Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается системы смазки моторно-осевого подшипника (МОП) скольжения.
Известна система смазки МОП скольжения локомотива [1], содержащая ось колесной пары, охватывающую верхним и нижним вкладышами МОП, расположенными в цилиндрических отверстиях, расточенных в остове тягового электродвигателя и крышки (масляного резервуара), маслоподающее устройство, состоящее из ниток фитильной пряжи, размещенных в трубке вместе с теплопроводящими элементами. Маслоподающие устройства закреплены к нижнему вкладышу в отверстиях и концы ниток фитильной пряжи находятся в контакте с шейкой оси колесной пары, а один из теплопроводящих элементов закреплен в теле нижнего вкладыша.
Известна система смазки МОП скольжения локомотива [2], содержащая ось колесной пары, охватывающую верхним и нижним вкладышами МОП, расположенными в цилиндрических отверстиях, расточенных в остове тягового электродвигателя и крышки (масляного резервуара), пористые пробки, установленные в отверстиях на поверхности нижнего вкладыша, которые имеют различные пористости, увеличивающиеся от верхней пробки к нижней и контактирующие одной стороной с шейкой оси колесной пары, а другой стороной с нитями фитильной пряжи, размещенными в оболочках, плотность накопления которых возрастает от верхней оболочки к нижней.
Недостатками вышеуказанных систем смазки МОП скольжения локомотива являются:
- трудоемкость крепления систем смазки к поверхности нижнего вкладыша с применением существующих буксы МОП;
- недоступность к системе смазки после сборки подшипникового узла при существующих буксах МОП;
- невозможность регулирования в процессе эксплуатации систем смазки относительно их к поверхности нижнего вкладыша МОП;
- невозможно контролировать прижатие концов ниток фитильной пряжи к поверхности микропористой пробки во время сборки систем смазки;
- невозможно контролировать и регулировать прижатие микропористых пробок к поверхности шейки оси колесной пары в процессе ремонта и эксплуатации по мере их износа;
- трудоемкость крепления теплопередающих элементов систем смазки к теплопередающим элементам запрессованных в отверстиях на поверхности нижнего вкладыша.
Изобретением решается задача повышения эксплуатационной надежности и долговечности систем смазки МОП локомотива.
Это достигается тем, что в моторно-осевом подшипнике скольжения локомотива с организованной капиллярной системой смазки, содержащем ось колесной пары, крышку с масляным резервуаром, верхний и нижний вкладыши, систему смазки, состоящую из микропористой пробки, ниток фитильной пряжи, размещенных в оболочках, сливную пробку, смотровой люк, крышку для доступа в системе смазки, согласно изобретению, система смазки дополнительно оборудована теплопередающими элементами, теплопередающим кольцом и регулировочной гайкой, по диаметру теплопередающего кольца и регулировочной гайки нарезана резьба с мелким шагом в противоположных направлениях, причем теплопередающий элемент системы смазки закреплен к теплопередающему кольцу регулировочной гайкой.
Указанная цель достигается также тем, что в моторно-осевом подшипнике скольжения, согласно изобретению, крышка с масляным резервуаром имеет одну камеру.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, поперечный разрез.
Предлагаемое устройство содержит ось 1 колесной пары, охватываемую верхним 2 и нижним 3 вкладышами МОП, расположенными в цилиндрических отверстиях, расточенных в остове тягового электродвигателя 4 и крышке с масляным резервуаром 5. Крышка 5 с помощью четырех болтов 6 привинчивается к остову тягового электродвигателя 4 локомотива. Для предотвращения проворачивания верхнего 2 и нижнего 3 вкладышей МОП вокруг оси 1 колесной пары предусмотрена шпонка 7, закрепленная в остове тягового электродвигателя 4. Вкладыши 2 и 3 МОП выполняются как единое целое. На поверхностях стенок замка крышки 5 и нижнего вкладыша 3 МОП, обращенных друг к другу при их совместном изготовлении, выполнены отверстия для крепления системы смазки, которая одним концом контактирует с микропористой пробкой 8, установленной в отверстиях нижнего вкладыша 3, а другой конец находится в масляном резервуаре крышки 5 МОП. Система смазки состоит из микропористой пробки 8, ниток фитильной пряжи 9, размещенных в оболочках 10 вместе с теплопередающими элементами 11. Для передачи тепловой энергии из микропористой пробки 8 и поверхности вкладышей 2 и 3 в жидкую смазку и ускорения регулируемого процесса течения жидкой смазки по капиллярам ниток фитильной пряжи теплопередающие элементы 11, согласно изобретению, закреплены к теплопередающему кольцу 12. Теплопередающие кольца 12, согласно изобретению, по наружному диаметру имеют резьбу с мелким шагом (от 1 мм до 1,5 м), что создает возможность регулировки и контроля крепления системы смазки к стенке масляного резервуара в отверстиях и прижатие ниток фитильной пряжи 9, размещенных в оболочках 10 вместе с теплопередающими элементами 11 к поверхности пористых пробок 8. Теплопередающие кольца 12 клеятся к оболочкам 10 систем смазок специальным клеем (например, резиновым клеем типа А, ГОСТ 2199-78) и одновременно выполняют функцию крепежа. По диаметру отверстий, выполненных в стенке крышки с масляным резервуаром 5, нарезаны резьбы с мелким шагом (от 1 мм до 1,5 мм). Установление и крепление системы смазки, состоящий из микропористых пробок 8, ниток фитильной пряжи 9, размещенных в оболочках 10 вместе с теплопередающими элементами 11, в отверстиях, выполненных на стенке крышки с масляным резервуаром 5, производится теплопередающими кольцами 12 с помощью регулировочной гайки 13, которые, согласно изобретению по наружному и внутреннему диаметру имеют резьбы, соответствующие резьбам теплопередающих колец 12 и отверстий в стенке крышки с масляным резервуаром 5. Причем, внутренняя и наружная резьбы регулировочной гайки 13 имеют противоположные направления, что даст возможность регулировать прижатие и контактирование концов ниток фитильной пряжи 9 к поверхности микропористой пробки 8, установленной в отверстиях нижнего вкладыша 3, которая с одной стороны контактирует с шейкой оси 1 колесной пары, а другой стороной опирается на внутреннюю поверхность регулировочной гайки 13 и находятся в постоянном взаимодействии с концами ниток фитильной пряжи 9.
Как отмечалось выше, существующие конструкции крышки МОП не позволяют применять разработанную систему смазки МОП скольжения локомотива. Поэтому, согласно изобретению, разработана крышка МОП с масляным резервуаром 5, имеющая одну камеру. На верхней части крышки 5 МОП имеется окно 14 для доступа к системам смазки, состоящей из микропористых пробок 8, ниток фитильной пряжи 9, размещенных в оболочках 10 вместе с теплопередающими элементами 11, к теплопередающим кольцам 12 и регулировочным гайкам 13. Окно 14 закрывается крышкой 15 и предохранительной набивкой 16 с помощью болтов 17. Для слива загрязненного масла на нижней части однокамерной крышки 5 выполнено коническое отверстие с резьбой, закрытой пробкой 18.
Предлагаемая конструкция МОП скольжения локомотива работает следующим образом. При вращении оси 1 колесной пары жидкая смазка из масляного резервуара крышки 5 МОП с помощью ниток фитильной пряжи 9, обладающих постоянными капиллярными свойствами и размещенных в оболочках 10, поступает к пористой пробке 8 и далее в зазор между осью 1 колесной пары и вкладышами 2 и 3 подшипника. При нагревании трущихся поверхностей тепловая энергия из зоны трения с помощью регулировочной гайки 13, теплопроводящего кольца 12 и теплопередающего элемента 11 передается к смазочному материалу и ниткам фитильной пряжи 9, что в свою очередь обеспечивает расчетный поток течения жидкой смазки по капиллярам ниток фитильной пряжи 9 и микропористой пробки 8. Регулирование процесса течения жидкой смазки по капиллярам фитильной пряжи 9 и микропористой пробки 8 при изменении температуры трущихся поверхностей и теплопередающего элемента происходит за счет изменения микрокапиллярной структуры капиллярно пористых тел и вязкостно-температурной характеристики жидкой смазки, применяемой в МОП локомотива.
Контроль и регулировка прижатия концов ниток фитильной пряжи 9, размещенных в оболочках 10 вместе с теплопередающими элементами 11, к поверхности пористой пробки 8, согласно изобретению производится регулировочной гайкой 13 и теплопередающим кольцом 12 через окно 14 на крышке 5 МОП при сборке и ремонте подшипникового узла.
Источники информации
1. А.с. СССР. N 1809193, МКИ5 F 16 C 33/10, 33/66. Опубл. 15.04.93. Бюл. изоб. N 14.
2. Патент N 1823843, МКИ5 B 61 F 17/10. Опубл. 23.06.93. Бюл. изоб. N 23.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система смазки моторно-осевого подшипника локомотива | 1991 |
|
SU1809193A1 |
ТРУБЧАТАЯ НАГРЕВАТЕЛЬНАЯ ПЕЧЬ | 2009 |
|
RU2409610C2 |
Система смазки моторно-осевого подшипника скольжения локомотива | 1991 |
|
SU1823843A3 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ЛОКОМОТИВА | 1995 |
|
RU2108498C1 |
Устройство для смазки шейки осиКОлЕСНОй пАРы B MOTOPHO-OCEBOM пОд-шипНиКЕ ТягОВОгО элЕКТРОдВигАТЕлялОКОМОТиВА | 1979 |
|
SU852690A1 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК ЛОКОМОТИВА С СИСТЕМОЙ СМАЗКИ | 2007 |
|
RU2364763C2 |
КОЛЕСНО-МОТОРНЫЙ БЛОК | 2006 |
|
RU2323117C1 |
Устройство для смазки моторноосевых подшипников локомотива | 1976 |
|
SU598788A1 |
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЛОКОМОТИВА (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ПЛОЩАДИ СМАЗЫВАЕМОЙ ПОВЕРХНОСТИ КОНТАКТА ТАКОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И СМАЗОЧНЫЙ ФИТИЛЬ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ТАКОМ ПОДШИПНИКЕ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2007 |
|
RU2445520C2 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК ЛОКОМОТИВА | 2003 |
|
RU2252344C2 |
Использование: в железнодорожном транспорте. Подшипник скольжения содержит ось колесной пары, крышку с масляным резервуаром, верхний и нижний вкладыши и систему смазки, включающую микропористую пробку, нитки фитильной пряжи, смотровой люк и крышку для доступа к системе смазки, а также теплопередающее кольцо, теплопередающие элементы, прикрепленные к упомянутому кольцу регулировочной гайкой. По диаметру теплопередающего кольца и регулировочной гайки нарезана резьба с мелким шагом в противоположных направлениях. Крышка с масляным резервуаром имеет одну камеру. Такое выполнение повышает эксплуатационную надежность и долговечность систем смазки моторно-осевых подшипников локомотива. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
SU, 1809193, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Система смазки моторно-осевого подшипника скольжения локомотива | 1991 |
|
SU1823843A3 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1998-08-20—Публикация
1996-01-04—Подача