Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам, обеспечивающим развитие операторов к восприятию различной информации ускоренным образом.
Известен способ управления информацией для обучаемых сверхбыстрому чтению [1], основанный на предъявлении информации обучаемому в аудиовизуальном виде и фиксации времени реакций обучаемого на смысловую часть предъявляемой информации, причем визуальные сигналы формируют синхронно с акустическими сигналами и командами пользователя. Однако этот способ имеет ограниченные возможности дидактики, т.к. не учитывает необходимости безартикуляционного восприятия учебных текстов, что препятствует развитию скорости чтения.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому положительному результату является способ [2] управления предъявлением учебных текстов для развития навыков сверхбыстрого восприятия информации, заключающийся в формировании визуальных сигналов, соответствующих учебному тексту, синхронно с акустическими сигналами и в преобразовании сигнала синхронизации акустических сигналов в оптический сигнал, причем синхронно с визуальными и акустическими сигналами, соответствующими учебным текстам, дополнительно формируют сигналы акустического эффекта синтезированного источника звука в сочетании с музыкальными фрагментами музыкальных инструментов и сравнивают их с сигналами эталонных команд, а по результатам сравнения формируют аудиовизуальные сигналы воздействия.
Однако и этот способ имеет ограниченные дидактические возможности из-за отсутствия учета безартикуляционного чтения в наращивании скорости восприятия текстов, что препятствует получению технического результата.
Сущность изобретения основана на развитии навыков безартикуляционного восприятия текстовой информации для повышения скорости чтения, что является техническим результатом изобретения.
Существенными признаками, характеризующими изобретение и достаточными во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны, являются общие с прототипом формирование текстовых визуальных сигналов и аудиовизуальных сигналов сопровождения, а также отличительные от прототипа формирование на протяжении 19,0-40,0 ч одновременно с чтением текстов ритмических аудиосигналов, например, выстукиванием о поверхность какого-либо предмета одной рукой звуков ритма в течение 9,0-10,0 ч и в течение последующих 10,0-30,0 ч - двумя руками тренируемого, а за 20,0-40,0 мин до сна на расстоянии 30,0-35,0 см от глаз тренируемого формирование визуальных сигналов контрольного текста объемом 2500-3500 знаков и аудиовизуальные сигналы сопровождения, регистрация после безрегрессионного восприятия тренируемым контрольного текста времени чтения, формирование на 9,0-12,0 мин в центре поля контрольного текста кругового символа зеленого цвета для восприятия его совместно с контрольным текстом, фиксация правильных ответов и оценивание скорости чтения контрольного текста.
Изложенные в отличительной части формулы признаки являются существенными отличиями, поскольку не выявлены ни в одном из аналогов, а положительный эффект - расширенные дидактические возможности, достигаются лишь совместным использованием всех без исключения известных и отличительных признаков.
Пример реализации способа развития способностей сокращения артикуляции при чтении.
Артикуляция и чтение.
Цель урока - использование метода аритмического постукивания для сокращения артикуляции и формирования нового нейродинамического кода восприятия и обработки информации.
Чтение - это прием и выдача речи.
Исследования профессора Н.И.Жинкина показали, что чтение, по существу, одновременно процесс приема и выдачи речи. Это означает, что при чтении письменную речь - текст человек принимает и перерабатывает. По окончании чтения читатель формирует свое представление о прочитанном, т.е. как бы выдает результат обработки текста, в котором непременно принимают участие речевые процессы. Именно от того, как они организованы, зависит скорость чтения.
Возможны три основных способа чтения. Первый способ - артикуляция, или проговаривание вслух (или почти вслух) того, что читается. Как уже отмечалось, скорость такого чтения невелика. Второй способ - чтение про себя, при котором речевой процесс проявляется в форме внутренней речи, т.е. открытой артикуляции нет. Текст при этом усваивается более эффективно. Способ в принципе допускает быстрое чтение. И наиболее совершенный способ - чтение тоже молча, но в условиях максимального сжатия внутренней речи, при котором она проявляется в виде коротких залпов ключевых слов и смысловых рядов, адекватно отражающих смысл текста.
Итак, артикуляция замедляет процесс чтения и от нее необходимо избавиться. Однако не приведет ли сокращение артикуляции при повышении скорости чтения к снижению качества восприятия и осмысления получаемой информации?
Как показали исследования психологов, иногда при чтении слова могут быть заменены наглядными зрительными представлениями, пространственными схемами, целые группы слов - одним словом.
Быстро читающие люди обладают способностью, не проговаривая читаемый текст, сразу улавливать и фиксировать замысел автора, а затем усваивать его на уровне внутренней речи. В этом случае, несмотря на высокую скорость чтения, происходит глубокое понимание и усвоение прочитанного, так как основная идея понятна с самого начала. Задачу научиться такому чтению можно решить в два этапа. Первый предполагает сокращение артикуляции, если она ярко выражена, второй - овладение приемами чтения, при которых текст воспринимается крупными информативными блоками.
Как известно, людей по способу восприятия и переработки информации делят на два типа: зрительный и слуховой. Люди зрительного типа при чтении используют код наглядных образов, тогда как люди слухового типа применяют менее производительный код речедвижений. Наблюдения за людьми, читающими быстро, показывают, что они, как правило, относятся к зрительному типу. Вот, например, как описывает О.Бальзак процесс быстрого чтения: "Впитывание мысли в процессе чтения достигло у него способности феноменальной. Взгляд его охватывал семь-восемь строчек сразу, и разум постигал смысл со скоростью, соответствующей скорости движения глаз. Часто одно-единственное слово позволяло ему усвоить смысл целой фразы".
Направленным обучением можно практически любого здорового человека научить в процессе чтения использовать код наглядных зрительных образов при соответствующем сокращении артикуляции.
Речь внешняя и внутренняя.
Из различных методов сокращения артикуляции наиболее эффективным является метод центральных речевых помех, или метод аритмического постукивания. Этот метод разработан профессором Н.И. Жинкиным и использован им при исследовании закономерностей внутренней речи. Понятие внутренней речи для нас очень важно, поэтому давайте разберемся более подробно с тем, что же такое внутренняя речь. Академик А.А. Леонтьев считает, что "внутренняя речь - это речь, которая обслуживает только мышление и не служит, как другие виды речи, целям общения. Классический пример внутренней речи можно встретить в любом классе любой школы в тот момент, когда учитель открывает журнал, чтобы начать опрос. Он говорит в раздумье (обычно про себя, но иногда вслух): "Александрова я уже спрашивал вчера... Белова только что пришла после болезни... Васильева спрошу в следующий раз..."
"Обычно про себя, а иногда и вслух" - сказали мы. Вы, вероятно, тоже припомните случаи, когда, решая сложную мыслительную задачу, и вы начинали рассуждать вслух. Кстати (в подтверждении теории умственных действий), маленький ребенок совершенно не умеет рассуждать про себя: всякое рассуждение он старается производить во всеуслышание, чем иногда крайне смущает взрослых. Внутренняя речь всегда развивается из речи внешней. Многие психологи думают даже, что внутренняя речь - это скрытая форма внешней речи, т.е. что мозг продолжает подавать необходимые сигналы в губы, гортань и другие органы речи, но эти сигналы слишком слабы, чтобы заставить язык произносить слова. Н. И. Жинкин доказал, что чаще всего внутренняя речь вообще перестает быть речью: мы начинаем оперировать не речевыми единицами - звуками, словами, предложениями, а зрительными образами, обобщенными схемами и т.д. Доказывается это очень простым способом, с помощью ритмического постукивания. Суть в том, что внешняя речь развертывается во времени: слова произносятся последовательно, одно за другим, на каждое тратится доля секунды, различная доля, в зависимости от длины слова. Так вот, когда человек говорит вслух, ему трудно монотонно постукивать, он сбивается с ритма. Когда человек читает, он тоже мысленно произносит слова и тоже сбивается. Но в большинстве случаев постукивание не мешает, и само чтение тоже не нарушается: значит, внутренняя речь не развертывается во времени, как внешняя. Иначе говоря, речь как бы растворяется в мышлении человека, порождая в нем, правда, то, чего раньше не было, - образы и схемы. Происходит процесс формирования новой системы перекодирования. Эта система обеспечивает при чтении текста его полноценное понимание уже не за счет проговаривания и внутреннего прослушивания каждого слова, а принципиально иным способом, основанным на использовании ярких наглядных образов.
Как научиться читать молча.
Итак, только сокращение артикуляции обеспечивает настоящее быстрое чтение. Как же освоить, сформировать новый способ чтения? Мы предлагаем изучить и затем многократно повторять упражнение, которое мы назвали "выстукивание ритма". Суть его в следующем. Читая про себя, вы выстукиваете кистью руки специальный ритм, не совпадающий с ритмикой речи.
Главная особенность этого упражнения в том, что на деятельность речевых органов (губы, язык, глотка, гортань) непосредственно никакого воздействия не оказывается, все механизмы речеобразования остаются свободными. При выстукивании рукой специального ритма в коре головного мозга возникает зона индуктивного торможения, которая делает невозможным произнесение читаемых слов, т.е. сокращает периферическую артикуляцию из центра. Чтобы разобраться в том, как это происходит, давайте посмотрим, какие зоны мозга управляют процессами речи и ее пониманием.
В 1861 г. французский ученый П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобных извилин (фиг.1) человек перестает членораздельно говорить и издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Здесь находится речевая моторная зона, или зона Брока. У пишущих правой рукой она находится в левом полушарии мозга, у левшей в большинстве случаев - в правом.
В 1874 г. другой французский ученый Э. Вернике открыл зону сенсорной речи. Поражение верхней височной извилины приводят к тому, что человек слышит слова, но перестает их понимать. При этом больной может механически повторять слова, не понимая их смысла. Эту зону мозга назвали зоной Вернике.
В зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные в течение жизни человека звуковые образы слов. Конечно, они находятся там не в виде цепочки закодированных слов (такое хранение неэкономично), а в виде так называемых нейронных следов звуковых образов. Всю жизнь человек пользуется этой картотекой.
Как же происходит процесс речепорождения, или, иначе говоря, произнесения слов. Давайте разберем это на простом примере. Представьте себе, что вы произносите фразу: "Техника быстрого чтения". Как же взаимодействуют здесь речевые зоны нашего мозга? Обратимся к рисунку 15. Из зоны Вернике, где хранится память всех слов, программа произнесения этой фразы передается в зону Брока, которая формирует речевые импульсы в механизмы гортани, и вы произносите фразу. Теперь закройте эту книгу и прочитайте ее название на обложке. Что же происходит в нашем мозге в этом случае?
Зона Вернике передает в зону Брока программу понимания этой фразы. А зона Брока... вот теперь здесь стоп. Мы же читаем про себя, а не произносим вслух эту фразу. К сожалению, у многих читателей зона Брока "работает" не только в момент говорения, но и при чтении текста. Следовательно, для сокращения артикуляции при чтении надо найти средство воздействия на зону Брока в процессе чтения, с тем чтобы преградить путь управляющим импульсам, поступающим из этой зоны для формирования артикуляции (см. фиг. 1).
Как установили ученые, движение пальцев рук в ходе развития человека оказались тесно связанными с речью. Исследования ленинградского профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончиках пальцев.
Известно, что речь - вторая сигнальная система, и она нам от рождения не дана. Если ребенка не учить говорить, он будет немым. М. Кольцова рекомендует специальные упражнения для тренировки пальцев рук детей 6-7 месячного возраста. В результате ребенок гораздо раньше начинает произносить полные слова, обычно трудные для этого возраста. Таким образом, существует прямая связь между движением рук и произнесением слов. Значит, здесь есть постоянное функциональное взаимодействие предметной и речевой информации, которое объяснено И. П. Павловым как взаимодействие первой (предметной) и второй (речевой) сигнальных систем.
Приведем примеры трех различных способов коммуникации: зрительного, слухового, двигательного.
Представьте себе, что вы беседуете с приятелем, который пришел к вам по делу. Обсудив все вопросы, вы распрощались с ним. И вдруг вспомнили, что забыли сказать нечто важное. Нужно вернуть его. Как это сделать, используя каждый из названных способов коммуникации?
Зрительный. Быстро набросав фломастером плакатик: "Вернись, пожалуйста! - вы выходите на балкон и показываете его приятелю, который, выйдя из подъезда, обернулся на прощанье помахать рукой. Увидев вас, он удивился странной форме общения, но все же выполнил вашу просьбу.
Слуховой. Выйдя на балкон, вы просто крикнете: "Вернись, пожалуйста!"
Двигательный. Выйдя на балкон, вы делаете выразительное движение рукой, призывающее приятеля вернуться. Итак, три разных способа коммуникации, а результат один - сообщение принято, понято и реализовано. Разнообразные примеры - прямая аналогия с чтением. Различие лишь в том, что при чтении мы принимаем сообщения и от нас в принципе зависит, каким способом (в каком коде) этот прием реализовывать: зрительным, слуховым или двигательным. Вместе с тем из всего этого можно сделать вывод: если движения рукой позволяют реализовывать речевые коммуникативные действия, то, очевидно, такие движения, безусловно, возбуждают и определенные отделы коры головного мозга, посылая туда соответствующие импульсы. О том, что рука действительно играет большую роль в организации различных функций мозга, можно судить по фиг. 2. Здесь показан условный человечек, так называемый гомункулус. Размеры различных частей его тела соответствуют той части коры головного мозга, которая связана с анализом тех или иных ощущений, поступающих в мозг от различных частей тела.
Обратите внимание, какая большая часть коры головного мозга вовлекается в активную деятельность каждый раз, когда кисть руки выполняет определенные действия, например выстукивает ритмы. При этом речедвигательный канал восприятия оказывается занят и пройти по нему встречным нервным импульсам уже нельзя. Теперь представьте себе, что, продолжая движения рукой (выстукивая ритм) и порождая при этом помеху в речедвигательном канале, вы начинаете читать про себя текст. Зону Брока охватывает отрицательная индукция из-за помехи, и канал для прохождения управляющих импульсов закрыт. В этом варианте читать можно только в том случае, если течение не сопровождается артикуляцией. Как только произносится вслух читаемое слово, ритм сразу же сбивается. И наоборот, пока выстукивается ритм, проговаривать читаемое невозможно: зона Брока заперта, речедвигательный канал закрыт.
Приведенное объяснение, конечно, весьма условно, но оно отражает основную идею метода постукивания: ритмические движения рукой запирают речедвигательный канал и артикуляция практически становится невозможной. Естественно, возникает вопрос: неужели читающие быстро все время так и постукивают при чтении? Конечно, нет. Достаточно 20 часов начитать с постукиванием ритма, чтобы созрела и окрепла новая программа работы мозга, сформировался новый стереотипный код, обеспечивающий обработку поступающей по зрительному каналу в мозг информации без проговаривания.
Главное в освоении метода - правильно разучить и выстукивать ритм, для чего необходимо вначале внимательно прочитать правила выполнения этого несложного упражнения, затем простучать сам ритм и многократно повторить его. Следует помнить, что эффект метода проявляется только в том случае, если читатель самостоятельно работает с текстом - непрерывно выстукивает ритм и контролирует правильность звучания на слух. Читать текст с выстукиванием можно только после того, как выучен ритм. Для проверки правильности рисунка ритма можно контролировать его по нотной записи (фиг. 3), однако самый эффективный контроль - прослушивание ритма, записанного на кассете, которая высылается всем желающим по заказу.
Как показывает опыт, при систематическом выполнении упражнений, приведенных в конце урока, практически все обучающиеся достигают нужного эффекта. Для успешного подавления артикуляции, как правило, достаточно чтения с одновременным выстукиванием ритма в течение 20 часов. Однако в зависимости от типа нервной системы и других индивидуальных психофизиологических особенностей освоение упражнений протекает у разных обучающихся по-разному.
Упражнения.
Чтение с одновременным выстукиванием ритма.
1. Правила выстукивания ритма.
а. Ритм выстукивается карандашом, зажатым в пальцах правой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну точку. Твердо, уверенно, четко.
Примечание. Левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него наблюдается большая зависимость речи от функций обоих полушарий.
б. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти. Локоть и кисть не должны лежать на столе.
в. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное - обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.
2. Проверка ритма.
Вы разучили ритм. Попробуйте простучать его непрерывно в течение 2-3 мин. Вы не сбиваетесь. Отлично. Теперь проведем простой эксперимент. Начните выстукивать ритм, а затем одновременно с выстукиванием громко читайте вслух начало этой страницы сверху. Что у вас получилось? Вы сбились, читать вслух и одновременно выстукивать ритм - невозможно, это противоречит законам физиологии человека, которые мы разбирали. Теперь снова начните выстукивать и одновременно читайте начало этой страницы, но уже про себя. В этом случае удается читать, но очень медленно, и трудно понять прочитанное. Это закономерно. Такова особенность этого упражнения.
С какими проблемами вы столкнетесь в процессе выполнения этого упражнения, как преодолеть их, какие фазы, стадии вы пройдете в процессе освоения упражнения "стук-ритм" - об этом будет подробно рассказано в следующем уроке. А пока обращаем ваше внимание, что освоение упражнения с выстукиванием ритма глубоко индивидуально. Но во всех случаях оно дает положительный результат только при условии правильного его выполнения.
Напоминаем обязательные компоненты правильного выполнения упражнения.
а. Текст читать про себя с одновременным выстукиванием ритма. В целях повышения эффективности упражнения рекомендуем всем учащимся выстукивать ритм при чтении про себя одновременно двумя руками после того, как вы начитаете с одновременным выстукиванием ритма одной рукой 10 часов.
б. Обязателен постоянный слуховой контроль за правильностью и непрерывностью выстукивания ритма. Представьте себе, все едете на велосипеде, мотоцикле, автомашине. Вы уверенно держитесь и управляете своим транспортом. Но все же иногда вы обязательно осматриваете дорогу сзади, в зеркало заднего вида, все ли там в порядке.
Нечто подобное необходимо выполнять и здесь. В перерывах между абзацами текста прислушайтесь к ритму, все ли у вас правильно, а затем, как бы забыв о нем, вновь продолжайте чтение, концентрируя свое внимание на содержании читаемого текста.
Возможны два способа контроля ритма. На первом этапе, когда мы читаем до 10 часов, ставим задачу: ритм-стук слушать. А затем, на заключительном этапе, мы ставим задачу: ритм-стук слышать. Что значит слушать? Это значит вслушиваться в каждый ритмический удар, контролировать каждый ритм. Это оправданно на начальном этапе. Уже после 10 часов, когда у вас вырабатывается автоматизм, вы как бы краем сознания, краем уха контролируете: правильно ли выстукиваете ритм, сосредотачивая внимание на выявлении смысла читаемого текста. Это и есть режим контроля, когда вы ритм слышите.
Домашнее задание.
1. Изучить и запомнить ритм. Добиться правильного выстукивания ритма в течение 2-4 мин непрерывно. Только потом продолжать упражнения.
2. Читать ежедневно с одновременным выстукиванием ритма 1-1,5 часа простые тексты. Задача полного понимания прочитанного не ставится. Главное - постоянный контроль правильности выполнения упражнения. В течение дня выбирайте время для чтения по 10-15 мин. Если устали, сделайте перерыв. Все время вспоминайте ритм. К концу второй недели необходимо начитать с одновременным выстукиванием ритма 8-10 часов.
3. Продолжать выполнять упражнение "Созерцание зеленой точки". При этом стараться видеть вверх и вниз по 3-4 строки текста по всей ширине страницы (напоминаем, видеть - это значить различать контуры слов) - см. приложения 1, 2.
4. Чтение всех текстов, кроме художественной литературы, осуществлять по блокам интегрального и дифференциального алгоритма. Читать без регрессий!.
5. Дать письменные ответы на следующие контрольные вопросы:
а. О каких трех основных способах чтения говорится в учебнике? По какому признаку произведено это разделение способов чтения? Каким из этих способов читаете вы сейчас?
б. Почему сокращение (подавление) артикуляции не приводит к снижению качества восприятия и осмысления содержания читаемого текста?
в. К какому типу людей по способу восприятия и переработки информации (зрительный или слуховой) вы отнесли бы себя?
Ответы на эти вопросы запишите на отдельном листочке и направьте в адрес Центра после завершения всех уроков части второй.
6. Выполнить очередной тест N 4 "Фильтрующая способность мозга" (см. приложение 3).
Задание по тесту 4. Прочитать текст "Золотоискатели" как можно быстрее (20-30 с). Подчеркнуть в этом тексте логическое несоответствие.
Что это такое?
Вот пример фразы, содержащей логическое несоответствие: "Корова летает, а мы ходим по потолку". В этой фразе есть явное противоречие физическим законам. Корова летать не может, и мы не можем ходить по потолку.
Подобного рода несоответствие содержится в тексте "Золотоискатели". Ваша задача - обнаружить и подчеркнуть его. Правильный ответ на это задание вы найдете на обороте теста 4, куда моно посмотреть только после выполнения задания.
Прочитайте контрольный текст с одновременным выстукиванием ритма. Подсчитайте скорость чтения и занесите ее на график изменения скорости чтения. Она получится значительно меньше предыдущей: все правильно, это закономерное явление. Его причины мы рассмотрим на следующем уроке. "Мир человека и мир языка", 1984 г.
Текст, объем - 1800 знаков.
Что такое интеллект?!
Интеллектуальное поведение всегда предполагает выбор из нескольких возможностей.
Вот простейший пример: вам нужно попасть на другой конец города. Это можно сделать с помощью разных видов транспорта, но можно идти и пешком. Прежде чем отправиться в путь, мы оценим ситуацию, взвесим возможности, имеющиеся в нашем распоряжении, и, выбрав какую-то из них, наметим план действий. Иначе говоря, перед нами стоит определенная задача, но выбор правильного решения зависит от нас самих. Мы не автоматически удовлетворяем свою потребность (не интересуясь механизмом этого удовлетворения), а сознательно перебираем и сопоставляем друг с другом разные способы достижения цели.
Интеллектуальная деятельность в высшей степени типична для человека. Профессор Московского университета известный психолог А.Р. Лурия однажды подсчитал, что не менее семи восьмых человеческого поведения складывается из интеллектуальных актов и только одна восьмая - "чистые" условные и безусловные рефлексы.
Каждый интеллектуальный акт состоит из трех частей, или фаз. Первая фаза - это ориентировка в условиях задачи и выработка плана действий. Вторая - фаза исполнения или осуществления намеченного плана. И, наконец, третья - сличение получившегося результата с поставленной целью. В нашем примере первая фаза - это размышление о том, какой транспорт для нас выгоднее, сравнение разных вариантов и выбор лучшего; вторая - осуществление того или иного варианта и, наконец, третья - удовлетворение от того, что мы попали на работу вовремя.
Как легко видеть, у человека первая и вторая фазы интеллектуального акта - не говоря уже о третьей - очень четко отделены друг от друга. Человек сначала рассматривает наличные возможности, составляют план действий, а уже затем этот план осуществляет. В этом его основное отличие (в том, что касается интеллектуального поведения) от животных, например человекообразных обезьян.
А.А. Леонтьев.
Не забудьте на бланке теста 4 указать время чтения, коэффициент понимания и скорость чтения, подсчитанную по известной вам формуле. Обязательно напишите фамилию, имя, отчество и ваш учебный номер.
Напоминаем, что вам нужно выслать в адрес Центра после завершения всех уроков второй части следующие материалы по уроку:
1. Ответы на контрольные вопросы урока.
2. Бланк-тест 4, заполнив все его графы.
3. Напишите, какое количество часов вы начитали с одновременным выстукиванием ритма.
Пример реализации способа развития способностей безартикулярного чтения.
Читаем без артикуляции.
Цель урока - показать четыре фазы освоения упражнения "стук-ритм" и три случая возможных результатов его выполнения.
Быстрое чтение и артикуляция несовместимы.
Один из известных исследователей психологии творчества Жак Адамар написал как-то письмо знаменитому А. Эйнштейну и попросил его рассказать о том, как он читает и понимает тексты. Вот что написал ему А. Эйнштейн: "Слова или язык, как они пишутся или произносятся, не играют никакой роли в моем механизме мышления. Психические реальности, служащие элементами мышления, это некоторые знаки или более или менее ясные образы, которые могут быть "по желанию" воспроизведены и комбинированы". Мы с вами можем сказать, что это яркий пример чтения при отсутствии артикуляции.
Артикуляция - главный враг быстрого чтения. Выполняя упражнение с выстукиванием ритма, вы убедились в том, что подавление артикуляции при таком способе чтения вызывает перестройку механизма мышления. Какова же природа упражнения? Внешне, казалось бы, очень простое, оно вызывает глубинные преобразования в структуре умственных действий. В мозге происходят сложнейшее интегративные процессы. Изменяется сама процедура приема и переработки информации. Совершенно иначе организуются понимание и запоминание прочитанного.
Давайте попробуем разобраться в этих явлениях. Как мы уже отмечали, чтение тесно связано с речью. Именно от ее организации, а точнее, от реализации внутриречевых процессов зависит скорость и эффективность чтения. Доктор психологических наук Т. Н. Ушакова отмечает, что речь представляет собой "некоторый аппарат, переводящий смысл в слова, причем этот аппарат находится в тесной связи с сознанием и эмоциями человека; важной его особенностью является наличие в нем языковой системы, производимой сообществом людей и индивидуально усвоенной и используемой каждым человеком".
Исследование психологов позволяют по-иному взглянуть и на понятие внутренней речи, которая является центральной в психологии чтения. Как отмечает Т. Н. Ушакова, термином "внутренняя речь" обозначается психофизиологический процесс, который характеризуется активизацией речевых механизмов при отсутствии выраженных речевых проявлений (внешней речи). Внутриречевые процессы качественно отличны от внешней речи и образуют ее необходимую основу. Наиболее веским основанием для этой точки зрения служит тот факт, что обычная речь человека выражает определенный смысл и использует ранее усвоенный язык с его системой знаний и правил. Чтобы ее организовать по правилам языка и в соответствии со смыслом, который человек хочет выразить, необходим специальный интегративный процесс (на нынешний день для науки глубоко таинственный). Этот процесс происходит посредством механизмов, сложившихся в мозге человека при усвоении языка и речевого опыта, и опережает произносимую речь, по отношению к которой он является скрытым, внутриречевым. Чтение представляет собой обратный процесс - прием (усвоение) письменной речи, что позволяет говорить о полной аналогии с процессом порождения (говорения) речи.
Внутриречевые процессы по своим характеристикам не могут быть идентичны внешней речи (т.е. быть "проекцией внешней речи"), потому что они "порождают" произносимую речь и сами организуются в соответствии с законами работы мозга, законами высшей нервной деятельности человека. Тот случай, когда человек про себя произносит внутренние монологи, представляет особый вариант речи, по существу, мало отличающийся от громко произносимой и вряд ли даже заслуживающей названия внутренней речи. Он представляет собой не что иное, как пример чтения с ярко выраженной артикуляцией.
Если говорить о специфике процессов, происходящих при выполнении упражнения "выстукивание ритма", то очевидно, что их следует искать в перекодирующих механизмах или в реализации различных способов кодирования сигналов, при обработке поступающей в процессе чтения в мозг информации. Чтение с одновременным выстукиванием ритма ставит мозг в условия, когда нужно решать типовые мыслительные задачи, но привычные средства их реализации отсутствуют. В этом состоянии мозг формирует новый нейродинамический код, обеспечивающий выполнение всего комплекса задач, связанных с чтением, но уже на качественно другом уровне. Как отметил академик А.А.Леонтьев, в этом случае "формируется какой-то другой код", основанный на зрительных или каких-то иных представлениях.
Наши многолетние наблюдения процессов сокращения артикуляции при чтении убедили нас в том, что каждый обучающийся, правильно выполняющий упражнение "выстукивание ритма", последовательно проходит определенные этапы - фазы освоения упражнения. Предваряя вопросы о трудностях, которые встретятся при его выполнении, необходимо разобраться в особенностях упражнения, чтобы эффективно решать задачу сокращения артикуляции. При этом будем опиратьсЯ на рассмотренные модели и закономерности речевого общения. Понимая условность разбираемой ниже модели преобразований в структуре умственных действий, мы считаем ее анализ чрезвычайно полезным для обучающихся, ибо он дает наглядное представление о действительной эффективности упражнения с выстукиванием ритма. Кроме того, эта модель позволяет контролировть выполнение упражнения, видеть свои ошибки и недостатки.
Четыре фазы освоения упражнения с выстукиванием ритма.
На фиг. 4 показана условная модель преобразований, происходящих в структуре умственных действий при выполнении упражнения с выстукиванием ритма. Как показано на фиг. 4, обработка информации при чтении возможна в принципе двумя способами. Первый способ осуществляется с участием блока канала речеслухового анализатора (на рисунке изображен пунктиром). Это чтение с ярко выраженной артикуляцией. Как происходит дальнейшая обработка информации в таком режиме чтения, показано на схеме. Сигнал, поступающий из блока канала речеслухового анализатора, обрабатывается в блоке оперативной памяти посредством речеслухового кода и выходит из "комнаты" оперативной памяти через "дверь", на которой написано "речеслуховой код".
Приступаем к выполнению упражнения с выстукиванием ритма. Вы читаете текст про себя и одновременно аккуратно и точно, в соответствии с правилами выстукиваете ритм. Такой режим чтения исключает участие блока канала речеслухового анализатора - зона Брока закрыта. При втором способе сигнал после блока канала речедвигательного анализатора, минуя слуховой, направляется на дальнейшую обработку, которая на рисунке обозначена сплошной линией. И вот здесь нас ожидают первые трудности. Привычным способом обработки информации до сих пор был речеслуховой код. Однако поступивший сигнал на этот раз не несет с собой программу его обработки, так как миновал слуховой блок.
Итак, информацию нужно обрабатывать, а привычные средства ее усвоения отсутствуют. Что же делать? Как показано на рисунке, поступивший сигнал начинает "метаться" по "комнате" оперативной памяти. Он пытается пробиться через "дверь" речеслухового кода, но здесь его не пускают. Для прохода нужно предъявить своеобразный "пароль", соответствующий этому способу обработки информации, а он его не имеет. Сигнал отскакивает от "двери" и продолжает поиски выхода.
Описанная ситуация соответствует первой фазе освоения упражнения с выстукиванием ритма: чтение и одновременное выстукивание ритма невозможно. Получается что-либо одно: или чтение, или выстукивание ритма. Как правило, эта фаза действует недолго. Достаточно одного часа выстукивания ритма, и вы убедитесь в том, что попытки читать с одновременным выстукиванием ритма увенчались успехом. Большинство же обучающихся уже на первых минутах чтения с одновременным выстукиванием ритма благополучно преодолевает первую фазу освоения упражнения.
Вернемся вновь к фиг. 4. Итак, поступающая информация накапливается в "комнате" оперативной памяти, переполняет ее, но не обрабатывается. Наступает ситуация, о которой большинство обучающихся рассказывали так: "Чувствую, что я читаю, глаза бегут по тексту довольно быстро, как будто все воспринимаю. Но в то же время осознаю, что ничего не могу понять из прочитанного. Голова как бы разламывается от желания понять что-либо". Эта ситуация соответствует второй фазе освоения упражнения: чтение с одновременным выстукиванием ритма получается, но понять прочитанное нельзя.
Что же происходит дальше? Как уже отмечалось, потенциально любой человек несет в себе способность использовать различные программы и коды умственных действий. Необходимо только создать условия, при которых бы эти способности проявились. В нашем случае как раз и наступают такие условия. При отсутствии известных ранее средств обработки информации мозг создает или выбирает из имеющегося запаса новый способ кодирования поступающей информации. Как показано на фиг. 4, сигнал, который метался по "комнате" оперативной памяти, вдруг наталкивается на "дверь" с надписью "код зрительных образов". Оказывается, эта "дверь" была здесь давно и вовсе не закрыта на "замок". Более того, поступающий сигнал уже имеет своеобразный "пароль" для прохода через нее. Сигнал начинает обрабатываться и поступает в блок долговременной памяти. Эта ситуация соответствует третьей фазе освоения упражнения: чтение с одновременным выстукиванием ритма получается, удается понимать прочитанное, но запоминание отсутствует. Таким образом, вы читаете текст с одновременным выстукиванием ритма. Чтение идет легко и свободно. Ритм не мешает. Вы хорошо понимаете прочитанное. Как правило, это бывает уже после 1 - 5 ч чтения с одновременным выстукиванием ритма. Однако вас ожидает новая трудность. Прочитав страницу текста и сделав перерыв, вы пытаетесь вспомнить, что же вы прочли. И с удивлением для себя осознаете, что ничего не можете вспомнить. Возникает явление, которое психологи называют "амнезия" - мгновенное забывание. В нашем случае это явление закономерно. Как показано на фиг. 4, сигналы из блока оперативной памяти в блок долговременной памяти направились по привычным, сформированным многолетним опытом путям. Теперь же необходимо формировать иные пути, строить новые "нейронные сети" для обработки информации (на фиг. они показаны сплошной линией), которые начале еще очень неустойчивы, вследствие чего легко разрушаются, создавая условия для появления амнезии.
Что же делать? Только одно - продолжать чтение с одновременным выстукиванием ритма, закрепляя достигнутое, формируя новый год и новые пути обработки информации на всем ее протяжении - от поступления в мозг и до закрепления в долговременной памяти. Как показывают наблюдения, для этого достаточно 15 - 20 ч чтения с одновременным выстукиванием ритма. Наконец наступает момент, когда вы почувствуете, что чтение с выстукиванием ритма идет легко и свободно. Ритма как будто вообще не существует. Вы его не замечаете. Текст легко понимается. Закончив чтение, вы можете свободно вспомнить прочитанное. Вы освоили принципиально иной способ чтения, при котором полностью отсутствует артикуляция. Это соответствует четвертой фазе упражнения с выстукиванием ритма: вы свободно читаете текст, все понимаете и можете вспомнить прочитанное.
Три случая освоения упражнения "стук-ритм".
Анализировать итоги выполнения упражнения имеет смысл только в том случае, когда вы начитали с одновременным выстукиванием ритма не менее 15 - 20 часов. Почувствовали и проанализировали все четыре фазы освоения упражнения.
Теперь вам необходимо прочитать контрольный текст с одновременным выстукиванием ритма, определить скорость чтения по известной формуле, и только после этого мы приглашаем вас к обсуждению итогов освоения упражнения с выстукиванием ритма. Как показывает опыт, по окончании выполнения упражнения в зависимости от ваших индивидуальных особенностей возможны три случая:
1. Vв = Vб, где Vв - скорость чтения с одновременным выстукиванием ритма при чтении текста 5; Vб - скорость чтения без выстукивания ритма после чтения текста 3. Равенство скорости чтения с выстукиванием ритма и без него свидетельствует о том, что артикуляция у вас была выражена слабо. Но это вовсе не означает, что вы зря потратили время. У вас сформировался и закрепился новый способ кодирования, развились наглядно-образные представления. Вам необходимо и далее работать в этом направлении, стремиться к тому, чтобы код наглядных образов стал преобладающим.
2. Vв > Vб - рост скорости чтения с выстукиванием ритма означает значительную артикуляцию.
Необходимы усилия при продолжении этого упражнения. Иногда приходится начитывать с одновременным выстукиванием ритма 50 - 100 часов. Здесь необходимо добиться того, чтобы скорость чтения без выстукивания ритма сравнялась со скоростью чтения с одновременным выстукиванием ритма. Это будет означать, что новый код сформировался достаточно прочно и "работает" уже при чтении без выстукивания ритма.
Как же проверить решение этой задачи? Подберите текст, аналогичный по характеру и объему тому, который вы прочли с выстукиванием ритма. Прочтите его без выстукивания ритма. Если скорости чтения обоих текстов будут примерно одинаковыми, значит, у вас прочно сформировался новый нейродинамический код - код зрительных образов, сформировалось образное восприятие, а на этой основе - образное мышление.
В процессе сокращения артикуляции главное не столько сокращение самой артикуляции, сколько решение задачи формирования нового нейродинамического кода, формирование невербального, бессловесного, образного мышления. Отныне старайтесь читать образами, развивайте свое воображение. Это самый экономичный способ восприятия текста.
3. Vв < Vб - несмотря на все ваши усилия, скорость чтения с выстукиванием ритма значительно ниже той, что была ранее. Это явный признак того, что вы допускаете ошибки в выполнении упражнения. Еще раз внимательно проверьте правильность выстукивания ритма. Ваша задача в конечном итоге - добиться того, чтобы скорость чтения с выстукиванием ритма равнялась скорости чтения без выстукивания ритма.
Во всех случаях положительным итогом освоения упражнения с выстукиванием ритма мы считаем развитие ярких наглядно-образных представлений в процессе чтения.
Это закономерное явление, свидетельствующее о том, что в механизме мышления становится преобладающим код зрительных образов, эффективность которого была доказана выше.
Упражнения. Чтение с одновременным выстукиванием ритма:
1. Необходимо ежедневно проверять правильность выстукивания ритма. В течение недели читать с выстукиванием ритма 2 - 3 статьи, стараясь понимать читаемое в процессе самого чтения (третья фаза освоения упражнения).
2. В течение недели читать с выстукиванием ритма различные тексты по специальности, стараясь понять и запомнить прочитанное и в самом общем виде, и в деталях (четвертая фаза).
3. Прочитать с выстукиванием ритма статью по специальности объемом не более 8 тыс. знаков, затем, продолжая выстукивать, закрыть глаза и мысленно изложить содержание прочитанного, отвечая на стандартные вопросы в соответствии с блоками интегрального алгоритма.
Домашнее задание.
1. Продолжать чтение текста с одновременным выстукиванием ритма. Контролировать фазы освоения упражнения. После 10 ч перейти на чтение с выстукиванием ритма двумя руками.
Как мы уже отмечали ранее, для успешного подавления артикуляции необходимо начитать с одновременным выстукиванием ритма 20 ч. Может оказаться, что этого времени вам будет недостаточно. Продолжайте упражнение до 40 часов. Случай не редкий в нашей практике. У вас обязательно получится. Главное - безусловно соблюдение правил выстукивания ритма.
2. Все тексты читать, используя первое правило быстрого чтения, помнить о блоках интегрального алгоритма чтения, выделяя доминанту.
3. Продолжать упражнение "Созерцание зеленой точки". Мы ставим задачу на этом этапе видеть одновременно с зеленой точкой 4 - 6 строк текста вверх и вниз по всей ширине текста независимо от того, предполагаете ли вы постепенное расширение от центра или идете от краев страницы к центру (приложения 1, 2).
4. Вам предстоит выполнить тест 5 (приложение 4), который мы называем коэффициентом подвижности нервных процессов. Будьте внимательны при его выполнении.
Задание: простым карандашом с тупым концом по команде вашего товарища за 10 сек. поставить как можно больше точек вначале в первом большом квадрате, затем через 10 сек во втором, затем в третьем и в четвертом. На все четыре квадрата должно уйти только 40 сек (+ 5-8 сек на переходы от одного квадрата к другому по команде вашего друга или домашних).
Поставив точки, подсчитайте их количество в каждом квадрате и запишите результаты внутри маленьких квадратов, т.е. там, где написано: результаты теста.
Теперь оценим свою подвижность. Для этого используем простую формулу: количество точек в квадрате 1 + количество точек в квадрате 4, полученную сумму разделим на два.
Если у вас получилась цифра - 80 и более, ваша подвижность очень высокая, 50 - 80 - средняя, менее 50 - низкая. О чем говорит этот параметр? Он определяет индивидуальные особенности вашей нервной системы и необходим для того, чтобы определить норму работы с таблицами Шульте, которые мы будем изучать в следующем уроке.
5. В заключение прочитайте контрольный текст с одновременным выстукиванием ритма и подсчитайте скорость чтения. "Мир человека и мир языка". 1984, Текст, Объем - 2700 знаков.
Два слова о "модном" Фрейде.
Основное для Фрейда не сознание, а бессознательное. Личность человека как бы трехслойна. "Оно" - комплекс индуктивных желаний, рвущихся наружу. "Эго", т. е. "я", - сознание, удерживающее эти инстинкты в разумных человеческих границах. И "супер-Эго", сверх-"я", - то, что сознательно усваивается человеком от других людей, - требования общества, социальные нормы и т.д.
В жизни человека действует "прнцип реальности", говорит Фрейд. Нельзя жить по законам "Оно": тогда мы потеряем человеческий облик. Но, с другой стороны, немыслимо всегда соблюдать требования "Супер-Эго" - мы же люди, а не автоматы!
Однако "Супер-Эго" давит на нас: "Делай, как надо!" Мы не можем на практике не нарушать его требований - но испытываем при этом тревожность (фрустрацию), чувство вины. Включаются механизмы защиты самооправдания, компенсации. Например, мы забываем то, что подсознательно ходим забыть.
"Эго" вынуждено действовать на два фронта: сдерживать рвущееся вперед "Оно" и в то же время примирять максимализм "Супер-Эго" с "естественным" стремлением сохранить индивидуальность. Но "Супер-Эго" не сдержишь - вот и приходится искать обходные пути, увертки. Какая уж тут гармония! "Лебедь рвется в облака. Рак пятится назад, а Щука тянет в воду..."
Вам конечно, уже ясно, в чем важнейший просчет теории личности Фрейда. Социальная природа психики в целом начисто отрицается. "Оно", т.е. желания, переживания - все, что лежит за пределами разума, объявляется агрессивно внесоциальным и в то же время глубоко биологическим. А социальные компоненты сознания ("Эго"), хотя они как будто и органичны, становятся у Фрейда источником постоянной внутренней дисгармонии личности. Социальное и биологическое вечно-девоюют в человеке.
Советские психологи, анализировавшие взгляды Фрейда, не раз отмечали: эта картина реалистична, но она типична для человека с патологическими отклонениями в структуре личности, для невротика. Фрейд был врачом, психиатром, имел дело с нервнобольными, и медицинская специальность сослужила плохую службу Фрейду-теоретику. Впрочем, у нервнобольных "Оно" никак не сводило к одним только биологическим потребностям, врожденным инстинктам.
Но эта картина реалистична и еще в одном отношении. Социальность социальности рознь. И если "Супер-Эго" отражает систему требований буржуазного общества, социальные нормы, диктуемые правящим классом, то "Эго", а проще - личность, может их не принимать, отталкивать, хотя и вынуждено к ним приспосабливаться. Но такая неустроенность личности не имеет ничего общего с универсальными общечеловеческими законами психики: она исторически и социально обусловлена, она - отражение в психике человека неустроенности самого общества, противоречий между господствующей идеологией и классовым сознанием. Вот этого-то не смог увидеть Фрейд.
И тем не менее он сделал большое дело для современной психологии тем, что привлек ее внимание к "слою", лежащему между сознанием и автоматическими полностью бессознательными процессами, и тем помог перекинуть мостик между "душой" и механизмами поведения, деятельности. Фрейд, можно сказать, подкопался под пограничный столб между сознанием и несознанием". А.А.Леонтьев.
При подсчете скорости чтения вы обнаружите что она к середине курса обучения снижается. Чем это вызвано? Урок, как мы выяснили, посвящен задаче подавления артикуляции. Снижение скорости чтения на этапе подавления артикуляции - явление закономерное. Артикуляция - главный враг быстрого чтения. Быстрое чтение и артикуляция несовместимы.
Подавление артикуляции означает переход на новую систему кодирования - код зрительных образов. Естественно, что одновременно перестроить кодирование и повысить скорость чтения невозможно. Самый эффективный путь сокращения артикуляции - чтение с выстукиванием ритма. Главная задача, стоящая перед вами, - добиться того, чтобы скорость чтения с выстукиванием ритма равнялась скорости чтения без выстукивания ритма. Напоминаем, что после окончания всех уроков просим выслать в адрес Центра следующие материалы по уроку:
1. Бланк теста 5 "Коэффициент подвижности нервных процессов" (приложение 4). Не забудьте запомнить все графы теста: укажите фамилию, имя, отчество, ваш учебный N, время чтения текста 5 с одновременным выстукиванием ритма, коэффициент понимания и скорость чтения, подсчитанную по известной вам формуле.
2. Укажите общее количество часов, которое вы начитали с одновременным выстукиванием ритма. Итак, вы изучили еще одно, четвертое правило быстрого чтения: читать без артикуляции. Глубокое усвоение и свободное владение им позволяет подняться на новую, более высокую ступень освоения техники быстрого чтения.
Приложение 1. Созерцание зеленой точки.
Это комплексное упражнение, пожалуй, самое трудное, но вместе с этим и самое эффективное. Оно решает одновременно две важные задачи: помогает тренировке внимания при чтении и расширяет оперативное поле зрения.
Порядок выполнения упражнения:
1. Вырезать текст приложения 2 и наклеить его на плотный картон, закрасив кружок в центре в зеленый цвет.
2. Каждый вечер, желательно в одно то же время, прежде чем лечь спать, вы садитесь за письменный стол. Текст с зеленой точкой находится перед вами. Для удобства можно использовать подставку для книг, чтобы текст всегда был в одинаковом наклонном положении. Если вы читаете в очках, выполнять это упражнение также нужно в очках. Расстояние от точки до глаз должно быть постоянным, таким же, как при обычном чтении (30 - 33 см).
3. В этом упражнении очень важный момент его подготовки - сеанс аутогенной тренировки. Наиболее эффективный способ проведения сеанса - прослушивание магнитофонной записи заключительного сеанса АТ, текст которого читает Генеральный директор Центра Олег Андреевич Андреев.
Если вы получили из Центра магнитофонную запись или пластинку, то вы должны, сидя за столом перед листком с зеленой точкой, вместе с диктором вслух читать текст этого упражнения. После слов "Я буду быстро читать всегда" выключайте магнитофон или проигрыватель и приступайте к созерцанию зеленой точки. Всем, кто работает без магнитофонной записи, также следует медленно и спокойно вслух прочитать весь текст, после чего приступить к созерцанию зеленой точки.
4. Созерцайте зеленую точку, размещенную в центре страницы с текстом, в течение 10 мин. Посторонние мысли отгоняйте. Концентрируйте внимание только на зеленой точке; все мысли, сознание должны быть связаны только с ней. Максимальная концентрация сознания. Спокойное ровное освещение. Ноги свободно касаются пола (не перекрещивать), руки на столе, все тело расслаблено, дыхание ровное, спокойное. Никаких отвлекающих мыслей.
5. По истечение 10 мин закройте глаза, прикройте их ладонью правой руки и идите спать. Иллюзия продолжения созерцания точки должна быть последним зрительным впечатлением прошедшего дня.
Упражнение повторяется в течение трех месяцев ежедневно без перерывов, непосредственно перед сном.
На первом этапе выполнения упражнения (первая и вторая недели) необходимо, контролируя свое поведение, усидчивость, постоянно возвращать мысли к зеленой точке. При правильном выполнении задания не должно возникать никаких неприятных ощущений в глазах. Резь, слезливость и напряжение - признаки технических ошибок. Для их устранения рекомендуется перед началом упражнения расслабить мышцы глаз, век и лба. После сеанса аутогенной тренировки эти ощущения исчезают, и нужно сразу приступить к выполнению упражнения. Можно использовать и другой прием: представить себя спокойно созерцающим облака или корабль на горизонте. Ненапряженная фиксация взгляда на удаленных объектах расслабляет глазные мышцы. На протяжении всего упражнения необходимо поддерживать расслабление. Веки должны быть полуприкрыты, взгляд - как бы полусонным.
Созерцая зеленую точку, сознание переживает несколько стадий. По мере возрастания сосредоточенной успокоенности микродвижения глаз становятся все более плавными, мягкими, почти незаметными. Все легче становится удерживать внимание на точке, думать только о ней. Вместе с тем вас подстерегает опасность полного расслабления - засыпания. Его первым признаком будет такое изменение координации восприятия, при котором изображение зеленой точки начинает "плыть" в различных направлениях: влево - вправо, вверх - вниз. Иногда точка начинает приближаться к вам или, наоборот, отодвигаться, уходить вдаль за плоскость страницы. Это вполне закономерные явления, которые не должны вас беспокоить. Следует сохранять состояние "спокойной сосредоточенности" и возвращать точку на место. Иногда состояние сонливости может усиливаться и выражаться в отяжелении век и непреодолимом желании закрыть глаза. Если не поддаться в этот момент искушению, а приводить себя не слишком энергично в обычное бодрствование, то возникает своеобразное и очень приятное состояние. Задание становится легким и простым: смотреть на зеленую точку не составляет труда, глаза без всяких усилий в неподвижности останавливаются на ней, все посторонние мысли исчезают. Видение точки становится необычайно отчетливым, ярким, живым. Достигается какая-то особая ясность сознания. Именно это и является основной целью упражнения на данном этапе.
Когда вы научитесь достигать состояния ясного сознания (обычно на это уходит одна - две недели), ставится задача постепенного расширения объема восприятия. Следует стремится увидеть одновременно с зеленой точкой все большие фрагменты текста - справа и слева, сверху и снизу. Сначала нужно расширять поле зрения в ширину, по горизонтали. Не упуская из вида зеленую точку, стремитесь увидеть всю строку текста из центра страницы по горизонтали. Когда успешно выполните это, можно продолжать увеличивать объем восприятия. Теперь вы должны видеть одновременно с точкой 2 - 3 строчки текста вверх и вниз. Что значит видеть? Видеть одновременно с точкой - это прежде всего не читать текст, а ощущать его наличие.
Чтение всегда по необходимости связано с движением глаз, сменой их точек фиксации. В этом же упражнении это запрещено. Весь период выполнения цикла упражнения взгляд фиксирует только зеленую точку. Следовательно, видеть - это не читать текст, а боковым зрением пытаться различать контуры, очертания окружающих точку слов, фраз, предложений. Постепенно вы будете видеть все большие и большие фрагменты текста. Конечная цель этого упражнения, что и бывает реализовано в большинстве случаев при правильном и аккуратном его выполнении, в следующем: 10 мин. вы свободно созерцаете зеленую точку, не отвлекаясь на посторонние мысли, кроме того, в отдельные мгновения сосредоточения, ясного сознания, вдруг вы видите всю страницу сразу одновременно с зеленой точкой в центре. Панорама страницы видится выпукло ясно, отчетливо. Это продолжается недолго, всего несколько мгновений, но этого достаточно. Именно это и есть свидетельство успешности ваших тренировок.
И в заключение еще несколько слов о странице с текстом с зеленой точкой. Как вы уже заметили, его содержание - программа всего нашего курса техники быстрого чтения. Текст этой страницы - суггестивное (внушающее) обращение к вам, читатель. Используйте это упражнение. Оно вам понравится. Вот что говорил нам один из учащихся: "Каждый день я с нетерпением жду вечера, чтобы встретиться со своей зеленой точкой. Именно благодаря ей я стал спокойным, внимательным, выдержанным. Особое удовлетворение вызывают моменты "ясного сознания". Я жду их, готовлю. Смотрю на точку, полуприкрыв веки, как бы нехотя, в полусне. В этот момент полностью отдыхаю, расслабляюсь и как-то внутренне обновляюсь".
Попробуйте. У вас получится обязательно.
Приложение 2. (Примечание. Кружочек закрасить зеленым цветом). Текст упражнения "Созерцание зеленой точки".
Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и мое самочувствие улучшается с каждым днем. Мне легко учиться быстро читать. Занимаясь, я остаюсь свободным, свежим. Сейчас я стараюсь как можно ярче представить себе, о чем идет речь. Текст любой трудности я читаю только один раз. Всегда использую первое правило быстрого чтения - читать без регрессий. Глаза бегут легко и свободно только вперед. Я умею так читать. Я буду так читать всегда. Я читаю быстро. Постоянно помню семь блоков интегрального алгоритма чтения. Зрительный образ алгоритма видится мне четко, ясно. Читая текст, я свободно раскладываю его содержание в блоки алгоритма. Все лишнее отбрасываю. Новая программа чтения действует теперь сама собой, по привычке. Я буду так читать всегда. Я читаю быстро. Всегда вижу в тексте его основное смысловое значение - доминанту. Ясно вижу ее. Она высвечивается, как на экране, выпукло, ярко, контрастно. Всегда могу записать ее своими словами, на языке собственных мыслей. Я читаю быстро. У меня нет артикуляции. Я запомнил ритм для ее подавления. Он не дает проговаривать. Я буду помнить его всегда. Я читаю все быстрее и быстрее. Чувствую, что с каждым днем мое зрение становится более острым, сосредоточенным, сильным. Поле моего зрения постоянно расширяется. С каждым днем я все лучше и лучше вижу всю страницу, вижу весь текст сразу. Ясно, отчетливо. Мой взгляд свободен, спокоен, ясен. Глаза легко и свободно скользят по тексту только вертикально, сверху вниз, по центру страницы. Я могу прочитать одну страницу за пятнадцать секунд, за семь секунд, за одну секунду. Вижу текст, как на экране. Ясно вижу всю страницу сразу. Я стараюсь как можно ярче представить себе, о чем идет речь. Я чувствую себя сильным, молодым, здоровым. Нервная система, весь мой организм набираются энергии, спокойствия, выносливости, силы. Мой сон глубокий, крепкий. Я читаю удивительно быстро. Я всегда внимателен. Сосредоточен. Посторонние мысли не беспокоят. Мое внимание подчиняется мне. Я постоянно тренирую свое внимание. Мое внимание подчиняется мне. Я постоянно тренирую свое внимание. У меня отличная память. Моя память улучшается с каждым днем. Нужное запоминается само собой, без всяких усилий и высвечивается как на экране - полно и точно. Я читаю очень быстро. Я наслаждаюсь техникой быстрого чтения. Я читаю свободно, легко, с упоением. Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и мое самочувствие улучшается с каждым днем. Я читаю быстро. Я закодировал новые программы и коды чтения в своем мозге, в своем сознании. Я буду быстро читать всегда.
Способ развития способностей безартикуляционного чтения относится к обучающей технике и может быть использован в технических средствах, обеспечивающих развитие у операторов восприятия информации ускоренным образом. Для повышения скорости усвоения воспринимаемой информации формируют на протяжении 19,0 - 40,0 ч одновременно с чтением текстов ритмических аудиосигналов, например, выстукиванием о поверхность какого-либо предмета одной рукой звуков ритма в течение 9,0 - 10,0 ч и в течение последующих 10,0 - 30,0 ч - двумя руками тренируемого, а за 20,0 - 40,0 мин до сна на расстоянии 30,0 - 35,0 см от глаз тренируемого формируют визуальные сигналы контрольного текста объемом 2500 - 3500 знаков и аудиовизуальные сигналы сопровождения, после безрегрессионного чтения контрольного текста регистрируют время усвоения его тренируемым, на 9,0 - 12,0 мин формируют в центре поля контрольного текста круговой символ зеленого цвета для восприятия его тренируемым совместно с контрольным текстом, фиксируют правильные ответы и оценивают скорость чтения контрольного текста. 4 ил., 2 табл.
Способ развития способностей безартикуляционного чтения, заключающийся в формировании текстовых визуальных сигналов и аудиовизуальных сигналов сопровождения, отличающийся тем, что на протяжении 19 - 40 ч одновременно с чтением текстов формируют ритмические аудиосигналы, например, выстукиванием о поверхность кокого-либо предмета одной рукой звуков ритма в течение 9 - 10 ч и в течение последующих 10 - 30 ч - двумя руками тренируемого, а за 20 - 40 мин до сна на расстоянии 30 - 35 см от глаз тренируемого формируют визуальные сигналы контрольного текста объемом 2500 - 3500 знаков и аудиовизуальные сигналы сопровождения, после безрегрессионного восприятия тренируемым контрольного текста регистрируют время чтения, на 9 - 12 мин формируют в центре поля контрольного текста круговой символ зеленого цвета для восприятия тренируемым совместно с контрольным текстом, фиксируют правильные ответы и оценивают скорость чтения контрольного текста.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
SU, авторское свидетельство, 1397958, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
RU, патент, 2002312, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1998-04-20—Публикация
1997-06-02—Подача