Изобретение относится к области авиационной техники и касается устройства гашения вибраций.
Известно применение устройств гашения вибраций на вертолетах для обеспечения приемлемого уровня вибраций.
Известно устройство гашения вибраций несущего винта вертолета, содержащее механические маятники, расположенные по обе стороны каждой лопасти, выполненные в виде рычагов с грузами на концах, закрепленными на одинаковом расстоянии от центра жесткости лопасти на одном общем валике, установленном в кронштейне на комле пластин, и при этом оси качания маятников установлены под острым отрицательным углом к хорде лопасти.
Такое устройство снижает вибрации, вызванные перерезывающими силами лопасти на заданной (функциональной) частоте. Однако из-за общего валика на рычаги маятников, кронштейн и лопасть действуют, нагрузки с нефункциональными частотами, что снижает также эффективность маятников при гашении вибраций. При этом общий валик маятников нагружается переменным крутящим моментом.
Целью настоящего изобретения является снижение нагрузок на рычаги маятников, нагрузок на лопасти с нефункциональными частотами и, как следствие, снижение уровня вибраций вертолета.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для гашения вибраций лопастей несущего винта вертолета, содержащем механические маятники, расположенные по обе стороны каждой лопасти, выполненные в виде рычагов с грузами на концах, закрепленными на одинаковом расстоянии от центра жесткости лопасти, и с осями качания, установленными в кронштейне на комле лопасти под острым отрицательным углом к хорде лопасти, маятники установлены на автономных осях качания.
На фиг. 1 показан вид сверху на комлевую часть лопасти с установленным устройством для гашения вибраций лопастей несущего винта вертолета; на фиг.2 устройство на лопасти при виде с комля (повернуто на 90о против часовой стрелки).
На лопасти 1 с осью жесткости сечений 2 с помощью кронштейна 3 установлено устройство гашения вибраций. В кронштейне установлены автономные валики 4 и 5, реализующие автономные оси качания, на которых, соответственно, расположены рычаги 6 и 7, на рычагах грузы (маятники) 8 и 9. На кронштейне имеются упоры 10 и 11 для ограничения углового перемещения рычагов с маятниками при раскрутке и остановке винтов. Оси валиков расположены под острым отрицательным (на пикирование) углом к хорде 12 сечения лопасти. Маятники 8 и 9 расположены на одинаковом расстоянии от оси жесткости 2. Угол между автономными осями маятников и хордой сечения лопасти обозначен α а угол установки хорды сечения лопасти в полете ϕ
При колебаниях в полете грузы 8 и 9 создают переменные инерционные силы с функциональными частотами, которые находятся в плоскости сечения и составляют угол α с перпендикуляром к хорде 12. В полете хорда 12 сечения, в котором установлены маятники, повернута на угол ϕ и вместе с ней повернуты оси автономных валиков 4 и 5. Положение инерционных сил маятников относительно оси вала определяется уже разностью ϕ и α Значение угла подбирается для заданного режима полета из условия достижения максимального снижения вибраций.
При установке маятников на автономных осях качания практически отсутствуют нагрузки на нефункциональных частотах. Так на маятниках (прототип) с функциональной частотой 13,5 Гц (третья гармоника к оборотам несущего винта) замерены вертикальные силы маятников ± 40 кГ, действующие в противофазе с нефункциональной частотой 45 Гц (десятая гармоника). После реализации данного технического решения нагрузки с частотой 45 Гц практически отсутствуют.
Установка маятников на автономных осях качания позволяет снизить нагрузки на рычаги маятников, нагрузки на лопасти с нефункциональными частотами по сравнению с маятниками, закрепленными на общем валике.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ ВИБРАЦИЙ ЛОПАСТЕЙ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 1996 |
|
RU2115592C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ ВИБРАЦИЙ ЛОПАСТЕЙ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 1992 |
|
RU2077454C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ ВИБРАЦИЙ ЛОПАСТЕЙ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 1994 |
|
RU2078008C1 |
Лопасть несущего винта вертолета | 2017 |
|
RU2662591C1 |
КОЛОНКА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЁТА | 2013 |
|
RU2559677C2 |
СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ ВОЗДУШНЫХ ВИНТОВ ВЕРТОЛЕТОВ | 2001 |
|
RU2180735C1 |
Лопасть воздушного винта многоконтурной конструкции | 2021 |
|
RU2767574C1 |
ЛОПАСТЬ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЁТА С ОТКЛОНЯЕМОЙ ЗАДНЕЙ КРОМКОЙ | 2015 |
|
RU2603707C1 |
СПОСОБ СТАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКИ СОКОНУСНОСТИ ЛОПАСТЕЙ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЁТА | 2023 |
|
RU2809683C1 |
РОТОР "ВОЗДУШНОЕ КОЛЕСО". ГИРОСТАБИЛИЗИРОВАННЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ РОТОР "ВОЗДУШНОЕ КОЛЕСО", НАЗЕМНОЕ/ПАЛУБНОЕ УСТРОЙСТВО ИХ ЗАПУСКА | 2013 |
|
RU2538737C9 |
Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к устройствам гашения вибраций. Цель изобретения снижение нагрузок на рычаги маятников, нагрузок на лопасти с нефункциональными частотами и снижение уровня вибраций вертолета. Устройство содержит лопасть 1 с осью жесткости сечений 2. С помощью кронштейна 3 на лопасти 1 установлено устройство гашения вибрации. В кронштейне установлены автономные валики 4 и 5, на которых расположены рычаги 6 и 7 с грузами 8 и 9. На кронштейне имеются упоры 10 и 11 для ограничения угловых перемещений рычагов. 2 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ ВИБРАЦИЙ ЛОПАСТЕЙ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА, содержащее механические маятники, расположенные по обе стороны каждой лопасти, выполненные в виде рычагов с грузами на концах, закрепленными на одинаковом расстоянии от центра жесткости лопасти, и с осями качания, установленными в кронштейне на комле лопасти под острым отрицательным углом к хорде лопасти, отличающееся тем, что, с целью снижения нагрузок на рычаги маятников, нагрузок на лопасти с нефункциональными частотами и, как следствие, снижения уровня вибраций вертолета, маятники установлены на автономных осях качания.
Авторское свидетельство СССР N 1369155, кл | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1995-09-20—Публикация
1989-01-26—Подача