Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкции крепления седел мототранспортных средств (мотоциклов, мокиков, мопедов и др.).
Известно замковое устройство для фиксации сиденья мотоцикла (заявка Японии N 628353, кл. B 62 J 1/00 1962), содержащее узлы передней и задней фиксации седла. Узел задней фиксации седла содержит направляющие упоры, которые закреплены на седле и взаимодействуют с кромками вытянутых отверстий приемных приспособлений, закрепленных на раме. Вблизи упоров на седле установлены соединенные между собой защелки, зацепляющие за запорные элементы приемных приспособлений. Одна из защелок снабжена пружиной кручения и взаимодействует с управляющим рычагом, снабженным блокировочным приспособлением.
Недостатком указанного замкового устройства является сложность конструкции.
Известно устройство крепления седла мотоцикла (авт. св. N 1507637, кл. B 62 J 1/00 1989), принятое за прототип. Устройство содержит узлы передней и задней фиксации седла мотоцикла. Узел передней фиксации выполнен в виде закрепленного на седле жесткого пластинчатого захвата для взаимодействия с пазом, выполненным на раме. Узел фиксации седла содержит закрепленный на седле П-образный кронштейн, в котором установлен направляющий штырь, размещенный в отверстии П-образного опорного основания, закрепленного на раме. В узел фиксации седла входит также замковый механизм, состоящий из закрепленных на П-образном кронштейне седла запорных элементов, выполненных в виде крюкообразных захватов, и запорной рамки, состоящей из подпружиненной проволочной скобы, образующей рабочий паз, взаимодействующий с выступами крюкообразных захватов. Проволочная скоба жестко соединена своими торцевыми поверхностями с трубчатой втулкой, установленной поворотно в плоскости крюкообразных захватов на оси П-образного опорного основания.
Недостатком прототипа является сложность конструкции из-за наличия большого количества сопрягаемых деталей, осуществление ориентации и фиксации седла разными элементами, отстоящими друг от друга (направляющего штыря и элементов замкового механизма), что обязательно ведет к возникновению люфта между седлом и рамой.
Задача изобретения снизить трудоемкость изготовления устройства при одновременном повышении надежности фиксации седла относительно рамы.
Технический результат изобретения заключается в упрощении конструкции и исключении возможности появления люфта между седлом и рамой.
Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве крепления седла мототранспортного средства, содержащем узел передней фиксации седла, выполненный в виде закрепленного на седле пластинчатого захвата, взаимодействующего с пазом, выполненным на раме, и узел задней фиксации седла, включающий закрепленные на седле направляющие штыри, размещенные в отверстиях опорного основания рамы, и замковый механизм, состоящий из закрепленных на седле запорных элементов и подпружиненной запорной рамки с пазами, поворотно установленной на раме, пластинчатый захват выполнен упругим, запорные элементы замкового механизма размещены на двух направляющих штырях и выполнены в виде канавок, взаимодействующих с пазами запорной рамки, на которой со стороны, противоположной пазам, размещены ограничители поворота запорной рамки, при этом отверстия опорного основания выполнены с конусными буртиками, а на направляющих штырях установлены упругие конусные втулки, взаимодействующие с конусными буртиками отверстий.
Изобретение имеет следующие отличительные признаки:
в узле передней фиксации седла пластинчатый захват выполнен упругим, что обеспечивает выборку люфта седла относительно рамы спереди;
в узле задней фиксации седла запорные элементы замкового механизма размещены на двух направляющих штырях и выполнены в виде канавок, взаимодействующих с пазами запорной рамки, на которой со стороны, противоположной пазам, размещены ограничители поворота запорной рамки, при этом отверстие опорного основания выполнены с конусными буртиками, а на направляющих штырях установлены упругие конусные втулки, взаимодействующие с конусными буртиками отверстий, таким образом, размещение запорных и направляющих элементов на одних и тех же деталях (штырях), а также размещение на этих же штырях опорных упругих конусных втулок, взаимодействующих с конусными буртиками отверстий опорного основания, позволяет полностью исключить люфты в узле задней фиксации седла.
На фиг. 1 показано устройство крепления седла на раме, вид сбоку; на фиг. 2 узел фиксации седла на раме, вид сзади.
Устройство крепления седла мототранспортного средства содержит узел передней фиксации седла, состоящий из упругого пластинчатого захвата 1, закрепленного на каркасе 2 седла 3 и взаимодействующего с пазом 4, выполненным в кронштейне 5 рамы 6. Устройство включает также узел задней фиксации седла, содержащий закрепленные на каркасе 2 седла два направляющих штыря 7 с установленными на них упругими конусными втулками 8. Направляющие штыри 7 имеют конусные наконечники и размещены в отверстиях опорного основания 9, жестко связанного с рамкой 6, при этом отверстия опорного основания с конусными буртиками 10, взаимодействующими с конусными втулками 8. Узел задней фиксации включает также замковый механизм, состоящий из запорных элементов, размещенных на направляющих штырях 7 и выполненных в виде канавок 11, и запорной рамки 12 с пазами 13, взаимодействующими с канавками 11 штырей 7. Запорная рамка 12 установлена на осях 14 с возможностью поворота относительно опорного основания и подпружинена пружиной 15. На запорной рамке 12 со стороны, противоположной пазам 13 размещены, ограничители поворота, выполненные в виде отогнутых лепестков 16, контактирующих с наружной поверхностью конусных буртиков 10 в положении, когда седло снято с рамы.
Установка, фиксации и запор седла осуществляется следующим образом.
Передний пластинчатый захват 1 седла 3 вводится в паз 4 кронштейна 5 на раме 6, после чего задняя часть седла 3 опускается и направляющие штыри 7 входят в отверстия опорного основания 9. При дальнейшем опускании седла направляющие штыри 7 своими конусными наконечниками отжимают запорную рамку 12 до тех пор, пока торец рамки не встанет напротив канавок 11 направляющих штырей 7. Под действием пружины 15 запорная рамка 12 поворачивается на осях 14 и заходит своими пазами 13 в канавки 11. При этом упругие втулки 8 своими конусными поверхностями садятся на конусные буртики 10 отверстий опорного основания 9, выбирая тем самым все возможные люфты узла задней фиксации седла. Одновременно в переднем узле фиксации вертикальный люфт выбирается за счет упругости пластинчатого захвата 1. Таким образом, седло надежно фиксируется на раме.
Для снятия седла необходимо повернуть запорную рамку 12, преодолевая сопротивление пружины 15, до тех пор, пока пазы 13 рамки не выйдут из канавок 11 направляющих штырей 7, и поднять заднюю часть седла 3 вверх, а потом движением назад вывести из паза 4 пластинчатый захват 1.
После снятия седла 3 под действием пружины 15 запорная рамка 12 поворачивается до тех пор, пока отогнутые лепестки 16 рамки 12 не коснутся наружной поверхности конусных буртиков 10 отверстий опорного основания 9.
В запертом положении седла между отогнутыми лепестками 16 и поверхностью конусных буртиков 10 существует небольшой зазор "а" (порядка 0,5 1,5 мм), поэтому при запирании седла нет необходимости отжимать запорную раму 12 вручную, это происходит автоматически конусными наконечниками направляющих штырей 7.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УЗЕЛ ПЕРЕДНЕЙ ВИЛКИ МОТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2126758C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ САМОЛЕТОВ | 1995 |
|
RU2097282C1 |
Устройство крепления седла мотоцикла | 1987 |
|
SU1507637A1 |
МОДУЛЬ АККУМУЛЯТОРНЫЙ ПОДВАГОННЫЙ (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2160195C2 |
ШВЕЙНАЯ МАШИНА | 1993 |
|
RU2064545C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ КРЕСЕЛ К ПОЛУ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1991 |
|
RU2071442C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ АВАРИЙНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1992 |
|
RU2081765C1 |
ШТАМП ДЛЯ ГИБКИ ТРУБ | 1995 |
|
RU2085317C1 |
КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ | 1993 |
|
RU2073631C1 |
РАЗМАТЫВАТЕЛЬ РУЛОНОВ ЯЩИЧНОГО ТИПА | 1997 |
|
RU2131316C1 |
Использование: в машиностроении. Сущность изобретения: устройство содержит узлы передней и задней фиксации седла и при этом в узле передней фиксации седла имеется пластинчатый захват, закрепленный на каркасе, и взаимодействующий с пазом кронштейна и выполненный упругим. В узле задней фиксации седла на каркасе закреплены два направляющих штыря с установленными на них упругими конусными втулками. Штыри имеют конусные наконечники и размещены в отверстиях опорного основания, закрепленного на раме, при этом отверстия выполнены с конусными буртиками. Замковый механизм узла задней фиксации состоит из запорных канавок 11, выполненных в штырях 7, и запорной рамки 12 с пазами. Запорная рамка 12 установлена с возможностью поворота на осях 14 и подпружинена пружиной 15. На раме 12 размещены ограничителя поворота в виде отогнутых лепестков. 2 ил.
Устройство крепления седла мототранспортного средства, содержащее узел передней фиксации седла, выполненный в виде закрепленного на седле пластинчатого захвата для взаимодействия с пазом, выполненным на раме, и узел задней фиксации седла, включающий закрепленные на седле направляющие штыри, размещенные в отверстиях опорного основания рамы, и замковый механизм, состоящий из закрепленных на седле запорных элементов и подпружиненной запорной рамки с пазами, поворотно установленной на раме, отличающееся тем, что пластинчатый захват выполнен упругим, запорные элементы замкового механизма размещены на двух направляющих штырях и выполнены в виде канавок для взаимодействия со стенками пазов запорной рамки, на которой со стороны, противоположной пазам, размещены ограничители поворота запорной рамки, при этом отверстия опорного основания выполнены с конусными буртиками, а на направляющих штырях установелны упругие конусные втулки для взаимодействия с конусными буртиками отверстий.
SU, авторское свидетельство N 1507637, кл | |||
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1997-11-27—Публикация
1996-03-14—Подача