиденьи.
Действующие в настоящее время международные правила предъявляют к элементам ремней безопасности высокие технические требования по надежности в эксплуатации.
Общим недостатком известных ремней безопасности является возможность проскальзывания лямок либо их подрез в устройствах, регулирующих длину ремня, а также невозможность определения необходимости замены ремней в процессе их эксплуатации.
Из достигнутого уровня техники известно устройство для регулировки длины ремня безопасности, содержащее плоскую кольцевую скобу с прямоугольным отверстием, смонтированный в скобе подвижный фиксатор, огибаемый регулируемой частью лямки, пропущенной с одной стороны через отверстие в скобе, и защитно-декоративный кожух [1]
Основным недостатком его конструкции является невозможность определения достигаемой в процессе эксплуатации критической нагрузки, после которой требуется замена ремня безопасности новым.
Наиболее близким по технической сущности является устройство регулировки длины ремней безопасности транспортного средства, содержащее плоскую кольцевую скобу с прямоугольным отверстием, смонтированный в скобе подвижный фиксатор, огибаемый регулируемый частью лямки, пропущенной с одной стороны через отверстие в скобе, защитно-декоративный кожух и вкладыш-индикатор, который выполнен в виде полой планки с продольным выступом, зацепленным с внутренней продольной кромкой кольцевой скобы, при этом он охвачен образующей замкнутую петлю нерегулируемой частью лямки совместно с одной из сторон кольцевой скобы и примыкающей к ней частью кажуха [2] При достижении критической нагрузки лямки ремня безопасности продольный выступ вкладыша срезается и он выскальзывает из охватывающей его петли.
По этому признаку определяется факт критического нагружения ремня безопасности при дорожно-транспортном происшествии и необходимость замены ремня новым.
К недостаткам устройства-прототипа следует отнести:
обеспечение индикации критической нагрузки только в устройствах для диагонально-поясных ремней, в которых вкладыш-индикатор охватывается нерегулируемой частью лямки, и не обеспечивает индикации в устройствах для поясных ремней, в которых нерегулируемая часть лямки крепится к запирающему механизму, а язык последнего совмещен с пряжкой устройства для регулировки длины ремня;
срезание элементов вкладыша-индикатора и его выпадание из кожуха при достижении критической нагрузки, вследствие чего оголяется металлическая пряжка и острыми углами перерезает нерегулируемую часть лямки;
зажим регулируемой части лямки между металлическими пряжкой и фиксатором, вследствие чего передавливается зажатая между ними лямка при достижении критической нагрузки.
В основу изобретения поставлена задача обеспечения визуальной индикации достижения критической нагрузки в дорожно-транспортных происшествиях, как для конструкций диагонально-поясных ремней безопасности, так и для поясных, повышение надежности работы устройства путем предохранения лямок от порезов и передавливания, что повышает пассивную безопасность водителя и пассажиров транспортного средства.
Для решения указанной задачи в устройстве регулировки длины ремня безопасности для транспортного средства, содержащем плоскую кольцевую скобу с прямоугольным отверстием, установленные на скобе подвижный фиксатор, огибаемый регулируемой частью лямки, пропущенной с одной стороны через отверстие в скобе, и неподвижный вкладыш-индикатор, помещенные в защитно-декаративной кожух, при этом вкладыш-индикатор выполнен в виде пластинчатой прокладки, повторяющей форму скобы, помещен между подвижным фиксатором и скобой, и спарен с последней таким образом, что отбортовки его отверстия расположены в отверстии скобы и образуют в соединении по всему его периметру замкнутую боковую поверхность, при этом по внешнему краю вкладыша, направленному внутрь защитно-декоративного кожуха, со стороны подвижного фиксатора выполнено продольное упорное ребро.
Благодаря такому техническому решению, когда вкладыш-индикатор расположен между скобой и подвижным фиксатором, а отбортовки его отверстия помещены в отверстие этой скобы и продольное упорное ребро выполнено по внешнему краю этого вкладыша, помещенному внутрь защитно-декоративного кожуха, обеспечивается отрыв упорного ребра внутрь защитно-декоративного кожуха при достижении критической нагрузки, не оголяя при этом острые кромки скобы, контактирующие с лямками как в конструкциях диагонально-поясных, так и поясных ремней безопасности. Кроме того, зажим регулируемой части лямки между подвижным фиксатором и скобой через плоскую часть вкладыша-индикатора повышает надежность ремней безопасности в эксплуатации.
Целесообразно на поверхности вкладыша-индикатора, обращенной к подвижному фиксатору, между отверстием и упорным ребром выполнить скос под углом к плоскости вкладыша, при этом поверхность этого скоса выполнить с повышенной шероховатостью, например, с насечкой, благодаря чему надежно зажимается регулируемая часть лямки фиксатором и вкладышем-индикатором.
Целесообразно на поверхности вкладыша-индикатора выполнить продольную канавку, разместив ее между скосом и упорным ребром, благодаря чему задается направление отрыва упорного ребра от вкладыша, оставляя при этом в отверстии кольцевой скобы отбортовки вкладыша и сохраняя его часть со скосом, что обеспечивает надежность фиксации регулируемой части лямки и исключает оголение острых кромок кольцевой скобы.
Целесообразно по внешнему краям вкладыша-индикатора, симметрично относительно отверстия выполнить продольные ребра, которые являются упорными, скосы и продольные канавки, при этом ребра выполнить разными по высоте, разность которых должна быть не менее толщины лямки. Благодаря чему достигается возможность применения единого вкладыша-индикатора как для поясных, так и для диагонально-поясных ремней. Это достигается за счет его поворота на 180o при монтаже на кольцевой скобе, при этом более высокое упорное ребро направляется внутрь защитно-декоративного кожуха в устройствах для диагонально-поясных ремней и наружу для поясных ремней. После достижения критической нагрузки всегда отрывается упорное ребро, помещенное внутрь кожуха, а второе сохраняется, надежно защищая от подрезов нерегулируемую часть лямки диагонально-поясного ремня, охватывающую часть вкладыша-индикатора, кольцевой скобы и кожуха.
Целесообразно вкладыш-индикатор выполнить цельнолитным из пластмассы, например из полиамида, что защищает от подреза лямки ремней безопасности.
Таким образом, выполнение и соблюдение признаков конструкции устройства, предложенного в изобретении, обеспечивает заданный технический результат, а именно обеспечение визуальной индикации достижения критической нагрузки при дорожно-транспортном происшествии как для конструкций диагонально-поясных ремней безопасности, так и для конструкций поясных ремней безопасности с устройствами регулировки длины ремня. Повышение надежности работы устройства обеспечивается за счет выполнения вкладыша-индикатора плоским, повторяющим форму кольцевой скобы, размещения его между подвижным фиксатором и скобой, в отверстии которого располагаются его отбортовки, образующие по всему периметру замкнутую боковую поверхность, и выполнения по внешнему краю продольных упорных ребер и скосов, а также продольных канавок, обеспечивающих заданное направление отрыва упорных ребер, причем упорные ребра выполнены разными по высоте, что позволяет применять единую деталь, вкладыша-индикатора, выполненного цельнолитным из пластмассы, как в конструкциях поясных, так и диагонально-поясных ремней безопасности.
На фиг.1 показан осевой разрез устройства для поясного ремня безопасности; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 осевой разрез устройства для диагонально-поясного ремня безопасности с единым вкладышем-индикатором; на фиг. 4 осевой разрез устройства для поясного ремня безопасности с единым вкладышем-индикатором, повернутым на 180o; на фиг. 5 осевой разрез устройства для диагонально-поясного ремня безопасности, зафиксированного в аварийной ситуации; на фиг.6 разрез Б-Б на фиг.5.
Предложенное устройство содержит плоскую кольцевую скобу 1 с прямоугольным отверстием 2, над которой установлен подвижной фиксатор 3, а между ними помещен выполненный в виде пластинчатой прокладки вкладыш-индикатор 4 и спарен со скобой 1 таким образом, что отбортовки 5 его отверстия 6 расположены в ее отверстии 2 и образуют в соединении по всему его периметру замкнутую боковую поверхность 7. При этом по внешнему краю вкладыша 4, направленному внутрь защитно-декоративного кожуха 8, со стороны подвижного фиксатора 3 выполнено продольное упорное ребро 9. Подвижный фиксатор 3 огибается регулируемой частью 10 лямки ремня безопасности, пропущенной через отверстия 2 в скобе 1, 6 во вкладыше-индикаторе и 11 в защитно-декоративном кожухе 8. Вкладыш 4 имеет скос 12, расположенный между отверстием 11 и упорным ребром 9, и выполнен под углом 10-20o по отношению к его плоскости, при этом его поверхность имеет повышенную шероховатость, выполненную в виде насечек, имитации песка, кожи и т.п. Между скосом 12 и упорным ребром 9 выполнена продольная канавка 13, которая может выполняться как на одной из сторон вкладыша 4, так и в комбинации.
В варианте устройства для поясных ремней безопасности (см. фиг. 1, 2, 4) полость кожуха 8 закрыта стенкой 15, а кольцевая скоба 1 совмещена с языком 16 запорного устройства 17, а в варианте для диагонально-поясных ремней (см. фиг. 3, 5, 6) вкладыш-индикатор 4 через отверстие 6; кольцевая скоба 1 через отверстие 2 и защитный кожух 8 через отверстие 11 и полость 14 охвачены нерегулируемой частью 18 лямки ремня безопасности, прошитой швом 19. Для применения единого вкладыша-индикатора 4 в обоих вариантах устройства симметрично отверстию 6 выполнены скос 12, продольная канавка 13 и продольное упорное ребро 20, выполняющее роль стенки 15 в варианте, показанном на фиг. 1, 2, 4, причем ребро 20 ниже ребра 9 на толщину части 18 лямки ремня безопасности. Установка его при этом на скобе 1 производится путем поворота на 180o в зависимости от варианта устройства.
Устройство работает следующим образом.
После пристегивания ремня безопасности пользователь подтягивает свободный конец 21 регулируемой части 10 лямки в любом из направлений от В и Г для устранения слабины между телом и лямкой. При этом регулируемая часть лямки скользит вокруг фиксатора 3 с небольшим сопротивлением, т.к. фиксатор 3 располагается при этом над отверстием 6 вкладыша 4.
Во втором случае, когда длина лямки перед пристегиванием оказывается недостаточной, необходимо тянуть конец 22 в направлении Г, при этом фиксатор 3 будет занимать положение как и в первом случае.
Когда длина лямки отрегулирована и ремень пристегнут, то в процессе движений тела пользователя возникает приложенное к концу 22 по направлению В некоторое рабочее усилие растяжения, которое прижимает фиксатор 3 с охватывающей его частью 10 лямки к скосу 12 вкладыша 4.
В аварийной студии приложенное к концу 22 в направлении "В" усилие затягивает фиксатор 3 дальше (см. фиг. 5 и 6), прижимая регулируемую часть 10 лямки к вкладышу 4 и упору 9 (либо упору 20 в варианте устройства, показанного на фиг. 4), а при достижении критической нагрузки упор 9 (либо 20)отрывается от вкладыша 4 вдоль направления канавки 13. Но т.к. вкладыш 4 изготовлен из пластмассы, например полиамида, то острые кромки скобы 1 прикрываются отбортовой 5 и самим вкладышем 4, снижая вероятность перерезания как регулируемой части 10 лямки, так и нерегулируемой 18. При этом разрывная нагрузка перераспределяется между скобой и вкладышем 4, снижая нагрузку на скобу 1, повышая этим прочность устройства в целом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛИНЫ ЛЯМКИ РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2081011C1 |
Регулирующее устройство длины лямки ремня безопасности транспортного средства | 1983 |
|
SU1134429A1 |
Регулятор длины лямки ремня безопасности транспортного средства | 1985 |
|
SU1294666A1 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ | 1994 |
|
RU2087769C1 |
Регулятор длины лямки ремня безопасности транспортного средства | 1987 |
|
SU1482837A1 |
СТРИГУЩАЯ ГОЛОВКА ЭЛЕКТРОБРИТВЫ | 1995 |
|
RU2103158C1 |
Диагонально-поясной ремень безопасности транспортного средства | 1985 |
|
SU1283137A1 |
Направляющее устройство лямки ремня безопасности транспортного средства | 1983 |
|
SU1111907A1 |
КОНТЕЙНЕР | 1996 |
|
RU2114033C1 |
ШЛАКОВЫЙ КОВШ | 1995 |
|
RU2086655C1 |
Использование: изобретение относится к области пассивной безопасности транспортных средств. Сущность изобретения: устройство для регулировки длины ремня безопасности содержит плоскую кольцевую скобу с прямоугольным отверстием, установленные на скобе подвижный фиксатор, огибаемый регулируемой частью лямки, пропущенной с одной стороны через отверстие в скобе, и неподвижный вкладыш-индикатор, помещенные в защитно-декоративный кожух. Согласно изобретению вкладыш-индикатор выполнен в виде пластинчатой прокладки, повторяющей форму скобы, помещен между подвижным фиксатором и скобой и спарен с последней таким образом, что отбортовки его отверстия расположены в отверстии скобы и образуют в соединении по всему периметру замкнутую боковую поверхность, при этом по внешнему края вкладыша, направленному внутрь защитно-декоративного кожуха, выполнено, по меньшей мере, одно продольное ребро. Благодаря выполнению вкладыша-индикатора плоским, повторяющим форму кольцевой скобы, размещению его между подвижным фиксатором и скобой, в отверстии которой располагаются его отбортовки, образующие по всему его периметру замкнутую боковую поверхность, и выполнению по внешнему краю продольных упорных ребер и скосов, а также продольных канавок, обеспечивающих заданное направление отрыва упорных ребер, достигается визуальная индикация критической нагрузки при дорожно-транспортных происшествиях и одновременно повышается надежность работы устройства за счет предохранения лямок ремня от порезов и передавливания. 4 з.п.ф-лы, 6 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Патент США 3975800, кл.A 62B 35/00, 1975 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Регулирующее устройство длины лямки ремня безопасности транспортного средства | 1983 |
|
SU1134429A1 |
Авторы
Даты
1997-11-20—Публикация
1995-03-31—Подача