Изобретение относится к авиационной технике и касается устройства гашения вибраций.
Известно устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта вертолета, содержащее механические маятники, расположенные по обе стороны каждой лопасти на различном расстоянии от центра жесткости сечения, выполненные в виде рычагов различной длины с грузами на концах различной массы, с автономными осями качания, установленными в кронштейне на комле лопасти под острым отрицательным углом к хорде сечения (Заявка N 92012482, кл. C 64 C 27/32, 18.12.92, прототип)
Такое устройство не уравновешивает полностью возбуждающие силы, действующие вдоль хорды сечения лопасти и перпендикулярно ей, и не позволяет реализовать кронштейн установки устройства с наименьшим весом.
Задача, решаемая в заявляемом техническом решении, заключается в уравновешивании возбуждающих сил, действующих вдоль хорды сечения лопасти и перпендикулярно ей, с наименьшим весом кронштейна установки устройства, при осуществлении технического результата - гашение вибраций, действующих вдоль хорды сечения лопасти и перпендикулярно хорде.
Существенные признаки заявляемого устройства для гашения вибраций лопастей несущего винта вертолета, общие с прототипом: механические маятники, расположенные по обе стороны каждой лопасти на различном расстоянии от центра жесткости сечения, выполненные в виде рычагов различной длины с грузами на концах различной массы, с автономными осями качания, установленными в кронштейне на комле лопасти под углом к хорде сечения.
Признаки, отличные от прототипа: автономные оси качания маятников установлены относительно хорды сечения под различными углами.
Совокупность признаков заявляемого изобретения, отличная от прототипа, является необходимой и достаточной для обеспечения технического результата.
Технический результат - гашение вибраций, действующих вдоль хорды сечения лопасти и перпендикулярно хорде, реализуется при осуществлении совокупности существенных признаков заявляемого изобретения, причинно-следственная связь между которыми следует из результатов решения системы дифференциальных уравнений движения расчетной модели устройства, представленных математическим выражением (1).
На фиг. 1 показано устройство, с комля лопасти; на фиг. 2 - вид А (повернуто на 90o по часовой стрелке); на фиг. 3 - схема расчетной модели устройства, вид Б на фиг. 2; на фиг. 4 - вид В на фиг. 3.
Кронштейн 1 устройства гашения вибраций установлен на лонжероне 2 лопасти с осью жесткости 3 сечений. В кронштейне 1 установлены автономные валики 4 и 5, реализующие соответственно автономные оси качания 6 и 7. На автономных валиках 4 и 5 расположены соответственно рычаги 8 и 9, на рычагах - грузы (маятники) 10 и 11 с различными массами соответственно m1 и m2 и моментами инерции J1 и J2. Ось 6 валика 4 установлена под углом α1 к хорде 12 сечения лопасти, а ось 7 валика 5 - под углом α2. На фиг. 1 показаны угол установки хорды сечения лопасти в полете ϕ и плоскость вращения винта 13. Маятник 10 расположен на расстоянии a1 от оси жесткости 3, а маятник 11 - на расстоянии a2 до оси жесткости 3. Маятник 10 установлен на расстоянии r1 до оси качания 6, а маятник 11 - на расстоянии r2 до оси качания 7. В сечении лонжерона лопасти действуют: возбуждающая сила Q, перпендикулярная хорде 12, возбуждающая сила F, направленная вдоль хорды 12, и возбуждающий момент K, действующий вокруг оси жесткости 3. Положительные направления сил и момента: Q - вверх, F - вперед и K - на кабрирование. Участок 14 лонжерона 2 в месте установки устройства гашения вибраций с массой M и моментом инерции J вокруг его продольной оси расположен на расстоянии R от оси вращения винта 15. R - расстояние от автономных осей качания 6 и 7 до оси вращения винта 15, ω - частота вращения несущего винта.
OXYZ - система координат с началом в центре жесткости поперечного сечения лонжерона лопасти. Степени свободы расчетной модели устройства.
β1, β2 - углы поворота маятников 10 и 11 соответственно;
x, y и ϕ0 - линейные и угловое перемещение участка 14 лонжерона.
В полете в сечении лопасти, в котором установлено устройство для гашения вибраций и хорда 12 которого установлена под углом ϕ, действуют возбуждающие силы Q, F и возбуждающий момент K. При колебаниях в полете грузы 10 и 11 создают инерционные силы, которые находятся в плоскости сечения. Вследствие того, что автономная ось качания 6 валика 4 установлена под углом α1 к хорде сечения, а автономная ось качания 7 валика 5 установлена под углом α2 к хорде сечения, возбуждающие силы Q, F и возбуждающий момент K уравновешиваются инерционными силами устройства и происходит гашение вибраций лопастей. Значение углов α1 и α2 подбирают для заданного режима полета в соответствии с математическим выражением (1). Установка автономных осей качания под различными углами к хорде сечения обеспечивает их установку на кронштейне с наименьшим расстоянием от сечения лопасти, что позволяет реализовать конструкцию кронштейна 1 с наименьшим весом.
Возможность осуществления технического решения следует из представленных графических материалов, описаний устройства в статике и в динамике. Возможность осуществления технического решения предлагаемого изобретения иллюстрируется результатами решения системы дифференциальных уравнений движения расчетной модели устройства:
где
, i = 1,2;
Z - номер гармоники частоты изменения возбуждающих нагрузок.
Как известно, маятники работают в режиме гасителей колебаний при n = Z. Рассматривая гармонические колебания системы с частотой nω, представим их в виде
Из решения системы уравнений получаем, что , когда
Для заданного режима полета подбирают значения углов α1 и α2 , при которых происходит гашение вибраций. Из математического выражения (1) также следует, что в зависимости от знаков нагрузок значения углов установки автономных осей маятников могут быть как отрицательными, так и положительными.
На нашем предприятии проводятся работы по реализации данного технического решения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ ВИБРАЦИЙ ЛОПАСТЕЙ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 1992 |
|
RU2077454C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ ВИБРАЦИЙ ЛОПАСТЕЙ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 1989 |
|
SU1792078A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ ВИБРАЦИЙ ЛОПАСТЕЙ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 1994 |
|
RU2078008C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕНТРА МАСС ВЕРТОЛЕТА | 2003 |
|
RU2241637C1 |
ЛОПАСТЬ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 1999 |
|
RU2148532C1 |
СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ ВОЗДУШНЫХ ВИНТОВ ВЕРТОЛЕТОВ | 2001 |
|
RU2180735C1 |
ЛОПАСТЬ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛОПАСТИ ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2013 |
|
RU2541574C1 |
ЛОПАСТЬ ВОЗДУШНОГО ВИНТА И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭТОЙ ЛОПАСТИ | 2014 |
|
RU2561827C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ ИЗДЕЛИЯ | 1999 |
|
RU2164671C1 |
СПОСОБ СТАТИЧЕСКОЙ БАЛАНСИРОВКИ ЛОПАСТЕЙ ВОЗДУШНЫХ ВИНТОВ | 2007 |
|
RU2336508C1 |
Устройство предназначено для авиационной техники, а именно для вертолетов. Устройство содержит механические маятники, которые располагаются по обе стороны каждой лопасти на различном расстоянии от центра жесткости сечения. Маятники выполнены в виде рычагов различной длины с грузами на концах различной массы и установлены на комле лопасти. Более эффективное гашение вибраций достигается за счет того, что оси качания маятников автономны и установлены относительно хорды сечения под различными углами. 4 ил.
Устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта вертолета, содержащее механические маятники, расположенные по обе стороны каждой лопасти на различном расстоянии от центра жесткости сечения, выполненные в виде рычагов различной длины с грузами на концах различной массы, с автономными осями качания, установленными в кронштейне на комле лопасти, отличающееся тем, что автономные оси качания маятников устанавливают относительно хорды сечения под различными углами.
RU, 92012482, 27.06.96. |
Авторы
Даты
1998-07-20—Публикация
1996-10-17—Подача