Изобретение относится к двигателестроению, а именно к двигателям внутреннего сгорания.
Известны аналоги-поршни для двигателей внутреннего сгорания, оснащенные канавками для поршневых колец и размещенной между ними кольцевой маслоулавливающей выемкой. Различают три типа выемок, ось которых по-разному ориентирована относительно боковой образующей поршня: под острым углом (50 - 70o) - наклонные выемки (патент США N 2698209, кл. 92-158, 1954), под прямым углом (а. с. СССР N 829996, кл. F 02 F 3/00, F 16 J 1/00), под тупым углом - "опрокинутые" выемки (патент США N 4383509, кл. F 02 F 3/00, 1983).
Наиболее эффективным, с точки зрения улучшения показателей двигателя по расходу топлива и масла, являются наклонные выемки, получившие название "канавки Беккера", а с точки зрения надежности и долговечности - "опрокинутые" и горизонтальные выемки. Например, "опрокинутые" выемки (а.с. N 1423765, кл. F 02 F 3/00, F 16 1/00, 1988), в ходе сравнительных испытаний поршни с канавкой Беккера (а.с. N 723200, кл. F 02 F 3/00, F 16 J 1/08) показали большой расход топлива.
Известна конструкция - поршень для двигателя внутреннего сгорания, выбранная в качестве прототипа. Поршень оснащен наклонной выемкой (канавкой "Беккера"), благодаря которой достигается снижение расхода масла (а.с. СССР N 723200, кл. F 02 F 3/00, F 16 J 1/08, 1980).
Однако в таком поршне не обеспечивается долговечность, в связи с тем, что в зоне выемки возникают высокие термические напряжения. Кроме того, условия работы кольцевого уплотнения не оптимальны, так как профиль выемки (а следовательно, и ее объем) выполнены без учета зависимости от диаметра поршня, что не позволяет обеспечить дальнейшее снижение расхода топлива.
Цель изобретения - повышение долговечности и экономичности, за счет снижения термических напряжений и улучшения условий работы кольцевого уплотнения.
Указанная цель достигается тем, что в поршне для двигателя внутреннего сгорания содержатся канавки для поршневых колец и наклонная маслоулавливающая кольцевая выемка, размещенная между канавками и отделенная от них верхней и нижней перемычками, боковая поверхность которой в поперечном сечении выполнена по параболе, таким образом, что нормаль в точке выхода параболы на верхнюю перемычку лежит на боковой поверхности поршня.
Кроме того, элементы параболы: длина нормали N из точки выхода параболы на верхнюю перемычку, фокальный радиус вектор r и фокальный параметр P могут быть выполнены по соотношениям:
N = r = 2p = (0,015 - 0,03)D,
где D - диаметр поршня.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый поршень отличается тем, что кольцевая канавка выполнена по параболе. Таким образом, заявляемый поршень соответствует критерию изобретения "новизна".
Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемого решения критерию "существенные отличия".
На фиг. 1 представлен поршень; на фиг 2 - профиль кольцевой выемки в поршне.
Поршень 1 имеет канавки 2 и 3 для поршневых колец 4 и 5, кольцевую выемку 6, наклоненную под углом α к боковой поверхности 7 поршня 1. Выемка 6 отделена от канавок 2 и 3 верхней 8 и нижней 9 перемычками поршня 1. Поршень 1 помещен в цилиндр 10. Боковая поверхность кольцевой выемки 6 в радиальном сечении поршня 1 представляет собой параболу 11, нормаль N к которой в точке 12 выхода параболы 11 на верхнюю перемычку 8 лежит на боковой поверхности 7 поршня 1. Параметры параболы 11 (длина нормали N, фокальный радиус-вектор r, фокальный параметр p) определяется соотношением:
N = r = 2p = (0,015 - 0,03)D,
где D - диаметр поршня 1.
Во время работы двигателя поршень 1 нагревается, и в результате интенсивного теплоотвода к цилиндру 10 через кольца 4 и 5 и прорыва газов из надпоршневого пространства в зоне перемычке 8 и 9 возникают термические напряжения, которые, благодаря плавно спрофилированной выемке 6, существенно снижаются. При этом расширение выемки 6 в направлении боковой поверхности 7 поршня 1 препятствует отложению нагара.
Кроме того, исходные для построения параболы 11 параметры (N, r, p) выбраны в зависимости от диаметра D поршня 1, что реализует рациональный объем кольцевой маслоулавливающей выемки. В результате улучшаются условия эксплуатации работы кольцевого уплотнения и показатели по расходу топлива и масла.
Результаты испытаний и расчетно-экспериментальных исследований подтверждают оптимальность предлагаемого технического решения.
Использование предлагаемого поршня позволит повысить долговечность, улучшить условия работы кольцевого уплотнения и экономические характеристики двигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОРШЕНЬ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2111371C1 |
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2121591C1 |
Поршень для двигателя внутреннего сгорания | 1987 |
|
SU1423765A1 |
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2116487C1 |
ПОРШЕНЬ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2001 |
|
RU2206776C2 |
ПОРШЕНЬ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2187675C2 |
Поршень | 1980 |
|
SU947454A1 |
Поршень для двигателя внутреннего сгорания | 1979 |
|
SU936824A3 |
ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА | 2004 |
|
RU2277180C2 |
РОТАТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2106506C1 |
Изобретение относится к двигателестроению, а именно к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), оснащенным поршнем. Поршень оснащен канавками для поршневых колец и расположенной между ними наклонной, маслоулавливающей, кольцевой выемкой, профиль которой выполнен по параболе, параметры которой выбраны в зависимости от диаметра поршня. При работе ДВС поршень нагревается и возникающие в результате интенсивного теплообмена термические напряжения, благодаря плавноспрофилированной поверхности кольцевой выемки, снижаются, кроме того улучшаются условия работы кольцевого уплотнения, что обеспечивает снижение расхода топлива. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
N = r = 2p = (0,015-0,03) D,
где N - длина нормали;
R - радиус-вектор;
p - фокальный параметр;
D - диаметр поршня.
SU, авторское свидетельство, 723200, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1998-04-20—Публикация
1995-08-15—Подача