Сцепление для автомобиля Советский патент 1984 года по МПК B60K17/00 

Описание патента на изобретение SU1091847A3

Изобретение относится к машиностр ению и может быть использовано в муф тах сцепления транспортных средств, Известно сцепление для автомобиля содержащее две фрикционные муфтьц ка дая из которых состоит из ведущего диска, жестко соединенного с цилиндрическим корпусом, связанным с ведущим валом, фрикционного диска, установленного с возможностью осевого перемещения относительно ведущего диска и заклиненного на соответствующем ведомом валу, нажимного диска установленного в упомянутом корпусе с возможностью осевого перемещения относительно ведущего диска и кинема тически связанного с органом управления, и конические прух инные шайбы, которые расположены обращенными друг к другу и оперты с одной стороны :ла упорный элемент, расположенный ме;вду нажимными дисками, а с другой стороны - на соответствующзпо опорную поверхность нажимных дисков Недостатком известной конструкции сцепления являются затрудненные условия сборки. Цель изобретения - облегчение мон тажа. Указанная цель достигается тем, что в сцеплении для автомобиля, соде жащем две фрикционные муфты, какддая из которых состоит из еедущего диска жестко соединенного с цилиндрическим корпусоМэ связанным с ведущим валом, фрикционного диска, установленного с возможностью осевого перемещения относительно ведущего диска и заюаиненного на соответствующем ведомом валу, нажимного диска, установленного в упомянутом корпусе с возможностью осевого перемещения относительно ведущего диска и кинематически связанного с органом управления, и конические пружинные щайбы. которые расположены обращеннмми друг к другу и оперты с одной стороны на упорный элемент, расположенньш между нажимными дисками, а с другой стороны - на соответствующую опорную поверхность нажимных дисков,, упорньп-г злемент выполнен в виде кольца круглого сеченияэ расположенного меж,цу коническими пружинными шайбами, а на внутренней цилиндрической поверхности корпуса выполнен удерживающий з:1емент в виде кольцевого упора или Б виде конической шайбы, устаjiOB.jeiiHoii в упомянутом корпусе зажаIc-f, при этом к удерживающему элементу -прижаты упомянутые пружинные ;: кольцом при помощи аксиально распо.:то) сегментов, закрепленных, на у- ;омянутом корпусе, )рь: этом в цилиндрическом корпусе выпсЛнены выемки для размещения j3 них упомярутых сегментов, а для опирания конических ИJaйб цилиндрический кор;ус сцепления содержит дополнительный кольцевой упор. Кроме того, кольцевой упор цилиндр1 чеСКОРО корпуса имеет в сечении форму прямоугольной трапеции, причем (5ские аайСЫ прижаты к наклонной иовс-рхности кольцевого упора. На фиг. 1 показано предлагаемое -сшепление для автомобиля, вид сбоку| ча сриг, 2 - то же, вид сверху (частичный разрез А-А на фиг, 1); на фиг. 3разрез Б-Б на фиг. Ij на фиг,4 - разрез В-В на фиг. 3; на фиг, 5 - разрез Г-Г на фиг° 3; на фиг. 6 - разрез ;,--Д на фиг, 3; на фиг, 7 - вид Е на фиг, 3; на фиг. 8 - разрез Ж-Ж на фиг, 7; па фиг, 9 - первый вариант выполнения сегмента по фиг. 8| на фиг, 10 - то ясе J второй вариант; на ita-ir, 11 - то же, третий вариант. Предлагаемое сцепление (фиг. 3) является двухдисковым и состоит из ведущих дисков 1 и 2, фрикционных 3 и 4, соединенных со ступицами 5 и 6 соответственно с возможностью осевого перемещения, и нажимных дисков 7 и 8, связанных с ведущими дисками 1 - 2, но аксиально подвижных для осуществления зажима соот:8етствующего фрикционного диска ЗиА. Ведущий диск 1 имеет на своей периферии почти цилиндрическую юбку 9, которая простирается в осевом направпении вокруг фрикционных и нажимных дисков и свободная часть которой имеет nasbi О и 11 (фиг. 2), образующие между собой цоколи 12 (фиг, 7). Концевым участком зтих цоколей 12 ведущий диск 1 находится аксиалг.но в соп эикосновении с ведущим диском 2. Винты, не представленные на фигурах и п1)оходящие через аксиальные отверстия 13 в цоколях 12s жестко соединяют ведущие диски 1 и 2. Поколи 12 (фиг, 2) имеют уменьшенную высотуS а юбка 9 - полости 14 для благоприятной вентиляции внутреннего объема ведущего диска 1. Так как ведущий диск 1 составляет корпус с юбкой 9, даже вырезанный и пустой, -то он образует крьшку для фрикционных 3 и 4 и нажимных 7 и 8 дисков. Ведущий диск 2 (на фигурах показан частично) соединен с входным валом, тогда как каждая ступица 5 и фрикционных дисков 3 и 4 соединена с ведомым валом. Поэтому ступицы 5 ч 6 имеют продольные шлицы на их внутренней периферии для захвата на соответствующем ведомом валу. Каждьм из фрикционных дисков 3 и сцепления с двумя выходами и, таким образом, установлен вращающимся на отдельно м ведомом валу. Однако, если сцепление имеет один единственный выход, то эти два фрикционных диска установлены на одкрм и том же ведомом валу. Благодаря пазам 10 юбки 9 ведуще диска 1 (фиг. 3) радиально простира ющиеся лапки 15 и 16 нажимных диско 7 и 8, установленные с возможностью осевого перемещения в указанные пазы обеспечивают жесткое соединение в та генциальном направлении при вращении нажимных дисков 7 и 8 с ведущими дис ками 1 и 2, позволяя осуществлять аксиальное перемещение нажимных дисков по отнощению к ведущим дискам. Между нажимными 7 и 8 и ведущими 1 и 2 дисками расположены упругие средства, способные перемещать эти нажимные диски в направлении зацепл ния, при котором фрикционные диски и 4 зажаты между нажимными 7 и 8 и ведущими 1 и 2 дисками (фиг. 3). Две пружинные шайбы 17 и 18 типа элементов тарельчатой пружины аксиально ориентированы в противоположных направлениях и в осевом направл нии разделены одна от другой посред ством распорной кольцевой общей дет ли 19 в виде упорного элемента, установленной на ведущем диске 1 и на которой выполнены в противоположных позициях по оси две опорные поверхности для пружинных шайб 17 и 18. Каждая пружинная шайба 17 и 18 предлагаемого сцепления опирается своей внешней периферией на опорный заплечик распорной детали 19, а сво ей внутренней периферией - на соответствующие нажимной диск 7 или 8. Для этого на каждом нажимном диске выполнен кольцевой буртик 20 и 21 соответственно. По изобретению распорная кольцевая деталь 19 выполнена в виде простого кольца с поперечным кольцевым сечением, свободно расположенного между двумя пружинными шайбами 17 и 18, а для своей аксиальной установки на ведущем диске 1 она пропущена по крайней мере через одну из зтих пружинных шайб, упирается в кольцевые средства поддержки, расположенные аксиально за пределами названной пружинной шайбы по отношению к распорной кольцевой детали и соединенные с первым диском 1 (фиг. 1-8). Указанные кольцевые средства поддержки предусмотрены за пределами одной и другой пружинных шайб и выполнены в виде заплечика 22 (фиг. 2 и 8). Последний составляет одно целое с ведущим диском 1 и образован на внутренней поверхности его юбки почти перпендикулярно оси муфты. По отношению к ведущему диску 1 кольцевые средства поддержки кольцевой распорной детали 19 фрагментированы на три сегмента участка 23, и каждый из них прикреплен к ведущему диску 1 в одном из пазов 11, которые имеет его юбка 9. Каждый сегмент 23 соединен заклепками 24 со стержнем 25, образуя дно соответствующего паза 11 (фиг. 2 до 8). Сегменты 23 радиально выступают внутри юбки 9 вед тцего диска 1 , так что пружинные шайбы 17 и 18 и распорная деталь 19, которую они окружают, оказываются зажатыми между этими сегментами 23 и заплечиком 22 ведущего диска 1. Таким образом, осуществляется аксиальное соединение распорной детали 19 с ведущим диском с одной стороны при помощи сегментов 23 через прз инную шайбу 18, ас другой - при помощи заплечика 22 через пружинную щайбу 17. Пружинная шайба 18 непосредственно соприкасается с сегментами 23, между которыми может быть расположено кольцо, а пружинная шайба 17 находится непосредственно в контакте с заплечиком 22 ведущего диска 1 (кольцо может быть расположено между пружинной шайбой и заплечиком). Сцепление содержит набор выжимных рычагов 26 (в данном случае три). Каждый выжимной рычаг 26 установлен на оси 27, несомой двумя выступами 28, которые имеются для этого на внешней поверхности ведущего диска 1. Указанные выжимные рычаги 26 простираются почти радиально от периферии ведущего

диска 1 в направлении оси муфты, и для их управления к ним обычно присоединен на их свободном конце выжимной подшипник сцепления, смонтированный подвижно на оси.

По изобретению вьшимные рычаги 26 имеют форму желоба, выполненного из листового гнутого металла, и в их внутреннем объеме расположена пластин ка 29, которая насажена на соответствующую ось 27. Посредством такой пластинки 29 каждый вьокимной рычаг 26 находится в чонтакте с промежуточным рычагом 30, который для такого контакта имеет выступ 31 и которьк сам насажен на ось 32, несомую теми лее выступами 28 ведущего диска 1 , несущего ось 27 выжимного соответствующего рычага 26 (фиг. 3).

Промежуточный рычаг 30 посредством своего свободного конца за пределами выступа 31 контактирует с толкателем 33, который аксиально с зазором проходит через ведущий диск 1,, завинчивается в резьбовое отверстие 34 нажимного диска 7 и контрится блокирово1|ной гайкой 35,

При этом между ведущим диском 1 и каждым выжимным рычагом 26, на свободном конце последнего, н:аиболее близкого к периферии, расположена прулшна 36, установленная на штифть 37 и 38, несомые соответственно ведущим диском 1 и вьскимным рычагом 26.

Кроме того, сцепление содержит три выжимных рычага 39, Каждый выжимной рычаг 39 установлен на оси 40 вращения, несомой одним из выступов 28, несущих ось вращения 27 выжимного рычага 26, и третьим выступом 28, которыйимеется на внешней поверхности ведущего диска 1 и расположен параллельно предьщущим выступам 28 (фиг. 1).

Выжимные рычаги 39 прострфаются почти радиально, от периферии ведущего диска 1 к оси муфты, кахщый параллельно соответствующему вьокимному рычагу 26, и для их управления к ним присоединен на их свободном конце вьокимной подшипник сцепления (не показан), смонтированный подвижно вокруг названной оси. На их сво- бодном наиболее близком к периферии конце выжимные рычаги 39 каждьп ин-дивидуально сцеплен с нажимным диском 8 при помощи элементов 41, работающих на растяжение, которые скреплены пгарнирами 42 с выжимными рьгча-гами 39 и аксиально проходят с зазот)ом через ведущий 1 и нажимные 7 и 8 71, и которые за пределами нажим;-и)Г() ДИСКЕ 8 имеют упор 43, выполнен;чый в виде гайки и контргайки, посредством которых они соприкасаются с нажимнь№ диском 8. Вокруг каждого элемента 41. работающего на растяжени меж;1у диском 1 и выжимным рычагом 39 расположена пружина 44.

всех случаях пружинные шайбы 17 и 18 работают независимо одна от другой вследствие того, что они опираются на распорную деталь 19, которая установлена аксиально на ведущем диске ;, Для упрощения движения опрокиды13 1ння,, которому подвергаются при работе пружинные шайбы 17 и 18, предусмо рен некоторьм зазор при их установке и распорной детали 19j которая их разделяет, между заплечиком 22 ведущего диска 1 и сегментами 23, обеспечивающими поддержку этой установки по отнощению к указанному ведущему диску.

Кроме того, по варианту выполнения (фиг. 9) с той же целью придают в виде усеченного конуса заплечику 22 ведущего диска 1, Аналогичное расположение быть принято для соответствующего заплечика сегментов 23, при этом такое расположение может вытекать, как показано, из деформации, которой неизбежно подвергается соответствующий участок указанных сегментов во время их разрезки на участки.

По другому варианту кольцо, образующее кольцевую распорную деталь 19 выполнено в виде черепицы, т.е. снабжено одной или несколькими волнами с осью, перпендикулярной оси установки, что позволяет плавно выбирать зазор, предусмотренный в этой установке. Согласно, фиг. 1-9 распорная деталь 19 является простым кольцом, которое может быть открытым посредством щели, а его окружные концы скабжен1ы воз.вратами 45, направленными за пределы параллельно один к другому и ВХОДЯ1ЦИМИ радиально в проход 46, предусмотренный для этого в юбке 9 ведущего диска 1 для окружной поддержки указанной распорной детали (фиг. 7).

Не в этом ваоианте такая поддержка обеспечиваться, например, простым трением, или при помощи лысок, предусмотренных для этой цели на упомянутой распорной детали для совместной работы с лысками, сделанными последовательно на юбке 9 ведущего диска 1, причем окружные концы этой распорной i али могут быть лишены всяких радиальных или аксиальных возвратов или быть соединенными один с другим, например, при помощи сварки

Как указано аксиальная установка распорной кольцевой детали 19 обеспечивается за пределами пружинных шайб 17 и 18, следовательно, в обоих направлениях.

В случае, если одна из пружинных шайб является более мощной (в случае отбора мощности), достаточно, чтобы аксиальная установка распорной детали 19 обеспечивалась с одной стороны т.е. в одном направлении, через пружинную шайбу 17 или 18, наименее слабую, с тем, чтобы независимо от скорости нагрузка пружинной, самой сильной шайбы была выше нагрузки пружинной шайбы, наименее слабой. В этом случае самая сильная пружинная шайба (без опоры со стороны, противоположной распорной кольцевой детали) постоянно обеспечивает прижатие распорной кольцевой детали 19 к пружинной шайбе, наименее слабой, и через нее к средствам поддержки, расположенным для этого за ее пределами (фиг. 10 и 11).

На фиг. 10 пружинная шайба 17 явлется самой сильной. Поэтому сегменты 23 предусмотрены за пределами пружинной шайбы 18, а заплечик 22 ведущего диска 1 устранен.

В варианте по фиг. 11 пружинная шайба 18 является самой сильной. Предусмотрен только заплечик 22 ведущего диска 1 за пределами пружинной шайбы 17, а удерживающие сегменты 23 устранены.

Во всех случаях пружинные шайбы 17 и 18 аксиально противопоставлены одна другой и действуют, т.е. увеличивают их нагрузку, независимо одна от другой.

Сцепление работает следующим образом.

Под действись5 вылимного подшипника сцепления выжимные рычаги 26, перемещаясь, в свою очередь, поворачивают промежуточные рычаги 30. Посредством толкателей 33, на которые они действуют, эти промежуточные рычаги 30 вызывают аксиальное движение нажимного диска 7, который, удаляясь от ведущего диска 1 навстречу пружинной шайбе 17, освобождает фрикционный диск 3.

Этот фрикционный диск 3, таким образом, оказывается разжатым, и соответствующий выходной вал больше не соединен при вращении с входным валом, на котором установлен ведущий диск 1 посредством ведущего диска 2.

Когда надлежащий выжимной подщипниК сцепления перестает действовать на выжимные рычаги 26, пружинная шайба 17 вызывает вновь зажим фрикционного диска 3, а также совместно с пружинами 36 - возврат в первоначальное положение выжимных рычагов 26.

Под действием выжимного подшипника сцепления приводятся в действие выжимные рычаги 39, которые осуществляют посредством элементов 41, работающих на растяжение, отвод нажимного диска 8. Последний в этом случае удаляется от ведущего диска 2 навстречу пружинной шайбе 18.

Фрикционный диск 4 оказывается ражатым, и выходной соответствующий вал больше не соединен при врап;ении с входным валом, на котором установлен ведущий диск 2,

Когда надлежащий выжимной подшипник сцепления перестает действовать на выжимные рычаги 39, пружинная шайба 18 вызывает вновь зажиь1 фрикционного диска 4, а также совместно с пр ткинами 44 - возврат в первоначальное положение пусковых рычагов 3

Кроме того, выжимные подшипники сцепления, подсоединенные к пусковым рычагам 26 и 39, могут действовать одновременно на последние.

. Изобретение позволяет облегчить трудоемкость сборки сцепления путем исключения трудоемких операций вследствие упрощения изготовления ранее труднодоступных деталей сцепления. 11 6 .-1

,

,

f f f f 8 17 /, /

ff/S 35 3 5 33 37 27 36 Фиг.З

Жттш 26

Х/ХТ

42

B-B

Г-Г .

/ 28 LL

-29

,,//,

IrWg -28

w//m

I 31

Фиг. 5

Похожие патенты SU1091847A3

название год авторы номер документа
Система управления двойной муфтой сцепления 1974
  • Мишель Теофиль Рист
SU1052149A3
Фрикционный диск сцепления 1980
  • Пьер Луазо
SU1279523A3
Фрикционная муфта сцепления 1977
  • Карло Беккари
SU772497A3
Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства 1980
  • Пьер Луазо
SU1217265A3
Автомобильное сцепление 1980
  • Рене Бийе
  • Мишель Баше
SU1009285A3
Фрикционное сцепление 1977
  • Жан-Клод Фенар
SU786930A3
Компенсационное устройство для системы тяг механизма выключения сцепления 1979
  • Карло Беккари
SU952096A3
Муфта сцепления с гидравлическим управлением 1974
  • Мишель Теофиль Рист
SU572214A3
Фрикционная муфта сцепления автомобиля 1976
  • Жерар Де Женн
SU1131465A3
Фрикционная муфта сцепления транспортного средства 1976
  • Жерар Де Женн
SU1024004A3

Иллюстрации к изобретению SU 1 091 847 A3

Реферат патента 1984 года Сцепление для автомобиля

1. СЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ, содержащее две фрикционные муфты, каждая из которых состоит из ведущего диска, жестко соединенного с цилиндрическим корпусом, связанным с ведущим валом, фрикционного диска, установленного с возможностью осевого перемещения относительно ведущего диска изаклиненного на соответствующем ведомом валу, нажимного диска, установленного в упомянутом корпусе с возможностью осевого перемещения относительно ведущего диска и кинематически связанного с органом управления, и конические, пружинные шайбы, которые расположены обращенными друг к другу и оперты с одной стороны на упорный элемент, расположенный между нажимными дисками, а с другой стороны - на соответствующую опорную поверхность нажимных дисков, отличающееся тем, что, с целью облегчения монтажа, упорный элемент выполнен в виде кольца круглого сечения, расположенного между коническими пружинными шайбами, а на внутренней цилиндрической поверхности корпуса выполнен удерживающий элемент в виде кольцевого упора или в виде конической шайбы, установленной в упомянутом корпусе зажатой, при этом к удерживающему элементу прижаты упомянутые пружинные шайбы с кольцом при помощи аксиально расположенных сегментов, закрепленных на упомянутом корпусе. 2.Сцепление по п. 1, о т л и ч асл ю щ е е с я тем, что в цилиндричесс ком корпусе выполнены выемки для размещения в них упомянутых сегментов. 3.Сцепление по п. 1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что для опирания конических шайб цилиндрический корпус сцепления содержит дополнительный со 00 кольцевой упор. 4.Сцепление по п. 3, отличающееся тем, что кольцевой упор NU цилиндрического корпуса имеет в сече нии форму прямоугольной трапеции, при ч€м конические шайбы прижаты к наклонной поверхности этого кольцевого упора.

Формула изобретения SU 1 091 847 A3

Budj 4335, Ю, Фиг. 7 X(L 4f W. / A6

JiCl i8 Фиг.8 iBi92 1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1091847A3

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Способ мелиорации засоленных почв 1981
  • Суслов Олег Николаевич
  • Бугаевский Владимир Кузьмич
  • Суслова Вера Власовна
  • Кремзин Николай Михайлович
SU1120930A1
Способ крашения тканей 1922
  • Костин И.Д.
SU62A1

SU 1 091 847 A3

Авторы

Карло Беккари

Даты

1984-05-07Публикация

1978-07-13Подача