МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК ЛОКОМОТИВА С СИСТЕМОЙ СМАЗКИ Российский патент 2009 года по МПК F16C33/10 

Описание патента на изобретение RU2364763C2

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции моторно-осевых подшипников, используемых на локомотивах железнодорожного транспорта.

Конструкция моторно-осевых подшипников, устанавливаемых на колесной оси локомотивов, содержащая вкладыши, которые состоят из верхней и нижней половины, выполненной с окном для подвода смазки к трущимся частям, хорошо известна из уровня техники. Издание «Тепловозы», С.А.Шафрановский, Н.З.Переверзев, Н.И.Королев, М., 1956, Гос. транспортное железнодорожное издательство, стр.327; «Электрические машины и электрооборудование тепловозов» под ред. Е.А.Гаккель, М., 1960, ТрансЖелдорИздат, стр.107; «Электровозы» В.А.Раков, П.К.Пономаренко, стр.106.

Модификации известной конструкции приведены в патентах РФ №№2220337 (F16C 33/00, 27.12.2003), 2117829 (F16C 33/10, 20.08.1998), 2252344 (F16C 33/10, 20.05.2005).

Общим недостатком конструкции вкладыша с окном является повышенное удельное давление на ось колесной пары в рабочей зоне за счет сокращения рабочей поверхности, используемой для вырезки окна и проточки холодильников, что приводит к перегреву подшипников и отрицательно сказывается на износостойкости и долговечности конструкции. Кроме того, система нанесения смазки польстерами не может обеспечить нанесение слоя смазки достаточной толщины. Тонкий слой срезается кромками подшипников, вплоть до задиров подшипников и осей колесных пар. Наличие масляных резервуаров - шапок в крышке - неоправданно увеличивает их массу, что приводит к ослаблению крепления шапочных болтов, их утере, а иногда и утере самих шапок.

Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое техническое решение, является повышение износостойкости и долговечности работы подшипника и оси колесной пары (как пары трения).

Заявленный технический результат достигается тем, что в моторно-осевом подшипнике локомотива, содержащем на оси колесной пары вкладыши и систему смазки, оба вкладыша подшипника выполнены цельными, без окна и проточек боковых холодильников, что увеличивает опорную рабочую поверхность и снижает удельное давление в рабочей зоне прилегания к оси, при этом смазка подается через смазочное отверстие в верхней точке верхнего (внутреннего) вкладыша в сборе, от которой для смазывания пары трения по всей длине фрезеруются разводящие смазочные канавки, например, Х-образные, а для сбора отработанной смазки в нижней зоне нижнего (внешнего) вкладыша фрезеруется продольная маслосборная канавка для отвода масла и смазывания опорного бурта подшипника.

Предлагаемое техническое решение поясняется графическими материалами.

На фиг.1 представлено сечение подшипника с системой смазки в сборе, где на ось колесной пары 1 в расточку остова 2 устанавливаются нижний (внутренний) 3 и верхний (внешний) 4 вкладыши, которые фиксируются на остове крышкой 5 с помощью четырех болтов 6. Крышка выполнена без масляного резервуара (см. фиг.2). Подводка масла к поверхностям трения через смазочное отверстие 7 осуществляется масленкой дозатором 8, которая может иметь калиброванное дозирующее отверстие различных размеров в зависимости от времени года и условий эксплуатации. Масленка устанавливается в проставку 9 смазочного отверстия, выполненного в верхней точке остова. Емкость масленки около 1 литра.

На фиг.2 показана расточка остова 2 с площадкой крепления крышки 5 и сама крышка. Подшипник крепится к остову 2 тягового двигателя крышкой с помощью 4-х болтов 6 с конусной головкой и раззенковкой отверстий в крышке самостопорящей конструкции, без каких-либо стопорящих устройств.

На фиг.3 показаны фронтальные виды вкладышей, где на внутренней поверхности нижнего (внутреннего) вкладыша 3 со смазочным отверстием 7 расположены разводящие канавки 10. Канавки фрезеруются в центральной части, что препятствует вытеканию масла с торцов подшипника. На внутренней поверхности верхнего (внешнего) вкладыша 4 выполнена маслосборная канавка 11, выходящая на бурт подшипника 12, при этом оставшаяся перемычка препятствует утечке масла в окружающую среду.

Такое конструктивное решение вкладышей подшипника снижает удельное давление подшипника на ось колесной пары локомотива за счет увеличения рабочей поверхности и отсутствия окна для польстера и проточек холодильников по бокам подшипника не менее чем в 4 раза. Силы, прижимающие подшипник с остовом тягового двигателя, образующиеся от составляющей силы в эвольвентном зацеплении зубчатой передачи тягового редуктора, прикладываются к увеличенной в 4 раза рабочей поверхности при включении нагрузки тягового электродвигателя, что снижает нагрев подшипника, а следовательно, уменьшает его износ и исключает появление задиров.

Смазывание пары трения подшипника и оси осуществляется сверху в ненагруженной зоне, что обеспечивает оптимальную толщину масляного слоя и образование идеального масляного клина, что выгодно отличает его от известных решений с окном в верхнем (внешнем) вкладыше.

При остановках или движении локомотива с выключенной нагрузкой тяговый электродвигатель опирается через подшипник на ось колесной пары в верхней точке, перекрывая смазочное отверстие и канавки, что прекращает подачу смазки, поскольку в таком режиме количество смазки на рабочих поверхностях пары трения является достаточным. Режимное прекращение подачи масла также предотвращает утечку смазки и загрязнение окружающей среды.

Похожие патенты RU2364763C2

название год авторы номер документа
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК ЛОКОМОТИВА 2003
  • Бородин А.В.
  • Тарута Д.В.
RU2252344C2
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ЛОКОМОТИВА С ОРГАНИЗОВАННОЙ КАПИЛЛЯРНОЙ СИСТЕМОЙ СМАЗКИ 1996
  • Мурадов З.А.
  • Ахвердиев К.С.-О.
  • Черный В.С.
  • Андреевский А.П.
RU2117829C1
Система смазки моторно-осевого подшипника локомотива 1991
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Ахвердиев Камил Самедович
  • Мурадов Захир Ахмедович
SU1809193A1
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ЛОКОМОТИВА 1995
  • Ахвердиев К.-С.-О.
  • Мурадов З.А.
  • Луговской Б.К.
RU2108498C1
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЛОКОМОТИВА (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ПЛОЩАДИ СМАЗЫВАЕМОЙ ПОВЕРХНОСТИ КОНТАКТА ТАКОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И СМАЗОЧНЫЙ ФИТИЛЬ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ТАКОМ ПОДШИПНИКЕ СКОЛЬЖЕНИЯ 2007
  • Фостер Роберт Б.
  • Бьен Поль
  • Маклин Джон Е.
RU2445520C2
КОЛЕСНО-МОТОРНЫЙ БЛОК 2006
  • Коссов Валерий Семенович
  • Мещерин Юрий Васильевич
  • Михайлов Геннадий Иванович
  • Руденко Владимир Федорович
  • Ткаченко Владимир Николаевич
RU2323117C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МОТОРНО-ОСЕВЫХ ПОДШИПНИКОВ ЛОКОМОТИВОВ 2007
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Мельниченко Татьяна Николаевна
  • Горбаток Сергей Анатольевич
RU2386058C2
КОЛЕСНО-МОТОРНЫЙ БЛОК ЛОКОМОТИВА 2011
  • Ушаков Вячеслав Анатольевич
  • Андросов Николай Николаевич
  • Трубицын Денис Владимирович
  • Сохачевский Владислав Борисович
RU2459733C1
Устройство для смазки моторно-осевых подшипников и тяговой передачи локомотива 1978
  • Балабанов Анатолий Дмитриевич
  • Бардышова Людмила Петровна
  • Безбожный Владимир Алексеевич
  • Колесников Валентин Петрович
  • Литвинов Алексей Тимофеевич
SU779135A1
Устройство для смазки шейки осиКОлЕСНОй пАРы B MOTOPHO-OCEBOM пОд-шипНиКЕ ТягОВОгО элЕКТРОдВигАТЕлялОКОМОТиВА 1979
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Беленький Александр Давыдович
  • Саидов Кудрат Убайдуллаевич
  • Гибалов Анатолий Иванович
  • Киселев Валентин Иванович
  • Перельман Юрий Зиновьевич
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Литвинов Алексей Тимофеевич
  • Колесников Валентин Петрович
  • Безбожный Владимир Алексеевич
SU852690A1

Реферат патента 2009 года МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК ЛОКОМОТИВА С СИСТЕМОЙ СМАЗКИ

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции моторно-осевых подшипников, используемых на локомотивах железнодорожного транспорта. Моторно-осевой подшипник локомотива содержит на оси колесной пары вкладыши и систему смазки. Подшипник выполнен с цельными вкладышами, без окна и проточек боковых холодильников, что увеличивает опорную рабочую поверхность и снижает удельное давление в рабочей зоне прилегания к оси. При этом смазка подается из сменной масленки-дозатора через смазочное отверстие в верхней точке нижнего (внутреннего) вкладыша в сборе, от которого для смазывания пары трения по всей длине фрезеруются разводящие смазочные канавки, например, Х-образные. Для сбора отработанной смазки в нижней зоне верхнего (внешнего) вкладыша фрезеруется продольная маслосборная канавка для ее отвода и смазывания опорного бурта подшипника. Технический результат: повышение износостойкости и долговечности работы подшипника и оси колесной пары (как пары трения). 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 364 763 C2

1. Моторно-осевой подшипник локомотива с системой смазки, содержащий на оси колесной пары верхний и нижний вкладыши, крепящиеся к остову крышкой, и систему смазки, отличающийся тем, что верхний и нижний вкладыши выполнены цельными, при этом нижний вкладыш имеет смазочное отверстие, расположенное в верхней точке подшипника в сборе и, по меньшей мере, одну разводящую смазочную канавку по внутренней поверхности, при этом смазочное отверстие нижнего вкладыша сопряжено со смазочным отверстием остова, где расположена масленка, а в нижней части верхнего вкладыша в сборе выполнена продольная маслосборная канавка.

2. Моторно-осевой подшипник локомотива с системой смазки по п.1, отличающийся тем, что на внутренней поверхности нижнего вкладыша выполнены две Х-образные разводящие канавки.

3. Моторно-осевой подшипник локомотива с системой смазки по п.1, отличающийся тем, что в смазочном отверстии остова расположена коническая проставка.

4. Моторно-осевой подшипник локомотива с системой смазки по п.1, отличающийся тем, что масленка выполнена в виде сменного калибровочного дозатора.

5. Моторно-осевой подшипник локомотива с системой смазки по п.1, отличающийся тем, что маслосборная канавка выполнена выходящей на бурт подшипника.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2364763C2

МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК ЛОКОМОТИВА 2003
  • Бородин А.В.
  • Тарута Д.В.
RU2252344C2
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК 2000
  • Лубягов А.М.
  • Козубенко В.Г.
  • Ахвердиев К.С.-О.
  • Приходько В.М.
  • Луговской Б.К.
RU2204065C2
Вкладыш подшипника скольжения 1987
  • Петровская Татьяна Эдуардовна
  • Пасека Виктория Леонидовна
  • Курасов Дмитрий Александрович
SU1479743A1
Торцевой подшипник для валов 1928
  • Сиромахин В.И.
  • Сиромахин Ф.И.
SU19003A1
DE 19953576 A1, 21.06.2001.

RU 2 364 763 C2

Авторы

Соколов Николай Борисович

Соколов Владимир Николаевич

Даты

2009-08-20Публикация

2007-06-18Подача