СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЫСОТОЙ ПОЛЕТА ПРИ ПОСАДКЕ Российский патент 1998 года по МПК B64C13/18 

Описание патента на изобретение RU2102281C1

Изобретение относится в области приборостроения, в частности к системам управления летательными аппаратами при посадке на наклонное, подвижное и колеблющееся основание (авианосец).

Известны системы управления высотой полета, описания которых приведены в книгах Михалева И.А. и др. "Системы автоматического управления самолетами", Москва, Машиностроение, 1971 г. с. 255; Загайнова Г.И. Гуськова Ю.П. "Управление полетом самолетов", Москва, Машиностроение, 1981 г. с. 161. Последняя система, структурная схема которой приведена на фиг. 1, принимается в качестве прототипа. Система содержит задатчик высоты (ЗВ), блок разности (БР), контур стабилизации (КС), блок информационных датчиков (БИД).

Сигнал заданной высоты Hз с выхода ЗВ поступает на первый вход БР, на второй вход которого поступает сигнал относительной высоты Hо с выхода БИД. В качестве измерителя относительной высоты Hо используется, например, радиовысотомер.

В БР формируется сигнал управления Hу (Hз-Hо)K, поступающий в КС, имеющего передаточную функцию где R=1+a1p+.+an Pn, K, K1 коэффициенты передачи, p оператор дифференцирования; ai коэффициенты, обеспечивающие качество регулирования в КС, вертикальная скорость полета, Ha - абсолютная высота полета.

При посадке на подвижную и колеблющуюся палубу авианосца вертикальная скорость самолета относительно посадочной плоскости имеет вид:

где vс горизонтальная составляющая скорости полета самолета,
Vн горизонтальная составляющая скорости авианосца, θн угол наклона посадочной плоскости, r расстояние до центра вращения, угловая скорость вращения палубы.

Так как то и в замкнутом контуре управления высотой будет иметь движение по относительной высоте:

Здесь коэффициенты bi выбираются из условия обеспечения качества регулирования.

Из уравнения движения следует, что при изменениях Hн и rθн имеют место погрешности по высоте и относительной вертикальной скорости:

что при
0, 60 м/сек, θн2o, r=60 м, 2o/сек, b1=1 сек составляет δHо4 м, 4 м/сек.

Наличие этих погрешностей является недостатком прототипа, так как существенно уменьшаются показатели безопасности при посадке.

Техническим результатом, достигаемым при использовании предлагаемого технического решения, является повышение точности работы системы и соответственно повышение безопасности посадки на подвижное колеблющееся основание (авианосец).

Достигается этот результат тем, что в систему, содержащую задатчик высоты, первый блок разности, контур стабилизации, блок информационных датчиков, причем выход задатчика высоты подключен к первому входу первого блока разности, выход которого подключен к входу контура стабилизации, дополнительно введены блок формирования относительной высоты и блок формирования сигнала коррекции, причем первый, второй и третий выходы блока информационных датчиков подключены соответственно к первому, второму и третьему входам блока формирования относительной высоты, выход которого подключен ко второму входу первого блока разности и к первому входу блока формирования сигнала коррекции, на второй вход которого подключен четвертый выход блока информационных датчиков, а выход блока формирования сигнала коррекции подключен к третьему входу первого блока разности.

Высота полета относительно плоскости посадки определяется в блоке формирования относительной высоты, выполненном на преобразователе координат, блоке умножения, втором блоке разности, блоке извлечения корня квадратного и блоке деления, выход которого подключен к выходу блока формирования относительной высоты, первый и второй входы которого подключены соответственно к первому и второму входу блока умножения, на третий и четвертый входы которого подключены соответственно первый и второй выходы преобразователя координат, на первый и второй входы которого подключены соответственно второй и третий входы блока формирования относительной высоты; причем первый, второй и третий выходы блока умножения подключены соответственно к первому, второму и третьему входам второго блока разности, выход которого подключен ко входу блока извлечения корня квадратного, выход которого подключен к первому входу блока деления, на второй вход которого подключен четвертый выход блока умножения.

Сигнал, компенсирующий влияние наклона и движения посадочной плоскости, формируется в блоке формирования сигнала коррекции, выполненном на блоке суммирования, блоке интерполяции, блоке запаздывания, третьем блоке разности, выход которого подключен к первому входу блока интерполяции и ко входу блока запаздывания, первый n-ый выходы которого подключены соответственно ко второму,(n+1)-му входам блока интерполяции, первый, m-ый выходы которого подключены соответственно к первому, m-му входам блока формирования сигнала коррекции, первый и второй входы которого подключены соответственно к первому и второму входам третьего блока разности.

На фиг. 1 представлена блок-схема прототипа, обозначения блоков приведено выше.

На фиг. 2 представлено геометрическое расположение летательного аппарата относительно посадочной плоскости, здесь обозначено:
BO; BO1 горизонтальные линии, CC1 продольная строительная ось летательного аппарата, θс угол тангажа летательного аппарата, O2Ak линия посадки (палуба авианосца), θн угол наклона палубы, OO1⊥B1O1Hо = OO2⊥O2Aк, OA1 D1 наклонная дальность, измеряемая первым измерителем дальности под углом визирования ϕ1 относительно строительной оси OC1, OAk=Dk наклонная дальность, измеряемая K-ым измерителем под углом визирования ϕк относительно строительной оси OC1. При этом относительная высота Hо=OO2 по параметрам D1, Dk, ϕ = ϕ1 - ϕк определяется зависимостью

На фиг. 3 представлена блок-схема предлагаемой системы, содержащей:
1 первый блок разности БР1, 2 задатчик высоты ЗВ, 3 контур стабилизации КС, 4 блок информационных датчиков БИД, 5 блок формирования относительной высоты БФОВ, 6 блок формирования сигнала коррекции БФСК.

На фиг. 4 представлена блок-схема БФОВ 5,содержащего:
7 преобразователь координат ПК, 8 блок умножения БУ, 9 второй блок разности БР 2, 10 блок извлечения корня квадратного БИКК, 11 блок деления БД.

На фиг. 5 представлена блок-схема БФСК6, содержащего: 12 третий блок разности БРЗ, 13 блок запаздывания БЗ, 14 блок интерполяции БИ, 15 блок суммирования БС.

Система работает следующим образом.

С выхода ЗВ 2 сигнал заданной высоты Hз поступает на вход БР1 (1), на второй и третий входы которого поступают соответственно сигналы относительной высоты Hо с выхода БФОВ5 и сигнала коррекции F с выхода БФСК6. В БР1 1(1) формируется сигнал управления Hу=(Hз+F-Hо)K, поступающего на вход КСЗ, имеющего передаточную функцию
Как было показано выше при Hар = (Hо + Hн + rθн)р, R=1+a1p+.anpn в замкнутом контуре управления будет иметь место движения по высоте

В диапазоне времени T≤0,1 Tн, здесь Tн период частоты колебаний палубы авианосца функцию (Hн + rθн) можно представить в виде временного ряда степени m=n+1
(Hн + rθн) = f = Cо + C1t + C2t2 + Cмtм,
тогда HoQ=Hз -fP (b1+b2P+.+bmRn)+F.

БИД4 содержит датчик абсолютной высоты Hа и датчики наклонной дальности, измеряющие (см. фиг. 2) дальность D1=OA1 с углом визирования ϕ1 и дальность Dk с углом визирования ϕк В качестве датчиков D1, Dk могут использоваться многолучевой разновысотомер соответственно с углами наклонов ϕ1, ϕк; радиолокационный датчик или оптиколокационный датчик, а в качестве датчиков абсолютной высоты используется, например, барометрический датчик.

С первого, второго и третьего выходов БИД4 сигналы D1, Dk, ϕ = ϕ1 - ϕк поступают соответственно на первый, второй и третий входы БФОВ5. В БФОВ5 первый вход (сигнал D1) подключен к первому входу БУ8, на второй вход которого подключен сигнал Dk со второго входа БФОВ5, подключенного также к первому входу ПК 7, на второй вход которого подключен сигнал ϕ с третьего входа БФОВ5. В ПК 7 формируются сигналы Dкsinϕ и Dкcosϕ которые с первого и второго выходов ПК 7 поступают соответственно на третий и четвертый БУ8. БУ8 реализован на четырех элементах умножения, на которых формируются сигналы D21

D2к
, D1Dкcosϕ, D1Dкsinϕ. Сигналы D21
, D2к
D1Dкcosϕ с первого, второго и третьего выходов БУ8 поступают соответственно на первый, второй и третий входы БР 2 (9), где формируется сигнал x = D21
+ D2к
- 2D1Dкcosϕ поступающий на вход БИКК 10, в котором формируется сигнал поступающий на первый вход БД 11, на второй вход которого поступает сигнал D1Dкsinϕ с четвертого выхода БУ 8.

В БД 11 формируется, реализующий зависимость (1), сигнал поступающий на вход БФОВ 5. С выхода БФОВ 5 сигнал Hо поступает на второй вход БР1 (1) и на первый вход БФСК 6, на второй вход которого поступает сигнал Hа с четвертого выхода БИД 4. В БФСК 6 (см. фиг. 5) первый и второй входы подключены соответственно к первому и второму входам БРЗ (12), где формируется сигнал
(Hа - Hо) = Hн + rθн + C = f + C = fо
(здесь C постоянная величина), поступающий на первый вход БИ 14 и на вход БЗ 13. БЗ 13 реализован на "n" элементах запаздывания, на которых формируются сигналы
f1 = fо(t-τ1), f2 = fо(t-τ2), ..., fn = fо(t-τn)
(здесь τ1, ..., τn постоянные времени запаздывания, при этом τ1 + τ2 + ... τn ≤ T ≤ 0,1Tн которые с первого n-го выходов БЗ 13 поступают на второй, (n+1)-ый входы БИ 14.

По поступившим сигналам f0, f1, fn при известных τ1, ..., τn на временном интервале T = τ1 + ... + τn в БИ 14 по стандартным арифметическим процедурам (см. "Справочник по математике" И.Н.Бронштейн, К.А.Семендяев, г. Москва, Наука, 1986 г. с. 502) формируются коэффициенты C1, C2, Cm интерполяционного многочлена
f0=C+C0 + C1t+c2t2+.+Cmtm.

Сигналы коэффициентов C1, C2, Cm с первого, m-го выходов БИ 14 поступают на первый, m-ый входы БС15.

Поскольку f0 f+C C0+C + C1t+C2t2+.Cmtm,
, то соответственно в каждый момент времени t=0

В БС15 по поступившим сигналам C1, C2, Cm и известным величинам b1, b2, bm, n, m n+1 формируется суммарный сигнал F C1b1 + 2C2b2 + + Cmbmm1! который в каждый момент времени равен

Сигнал F с выхода БС 15 поступает на выход БФСК 6, откуда сигнал F поступает на третий вход БР1 (1).

Примеры технического выполнения блоков БР, БС, БЗ, БУ, БД, БИКК, ПК приведены в книге И.М.Тетельбаума, Ю.Р.Шнейдера "400 схем для АВМ" Москва, Энергия, 1978 г. соответственно на с. 8, 49, 53, 84, 134.

Уравнение движения (2) при F fP(b1+b2P+.bmPn) принимает вид H0Q Hз, соответственно по окончании переходного процесса Ho Hз, т.е. обеспечено достижение технического результата повышение точности работы системы.

Похожие патенты RU2102281C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЫСОТОЙ ПОЛЕТА 1994
  • Герасимов Г.И.
  • Джанджгава Г.И.
  • Негриков В.В.
  • Орехов М.И.
  • Сазонова Т.В.
  • Терещенко Т.В.
RU2081396C1
КОМПЛЕКСНАЯ КУРСОВАЯ СИСТЕМА 1996
  • Джанджгава Г.И.
  • Будкин В.Л.
  • Негриков В.В.
  • Рогалев А.П.
RU2098322C1
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ АБСОЛЮТНОЙ ВЫСОТЫ 1994
  • Сазонова Т.В.
  • Герасимов Г.И.
  • Терещенко Т.В.
  • Негриков В.В.
  • Шелепень К.В.
RU2085851C1
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ 1992
  • Вериго И.И.
  • Герасимов Г.И.
  • Джанджгава Г.И.
  • Кавинский В.В.
  • Негриков В.В.
  • Орехов М.И.
RU2023984C1
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА МЕЖСАМОЛЕТНОЙ НАВИГАЦИИ 1995
  • Джанджгава Г.И.
  • Герасимов Г.И.
  • Негриков В.В.
  • Никулин А.С.
  • Орехов М.И.
  • Рогалев А.П.
RU2089449C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БОКОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1994
  • Герасимов Г.И.
  • Джанджгава Г.И.
  • Негриков В.В.
  • Полосенко В.П.
  • Сазонова Т.В.
  • Терещенко Т.В.
RU2079108C1
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА НАВИГАЦИИ 1992
  • Вериго И.И.
  • Герасимов Г.И.
  • Джанджгава Г.И.
  • Негриков В.В.
  • Орехов М.И.
RU2023983C1
КОМПЛЕКСНАЯ ПРИЦЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 1999
  • Джанджгава Г.И.
  • Герасимов Г.И.
  • Бражник В.М.
  • Негриков В.В.
  • Подобин В.Б.
  • Орехов М.И.
  • Рогалев А.П.
  • Семаш А.А.
  • Сухоруков С.Я.
RU2161777C1
КОМПЛЕКСНАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА 1996
  • Джанджгава Г.И.
  • Будкин В.Л.
  • Герасимов Г.И.
  • Негриков В.В.
  • Рогалев А.П.
RU2089450C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ 1997
  • Соборов Г.И.
RU2124737C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 102 281 C1

Реферат патента 1998 года СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЫСОТОЙ ПОЛЕТА ПРИ ПОСАДКЕ

Использование: изобретение относится к области приборостроения, в частности к системам управления высотой при посадке на подвижное, колеблющееся основание (палуба авианосца). Сущность: система управления высотой полета при посадке содержит задатчик высоты, блок разности, блок информационных датчиков, контур стабилизации и дополнительно введенные блок формирования относительной высоты и блок формирования сигнала коррекции, обеспечивающие управление по высоте относительно подвижной, колеблющейся плоскости посадки и компенсацию возмущающих воздействий. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 102 281 C1

1. Система управления высотой полета при посадке, содержащая задатчик высоты, первый блок разности, контур стабилизации, блок информационных датчиков, причем выход задатчика высоты подключен к первому входу первого блока разности, выход которого подключен к входу контура стабилизации, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены блок формирования относительно высоты и блок формирования сигнала коррекции, причем первый, второй и третий выходы блока информационных датчиков подключены соответственно к первому, второму и третьему входам блока формирования относительной высоты, выход которого подключен к второму входу первого блока разности и к первому входу блока формирования сигнала коррекции, на второй вход которого подключен четвертый выход блока информационных датчиков, а выход блока формирования сигнала коррекции подключен к третьему входу первого блока разности. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что блок формирования относительной высоты выполнен на преобразователе координат, блоке умножения, втором блоке разности, блоке извлечения корня квадратного и блоке деления, выход которого подключен к выходу блока формирования относительной высоты, первый и второй входы которого подключены соответственно к первому и второму входам блока умножения, на третий и четвертый входы которого подключены соответственно первый и второй выходы преобразователя координат, на первый и второй входы которого подключены соответственно второй и третий входы блока формирования относительной высоты, причем первый, второй и третий выходы блока умножения подключены соответственно к первому, второму и третьему входам второго блока разности, выход которого подключен к входу блока извлечения корня квадратного, выход которого подключен к первому входу блока деления, на второй вход которого подключен четвертый выход блока умножения. 3. Система по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что блок формирования сигнала коррекции выполнен на блоке суммирования, блоке интерполяции, блоке запаздывания, третьем блоке разности, выход которого подключен к первому входу блока интерполяции и к входу блока запаздывания, первый, n-й выходы которого подключены соответственно к второму, (n + 1)-ому входам блока интерполяции, первый, m-й выходы которого подключены соответственно к первому, m-ому входам блока суммирования, выход которого подключен к выходу блока формирования сигнала коррекции, первый и второй входы которого подключены соответственно к первому и второму входам третьего блока разности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2102281C1

Загайнов Г.И., Гуськов Ю.П
Управление полетом самолетов
- М.: Машиностроение, 1981, с
Вага для выталкивания костылей из шпал 1920
  • Федоров В.С.
SU161A1

RU 2 102 281 C1

Авторы

Джанджгава Г.И.

Негриков В.В.

Рогалев А.П.

Даты

1998-01-20Публикация

1996-09-24Подача