СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВЫХ АВТОБЕНЗИНОВ Российский патент 1998 года по МПК C10L1/06 

Описание патента на изобретение RU2107087C1

Изобретение относится к получению бензинов без добавления тетраэтилсвинца (ТЭС) и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностях.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является способ получения стабильного бензина на газофракционирующей установке и использование его для получения автобензинов.

По этому способу легкая бензиновая фракция подвергается поступенчато отделению пропана и бутанов, а стабильная бензиновая фракция направляется в парк на смешение с высокооктановыми компонентами для получения автобензина.

Недостатком данного способа является получение только низкооктанового бензина, а зачастую и добавлением в смесь ТЭС для достижения нужного октанового числа.

Основной задачей предлагаемого изобретения является возможность получения выскооктановых бензинов, не содержащих ТЭС.

В предлагаемом способе из легкой бензиновой фракции C3-C6 выделяют стабильную бензиновую фракцию с содержанием суммы бутанов 0,5 - 3, 0 мас.% при следующих параметрах: при давлении 1,2 - 1,5 МПа, температуре верха колонны 70-80oC и температуре низа колонны 140-150oC, из которой фракционорованием получают изопентановую фракцию с содержанием основного компонента 88 - 97 мас.% на колонне с числом теоретических тарелок 50 - 60, при флегмовом числе 6-10, давлении 0,3-0,6 МПа, температуре верха колонны 70 - 80oC, температуре низа колонны 90 - 105oC и кубовый остаток н-C5+, которые смешивают с высокооктановыми компонентами например риформатом или смесью риформата и изомеризатом, или смесью риформата с килородсодержащим соединением, или смесью риформата, изомеризата и кислородсодержащего соединения, для получения бензинов с октановым числом (о.ч.) 92-96 пунктов (п.) по исследовательскому методу (и. м.) и низкооктановых автобензинов, а кубовый остаток при необходимости можно использовать в качестве сырья для процесса изомеризации.

Предлагаемый способ позволяет получать высокосортные автомобильные бензины без добавления ТЭС и сырье для изомеризации.

Способ осуществляют следующим образом.

Сырье - легкую бензиновую фракцию C3-C6 подают в пропановую колонну. Сверху колонны отводится пропан, часть которого после конденсации направляется на орошение колонны. Нижний продукт колонны - бутан-бензиновая смесь - поступает в бутановую колонну, давление в которой поддерживается 1,2 - 1,5 МПа, температура верха колонны составляет 70-80oC, низа - 140-150oC. Верхний продукт колонны конденсируется, часть его подается на орошение, а избыток отводится.

Нижний продукт колонны - стабильная бензиновая фракция C5+, содержащая 0,5 - 3,0 мас.% суммы бутанов, поступает в изопентановую колонну, где при давлении 0,3 - 0,6 МПа, температуре верха колонны 70 - 80oC, температуре низа колонны 90 - 105oC, флегмовом числе 6 - 10 и числе теоретических тарелок 50 - 60, получают изопентановую фракцию, содержащую 88 - 97 мас.% изопентана и кубовый остаток - н-C5+.

Для получения бензинов с высоким октановым числом (92-96 п. по исследовательскому методу) изопентановую фракцию смешивают с высокооктановымии компонентами: риформатом или смесью риформата с изомеризатом, или смесью риформата с кислородсодержащими соединениями, или смесью риформата, изомеризата и кислородсодержащего соединения.

Кубовый остаток используют либо в качестве сырья для изомеризации, либо для получения бензинов А-76 или А-80 путем смешения его с вышеназванными высокооктановыми компонентами.

Предложенный способ иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1. Нестабильную бензиновую фракцию подавали в пропановую колонну.

Нижний продукт колонны бутан-бензиновую фракцию подавали в бутановую колонну под давлением 1,35 МПа. Температуру верха колонны поддерживали на уровне 75oC, низа 145oC. Верхний продукт колонны - бутановую фракцию конденсировали, часть его подавали на орошение, а избыток в парк. Нижний продукт колонны - стабильную бензиновую фракцию C5+, содержащую 1,5 мас.% суммы бутанов, подавали в изопентановую колонну с числом теоретических тарелок - 55 под давлением 0,45 МПа. Температуру верха колонны поддерживали на уровне 75oC, низа 98oC, флегмовое число - 8. Верхний продукт колонны - изопентановую фракцию, содержащую 93 мас.% изопентана, - охлаждали, часть его подавали на орошение, а избыток смешивали с риформатом в массовом соотношении 25 : 75.

Кубовый остаток колонны смешивали с риформатом в массовом соотношении 45 : 55 и получают бензин марки А-76 неэтилированный.

Результаты опыта представлены в таблице.

Пример 2. Способ осуществляли по примеру 1 с той разницей, что в бутановой колонне поддерживали давление 1,5 МПа, температуру верха - 70oC, низа 140oC, в изопентановой колонне, имеющей число теоретических тарелок 60, поддерживали давление 0,3 МПа, флегмовое число - 6, температуру верха - 70oC, низа - 90oC. Полученная в бутановой колонне стабильная бензиновая фракция C5+ содержала 0,5 мас.% суммы бутанов, а изопентановая фракция содержала 88 мас.% изопентана. Изопентановую фракцию смешивали с риформатом, изомеризатом и кислородсодержащим соединением - метилтретбутиловым эфиром (МТБЭ) в массовом соотношении 18:70:11:1.

Результаты опыта представлены в таблице.

Пример 3. Способ осуществляли по примеру 1 с той разницей, что в бутановой колонне поддерживали давление 1,2 МПа, температуру верха - 80oC, низа - 150oC, в изопентановой колонне, имеющей число теоретических тарелок - 50, поддерживали давление 0,6 МПа, флегмовое число - 10, температуру верха - 80oC, низа - 105oC.

Полученная стабильная бензиновая фракция C5+, содержала 3,0 мас.% суммы бутанов, а изопентановая фракция содержала 97 мас.% изопентана. Изопентановую фракцию смешивали с риформатом и изомеризатом в массовом соотношении 10 : 80 : 10.

Результаты опыта представлены в таблице.

Пример 4. Способ осуществления по примеру 1 с той разницей, что изопентановую фракцию смешивают с риформатом в массовом соотношении 40 : 60 и добавляют 0,01 мас.% кислородсодержащего соединения ФК-4.

Результаты опыта представлены в таблице.

Пример 5 (сравнительный). Способ осуществляли по примеру 1 с той разницей, что содержание суммы бутанов в бензиновой фракции C5+ составило 3,5 мас. %.

Результаты опыта представлены в таблице.

Пример 6 (сравнительный). Способ осуществляли по примеру 1 с той разницей, что число теоретических тарелок в изопентановой колонне равно 45.

Результаты опыта представлены в таблице.

Пример 7 (сравнительный). Способ осуществляли по примеру 1 с той разницей, что число в изопентановой колонне было равно 4 и содержание изопентана в изопентановой фракции 84 мас.%.

Результаты опыта представлены в таблице.

Пример 8 (по прототипу). Способ осуществляли по примеру 1, но без выделения изопентановой фракции.

Стабильную бензиновую фракцию смешивали с риформатом и МТБЭ в массовом соотношении 40 : 55 : 5. Октановое число полученного бензина составило 91 п. по исследовательскому методу.

Пример 9 (по прототипу). Способ осуществляли по примеру 8, но стабильную бензиновую фракцию смешивали с риформатом в массовом соотношении 40 : 60. Октановое число полученного автобензина 80 пунктов по исследовательскому методу.

Как видно из результатов опытов, представленных в таблице, выделение изопентановой фракции из стабильной бензиновой фракции C5+ и дальнейшее компаундирование ее с высокооктановыми компонентами позволяет получать высококачественный высокооктановый бензин без добавления ТЭС.

Однако, как видно из сравнительных примеров, таких результатов можно достичь только при заявленных условиях работы изопентановой колонны и заявленного качества стабильной бензиновой фракции C5+ и изопентановой фракции.

Так, при повышении содержания суммы бутанов в бензиновой фракции выше заявленного предела (пример 5) получаемый бензин имеет повышенное давление насыщенных паров - 520 мм рт.

При уменьшении числа теоретических тарелок в изопентановой колонне (пример 6), уменьшении флегмового числа (пример 7) и соответствующем снижении при этом содержания изопентана в изопентановой фракции получаемый бензин имеет низкое октановое число.

Увеличение числа теоретических тарелок в изопентановой колонне и снижение содержания суммы бутанов в стабильной бензиновой фракции C5+ потребует неоправданных дополнительных капитальных и эксплуатационных вложений.

Увеличение флегмового числа в изопентановой колонне приведет к увеличению эксплуатационных расходов, а более высокая чистота изопентановой фракции не дает значительного повышения качества получаемого бензина и в то же время потребует дополнительных эксплуатационных затрат.

Похожие патенты RU2107087C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВЫХ ИЗОКОМПОНЕНТОВ БЕНЗИНА 2006
  • Боруцкий Павел Николаевич
  • Марышев Владимир Борисович
  • Сорокин Илья Иванович
  • Ежов Валерий Викторович
  • Мелехин Владимир Владимирович
  • Камалов Камил Гарифович
  • Муращенко Марина Геннадьевна
  • Чернышов Роман Геннадьевич
  • Дегтярев Сергей Геннадьевич
RU2307820C1
Способ переработки рафината каталитического риформинга 2023
  • Юсупов Марсель Разифович
  • Ахметов Арслан Фаритович
  • Ганцев Александр Викторович
  • Фрязинов Николай Юрьевич
RU2809282C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА С НИЗКИМИ СОДЕРЖАНИЯМИ АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ, СЕРЫ И НЕПРЕДЕЛЬНЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ 2003
  • Липерт Ю.И.
  • Евсеев В.В.
  • Двинин В.А.
  • Хлытчиев А.И.
  • Алексеев Ю.А.
  • Жуков Н.Д.
RU2241734C1
СПОСОБ ИЗОМЕРИЗАЦИИ ЛЕГКИХ БЕНЗИНОВЫХ ФРАКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ C-C ПАРАФИНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ 2009
  • Шакун Александр Никитович
  • Федорова Марина Леонидовна
RU2408659C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА 2013
  • Шакун Александр Никитович
  • Федорова Марина Леонидовна
  • Карпенко Тимофей Владимирович
RU2524213C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА И БЕНЗОЛЬНОГО КОНЦЕНТРАТА ИЗ КАТАЛИЗАТА РИФОРМИНГА 1996
  • Сомов В.Е.
  • Баннов П.Г.
  • Лаптев Н.В.
  • Залищевский Г.Д.
  • Варшавский О.М.
  • Феркель Е.В.
  • Борисова Л.А.
  • Воронина Н.А.
  • Садчиков И.А.
  • Сабылин И.И.
  • Хворов А.П.
RU2106392C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКООКТАНОВЫХ И ВЫСОКООКТАНОВЫХ БЕНЗИНОВ И БЕНЗОЛА ИЗ КАТАЛИЗАТОВ РИФОРМИНГА ШИРОКИХ БЕНЗИНОВЫХ ФРАКЦИЙ 1997
  • Сомов В.Е.
  • Залищевский Г.Д.
  • Лаптев Н.В.
  • Варшавский О.М.
  • Борисова Л.А.
  • Феркель Е.В.
  • Воронина Н.А.
  • Петров В.К.
  • Садчиков И.А.
  • Сабылин И.И.
RU2113453C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВЫХ БЕНЗИНОВЫХ ФРАКЦИЙ И АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ 2007
  • Степанов Виктор Георгиевич
  • Ионе Казимира Гавриловна
RU2334781C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА И АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ 1994
  • Косогоров С.Б.
  • Кузнецов Ю.И.
  • Комаровский Н.А.
  • Кудрявцев М.А.
  • Букреев С.Д.
RU2078791C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОЙ ДОБАВКИ - КОМПОНЕНТА АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА 1999
  • Барышников М.Б.
  • Рыжиков В.Г.
  • Васильев В.Ф.
  • Головачев А.М.
  • Попов А.С.
  • Барышникова Н.А.
  • Сире Е.М.
  • Горбик Н.С.
  • Владимиров С.С.
  • Скресанова О.Ф.
RU2176634C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 107 087 C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВЫХ АВТОБЕНЗИНОВ

Изобретение относится к получению автобензинов без добавления тетраэтилсвинца и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностях. Автобензин получают фракционированием легкой бензиновой фракции C3 - C6 с выделением стабильной бензиновой фракции C5+ с содержанием суммы бутанов 0,5 - 3,0 мас.%, из которой получают фракционированием изопентановую фракцию с содержанием изопентана 88 - 97 мас.% при давлении 0,3 - 0,6 МПа, температуре верха колонны 70 - 80oС, температуре низа колонны 90 - 105oС, флегмовом числе 6 - 10, числе теоретических тарелок 50 - 60, и кубовый остаток н-C5+. Изопентановую фракцию смешивают с высокооктановыми компонентами: риформатом или смесью риформата с изомеризатом, или смесью риформата с кислородсодержащим соединением, или смесью риформата, изомеризата и кислородсодержащего соединения и получают автобензин с октановым числом 92 - 96 пунктов по исследовательскому методу. Кубовый остаток н-C5+ может быть использован либо для получения низкооктановых бензинов, либо как сырье для изомеризации. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.

Формула изобретения RU 2 107 087 C1

1. Способ получения высокооктановых автобензинов путем фракционирования легкой бензиновой фракции C3 - C6 с выделением стабильной бензиновой фракции C5+ и ее дальнейшей переработкой, отличающийся тем, что выделяют стабильную бензиновую фракцию C5+ с содержанием суммы бутанов 0,5 - 3 мас.% с последующим ее фракционированием при числе теоритических тарелок 50 - 60 и флегмовом числе 6 - 10 с отделением изопентановой фракции с содержанием 88 - 97 мас.% изопентана и кубового остатка н-C5+, смешиванием изопентановой фракции с высокооктановыми компонентами с получением автобензинов с октановым числом по исследовательскому методу 92 - 96 пунктов с использованием кубового остатка для получения низкооктановых автобензинов или в качестве сырья для изомеризации. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что стабильную бензиновую фракцию C5+ получают при давлении 1,2 - 1,5 МПа, температуре верха колонны 70 - 80oС, температуре низа колонны 140 - 150oС; изопентановую фракцию - при давлении 0,3 - 0,6 МПа, температуре верха колонны 70 - 80oС, температуре низа колонны 90 - 105oС, а в качестве высокооктановых компонентов используют риформат или смесь риформата с изомеризатом, или смесь риформата с кислородсодержащим соединением, или смесь риформата, изомеризата и кислородсодержащего соединения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2107087C1

Клименко А.П
Разделение природных углеводородных газов
изд-во "Техника", 1964, с
Телефонный аппарат, отзывающийся только на входящие токи 1921
  • Коваленков В.И.
SU324A1

RU 2 107 087 C1

Авторы

Шакун А.Н.

Алексеев Ю.А.

Мазина С.Г.

Демьяненко Е.А.

Карибов А.К.

Мангазеев В.П.

Решетов П.Н.

Решетников В.Н.

Хандархаев С.В.

Бирюков Ф.И.

Санников А.Л.

Горелов В.М.

Кинзуль А.П.

Даты

1998-03-20Публикация

1997-04-25Подача