ВЫДВИЖНАЯ АНТЕННА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1998 года по МПК H01Q1/10 

Описание патента на изобретение RU2115200C1

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в конструкциях выдвигающихся антенн любых транспортных средств.

Известная выдвижная антенна, в которой для ее разворачивания используется сила сжатой шнековой пружины, а фиксация в рабочем состоянии осуществляется с помощью приспособления, использующего силу предварительно сжатой пружины (патент ФРГ N 3431903).

Недостатками такой конструкции являются сложность в изготовлении и невозможность повторного использования без разборки.

Известна выдвижная антенна, содержащая намотанную в виде шнека пружинную ленту, собранную в рулон и зафиксированную с помощью стопорного приспособления, винтовую пружину, корпус в виде стакана с крышкой, имеющей отверстие для выхода пружинной ленты (патент РФ N 2001475).

Известна выдвижная антенна транспортного средства, включающая корпус, в котором размещены электродвигатель, червячный привод выдвижной телескопической части, червячное колесо которого взаимодействует с валом барабана через фрикционную муфту, выдвижная телескопическая часть, включающая барабан, выполненный из двух обойм, в полости между которыми размещен упругий трос, один конец которого связан с верхним коленом выдвижной телескопической части, а другой конец закреплен в барабане с возможностью относительного линейного перемещения между его обоймами, а также кабель связи и элементы крепления к корпусу транспортного средства (патент США N 4236162, кл. H 01 Q 1/10).

По наибольшему количеству сходных признаков и достигаемому при использовании результату данное техническое решение выбрано в качестве прототипа заявляемого изобретения.

Недостатками прототипа, не позволяющими достичь поставленной цели, являются громоздкость, сложность и низкая надежность конструкции.

Задачей изобретения является упрощение конструкции, снижение веса антенны, повышение надежности работы.

Сущность изобретения выражается в следующей совокупности существенных признаков, достаточной для достижения указанного выше технического результата.

Согласно изобретению выдвижная антенна транспортного средства, включающая корпус, в котором размещены электродвигатель, червячный редуктор привода выдвижной телескопической части, червячное колесо которого взаимодействует с валом барабана через фрикционную муфту, выдвижная телескопическая часть, включающая барабан, выполненный из двух обойм, в полости между которыми размещен упругий трос, один конец которого связан с верхним коленом выдвижной телескопической части, а другой конец закреплен в барабане с возможностью относительного линейного перемещения между его обоймами, а также кабель связи и элементы крепления к корпусу транспортного средства, характеризуется тем, что рабочие поверхности червячного колеса и фрикционной муфты взаимодействуют между собой посредством выполненных на них совокупностей выступов и впадин, при этом колена выдвижной телескопической части снабжены пружинными контактами, обеспечивающими их электрическое взаимодействие между собой, а кабель связи снабжен пружинным контактом, взаимодействующим с нижним коленом выдвижной телескопической части.

В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Кроме этого, заявленное решение имеет факультативные признаки, характеризующие его частные случаи, конкретные формы его материального воплощения либо особые условия его использования, а именно
колена выдвижной телескопической части размещены в контейнере, укрепленном в корпусе с возможностью вращения относительно своей продольной оси посредством выполненных на его наружной поверхности выступов, размещенных в пазах корпуса, при этом корпус снабжен направляющей, в которой размещен упругий трос на участке между выходом из барабана и входом в контейнер,
корпус снабжен штуцером для слива воды,
электродвигатель подпружинен относительно корпуса и снабжен уплотнительными антивибрационными кольцами,
электродвигатель подпружинен посредством конической пружины,
вал барабана снабжен регулировочной шайбой.

Заявленное техническое решение является новым, так как характеризуется наличием новой совокупности признаков, отсутствующей во всех известных объектах техники аналогичного назначения.

Непосредственный технический результат, который может быть получен при реализации заявленной совокупности признаков, заключается в простом и надежном механизме выталкивания тросом выдвижной части антенны.

Получение упомянутого технического результата обеспечивает появление у объекта изобретения в целом ряда новых полезных свойств, а именно упрощение конструкции, снижение веса антенны, повышение ее надежности.

Указанное позволяет признать заявленное техническое решение соответствующим критерию "изобретательский уровень".

На фиг. 1 представлен общий вид антенны; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез по участку выдвижной телескопической части антенны.

Устройство содержит корпус 1, в котором размещены редуктор 2 привода выдвижной телескопической части 3, включающей барабан 4 с упругим тросом 5, связанным с выдвижной телескопической частью, кабель связи 6 и элементы крепления к корпусу транспортного средства (на фигурах не показан). Редуктор 2 привода выдвижной телескопической части 3 выполнен червячным. Его червячное колено 7 взаимодействует с валом 8 барабана 4 через фрикционную муфту 9, при этом рабочие поверхности червячного колеса 7 и фрикционной муфты 9 взаимодействуют между собой посредством выполненных на них совокупностей выступов и впадин 10. Барабан 4 выполнен из двух обойм, в полости между которыми размещен упругий трос 5, один конец которого закреплен в барабане 4 с возможностью относительного линейного перемещения между его обоймами, а другой конец прикреплен к верхнему колену 11 выдвижной телескопической части 3, при этом колена выдвижной телескопической части 3 снабжены пружинными контактами 12, обеспечивающими их электрическое взаимодействие между собой, а кабель связи 6 снабжен пружинным контактом 13, взаимодействующим с нижним коленом 14 выдвижной телескопической части 3.

Колена выдвижной телескопической части 3 размещены в контейнере 15, укрепленном с возможностью вращения относительно своей продольной оси посредством выполненных на его наружной поверхности выступов 16, размещенных в пазах 17 корпуса 1.

Корпус 1 снабжен направляющей 18, в которой размещен упругий трос 5 на участке между выходом из барабана 4 и входом в контейнер 15. Корпус снабжен штуцером 19 для слива воды. Электродвигатель 20 подпружинен относительно корпуса 1 посредством конической пружины 21 и снабжен уплотнительными антивибрационными кольцами 22. Вал барабана 4 снабжен регулировочной шайбой 23.

Устройство работает следующим образом.

При необходимости выдвижения включается электродвигатель 20, который через редуктор 2 и через фрикционную муфту 9 вращает барабан 4. Упругий трос 5 двигается по направляющей 18 и последовательно вытягивает верхнее 11 и затем другие колена выдвижной телескопической части 3 антенны. При полном выдвижении всех колен усилие на фрикционной муфте 9 становится больше, чем усилие, с которым она прижата к червячному колесу 7, и они начинают проскальзывать относительно друг друга. Взаимодействие выступов и впадин 10 создает при этом специфический звук, по которому двигатель выключается.

Перемещение антенны в исходное состояние происходит в обратном порядке.

Жесткие свойства упругого троса 5 обеспечивают достаточное усилие для выталкивания колен выдвижной телескопической части антенны. Закрепление кольца упругого троса 5 в барабане 4 с возможностью относительного перемещения между обоймами сокращает общую длину упругого троса 5. Конструкция контейнера 15, его крепление в корпусе 1 с помощью выступов 16 и пазов 17 повышают удобство монтажа. Электродвигатель 20 укреплен с помощью уплотнительных антивибрационных колец 22 и конической пружины 21, что повышает надежность его работы, снижает шум и вибрации. Регулировочная шайба 23 позволяет выбирать усилие на фрикционной муфте 9.

Возможность промышленного применения заявленного технического решения подтверждается успешными испытаниями опытного образца устройства, изготовленного на предприятии заявителя.

Использование заявленного решения по сравнению со всеми известными средствами аналогичного назначения обеспечивает следующие преимущества: упрощение конструкции и снижение веса антенны, повышение надежности работы.

Похожие патенты RU2115200C1

название год авторы номер документа
ВИНТОВОЙ МЕХАНИЗМ 2005
  • Халиманович Владимир Иванович
  • Гурылев Андрей Борисович
  • Леканов Анатолий Васильевич
  • Двирный Валерий Васильевич
  • Томчук Альберт Владимирович
  • Синиченко Михаил Иванович
  • Чикаров Николай Федорович
  • Овечкин Геннадий Иванович
  • Логанов Александр Анатольевич
  • Шатров Александр Константинович
  • Смирных Валерий Никитич
  • Шипилов Геннадий Вениаминович
  • Михеев Андрей Викторович
  • Ермилов Сергей Петрович
RU2291994C1
ВИНТОВОЙ МЕХАНИЗМ 2008
  • Овечкин Геннадий Иванович
  • Шипилов Геннадий Вениаминович
  • Леканов Анатолий Васильевич
  • Халиманович Владимир Иванович
  • Гурылев Андрей Борисович
  • Комаров Сергей Александрович
  • Шило Владимир Константинович
  • Аракин Михаил Викторович
  • Савосин Геннадий Валерьевич
  • Логанов Александр Анатольевич
RU2400660C2
ТЯГОВАЯ ЛЕБЕДКА 1998
  • Ильиных В.Е.
  • Зыков Е.А.
  • Нечеухин С.Л.
  • Комаров А.В.
  • Релин Д.З.
RU2153461C2
ЭЛЕКТРОМОТОРНЫЙ ПРИВОД С РУЧНЫМ ДУБЛЕРОМ 1996
  • Ногин А.Т.
RU2103582C1
СОШКА СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ 2000
  • Калашников В.М.
  • Безбородов Н.А.
  • Горбунов С.Д.
  • Габова Л.Г.
  • Драгунов А.Е.
RU2179696C2
ЭЛЕКТРОПРИВОД СТЕКЛОПОДЪЕМНИКА АВТОМОБИЛЯ 1999
  • Булатов В.А.
  • Выборнов В.М.
  • Гилев В.К.
  • Шурыгина Л.А.
RU2167771C2
ЭЛЕКТРОПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ 2001
  • Куницкий В.Ф.
RU2209356C2
СОШКА СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ 1998
  • Калашников В.М.
  • Горбунов С.Д.
  • Безбородов Н.А.
  • Драгунов А.Е.
  • Вознесенский А.Н.
RU2152583C1
ЭЛЕКТРОПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ 1999
  • Куницкий В.Ф.
RU2170871C1
Якорь 2002
  • Замараев А.Н.
  • Смороденков Ю.В.
  • Бакланова Е.Г.
RU2223382C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 115 200 C1

Реферат патента 1998 года ВЫДВИЖНАЯ АНТЕННА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в конструкциях выдвигающихся антенн любых транспортных средств. При необходимости выдвижения включается электродвигатель 20, который через редуктор 2 и через фрикционную муфту 9 вращает барабан 4. Трос 5 двигается по направляющей 18 и последовательно выталкивает верхнее 11 и затем другие колена выдвижной части 3 антенны. При полном выдвижении всех колен усилие на фрикционной муфте 9 становится больше, чем усилие, с которым она прижата к червячному колесу 7, и они начинают проскальзывать относительно друг друга. Взаимодействие выступов и впадин 10 создает при этом специфический звук, по которому двигатель выключается. Перемещение антенны в исходное состояние происходит в обратном порядке. Жесткие свойства троса 5 обеспечивают достаточное усилие для выталкивания колен выдвижной части антенны. Закрепление конца троса 5 в барабане 4 с возможностью относительного перемещения между обоймами сокращает общую длину троса 5. Конструкция контейнера 15, его крепление в корпусе 1 с помощью выступов 16 и пазов 17 повышают удобство монтажа. Электродвигатель 20 укреплен с помощью антивибрационных колец 22 и пружины 21, что повышает надежность его работы, снижает шум и вибрации. Регулировочная шайба 23 позволяет выбирать усилие на фрикционной муфте 9. Использование заявленного решения по сравнению со всеми известными средствами аналогичного назначения обеспечивает следующие преимущества: упрощение конструкции и снижение веса антенны, повышение надежности работы. 5 з.п.ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 115 200 C1

1. Выдвижная антенна транспортного средства, включающая корпус, в котором размещен электродвигатель, червячный редуктор привода выдвижной телескопической части, червячное колесо которого взаимодействует с валом барабана через фрикционную муфту, выдвижная телескопическая часть, включающая барабан, выполненный из двух обойм, в полости между которыми размещен упругий трос, один конец которого связан с верхним коленом выдвижной телескопической части, а другой конец закреплен в барабане с возможностью относительного линейного перемещения между его обоймами, а также кабель связи и элементы крепления к корпусу транспортного средства, отличающаяся тем, что рабочие поверхности червячного колеса и фрикционной муфты взаимодействуют между собой посредством выполненных на них совокупностей выступов и впадин, при этом колена выдвижной телескопической части снабжены пружинными контактами, обеспечивающими их электрическое взаимодействие между собой, а кабель связи снабжен пружинным контактом, взаимодействующим с нижним коленом выдвижной телескопической части. 2. Антенна по п. 1, отличающаяся тем, что колена выдвижной телескопической части размещены в контейнере, укрепленном в корпусе с возможностью вращения относительно своей продольной оси посредством выполненных на его наружной поверхности выступов, размещенных в пазах корпуса, при этом корпус снабжен направляющей, в которой размещен упругий трос на участке между выходом из барабана и входом в контейнер. 3. Антенна по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что корпус снабжен штуцером для слива воды. 4. Антенна по пп.1 и 3, отличающаяся тем, что электродвигатель подпружинен относительно корпуса и снабжен уплотнительными антивибрационными кольцами. 5. Антенна по пп.1 - 4, отличающаяся тем, что электродвигатель подпружинен посредством конической пружины. 6. Антенна по пп.1 - 5, отличающаяся тем, что вал барабана снабжен регулировочной шайбой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2115200C1

US, патент, 4236162, H 01 Q 1/10, 1980.

RU 2 115 200 C1

Авторы

Волков В.И.

Демидов Г.А.

Платонцев Ю.И.

Ткаченко А.М.

Федорова Е.М.

Шиманов Г.В.

Даты

1998-07-10Публикация

1997-02-18Подача