Изобретение относится к способам изучения иностранных языков посредством восприятия аудиовизуальной информации и базируется на современном уровне развития психологии обучения с использованием рекомендуемых, проверенных практическим опытом, методом аутогенной тренировки, подготавливающих обучаемых к высокоэффективному восприятию изучаемого материала на субсенсорном (неосознанном) и сенсорном (осознанном) уровнях его усвоения.
Из уровня техники известен способ ускоренного обучения различным дисциплинам, преимущественно иностранным языкам, включающий сенсорный и субсенсорный метод обучения и аутогенную тренировку (а.с. SU 699537, кл. G 09 B 7/02, 19/06, 1979). Известный способ заключается в формировании специальных сигналов, одновременно отображаемых на различных полях экрана монитора, и требует снабжения обучаемого специальной электронной маской для восприятия этих сигналов, что затрудняет осуществление способа.
Технический результат изобретения состоит в упрощении вышеназванного способа и повышении его эффективности путем увеличения объема долговременно запоминаемой информации и ускорения его усвоения обучаемым.
Сущность изобретения состоит в создании способа ускоренного изучения иностранных языков, включающего как осознанный, так и неосознанный методы восприятия учебной информации и метод аутогенного стимулирования, но в отличие от ближайшего аналога, на начальном этапе способа осуществляют аутогенную тренировку для мобилизации душевных и физических сил обучаемого, состоящую из следующих принципов самоконтроля: желание, радость, расслабление и концентрация внимания. Затем осуществляют субсенсорный этап обучения, заключающийся в визуальном восприятии обучаемым суггестологической части видеофильма с изучаемым материалом. После этого переходят к сенсорному этапу обучения, который состоит из двух частей. Во время первой части обучаемый осознанно воспринимает аудиовизуальную учебную информацию, записанную во второй части видеофильма, и проговаривает ее сначала мысленно, потом с подключением артикуляции, а на конечном этапе обучения вслух, вслед за диктором. Во второй части сенсорного этапа обучения ведут работу обучаемого с контрольными карточками, содержащими изучаемый материал. В этот период обучаемому предлагают создать в уме зрительный образ, ассоциативный изучаемому материалу, например, слову.
Во время демонстрации на экране монитора в субсенсорном режиме изучаемого материала, например, различных пар слов на иностранном языке и их перевода на язык обучаемого, время предъявления каждой пары слов составляет 40-80 мс.
Целесообразно основные этапы обучения, такие как: субсенсорный, аудиовизуальное восприятие и работу с контрольными карточками проводить в равные промежутки времени, составляющие от 10 до 15 минут.
При произношении слов вслух человек сам себя плохо слышит, т.к. звук как бы затеняет слуховое восприятие. Это обстоятельство приводит к тому, что обучающийся без преподавателя, повторяя вслед за диктором вслух иностранные слова, плохо замечает допускаемые им неправильности произношения. Для устранения этого недостатка правильность произношения изучаемого материала на иностранном языке контролируют с помощью магнитофона в режиме записи, микрофона и наушников.
В основу предлагаемого способа обучения положено явление гипермнезии (сверхзапоминания), возникающее в процессе использования суггестологического метода обучения, при котором информация усваивается человеком, минуя сознание. При применении этого метода учебный материал по лексике при помощи видеомагнитофона предъявляется обучающемуся с высокой частотой в субсенсорном диапазоне восприятия и процесс обучения протекает на уровне неосознанной психической деятельности.
Современная технология обучения различает у человека два основных режима (диапазона) восприятия:
- режим осознанного восприятия (сенсорный);
- режим неосознанного (субсенсорного) восприятия.
Так, например, при проецировании на экран при помощи фильмоскопа изображений слайдов (диапозитивов), содержащих учебную информацию с частотой смены кадров, равной 1 кадр/с (1 Гц), восприятие будет происходить в режиме осознанного восприятия, так как сознание обучающегося будет успевать осознанно усваивать эту информацию. Если те же самые слайды предъявлять обучающемуся с частотой, равной частоте развертки (смены) кадров при воспроизведении видеофильмов - 25 кадр/с (25 Гц), то сознание человека не будет успевать воспринимать эту информацию. На первый взгляд кажется, что информация, предъявляемая с такой большой частотой, должна безвозвратно утрачиваться для человеческой памяти. Однако, многочисленные научные эксперименты показали, что информация, предъявляемая в субсенсорном режиме восприятия, воспринимается подсознанием человека, причем эффективность запоминания в этом режиме возрастает в десятки сотен раз. Это связано с тем, что 97% психической деятельности человека происходит на уровне подсознания и только 3% на уровне сознания.
Экспериментальные исследования показали высокую эффективность обучения с использованием субсенсорного диапазона восприятия, позволяющего задействовать скрытые резервы человеческой памяти.
Только при надлежащей самоподготовке обучаемых и серьезных мотивациях (установках) конечный результат - ускоренное изучение иностранных языков примерно за 60 часов с долговременным запоминанием от 2000 до 6000 иностранных слов будет достигнут с минимальными "трудозатратами" и в кратчайшие сроки. Поэтому обучаемым рекомендуется овладеть методами аутогенной тренировки, базирующейся на следующих принципах:
1. Желание заниматься, т.е. осознанная "внутренняя мотивация" обучаемых, т. к. в противном случае неизбежна "блокировка каналов поступления учебной информации в долговременную память" и неизбежны "бросовые трудозатраты".
2. Принцип "радости", предполагающий создание "внутреннего комфорта на фоне положительных печатей", так как именно в таком состоянии обучаемый способен легко фиксировать свое внимание и усваивать большие массивы информации без информационного стресса и переутомления.
3. Принцип "полного расслабления", заимствованный из арсенала методов управления своим психологическим состоянием учения йогов, который позволяет быстро снимать состояние внутренней психологической напряженности, поскольку "стоящий на цыпочках долго стоять не сможет", и обучаемые должны периодически снимать усталость для предотвращения пресловутого "информационного стресса".
4. Принцип тотального внимания, сосредоточенности, поскольку без умения концентрировать внимание учебный материал не будет усваиваться и будет "утекать как вода в песок".
Каждый урок (академчас) состоит из трех этапов, включающих просмотр суггестологической части видеофильма в подсознательном режиме восприятия длительностью 10-15 минут с последующей работой в "аудио" режиме с осознанным восприятием учебного материала в течение 10-15 минут и третьим - работой с контрольными картами - в осознанном режиме восприятия длительностью также порядка 10-15 минут, при этом на первом этапе учебный материал усваивается в субсенсорном режиме с временем предъявления одной пары слов (иностранного и перевода) 40-80 мс, а на втором (лингафонной части) вслед за диктором каждое слово повторяется мысленно, что исключает закрепление в мышлении ошибочных шаблонов произношения и только на третьем этапе обучения, когда слова прочно и правильно закреплены в долговременной памяти обучаемых, рекомендуется их повторение вслед за диктором с обязательным самоконтролем за правильностью воспроизведения, например, с помощью магнитофона в режиме записи, а также микрофона и наушников, чем и обеспечивается самоконтроль правильности собственного произношения обучаемым. При этом с целью "автоматизации воспроизведения" изученных иностранных слов, рекомендуется их запоминание через "живые образы", без произношения русских слов, что многократно ускоряет их фиксацию в долговременной памяти и обеспечивает "мгновенное запоминание" по мере необходимости, например, в устной речи (монологе или диалоге).
Контрольные карточки предназначены для усвоения иностранных слов в режиме осознанного восприятия на уровне зрительного узнавания. Для их изготовления нарезают макеты (слова, которые соответствуют данному уроку). Методика обучения в этом режиме следующая: перемешивают карточки, берут любую из них, смотрят на иностранное слово и пытаются вспомнить его значение.
Если сумели вспомнить перевод слова, то одновременно с мысленным произнесением этого слова на иностранном языке как можно ярче представляют его зрительный образ и сразу же, без задержки, переходят к работе со следующим словом.
Если не вспомнили значение слова, то смотрят на перевод слова, произносят его мысленно на иностранном языке и конструируют зрительный образ, после чего переходят к работе со следующим словом.
Если это слово обозначает существительное, надо как можно ярче представить себе этот предмет, его форму, цвет, вес, тактильные (осязательные) ощущения от мысленного соприкосновения с ним. И все это одномоментально, подобно яркой вспышке в сознании обучаемого. Для представления абстрактных существительных используют фантазию. Например, "пространство" можно представить в виде бездны, "храбрость" - в виде мушкетера.
Если это прилагательное, то его надо привязать к какому-нибудь существительному. Например, прилагательное "зеленый" представляют в виде зеленого леса, зеленого здания, зеленой травы.
Глаголы запоминают мысленным представлением совершения конкретного действия. Надо стремиться получить максимум ощущений от мысленных образов.
Если мыслить не словами, а образами, эффективность запоминания увеличивается в десятки раз. С каждым новым занятием зрительные образцы в сознании обучаемого будут постепенно становиться все более яркими и четкими, появляться и исчезать мгновенно, подобно кадрам в цветном кинофильме. Одновременно на фоне зрительного образа обучаемый должен каждый раз представлять напечатанное иностранное слово, как будто смотрит на картину, на которой художник крупными печатными буквами написал ее название на иностранном языке. Название располагают в центре картины.
Слова в режиме контроля просматривают быстро, избегая многократного повтора одного и того же слова. Во всяком случае в течение первых тридцати часов учебных занятий обучаемый должен довести скорость просмотра карточек до скорости просмотра лексики в режиме "АУДИО". Просматривать лексику в режиме контроля надо по кругу, то есть на каждом новом занятии обучаемый должен работать с новым набором слов (в конце видеоурока дается информация о том, с какими непосредственными словами обучаемому необходимо работать в режиме "КОНТРОЛЬ").
В процессе изучения лексики следует иметь в виду, что эффект запоминания начинает проявляться только приблизительно через 60 часов работы с лексикой. Это объясняется тем, что обучаемый одновременно работает с большим массивом информации. В течение первых пятидесяти часов занятий эффект запоминания может не проявлять себя. Однако, через некоторое время достигается определенная критическая величина и слова начинают вспоминаться все сразу, подобно снежной лавине.
Пример.
Обучающихся усаживали перед экраном и предъявляли им список иностранных слов с переводом так, что на каждую пару слов приходилось по 80 мс. И, хотя в этом режиме не то что прочесть, но и узнать слова было невозможно, за несколько дней подобной работы усваивалось на уровне узнавания в среднем 60% слов из предъявленных. Всего же за 10 дней такого обучения (в течение полного учебного дня в сочетании с аутогенной тренировкой для снятия утомления) обучающийся запоминал до 6000 иностранных слов, причем при контрольной проверке через полтора года оказалось, что не менее половины слов осталось в памяти даже у тех, кто не пользовался за это время приобретенными знаниями иностранного языка. А это около 3000 слов. Для сравнения: для самостоятельного общения в быту достаточно 1500 слов, а для чтения газет без словаря 2500 слов.
Данный пример свидетельствует о том, что предложенный способ ускоренного обучения иностранным языкам позволяет приобрести обучаемому за короткое время огромный словарный запас, что на следующем этапе обучения способствует ускоренному овладению им навыками разговорной речи. Способ дает возможность свободного перевода текста, понимания собеседника и чтения литературы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И НОСИТЕЛЬ ЗВУКОЗАПИСИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТОГО СПОСОБА | 2002 |
|
RU2233008C2 |
СПОСОБ УСКОРЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2393545C2 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОТРАБОТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ | 2020 |
|
RU2747910C1 |
Способ запоминания иностранных слов | 2018 |
|
RU2688292C1 |
Автоматизированная система для обучения и контрля знаний | 1976 |
|
SU635508A1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ | 1997 |
|
RU2132574C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ | 2010 |
|
RU2422911C1 |
Способ обучения с использованием потенциала обучающихся в рамках педагогического взаимодействия | 2016 |
|
RU2673612C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВ | 2007 |
|
RU2383932C2 |
Способ ускорения изучения иностранного языка | 2018 |
|
RU2685093C1 |
Способ предназначен для использования при обучении иностранным языкам. Включает аутогенную тренировку, сенсорный (осознанный) и субсенсорный (неосознанный) этапы обучения. Последний заключается в визуальном восприятии обучаемым суггестологической части видеофильма, включающий изучаемый материал, которым могут быть, например, слова с их переводом на язык обучаемого. Сенсорный этап обучения, проводимый вслед за субсенсорным, состоит из осознанного аудиовизуального восприятия содержащейся во второй части видеофильма учебной информации, включающего ее проговаривание обучаемым мысленно или вслух. Также этот этап включает работу с контрольными карточками, содержащими изучаемый материал, например слова, путем создания в воображении обучаемого зрительных образов, ассоциирующихся с этими словами. Данный способ позволяет за 60 ч обучения запомнить от 2000 до 6000 иностранных слов, повышает эффективность обучения путем увеличения объема долговременно запоминаемой информации и ускорения ее усвоения обучаемым. 5 з.п. ф-лы.
Способ преобразования информации | 1977 |
|
SU699537A1 |
RU 95111180 A1, 27.05.97 | |||
ГЛАЗУРЬ | 2006 |
|
RU2311368C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ 1,1,1-ТРИХЛОРТРИФТОРЭТАНА | 1994 |
|
RU2121992C1 |
Авторы
Даты
1998-12-27—Публикация
1998-03-20—Подача