Изобретение относится к автомобилестроению, а именно, к автомобильным седельным тягачам.
Известно устройство [1] содержащее раму и размещенное на ней седельно-сцепное устройство. Рама состоит из двух частей, связанных шарниром. Шарнир выполнен из расположенных соосно и соединенных между собой посредством торсионного вала двух частей. Один конец торсионного вала жестко соединен с передней частью рамы, а другой с задней. На лонжеронах рамы установлены ограничители взаимного углового перемещения частей рамы, выполненные в виде упоров параболической формы. Упоры опираются на резиновые подушки.
Недостатком известного устройства является отсутствие регулировки угла закрутки торсиона под статической нагрузкой.
Торсионный вал, осуществляющий связь передней части рамы с задней, имеет постоянную жесткость под статической нагрузкой /предварительно закручен на определенный угол/ и, следовательно, передает строго определенную нагрузку на переднюю ось тягача.
В эксплуатации при использовании полуприцепа нагрузка на переднюю ось тягача будет постоянно меняться в зависимости от массы перевозимого груза. Для успешного осуществления управления автопоездом нагрузка на передние управляемые колеса должна составлять не менее 35 40% суммарной вертикальной нагрузки на колеса тягача. При снижении нагрузки на переднюю ось тягача ухудшаются его управляемость и плавность хода. Кроме того, ухудшается проходимость полноприводного тягача из-за снижения сцепления передних ведущих колес с грунтом.
Для того, чтобы исключить отмеченный недостаток в седельном тягаче, содержащем соединяющий переднюю и заднюю части рамы поперечный шарнир, выполненный из расположенных соосно и соединенных между собой посредством торсионного вала двух частей, каждая из которых состоит из вилки и проушины с упором параболической формы, опирающимся на резиновую подушку, причем один конец торсионного вала жестко соединен с передней частью рамы, а другой с задней, на соединяющем вилку и проушину правой части шарнира трубчатом валу, связанным посредством шлицевого соединения, проходящим сквозь него, с торсионным валом, установлено червячное колесо, находящееся в зацеплении с регулировочным червяком, при этом для блокировки трубчатого вала с вилкой на последней установлены стопоры.
Предложенный седельный тягач обеспечивает регулировку угла закрутки торсиона под статической нагрузкой и фиксацию его в определенном положении.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображена рама седельного тягача с поперечным шарниром, вид сверху; на фиг. 2 вид по стрелке А на фиг. 1.
Седельный тягач содержит раму, состоящую из передней части 1, соединенной с задней частью 2 посредством поперечного шарнира, выполненного из двух частей левой и правой. Каждая часть шарнира состоит из вилки 3. 4 и проушины 5, 6, соединенных между собой посредством торсионного вала 7.
Торсионный вал 7 правым концом, имеющим соединительный элемент 8 в виде шлицев, жестко связан с передней частью рамы 1, а левым концом) также имеющим соединительный элемент 9 в виде шлицев с задней частью 2 рамы. Проушины 5, 6 имеют упоры 10 параболической формы, опирающиеся на резиновые подушки 11, установленные на лонжеронах рамы. Правая проушина 5 шарнира выполнена в виде червячного редуктора, в котором трубчатый вал 12 червячного колеса 14 связан посредством шлицевого соединения 8 с, проходящим сквозь него торсионным валом 7. Червячное колесо 14 находится в зацеплении с регулировочным червяком 15. При помощи двух стопоров 13, установленных на вилке 3, трубчатый вал 12 и связанный с ним торсионный вал 7 блокируются с вилкой 3.
Седельный тягач работает следующим образом.
При движении автопоезда / тягача с полуприцепом / передняя 1 и задняя 2 части рамы совершают угловые перемещения относительно оси шарнира, выполненной в виде торсионного вала 7, а упоры 10, воздействуя через резиновые подушки 11 на обе части рамы, ограничивают их взаимные угловые перемещения. При этом торсионный вал 7, предварительно закрученный на определенный угол, передает через переднюю часть 1 рамы определенную вертикальную нагрузку на переднюю ось тягача. Для поддержания оптимальной вертикальной нагрузки на передней оси тягача в зависимости от массы перевозимого на полуприцепе груза осуществляют регулировку угла закрутки торсиона 7 под статической нагрузкой путем поворота оси 16 регулировочного червяка 15. При повороте оси 15 / за квадратный хвостовик / червяк 15 поворачивает червячное колесо 14, закрепленное на трубчатом валу 12. При этом закручивается торсионный вал 7, а положение его относительно вилки 3 фиксируется двумя стопорами 13. Палец 17, поджимаемый пружиной, размещенной в корпусе стопора 13, входит в паз звездочки трубчатого вала 12, фиксируя его в определенном положении.
Таким образом, вращая ключом квадратную головку оси 16 червяка 15, можно закручивать торсионный вал 7, а, следовательно, создавать дополнительную нагрузку на переднюю часть 1 рамы тягача и, тем самым, увеличивая сцепление передних колес с дорогой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Седельный тягач | 1987 |
|
SU1523455A2 |
КАТАЛКА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ И ПОГРУЗКИ (ВЫГРУЗКИ) В ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ПОСТРАДАВШИХ | 2000 |
|
RU2181994C2 |
БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ АВТОПОЕЗД | 2022 |
|
RU2791699C1 |
СЕДЕЛЬНЫЙ ТЯГАЧ | 2018 |
|
RU2679275C1 |
Автопоезд для перевозки грузов | 1989 |
|
SU1659281A1 |
АВТОПОЕЗД | 2004 |
|
RU2268837C1 |
АВТОПОЕЗД | 1997 |
|
RU2131369C1 |
Сцепное устройство полуприцепа и грузовой платформы автопоезда | 1989 |
|
SU1614835A1 |
ПОЛУПРИЦЕП ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЛИННОМЕРНЫХ ГРУЗОВ | 1970 |
|
SU265738A1 |
Автомобильный полуприцеп | 1984 |
|
SU1172811A1 |
Использование: изобретение относится к области автомобилестроения и позволяет улучшить эксплуатационные характеристики седельного автопоезда с шарнирной рамой тягача за счет поддержания оптимальной вертикальной нагрузки на передней оси тягача в зависимости от массы перевозимого груза путем регулировки угла закрутки торсиона под статической нагрузкой. Сущность изобретения: регулировку осуществляют поворотом оси регулировочного червяка 15 (за квадратный хвостовик). При этом червяк 15 поворачивает червячное колесо 14, закрепленное на трубчатом валу 12, а вместе с ним закручивается торсион 7, связанный с последним посредством шлицевого соединения. Это создает дополнительную нагрузку на переднюю часть рамы тягача и, тем самым, увеличивает сцепление передних колес с дорогой. Наличие двух стопоров 13, установленных на вилке шарнира, позволяет фиксировать в определенном положении угол закрутки торсиона. 2 ил.
Седельный тягач, содержащий раму, состоящую из передней и задней частей, которые связаны между собой поперечным шарниром, выполненным в виде торсионного вала, взаимодействующего одним шлицевым концом с передней частью рамы, а другим шлицевым концом с ее задней частью, причем каждое соединение частей рамы с торсионным валом выполнено в виде вилки и проушины, в соосных отверстиях которых расположен торсионный вал, а относительный поворот частей рамы ограничен закрепленными на проушинах упорами параболической формы, выполненными с возможностью взаимодействия с другими соответствующими частями рамы через резиновые подушки, отличающийся тем, что правое соединение частей рамы с торсионным валом имеет расположенный в отверстиях вилки и проушины трубчатый вал, связанный с соответствующим концом размещенного внутри него торсионного вала посредством шлицевого соединения, причем на трубчатом валу установлено червячное колесо, взаимодействующее с регулировочным червяком, при этом трубчатый вал выполнен в возможностью его блокировки относительно вилки посредством стопоров.
Седельный тягач | 1987 |
|
SU1523455A2 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1998-01-20—Публикация
1995-11-01—Подача