Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах.
Известно антифрикционное изделие, содержащее тело-основание с дополнительно нанесенной на него смазываемой поверхностью скольжения, рельеф которой характеризуется множеством хаотически расположенных на теле-основании различной произвольной формы выступов, выполненных в сечении плоскостью, параллельной наружной части этой поверхности разной произвольной замкнутой формы, и впадин, заполненных смазкой.
Это изделие при нормальной нагрузке обеспечивает достаточно хорошее удержание смазки и равномерное распределение давления в слое смазки, расположенном между антифрикционным изделием и рабочей поверхностью взаимодействующего с ним элемента (вал, направляющие и т.д.).
В то же время при значительных нагрузках в контакт с рабочей поверхностью могут вступать верхние части выступов, имеющих достаточно большую общую площадь наружной поверхности. Это может привести к разрыву слоя смазки и образованию в нем турбулентности.
Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в обеспечении при любых нагрузках процесса трения только непосредственно в слое смазки, т.е. жидкостного трения без срыва слоя и снижения турбулентности, за счет уменьшения площади наружной части выступов.
Указанный технический результат достигается тем, что в антифрикционном изделии, содержащем тело-основание с дополнительно нанесенной на него смазываемой рельефной поверхностью скольжения, рельеф которой характеризуется множеством хаотически расположенных на теле различной произвольной формы выступов, выполненных в сечении плоскостью, параллельной наружной части этой поверхности разной произвольной замкнутой формы, и расположенных между выступами впадин, заполненных смазкой, выступы рельефной поверхности выполнены равномерно сужающимися по всему периметру от основания к наружной части поверхности скольжения, при этом основания соседних выступов находятся в частичном контакте между собой, а промежутки между основаниями выступов связаны через каналы в теле-основании изделия с устройством подачи смазки. Кроме того, выступы поверхности скольжения выполнены из пористого материала.
На фиг. 1 показано антифрикционное изделие - вид сверху, на фиг. 2 - вертикальное сечение антифрикционного изделия.
Антифрикционное изделие содержит тело 1, являющееся его основанием, на котором расположена нанесенная на него и выполненная из антифрикционного материала поверхность скольжения 2, состоящая из множества хаотически расположенных на тело-основании произвольной формы выступов 3, выполненных равномерно сужающимися по всему периметру от основания к верхней части поверхности скольжения, и распложенных между выступами впадин 4, заполненных смазкой 5, которая одновременно закрывает наружную часть 6 выступов 3. Фактически изделие состоит из двух слоев, выполненных из различного материала. Верхний слой наносится на тело-основание известными при изготовлении подшипников скольжения технологическими приемами. Основания соседних выступов, как показано на чертежах, находятся в частичном контакте между собой, а сечения выступов плоскостью, параллельной наружной части поверхности скольжения, имеют различную произвольную форму (фиг. 1). В теле-основании 1 выполнены каналы 7, связывающие основания впадин 4 с устройством подачи смазки. Выступы 3 могут быть выполнены из пористого материала.
Работает изделие следующим образом.
Из системы подачи смазки смазка через каналы 7 поступает во впадины 4, заполняет их, пропитывает поры выступов и выступает над наружной поверхностью выступов, заполняя при этом зазор между поверхностью скольжения антифрикционного изделия и рабочей поверхностью элемента, взаимодействующего с изделием. При этом между этими поверхностями образуется слой смазки, обеспечивающий между указанными поверхностями жидкостное трение при их относительном перемещении друг относительно друга. Выполнение выступов хаотической формы и сужающихся к поверхности скольжения обеспечивает увеличение в ней объема смазочного материала, взаимодействующего с рабочей поверхностью, в результате чего происходит стабильное поддержание слоя смазки даже при высоких динамических нагрузках. За счет небольшой площади наружной части выступов снижается возможность образования турбулентного движения жидкости в слое смазки и срыва этого слоя. Выполнение выступов из пористого материала обеспечивает удержание смазки в зоне впадин.
Предложенное антифрикционное изделие позволяет использовать его в подшипниковых узлах с подшипниками скольжения радиального и упорного типа, работающих при значительном давлении, динамических нагрузках и больших скоростях относительного перемещения между этим изделием и рабочей поверхностью вала, подпятника и т.д.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УПРУГОЕ КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2105675C1 |
Антифрикционное изделие | 1991 |
|
SU1783183A1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2037431C1 |
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2048989C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПО ТРУБОПРОВОДУ ЖИДКООБРАЗНОЙ СРЕДЫ | 1996 |
|
RU2125012C1 |
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2104880C1 |
УПРУГОЕ КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2105676C1 |
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКООБРАЗНОЙ СРЕДЫ | 1997 |
|
RU2124463C1 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ ВОЗДУХА В ГОРОДАХ И КРУПНЫХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ | 1996 |
|
RU2110736C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ УПЛОТНЯЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ГРУНТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2057650C1 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах. Изделие содержит тело 1, являющееся его основанием, на котором расположена поверхность скольжения 2, состоящая из выступов 3, выполненных равномерно, сужающимися по всему периметру от основания к верхней части поверхности скольжения, и впадин 4, заполненных смазкой 5, которая одновременно закрывает наружную часть 6 выступов 3. В теле 1 выполнены каналы 7, связывающие основания впадин 4 с устройством подачи смазки. 1 з. п. ф-лы. 2 ил.
GB, патент, 2174460, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
US, патент, 4348065, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1998-05-10—Публикация
1996-04-16—Подача