Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортном машиностроении.
Известны фрикционные муфты, содержащие ведущий и ведомый валы, взаимодействующие через фрикционные диски, нажимное усилие между которыми создается при помощи устройств, состоящих из пружин, кулачково-рычажных механизмов, а также муфты с гидронажимом (Авторское свидетельство SU 1649157, A1 F 16 D 13/69).
Недостатком таких фрикционных муфт являются малая удельная мощность, передаваемая муфтой, отсутствие возможности регулировать передаваемый крутящий момент в зависимости от условий эксплуатации, а для муфт с гидронажимом наличие внешнего дополнительного устройства для подачи рабочей жидкости под давлением.
Целью настоящего изобретения является устранение перечисленных недостатков фрикционных муфт с одновременным их конструктивно-технологическим упрощением.
Поставленная цель достигается тем, что у фрикционной муфты, содержащей нажимной диск 8 и фрикционные диски 9, соединяющие ведущий 1 и ведомый 10 валы, гидрообъемную передачу, содержащую плунжер 6, связанный с нажимным диском 8, гидрообъемная передача содержит полость, заполненную рабочей жидкостью и выполненную внутри цилиндрического стакана заодно с ведущим валом 1.
В указанном цилиндрическом стакане 1 установлен упомянутый плунжер 6, в стенке, образующей дно цилиндрического стакана 1, установлены малые плунжеры 2 с возможностью вдавливания в полость цилиндрического стакана 1, причем суммарная площадь малых плунжеров 2 отличается от площади плунжера 6, связанного с нажимным диском 8.
Фрикционная муфта снабжена нажимной пружиной 15, воздействующей через опорную шайбу 17 на малые плунжеры 2 в направлении вдавливания малых плунжеров 2 в полость цилиндрического стакана 1, и выжимным подшипником 18, связанным с опорной шайбой 17 с возможностью сжатия нажимной пружины 15 в направлении выдвигания малых плунжеров 2 из полости цилиндрического стакана 1. Нажимное усилие увеличивается пропорционально соотношению площадей выше указанных плунжеров 2 и 6.
Фрикционная муфта также снабжена упорной гайкой 16 для затягивания нажимной пружины 15 с возможностью регулирования усилия затяжки нажимной пружины 15.
На фиг. 1 изображена фрикционная муфта в разрезе. На фиг. 2 - ее сечение А-А.
Фрикционная муфта содержит ведущий вал, выполненный заодно с корончатым стаканом 1, имеющий в дне подвижные малые плунжеры 2, установленные с уплотнениями 3, рабочую полость с заливным отверстием с пробкой 4, сквозные пазы 5 по торцу корончатого стакана 1, плунжер 6, установленный с уплотнением 7, нажимной диск 8, установленный выступами, фиксирующими его от поворота в пазах 5, фрикционные диски 9, ведомый вал 10, установленный на подшипниках 11 и 12, крышку 13, прикрепленную к торцу корончатого стакана 1 болтами 14, нажимную пружину 15, упорную гайку 16, опорную шайбу 17, выжимной подшипник 18.
Фрикционная муфта работает следующим образом.
Полость корончатого стакана 1 через заливное отверстие с пробкой 4 заполняется рабочей жидкостью, например минеральным маслом, малые плунжеры 2 выдвигаются в верхнее положение, заливная пробка 4 герметизирует рабочую полость, нажимная пружина 15 затягивается упорной гайкой 16. Опорная шайба 17, передавая усилие пружины, вдавливает малые плунжеры 2 в заполненную рабочей жидкостью полость корончатого стакана 1, закрытую плунжером 6, создавая в этой полости давление пропорционально силе вдавливания малых плунжеров 2.
Отношение площади плунжера 6 к суммарной площади поперечного сечения малых плунжеров 2 является передаточным отношением образованной элементами муфты гидрообъемной передачи.
Заданное нажимной пружиной 15 усиливается гидрообъемной передачей пропорционально передаточному отношению и воздействует на нажимной диск 8, который в свою очередь сжимает фрикционные диски и за счет возникающей силы трения муфта передает момент. В таком положении муфта включена.
При нажатии на выжимной подшипник 18, опорная шайба 17 сжимает пружину 15, освобождает малые плунжеры 2, давление жидкости на плунжер 6 падает до атмосферного. Сила трения между фрикционными дисками 9 и фланцем ведомого вала 10 исчезает. Муфта выключена.
Величина передаваемого крутящего момента фрикционной муфтой задается силой предварительной затяжки нажимной пружины 15.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Механизм сцепления с его приводом для управления преселективной коробкой передач автомобиля | 1984 |
|
SU1155474A1 |
МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2149292C1 |
ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2196068C2 |
Фрикционная муфта с отбором мощности | 1982 |
|
SU1099134A1 |
Устройство,передающее крутящий момент,преимущественно трактора К-700 роторного траншейного экскаватора | 1984 |
|
SU1163065A1 |
Устройство для регулировки выжимных подшипников | 2021 |
|
RU2776631C1 |
Сцепление для автомобиля | 1978 |
|
SU1091847A3 |
Фрикционная муфта сцепления | 1987 |
|
SU1479752A1 |
Фрикционная муфта | 1984 |
|
SU1293389A1 |
Центробежная муфта | 1978 |
|
SU734459A1 |
Фракционная муфта содержит ведущий и ведомый валы, связанные через фрикционные диски, и плунжер для передачи нажимного усилия фрикционным дискам, при этом муфта снабжена прижимной пружиной для создания нажимного усилия и гидрообъемной передачей для редуцирования нажимного усилия, создаваемого нажимной пружиной, и передачи этого усилия фрикционным дискам, упомянутая гидрообъемная передача содержит плунжеры разных площадей, связанные через полость, заполненную рабочей жидкостью. Такая конструкция муфты обеспечивает возможность регулирования передаваемого крутящего момента и сравнительно малые габаритные размеры, а также позволяет упростить эксплуатацию муфты и уменьшить затраты на ее изготовление. 1 з. п.ф-лы, 2 ил.
SU а.с | |||
Многодисковое фрикционное устройство | 1988 |
|
SU1649157A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1998-10-27—Публикация
1996-02-05—Подача