ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 1998 года по МПК F16C17/02 

Описание патента на изобретение RU2108497C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных высоконагруженных устройствах: центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах.

Известна конструкция гидродинамического подшипника скольжения, включающего втулку и цапфу вала с формой в поперечном сечении в виде трохоиды [1].

Недостатками известной конструкции подшипника являются сложность формы поперечного сечения цапфы вала и ее изготовления, малая площадь соприкосновения со втулкой.

Техническая задача заключается в повышении надежности подшипника путем увеличения площади с гидродинамическим давлением.

Это достигается тем, что в гидродинамическом подшипнике скольжения, содержащем цапфу вала и втулку, цапфа вала выполнена с лысками и в нечетном количестве не меньше трех, ширина которых меньше ширины втулки и на концах которых по направлению вращения вала выполнены плавные скосы, а втулка выполнена с антифрикционным слоем и кольцевой канавкой.

На фиг. 1 изображен продольный разрез подшипника скольжения; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1 по лыскам цапфы вала.

Гидродинамический подшипник скольжения содержит втулку 1 с антифрикционным слоем 2 и кольцевой канавкой 3. Во втулку 1 установлена цапфа вала 4 с выполненными на ней лысками 5, преимущественно с нечетным числом (не меньше трех) причем дальние стороны лысок к направлению вращения вала имеют плавные скосы 6, выполненные, например, в виде радиуса шириной "в" меньше ширины "б" втулки 2.

Подшипник работает следующим образом.

Масло из кольцевой канавки 3 втулки 1 подается в лыски 5, из которых при вращении цапфы вала 4 масло попадает (захватывается) в плавные скосы 6, сжимается и в зазорах между поверхностью втулки 2 и цапфы вала создается повышенное давление масла, например, в трех местах, и цапфа вала 4 всплывает на "гидравлических клиньях", обеспечивая жидкостное трение.

Таким образом, использование изобретения заявляемой конструкции повышает надежность и экономичность подшипника за счет упрощения конструкции и увеличения площади с повышенным гидродинамическим давлением.

Похожие патенты RU2108497C1

название год авторы номер документа
ГИДРОДИАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1994
  • Туктамышев В.Х.
RU2108496C1
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2010
  • Войнов Кирилл Николаевич
  • Майоров Владимир Сергеевич
RU2437004C1
ВКЛАДЫШ РАДИАЛЬНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ ТУРБОАГРЕГАТА 1999
  • Егоров Н.П.
  • Егоров В.Н.
  • Агафонов Б.Н.
RU2162174C2
ЗАМОК ДЛЯ СТВОРКИ 2003
  • Гришутин А.Ю.
RU2257453C2
Шпиндельный узел расточно-отделочного станка 1984
  • Чернов Иван Александрович
  • Плицын Виталий Тихонович
  • Алексеев Олег Константинович
SU1456284A1
РЕДУКТОР ПРИВОДА ОДНОРЯДНОГО ВЕНТИЛЯТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2347928C1
Сегментный подшипник скольжения 1991
  • Живица Василий Иванович
  • Пшик Василий Романович
  • Салий Виктор Михайлович
  • Юрко Владимир Иванович
SU1816900A1
ОПОРА РОТОРА ГТД 1991
  • Кузнецов В.А.
RU2075658C1
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Алексеев Владимир Павлович
  • Акимов Геннадий Яковлевич
  • Дарда Юрий Антонович
  • Бабенко Михаил Антонович
  • Смияненко Игорь Михайлович
RU2229039C2
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2007
  • Казанцев Родион Петрович
  • Медведев Леонид Федорович
  • Павлов Николай Николаевич
  • Паутов Юрий Михайлович
  • Щуцкий Сергей Юрьевич
RU2351813C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 108 497 C1

Реферат патента 1998 года ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Гидродинамический подшипник скольжения предназначен для высокоскоростных высоконагруженных устройств. Подшипник скольжения содержит цапфу вала и втулку с антифрикционным слоем и кольцевой канавкой. На рабочей поверхности цапфы вала выполнено преимущественно нечетное количество лысок, не меньше трех, ширина которых меньше ширины втулки. На концах лысок по направлению вращения вала выполнены плавные скосы, что повышает надежность и экономичность подшипника. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 108 497 C1

Гидродинамический подшипник, содержащий втулку и цапфу вала, отличающийся тем, что цапфа вала выполнена с лысками в нечетном количестве не меньше трех, ширина которых меньше ширины втулки и на концах которых по направлению вращения вала выполнены плавные скосы, а втулка выполнена с антифрикционным слоем и кольцевой канавкой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2108497C1

GB, 1106237, кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

RU 2 108 497 C1

Авторы

Туктамышев В.Х.

Даты

1998-04-10Публикация

1994-11-01Подача