Изобретение относится к получению бензинов без добавления тетраэтилсвинца (ТЭС) и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностях.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является способ получения стабильного бензина на газофракционирующей установке и использование его для получения автобензинов.
По этому способу легкая бензиновая фракция подвергается поступенчато отделению пропана и бутанов, а стабильная бензиновая фракция направляется в парк на смешение с высокооктановыми компонентами для получения автобензина.
Недостатком данного способа является получение только низкооктанового бензина, а зачастую и добавлением в смесь ТЭС для достижения нужного октанового числа.
Основной задачей предлагаемого изобретения является возможность получения выскооктановых бензинов, не содержащих ТЭС.
В предлагаемом способе из легкой бензиновой фракции C3-C6 выделяют стабильную бензиновую фракцию с содержанием суммы бутанов 0,5 - 3, 0 мас.% при следующих параметрах: при давлении 1,2 - 1,5 МПа, температуре верха колонны 70-80oC и температуре низа колонны 140-150oC, из которой фракционорованием получают изопентановую фракцию с содержанием основного компонента 88 - 97 мас.% на колонне с числом теоретических тарелок 50 - 60, при флегмовом числе 6-10, давлении 0,3-0,6 МПа, температуре верха колонны 70 - 80oC, температуре низа колонны 90 - 105oC и кубовый остаток н-C5+, которые смешивают с высокооктановыми компонентами например риформатом или смесью риформата и изомеризатом, или смесью риформата с килородсодержащим соединением, или смесью риформата, изомеризата и кислородсодержащего соединения, для получения бензинов с октановым числом (о.ч.) 92-96 пунктов (п.) по исследовательскому методу (и. м.) и низкооктановых автобензинов, а кубовый остаток при необходимости можно использовать в качестве сырья для процесса изомеризации.
Предлагаемый способ позволяет получать высокосортные автомобильные бензины без добавления ТЭС и сырье для изомеризации.
Способ осуществляют следующим образом.
Сырье - легкую бензиновую фракцию C3-C6 подают в пропановую колонну. Сверху колонны отводится пропан, часть которого после конденсации направляется на орошение колонны. Нижний продукт колонны - бутан-бензиновая смесь - поступает в бутановую колонну, давление в которой поддерживается 1,2 - 1,5 МПа, температура верха колонны составляет 70-80oC, низа - 140-150oC. Верхний продукт колонны конденсируется, часть его подается на орошение, а избыток отводится.
Нижний продукт колонны - стабильная бензиновая фракция C5+, содержащая 0,5 - 3,0 мас.% суммы бутанов, поступает в изопентановую колонну, где при давлении 0,3 - 0,6 МПа, температуре верха колонны 70 - 80oC, температуре низа колонны 90 - 105oC, флегмовом числе 6 - 10 и числе теоретических тарелок 50 - 60, получают изопентановую фракцию, содержащую 88 - 97 мас.% изопентана и кубовый остаток - н-C5+.
Для получения бензинов с высоким октановым числом (92-96 п. по исследовательскому методу) изопентановую фракцию смешивают с высокооктановымии компонентами: риформатом или смесью риформата с изомеризатом, или смесью риформата с кислородсодержащими соединениями, или смесью риформата, изомеризата и кислородсодержащего соединения.
Кубовый остаток используют либо в качестве сырья для изомеризации, либо для получения бензинов А-76 или А-80 путем смешения его с вышеназванными высокооктановыми компонентами.
Предложенный способ иллюстрируется следующими примерами.
Пример 1. Нестабильную бензиновую фракцию подавали в пропановую колонну.
Нижний продукт колонны бутан-бензиновую фракцию подавали в бутановую колонну под давлением 1,35 МПа. Температуру верха колонны поддерживали на уровне 75oC, низа 145oC. Верхний продукт колонны - бутановую фракцию конденсировали, часть его подавали на орошение, а избыток в парк. Нижний продукт колонны - стабильную бензиновую фракцию C5+, содержащую 1,5 мас.% суммы бутанов, подавали в изопентановую колонну с числом теоретических тарелок - 55 под давлением 0,45 МПа. Температуру верха колонны поддерживали на уровне 75oC, низа 98oC, флегмовое число - 8. Верхний продукт колонны - изопентановую фракцию, содержащую 93 мас.% изопентана, - охлаждали, часть его подавали на орошение, а избыток смешивали с риформатом в массовом соотношении 25 : 75.
Кубовый остаток колонны смешивали с риформатом в массовом соотношении 45 : 55 и получают бензин марки А-76 неэтилированный.
Результаты опыта представлены в таблице.
Пример 2. Способ осуществляли по примеру 1 с той разницей, что в бутановой колонне поддерживали давление 1,5 МПа, температуру верха - 70oC, низа 140oC, в изопентановой колонне, имеющей число теоретических тарелок 60, поддерживали давление 0,3 МПа, флегмовое число - 6, температуру верха - 70oC, низа - 90oC. Полученная в бутановой колонне стабильная бензиновая фракция C5+ содержала 0,5 мас.% суммы бутанов, а изопентановая фракция содержала 88 мас.% изопентана. Изопентановую фракцию смешивали с риформатом, изомеризатом и кислородсодержащим соединением - метилтретбутиловым эфиром (МТБЭ) в массовом соотношении 18:70:11:1.
Результаты опыта представлены в таблице.
Пример 3. Способ осуществляли по примеру 1 с той разницей, что в бутановой колонне поддерживали давление 1,2 МПа, температуру верха - 80oC, низа - 150oC, в изопентановой колонне, имеющей число теоретических тарелок - 50, поддерживали давление 0,6 МПа, флегмовое число - 10, температуру верха - 80oC, низа - 105oC.
Полученная стабильная бензиновая фракция C5+, содержала 3,0 мас.% суммы бутанов, а изопентановая фракция содержала 97 мас.% изопентана. Изопентановую фракцию смешивали с риформатом и изомеризатом в массовом соотношении 10 : 80 : 10.
Результаты опыта представлены в таблице.
Пример 4. Способ осуществления по примеру 1 с той разницей, что изопентановую фракцию смешивают с риформатом в массовом соотношении 40 : 60 и добавляют 0,01 мас.% кислородсодержащего соединения ФК-4.
Результаты опыта представлены в таблице.
Пример 5 (сравнительный). Способ осуществляли по примеру 1 с той разницей, что содержание суммы бутанов в бензиновой фракции C5+ составило 3,5 мас. %.
Результаты опыта представлены в таблице.
Пример 6 (сравнительный). Способ осуществляли по примеру 1 с той разницей, что число теоретических тарелок в изопентановой колонне равно 45.
Результаты опыта представлены в таблице.
Пример 7 (сравнительный). Способ осуществляли по примеру 1 с той разницей, что число в изопентановой колонне было равно 4 и содержание изопентана в изопентановой фракции 84 мас.%.
Результаты опыта представлены в таблице.
Пример 8 (по прототипу). Способ осуществляли по примеру 1, но без выделения изопентановой фракции.
Стабильную бензиновую фракцию смешивали с риформатом и МТБЭ в массовом соотношении 40 : 55 : 5. Октановое число полученного бензина составило 91 п. по исследовательскому методу.
Пример 9 (по прототипу). Способ осуществляли по примеру 8, но стабильную бензиновую фракцию смешивали с риформатом в массовом соотношении 40 : 60. Октановое число полученного автобензина 80 пунктов по исследовательскому методу.
Как видно из результатов опытов, представленных в таблице, выделение изопентановой фракции из стабильной бензиновой фракции C5+ и дальнейшее компаундирование ее с высокооктановыми компонентами позволяет получать высококачественный высокооктановый бензин без добавления ТЭС.
Однако, как видно из сравнительных примеров, таких результатов можно достичь только при заявленных условиях работы изопентановой колонны и заявленного качества стабильной бензиновой фракции C5+ и изопентановой фракции.
Так, при повышении содержания суммы бутанов в бензиновой фракции выше заявленного предела (пример 5) получаемый бензин имеет повышенное давление насыщенных паров - 520 мм рт.
При уменьшении числа теоретических тарелок в изопентановой колонне (пример 6), уменьшении флегмового числа (пример 7) и соответствующем снижении при этом содержания изопентана в изопентановой фракции получаемый бензин имеет низкое октановое число.
Увеличение числа теоретических тарелок в изопентановой колонне и снижение содержания суммы бутанов в стабильной бензиновой фракции C5+ потребует неоправданных дополнительных капитальных и эксплуатационных вложений.
Увеличение флегмового числа в изопентановой колонне приведет к увеличению эксплуатационных расходов, а более высокая чистота изопентановой фракции не дает значительного повышения качества получаемого бензина и в то же время потребует дополнительных эксплуатационных затрат.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВЫХ ИЗОКОМПОНЕНТОВ БЕНЗИНА | 2006 |
|
RU2307820C1 |
Способ переработки рафината каталитического риформинга | 2023 |
|
RU2809282C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА С НИЗКИМИ СОДЕРЖАНИЯМИ АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ, СЕРЫ И НЕПРЕДЕЛЬНЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ | 2003 |
|
RU2241734C1 |
СПОСОБ ИЗОМЕРИЗАЦИИ ЛЕГКИХ БЕНЗИНОВЫХ ФРАКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ C-C ПАРАФИНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ | 2009 |
|
RU2408659C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА | 2013 |
|
RU2524213C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА И БЕНЗОЛЬНОГО КОНЦЕНТРАТА ИЗ КАТАЛИЗАТА РИФОРМИНГА | 1996 |
|
RU2106392C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКООКТАНОВЫХ И ВЫСОКООКТАНОВЫХ БЕНЗИНОВ И БЕНЗОЛА ИЗ КАТАЛИЗАТОВ РИФОРМИНГА ШИРОКИХ БЕНЗИНОВЫХ ФРАКЦИЙ | 1997 |
|
RU2113453C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВЫХ БЕНЗИНОВЫХ ФРАКЦИЙ И АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ | 2007 |
|
RU2334781C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА И АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ | 1994 |
|
RU2078791C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОЙ ДОБАВКИ - КОМПОНЕНТА АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА | 1999 |
|
RU2176634C2 |
Изобретение относится к получению автобензинов без добавления тетраэтилсвинца и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностях. Автобензин получают фракционированием легкой бензиновой фракции C3 - C6 с выделением стабильной бензиновой фракции C5 + с содержанием суммы бутанов 0,5 - 3,0 мас.%, из которой получают фракционированием изопентановую фракцию с содержанием изопентана 88 - 97 мас.% при давлении 0,3 - 0,6 МПа, температуре верха колонны 70 - 80oС, температуре низа колонны 90 - 105oС, флегмовом числе 6 - 10, числе теоретических тарелок 50 - 60, и кубовый остаток н-C5 +. Изопентановую фракцию смешивают с высокооктановыми компонентами: риформатом или смесью риформата с изомеризатом, или смесью риформата с кислородсодержащим соединением, или смесью риформата, изомеризата и кислородсодержащего соединения и получают автобензин с октановым числом 92 - 96 пунктов по исследовательскому методу. Кубовый остаток н-C5 + может быть использован либо для получения низкооктановых бензинов, либо как сырье для изомеризации. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.
Клименко А.П | |||
Разделение природных углеводородных газов | |||
изд-во "Техника", 1964, с | |||
Телефонный аппарат, отзывающийся только на входящие токи | 1921 |
|
SU324A1 |
Авторы
Даты
1998-03-20—Публикация
1997-04-25—Подача