Изобретения относятся к медицине, а именно к психологической психотерапии, и могут найти применение для повышения профессиональной устойчивости при решении новых задач, для развития творческих способностей, для коррекции психоэмоционального состояния и формирования холотропного сознания.
Известен способ коррекции психологического состояния человека посредством обнаружения, осознания и вербализации проблемы человека (см., например, О. Ксендзюк, Трансформация личности: нейролингвистическое программирование. Анализ и комментарии. Одесса, Хаджибей, 1995 г., стр.11).
Недостатки нейролингвистического программирования - необходимость продолжительного общения психотерапевта с клиентом, зависимость психологического состояния клиента от личностных качеств психотерапевта, узкая направленность и избирательная эффективность.
Из описания к патенту Российской Федерации №2122442, МПК 6 А 61 М 21/00, публ. 1998 г. известен способ направленной коррекции психоэмоционального состояния человека, включающий проведение психодиагностических тестов, подбор разнохарактерных по эмоциональной окраске музыкальных и визуальных композиций и представление их клиенту в соответствии с требуемым эмоциональным состоянием, отличающийся тем, что для формирования интегрированного состояния, позволяющего мобилизовать ресурсные состояния в ответ на стимулы, ранее вызывавшие нежелательное состояние или состояния, препятствующие достижению желаемого состояния, а также повышения эффективности воздействия на психоэмоциональное состояние человека путем индивидуального подбора визуальных и аудиальных корреляторов психоэмоциональных состояний, предварительно выявляют ведущие субмодальности и невербальные признаки нежелательного состояния, состояния транса, 3...5 ресурсных состояний, желаемого состояния и состояния, препятствующего достижению желаемого состояния, ассоциируют каждое состояние с цветом с помощью цветового теста отношений, подбирают аудиальные корреляты, содержащие темп и размер, согласованные по ладотоническому признаку и тональности, и визуальные корреляты, ассоциирующиеся с выбранными цветами, многократно предъявляют каждый коррелят до появления у клиента невербальных признаков соответствующего корреляту состояния, изменяют параметры аудиальных и визуальных коррелятов до возникновения максимальных изменений в ведущей субмодальности и отчетливого проявления невербальных признаков выявленных состояний, затем формируют аудиовизуальную композицию (АВК) продолжительностью 30...45 минут путем объединения в группы по 2 и более аудиальных и 1 визуальному корреляту, предназначенных для одновременного предъявления, при этом визуальные и аудиальные корреляты каждого состояния включают в одну из групп не менее 1 раза, группы чередуют в произвольной последовательности и объединяют без пауз, предъявляют АВК клиенту, определяют ведущую субмодальность и невербальные признаки интегрированного состояния, изменяют аудиальные корреляты АВК до отчетливого проявления интегрированного состояния и предъявляют полученную АВК клиенту ежедневно за 2...3 ч до сна, до коррекции нежелательного состояния.
Недостаток этого способа - его узкая направленность и сравнительно невысокая эффективность обучения навыкам саморегуляции и самоорганизации из-за отсутствия объективной оценки степени погружения клиента в измененное состояние.
В опубликованной заявке на выдачу патента Российской Федерации на изобретение №95113607/14, МПК 6 А 61 М 21/00, публ. 1997 г., бюл. №23 описан способ восстановления душевного равновесия, включающий воспоминание тревожного инцидента, снятие эмоционального напряжения в нем с последующим аналогичным воспоминанием и разрежением всей совокупности тревожных инцидентов. После воспоминания инцидента для снятия в нем эмоционального напряжения клиенту предлагают мысленно образно ассоциировать этот инцидент с объемным пятном. После того как клиент представил пятно, он приводит его в движение, в процессе которого пятно осветляет. Затем осветленное пятно клиент мысленно ассоциирует с сюжетным изображением того же инцидента и при снижении эмоционального напряжения в момент его восприятия процедуру прекращают. Для контроля состояния эмоционального напряжения клиента измеряют показатели кожно-гальванической реакции. В течение всей процедуры клиент сообщает о цвете пятна.
Недостаток этого способа - его узкая направленность, так как он не обеспечивает развитие творческих способностей у клиента.
Патентом Российской Федерации №2123360, МПК 6 А 61 М 21/00, публ. 1998 г. описан способ психокоррекции, который позволяет осуществить гармонизацию личности и межличностных отношений и в соответствии с которым получают изображение человека, выявляют его личностные характеристики, подлежащие изменению, изменяют черты лица и/или другие атрибуты на изображении и приводят его в соответствие с заданным направлением, неоднократно воздействуют полученным изображением на человека и окружающих его людей, что вызывает изменение отношения к человеку окружающих людей и корректирует его личностные характеристики в заданном направлении.
Недостаток такого способа - его узкая избирательность, так как далеко не в каждом случае удается добиться поддержки окружающих человека людей благосклонно относиться к проводимой психокоррекции.
Наиболее близким по техническому результату к заявляемому способу психологического тренинга является способ оздоровления человека путем коррекции психологического состояния, защищенный патентом Российской Федерации №2096046, МПК 6 А 61 М 21/00, публ. 1997 г. По этому способу коррекцию психологического состояния проводят в три этапа, на каждом из которых используют приемы введения клиента в состояние измененного сознания, при этом на первом этапе выявляются отрицательные события и образы в жизни клиента и с помощью аутогетеросуггестивного воздействия добиваются явного для клиента снижения эмоциональной и детальной окраски их воспроизведения в памяти, далее на втором этапе под контролем оператора путем повторных аутотренировок клиента с анализом сенсорных ощущений с фактом подтверждения правильности предлагаемой информации, при этом внушают клиенту, что у него развилась способность интуитивного предвидения, являющаяся ключом выбора правильного решения в любой ситуации, на третьем этапе клиенту предлагают ряд конкретных ситуаций с помощью приобретенного навыка самостоятельно выбрать модель поведения, при этом предварительно внушают обязательность достижения успеха, прослеживают его действительное достижение и при положительном результате курс лечения заканчивается.
В сравнении с ранее описанными, такой способ ориентирует сознание клиента на достижение успеха в любой жизненной ситуации, однако его эффективность недостаточно высока из-за отсутствия объективной оценки степени погружения клиента в измененное сознание при образно-символьном мышлении. Кроме того, описанный способ мало эффективен в активации творческих способностей человека, в развитии его интеллекта.
Задача, решаемая изобретениями - повышение эффективности психологического тренинга в активизации творческих способностей и развитии интеллекта клиента за счет объективизации контроля изменения программы образно-символьного мышления и психоэмоционального состояния.
Решение указанной задачи достигается тем, что в способе психологического тренинга, включающем три этапа психотерапевтического воздействия с использованием аутосуггестии, на первом этапе клиента обучают навыкам образно-символьного мышления и саморегуляции психоэмоционального состояния, при этом активируют образно-символьное мышление, регистрируют биоэлектрическую активность головного мозга, сравнивают активности левого и правого полушарий головного мозга, результаты сравнения предъявляют клиенту в качестве сигнала биологической обратной связи, откликаясь на которые клиент корректирует сенсуализацию и символьную насыщенность образно-символьного мышления, контролируют поддержание необходимого при этом психоэмоционального состояния по параметрам кардиоритмограммы и/или параметрам электрической активности кожи; на втором этапе на примере тестовых ситуаций обучают клиента преодолению препятствий к достижению цели, при этом, используя навыки образно-символьного мышления и саморегуляции психоэмоционального состояния, клиент находит оптимальное решение в тестовых ситуациях; на третьем этапе навыки образно-символьного мышления и саморегуляции психоэмоционального состояния используют для преодоления препятствий к нахождению оптимального решения в текущих для клиента ситуациях. Каждый этап психологического тренинга содержит не менее 3-х сеансов, а сеансы психологического тренинга проводят с периодичностью от одного до пяти сеансов в неделю при длительности сеанса от 15 до 40 минут. На первом и втором этапах перед каждым сеансом психологического тренинга психолог-тренер с клиентом обсуждают программу сеанса, ситуации для образно-символьного мышления и цель сеанса психологического тренинга.
Способ обучения навыкам образно-символьного мышления, используемый при реализации заявляемого способа психологического тренинга, является самостоятельным объектом изобретения.
Известен способ психокоррекции, включающий воздействие на психику человека и изменение его эмоциональных характеристик, в соответствии с которым выявляют личностные характеристики человека, подлежащие изменению, определяют направление их изменений и корректируют личностные характеристики в заданном направлении путем воздействия на зрительный анализатор окружающих людей и человека неоднократным предъявлением изображения человека с измененными чертами лица, соответствующими измененным личностным характеристикам (см. патент Российской Федерации №2123360, МПК 6 А 61 М 21/00).
Недостаток такого способа психокоррекции заключается в том, что отсутствует объективизация контроля за изменением сознания, снижается эффективность обучения и развития навыков самоорганизации сознания. Кроме того, такой способ психокоррекции неприменим при использовании заявляемого способа психологического тренинга для развития творческих способностей человека.
Задача, решаемая изобретением - повышение эффективности обучения и развития навыков образно-символьного мышления при проведении психологического тренинга с целью активизации творческих способностей.
Решение указанной задачи достигается тем, что в способе обучения навыкам образно-символьного мышления, включающем активацию у клиента образно-символьного мышления с использованием аутосуггестии и/или инструктивного вербального воздействия, при образно-символьном мышлении у клиента измеряют биопотенциалы мозга в симметричных отведениях, например, Fp1 и Fp2, и/или С3 и С4, и/или 01 и 02, вычисляют мощности спектральных составляющих биопотенциалов мозга в левом и правом полушариях, сравнивают мощности спектральных составляющих биопотенциалов мозга левого полушария с мощностями спектральных составляющих биопотенциалов правого полушария в диапазонах частот бета-, альфа-, тета- и дельта-ритмов и результаты сравнения в виде визуального и/или аудиального сигнала биологической обратной связи об изменении образно-символьного мышления предъявляют клиенту, а клиент в ответ на эти сигналы изменяет сенсуализацию и символьную насыщенность образно-символьного мышления. Если предъявленный сигнал биологической обратной связи об изменении образно-символьного мышления указывает на превышение мозговой активности левого полушария мозга, клиент активирует сенсуализацию образно-символьного мышления, если же предъявленный сигнал биологической обратной связи указывает на превышение мозговой активности правого полушария мозга, то клиент активирует символьную насыщенность образно-символьного мышления.
Самостоятельным объектом изобретения является и способ обучения саморегуляции психоэмоционального состояния, используемый при реализации заявляемого способа психологического тренинга.
В заявке на выдачу патента Российской Федерации №95113607, МПК 6 А 61 М 21/00, опубликованной в бюллетене изобретений №23 за 1997 г., описан способ восстановления душевного равновесия, включающий воспоминание клиентом тревожного инцидента, мысленно образную ассоциацию тревожного инцидента с пятном и осветление воспроизводимого пятна с контролем снижения психоэмоционального напряжения по показателям кожно-гальванической реакции.
Описанный способ восстановления душевного равновесия (способ саморегулирования психоэмоционального состояния) принят в качестве прототипа.
Общими признаками способа-прототипа с заявляемым способом обучения саморегуляции психоэмоционального состояния являются:
- активация образно-символьного мышления с помощью аутосуггестии и/или инструктивного вербального воздействия;
- контроль психоэмоционального состояния клиента по изменению параметров электрической активности кожи.
Недостаток способа-прототипа - отсутствие возможности гармонизации психоэмоционального состояния с состоянием сознания при образно-символьном мышлении.
Задача, решаемая изобретениями - обеспечение возможности гармонизации психоэмоционального состояния при образно-символьном мышлении.
Решение указанной задачи достигается тем, что в способе обучения саморегуляции психоэмоционального состояния, включающем активацию образно-символьного мышления с использованием аутосуггестии и/или инструктивного вербального воздействия и контроль психоэмоционального состояния по параметрам электрической активности кожи, дополнительно измеряют параметры кардиоритмограммы и изменение параметров электрической активности кожи и параметров кардиоритмограммы в виде визуальных и/или аудиальных сигналов биологической обратной связи об изменении психоэмоционального состояния предъявляют клиенту, а клиент в ответ на эти сигналы активирует при образно-символьном мышлении ощущения тепла и/или тяжести, если при контроле параметров кардиоритмограммы преобладают признаки симпатической части вегетативной нервной системы, активирует ощущения прохлады и/или движения полета, если преобладают признаки парасимпатической части вегетативной нервной системы, и с помощью аутосуггестии снижает уровень психоэмоционального напряжения, если сигнал биологической обратной связи изменения психоэмоционального состояния указывает на превышении фазической составляющей кожногальванической реакции над фоновой более чем в 1,5 раза.
Устройство для психологического тренинга, с использованием которого реализуется заявляемый способ психологического тренинга, является самостоятельным объектом изобретения.
Из описания к авторскому свидетельству СССР №1124922, МПК 4 А 61 В 5/04, публ. 1983 г. известно устройство для коррекции состояния человека путем комплексно-индивидуального предъявления параметров, содержащее несколько каналов съема электрофизиологических сигналов, каждый из которых содержит последовательно соединенные датчик, усилитель, нуль-орган, фильтр, аналого-цифровой преобразователь и селекторный узел, и блок биологической обратной связи, включающий подключенные к селекторным узлам последовательно соединенные пороговые устройства, коммутатор, дешифратор, электронные ключи и индикатор. Используя это устройство при психологическом тренинге, можно научиться управлять физиологическими параметрами, такими как, например, частота сердечных сокращений, длительность вдоха и выдоха, электрокожное сопротивление. Однако это устройство недостаточно эффективно при психологическом тренинге с целью развития творческих способностей. Устройство по авторскому свидетельству №1124922 принято в качестве прототипа. Общими признаками прототипа и заявляемого устройства являются наличие блока съема электрофизиологических сигналов, блока управления и блока предъявления сигналов биологической обратной связи.
Задача, решаемая изобретением - повышение эффективности психологического тренинга с целью развития творческих способностей.
Решение указанной задачи достигается тем, что устройство для психологического тренинга, включающее блок съема электрофизиологических сигналов с цифровым выводом данных и последовательно соединенные блок управления и блок предъявления сигналов биологической обратной связи, введены последовательно соединенные субблок предварительной обработки данных, субблок быстрого преобразования Фурье и субблок вычисления значений мощностей спектральных составляющих в диапазонах частот бета-, альфа-, тета- и дельта- ритмов для левого и правого полушарий головного мозга с последующим их сравнением, выход которого соединен со вторым входом блока предъявления сигналов биологической обратной связи, при этом блок съема электрофизиологических сигналов с цифровым выводом содержит, как минимум, два канала съема биоэлектрической активности мозга с симметричных областей левого и правого полушарий и субблок аналого-цифрового преобразования, входом подключенный к каналам съема биоэлектрической активности мозга, а выходом - с входом субблока предварительной обработки данных, а другой второй выход блока управления подключен ко второму входу субблока быстрого преобразования Фурье. Устройство дополнительно содержит подключенные к субблоку предварительной обработки данных последовательно соединенные субблок вычисления годографа огибающей кардиоритмограммы и субблок выделения значимых параметров кардиоритмограммы, выход которого соединен с входной шиной блока предъявления сигналов биологической обратной связи, а блок съема электрофизиологических сигналов с цифровым выводом данных дополнительно содержит датчик частоты сердечных сокращений, подключенный к входу субблока аналого-цифрового преобразования. Устройство дополнительно содержит субблок выделения значимых параметров электрической активности кожи, вход которого подключен к выходу блока предварительной обработки данных, а выход - к входной шине блока предъявления сигналов биологической обратной связи, при этом блок съема электрофизиологических сигналов с цифровым выводом данных дополнительно содержит датчик электрической активности кожи, подключенный к входу субблока аналого-цифрового преобразования. Каждый из каналов съема сигналов биоэлектрической активности мозга содержит последовательно соединенные неполяризующийся электрод, подключенный к неинвертирующему входу дифференциального усилителя, дифференциальный усилитель, фильтр верхних частот, широкополосный усилитель и фильтр нижних частот, выход которого подключен к соответствующему входу субблока аналого-цифрового преобразования, при этом k-тый канал съема сигнала биоэлектрической активности мозга дополнительно содержит еще один неполяризующийся электрод, соединенный с инвертирующими входами всех дифференциальных усилителей, и операционный усилитель, неинвертирующий вход которого подключен к выходу k-го дифференциального усилителя, инвертирующий вход соединен с земляной шиной, а выход - с нейтральным электродом. Субблок аналого-цифрового преобразования содержит аналоговый коммутатор с входами для подключения каналов съема сигналов биоэлектрической активности мозга и датчиков частоты сердечных сокращений и электрической активности мозга, и подключенные к его выходу последовательно соединенные аналого-цифровой преобразователь, микроконтроллер и узел выдачи цифровых данных. Блок предъявления сигналов биологической обратной связи содержит субблок визуализации сигналов биологической обратной связи и субблок аудиального предъявления сигналов биологической обратной связи. Блок съема электрофизиологических сигналов с цифровым выводом данных соединен с субблоком предварительной обработки данных посредством телеметрического канала.
Изобретения поясняются чертежами.
На фиг.1 изображена блок-схема устройства для психологического тренинга; на фиг.2 - блок-схема блока съема электрофизиологических сигналов с цифровым выводом данных; на фиг.3 - блок-схема блока предъявления сигналов биологической обратной связи; на фиг.4 - функциональная схема блока съема электрофизиологических сигналов с цифровым выводом данных; на фиг.5 - блочная схема алгоритма выработки сигналов признаков изменения образно-символьного мышления.
На фиг.1...5 цифрами и буквами обозначены:
1 - блок съема электрофизиологических сигналов с цифровым выводом данных;
2 - блок предъявления сигналов биологической обратной связи;
3 - блок управления;
4 - субблок первичной обработки данных;
5 - субблок быстрого преобразования Фурье;
6 - субблок вычисления значений мощностей спектральных составляющих в диапазонах частот бета-, альфа-, тета- и дельта- ритмов для левого и правого полушарий мозга с последующим их сравнением;
7 - субблок вычисления годографа огибающей кардиоритмограммы;
8 - субблок выделения значимых параметров кардиоритмограммы;
9 - субблок выделения значимых параметров электрической активности кожи;
101...10к - каналы съема сигналов биоэлектрической активности мозга;
11 - датчик частоты сердечных сокращений;
12 - датчик электрической активности кожи;
13 - субблок аналого-цифрового преобразования;
14 - субблок визуализации сигналов биологической обратной связи;
15 - субблок аудиального предъявления сигналов биологической обратной связи;
161...16к - неполяризующиеся электроды для съема биопотенциалов мозга;
171...17к - дифференциальные усилители;
181...18к - фильтры верхних частот;
191...19к - широкополосные усилители;
201...20к - фильтры нижних частот;
21 - нейтральный электрод;
22 - операционный усилитель;
23 - нулевой электрод;
24 - аналоговый коммутатор;
25 - аналого-цифровой преобразователь;
26 - микроконтроллер;
27 - узел выдачи цифровых данных;
k - номер канала съема сигналов биологической активности мозга;
W - номер временного окна;
j - индекс временного интервала;
i - индекс частотного интервала.
Заявленный способ психологического тренинга проводится в три этапа.
На первом этапе клиента обучают навыкам образно-символьного мышления и саморегуляции психоэмоционального состояния, технике образно-символьного мышления и поддержания при этом необходимого состояния сознания и психоэмоционального состояния. Контроль за изменением образно-символьного мышления клиента осуществляют по результату сравнения биоэлектрической активности левого и правого полушарий головного мозга. Результаты сравнения предъявляют клиенту в качестве сигналов биологической обратной связи, откликаясь на которые клиент корректирует сенсуализацию и символическую насыщенность образно-символьного мышления, добиваясь тем самым такого состояния своего сознания, при котором биоэлектрическая активность в левом и правом полушариях головного мозга в диапазонах бета-, альфа-, тета- и дельта ритмов изменяются синхронно. Контроль психоэмоционального состояния осуществляют по параметрам кардиоритмограммы и/или параметрам электрической активности кожи. По результатам измерения выделяют признаки напряженного психоэмоционального состояния или чрезмерного расслабления и в качестве сигналов биологической обратной связи предъявляют клиенту, реагируя на которые, клиент корректирует свое психоэмоциональное состояние в сторону гармонизации с измененным при образно-символьном мышлении состоянием сознания. После того, как клиент, используя приемы аутосуггестии и/или следуя вербальным инструкциям, научится управлять образно-символьным мышлением (изменением состояния своего сознания) и своим психоэмоциональным состоянием (обучится саморегуляции психоэмоционального состояния) с сохранением адекватного изменения биоэлектрической активности в левом и правом полушариях головного мозга, наступает второй этап психологического тренинга, во время которого клиента на примере тестовых ситуаций образно-символьного мышления обучают преодолению препятствий к достижению поставленных целей. При образно-символьном мышлении клиент, используя приобретенные на первом этапе навыки и саморегуляции психоэмоционального состояния с контролем биоэлектрической активности головного мозга, находит решения в тестовых ситуациях. На третьем этапе психологический тренинг имеет целью закрепление у клиента навыков образно-символьного мышления и саморегуляции психоэмоционального состояния, когда образно-символьное мышление связано с преодолением препятствий к достижению поставленных целей в текущих для клиента ситуациях, а также решений интеллектуальных творческих задач. И на третьем этапе контроль за состоянием сознания при образно-символьном мышлении осуществляется по биоэлектрической активности левого и правого полушарий головного мозга, а контроль за психоэмоциональным состоянием по параметрам кардиоритмограммы и электрической активности кожи.
Предъявление клиенту сигналов биологической обратной связи об изменении состояния сознания и психоэмоционального состояния осуществляется психологом-тренером или с помощью устройства для психологического тренинга.
Каждый этап психологического тренинга включает не менее 3-х сеансов длительностью 15...40 минут. Сеансы психологического тренинга проводят с периодичностью 1...5 сеансов в неделю. Перед каждым сеансом психологического тренинга на первом и втором этапах психолог-тренер с клиентом обсуждают программу сеанса, оговаривают с ним текущий мыслеобраз-ситуацию для образно-символьного мышления и цель сеанса психологического тренинга. Сеанс психологического тренинга может сопровождаться медитационной музыкой (звуки леса или моря) и запахами натуральных эфирных масел.
Способ обучения навыкам образно-символьного мышления и способ обучения саморегуляции психоэмоционального состояния реализуются в процессе проведения каждого сеанса психологического тренинга.
Клиента усаживают в удобное кресло или укладывают на кушетку лицом вверх и подключают к нему датчики измерения частоты сердечных сокращений и электрической активности кожи и электроды для снятия сигналов биологической активности мозга в левом и правом полушариях. Точки подключения электродов для съема биопотенциалов мозга - Fp1 и Fp2, и/или С3 и С4, и/или О1 и О2, нейтрального электрода - мочка уха, нулевого - Оz. После того, как клиент почувствует себя комфортно, включается измерительная аппаратура - устройство для психологического тренинга, и в течение 2-х...3-х минут снимаются фоновые значения электрофизиологических сигналов. Далее возможны два режима проведения сеанса психологического тренинга, отличающиеся только ролью психолога-тренера. В первом случае клиент с закрытыми глазами, используя приемы аутосуггестии или под действием вербальных инструкций психолога-тренера, мысленно воспроизводит задаваемую ситуацию для образно-символьного мышления и видоизменяет ее в соответствии с оговоренной до начала сеанса программой. В устройстве для психологического тренинга в течение всего сеанса измеряются биопотенциалы в симметричных отведениях с левого и правого полушарий головного мозга, вычисляются значения мощности спектральных составляющих биопотенциалов в частотных диапазонах бета-, альфа-, тета- и дельта-ритмов и сравниваются значения этих мощностей для левого и правого полушарий головного мозга. Результаты сравнения анализируются психологом-тренером и в виде вербальных инструкций предъявляются клиенту в качестве сигналов биологической обратной связи об изменении образно-символьного мышления. Клиент, откликаясь на сигналы биологической обратной связи, вносит коррективы в эмоциональную и содержательную насыщенность мыслеобраза (изменяет сенсуализацию и символическую насыщенность образно-символьного мышления), отражающиеся в активации или подавлении электромагнитных волн головного мозга, и добивается адекватного изменения биоэлектрической активности левого и правого полушарий мозга и генерации волн мозговой активности в диапазонах частот бета-, альфа-, тета- и дельта- ритмов. Если значения мощности спектральных составляющих в левом полушарии превышают значения в правом, то клиент активирует (повышает) мозговую активность в правом полушарии головного мозга, усиливая сенсуализацию образно-символьного мышления, т.е. повышая чувственную восприимчивость мыслеобраза. Если же значения мощности спектральных составляющих в левом полушарии меньше, чем в правом, то клиент усиливает символьную насыщенность (детализацию) мыслеобраза, повышая мозговую активность в левом полушарии. Также в течение всего сеанса психологического тренинга осуществляется измерение параметров электрической активности кожи и параметров кардиоритмограммы, изменения которых анализирует психолог-тренер и результаты анализа в виде вербальных инструкций предъявляет клиенту в качестве сигналов биологической обратной связи об изменении психоэмоционального состояния. Откликаясь на эти сигналы, клиент с помощью приемов аутосуггестии изменяет свое психоэмоциональное состояние, гармонизируя его с состоянием сознания. Если в кардиоритмограмме преобладают признаки симпатической части вегетативной нервной системы (ВНС), то клиент активирует ощущения тепла и/или тяжести, если преобладают признаки парасимпатической части ВНС - то клиент активирует ощущения прохлады и/или движения, полета. При превышении фазической составляющей кожногальванической реакции над фоновой более чем в 1,5 раза клиент снижает психоэмоциональную напряженность. В другом режиме психологического тренинга клиент предоставлен самому себе. С закрытыми глазами клиент мысленно воспроизводит тестовую ситуацию для образно-символьного мышления и видоизменяет ее в соответствии с оговоренной программой. В устройстве для проведения психологического тренинга измеряются значения электрофизиологических сигналов, определяются признаки изменения образно-символьного мышления и психологического состояния клиента и вырабатываются сигналы биологической обратной связи, отражающие эти изменения, которые в виде вербальных инструкций предъявляются клиенту. Если клиент способен осуществлять образно-символьное мышление с открытыми глазами, то сигналы биологической обратной связи предъявляются в виде визуальных изображений. Клиент реагирует на предъявляемые ему сигналы биологической обратной связи внесением изменений в программу образно-символьного мышления.
В сравнении с известными методами психокоррекции заявленный способ психологического тренинга за счет того, что клиент овладевает навыками образно-символьного мышления и саморегуляции психоэмоционального состояния с активацией мозговой активности в обоих полушариях головного мозга при образно-символьном мышлении, обучается управлять как состоянием сознания, так и психоэмоциональным состоянием, позволяет пойти намного дальше простой помощи в избавлении клиента от основных жалоб и научить клиента регулировать свою физиологию, оптимизировать умственную и физическую работоспособность, наилучшим образом проявить духовность. Прошедшие курс заявленного психологического тренинга за счет умения активизировать генерацию тета- и дельта-волн адекватно в обоих полушариях головного мозга при “бдительном расслаблении” психоэмоционального состояния приобретают способность оперативно принимать решения в сложнейших ситуациях, активизировать познавательные процессы, контролировать свое поведение и эмоции, творчески воспринимать проблемы и решать их.
Устройство для психологического тренинга (фиг.1) содержит блок 1 съема электрофизиологических сигналов с цифровым выводом данных и последовательно соединенные блок 2 предъявления сигналов биологической обратной связи и блок 3 управления, последовательно соединенные субблок 4 предварительной обработки данных, субблок 5 быстрого преобразования Фурье и субблок 6 вычисления значений мощностей спектральных составляющих в диапазонах частот бета-, альфа-, тета- и дельта-ритмов для левого и правого полушарий головного мозга с последующим их сравнением, выход которого соединен со вторым входом блока 2 предъявления сигналов биологической обратной связи, при этом блок 1 съема электрофизиологических сигналов с цифровым выводом содержит, как минимум, два канала 10 съема биоэлектрической активности мозга с симметричных областей левого и правого полушарий и субблок 13 аналого-цифрового преобразования (фиг.2), входом подключенный к каналам 10 съема биоэлектрической активности мозга, а выходом с входом субблока 4 предварительной обработки данных, а другой второй выход блока 3 управления подключен ко второму входу субблока 5 быстрого преобразования Фурье. Устройство для психологического тренинга может дополнительно содержать подключенные к субблоку 4 предварительной обработки данных, последовательно соединенные субблок 7 вычисления годографа огибающей кардиоритмограммы и субблок 8 выделения значимых параметров кардиоритмограммы, выход которого соединен с входной шиной блока 2 предъявления сигналов биологической обратной связи, а блок 1 съема электрофизиологических сигналов с цифровым выводом данных дополнительно содержит датчик частоты 11 сердечных сокращений, подключенный к входу субблока 13 аналого-цифрового преобразования. Также устройство для психологического тренинга может дополнительно содержать субблок 9 выделения значимых параметров электрической активности кожи, вход которого подключен к выходу субблока 4 предварительной обработки данных, а выход - к входной шине блока 2 предъявления сигналов биологической обратной связи, при этом блок 1 съема электрофизиологических сигналов с цифровым выводом данных дополнительно содержит датчик 12 электрической активности кожи, подключенный к входу субблока 13 аналого-цифрового преобразования. Каждый из каналов 10 съема сигналов биоэлектрической активности мозга (фиг.4) содержит последовательно соединенные неполяризующийся электрод 16, подключенный к неинвертирующему входу дифференциального усилителя 17, дифференциальный усилитель 17, фильтр верхних частот 18, широкополосный усилитель 19 и фильтр нижних частот 20, выход которого подключен к соответствующему входу субблока 13 аналого-цифрового преобразования, при этом k-тый канал 10k съема сигнала биоэлектрической активности мозга дополнительно содержит еще один неполяризующийся электрод 21, соединенный с инвертирующими входами всех дифференциальных усилителей 17, и операционный усилитель 22, неинвертирующий вход которого подключен к выходу k-го дифференциального усилителя 17k, инвертирующий вход соединен с земляной шиной, а выход - с нейтральным электродом 23. Субблок 13 аналого-цифрового преобразования содержит аналоговый коммутатор 24 с входами для подключения каналов 10 съема сигналов биоэлектрической активности мозга и датчика 11 частоты сердечных сокращений и датчика 12 электрической активности мозга и подключенные к его выходу последовательно соединенные аналого-цифровой преобразователь 25, микроконтроллер 26 и узел 27 выдачи цифровых данных. Блок 2 предъявления сигналов биологической обратной связи (фиг.3) содержит субблок 14 визуализации сигналов биологической обратной связи и субблок 15 аудиального предъявления сигналов биологической обратной связи. Блок 1 съема электрофизиологических сигналов с цифровым выводом данных может быть соединен с субблоком 4 предварительной обработки данных посредством телеметрического канала. Совокупность субблоков 4...9 может быть выполнена в виде системного блока (процессора) ЭВМ, блок 2 - в виде дисплея ЭВМ.
Устройство для психологического тренинга (фиг.1) работает следующим образом.
Электроды 161...16к закрепляются на голове клиента в точках отведении стандартной системы 10-20 Fp1, Fp2, и/или С3, С4, и/или О1, О2. Электрод 22 закрепляется на мочке уха, а электрод 24 в точке OZ стандартного отведения. Датчик 11 закрепляется на запястье, если используется акустический датчик, или на пальце, если используется фотоэлектроплетизмографический датчик. Датчик 12 закрепляется на ладони или на кончике указательного или среднего пальца. Биопотенциалы электрической активности мозга, как разность потенциалов между одним из электродов 161...16к (фиг.5) и нейтральным электродом 21, после соответствующего дифференциального усилителя 171...17к освобождается от постоянной составляющей с помощью фильтра верхних частот 181...18к с частотой среза ниже 0,5 Гц, усиливается широкополосным усилителем 191...19к, ограничивается по частоте фильтром нижних частот 201...20к с частотой среза 40...45 Гц и подается на соответствующий вход аналогового коммутатора 24. Для привязки измеряемых потенциалов к уровню нулевой (корпусной) шины и снижения уровня помех, нулевой электрод 23 соединен с выходом операционного усилителя 22, неинвертирующий вход которого соединен с выходом дифференциального усилителя 17к, а инвертирующий с нулевой (корпусной) шиной устройства. Выходные сигналы датчиков 11 и 12 также подаются на соответствующие входы аналогового коммутатора 24, выход которого по командам от аналого-цифрового преобразователя 25 последовательно подключается к каждому из его входов. В результате аналоговые сигналы с выходов каналов 101...10k съема и датчиков 11 и 12 последовательно преобразуются в цифровой вид и через микроконтроллер 26, синхронизирующий съем данных, и узел цифрового вывода данных 27, снабженные маркерами, подаются с тактовой частотой, задаваемой микроконтроллером в субблок 4.
Массив выборок данных, накапливаемый в течение сеанса в субблоке 4, подвергается обработке для каждого из каналов 101...10k и датчиков 11 и 12. Данные от каналов 101...10k подвергаются частотному анализу. В субблоке 5 осуществляется быстрое преобразование Фурье в скользящем временном окне, значение которого в виде количества отсчетов задается от блока 3, а в субблоке 6 вычисляются мощности спектральных составляющих по каждому каналу в текущем скользящем временном окне и в частотном диапазоне 1,5...40 Гц, осуществляется запоминание их за время сеанса и синхронное сопоставление уровней мощностей спектральных составляющих в симметричных отведениях.
Массив данных, накапливаемых в субблоке 4 от датчика 11, обрабатывается в субблоке 7, в котором в процессе сеанса вычисляются параметры годографа кардиоритмограммы. В субблоке 8 текущие параметры кардиоритмограммы сравниваются с фоновыми, результаты сравнения в течение сеанса запоминаются. Массив данных, накапливаемых в субблоке 4 от датчика 12, обрабатываются в субблоке 9, в котором текущее среднее значение величины электрокожного сопротивления сравнивается с фоновым значением и выделяются случаи превышения фазической составляющей текущего значения над фоновым более чем в 1,5 раза. Выходы субблоков 6, 8, 9 соединены с выходной шиной блока 2, по которой сигналы биологической обратной связи об изменении образно-символьного мышления и психоэмоционального состояния передаются в блок 2.
Режим предъявления сигналов биологической обратной связи в виде визуального изображения или аудиального представления устанавливается от блока управления 4. Если совокупность субблоков 4...9 выполнена в виде системного блока (процессора) ЭВМ, то алгоритм работы ЭВМ может быть реализован согласно приведенному на фиг.5. Этот же алгоритм поясняет работу субблоков 4...9. Основой алгоритма формирования оценки Р служит цикл по переменной К размерностью от 1 до Nk. При этом формируется 3-х мерный массив выборок Qk,w,1...N, который переводится в частотную плоскость Fk,w,N/2 (амплитудный спектр) для каждого окна W. Из сформированного массива Fk,w,N/2 выбирают двумерный срез Uk(fi,fj), соответствующий центру окна W. Массив срезов получается двумерный с координатами i и j, где i - номер гармоники спектра, j - номер временного окна W.
В сформированном двумерном массиве срезов Uk(fi,fj) производят отсечение значений, меньших порога а (это делается в двойном цикле по i{1...N/2} и j {1...N/2}. После отсечения значений срезов подсчитывается двумерный интеграл Zk, являющийся оценкой энергии на плоскости "время - частота". Из всех точек К формируется окончательная оценка Р путем суммирования интегралов Zk с весовыми коэффициентами Ck. Таким образом, структурно программа содержит:
1) общий цикл по К, внутри которого:
а) двойной цикл по W и j для формирования срезов Uk(fi,fj),
б) двойной цикл по i и j для отсечения значений срезов ниже порога а,
в) двойное интегрирование срезов для получения оценки интеграла Zk,
г) суммирование оценок Zk с весовыми коэффициентами Ck:
2) после Nk выполнения первого цикла формируется оценка Р.
Пример проведения сеанса психологического тренинга.
Характеристика клиента: женщина 30-ти лет, менеджер коммерческой фирмы, разведена, материально обеспечена, проживает с дочерью и матерью в 3-х комнатной квартире.
Цель психологического тренинга: снижение эмоциональной напряженности в общении с клиентами, повышение умственной и физической работоспособности.
Степень подготовки: на первом этапе клиентка освоила приемы аутотренинга, научилась образно-символьному мышлению с закрытыми глазами.
Программа сеанса: образно-символьное мышление на тему - дом, в котором я хочу жить.
Среда: музыкальное сопровождение - звуки леса и поля, ароматы - лаванда, ночная фиалка.
Аппаратная часть: измерение биопотенциалов мозга в отведениях Fp1 и Fp2, нейтральный электрод подключен к мочке левого уха, нулевой электрод установлен в точке FZ, датчик 11 частоты сердечных сокращений закреплен на запястье левой руки, датчик 12 электрической активности кожи - на среднем пальце правой руки.
Роль психолога-тренера: активная на протяжении всего сеанса психологического тренинга, психолог-тренер анализирует изменение отображаемых на экране субблока визуализации 14 параметров электрофизиологических сигналов и инструктивным вербальным воздействием в качестве обратной биологической связи доводит их до клиентки.
Содержание проведенного сеанса: на начальной стадии дана установка расслабиться путем переключения внимания из внешнего на внутреннее пространство, выполнение установки было засвидетельствовано уменьшением уровня бета-волн и увеличением R-R интервала; далее дана установка активировать работу правого полушария головного мозга путем перехода на чувственное восприятия, например образное представление себя в лесу, выполнение установки подтверждено появлением веретен альфа-волн и увеличением дыхательной волны кардиоритмограммы; следующая установка - переключение внимания на символ своего подсознания путем перехода на образно-символьное мышление, при представлении себя входящим в дом появились тета-волны, с ощущением легкости и невесомости тета-волны усилились, а при ощущении того, как сознание плывет в безграничном пространстве гармонии и свободы появилась большая амплитуда альфа- и тета-волн; затем дается установка активировать предустановку, сформированную перед тренингом, путем стимуляции трансформации проблемы в символьной форме - вы видите, как символ вашей проблемы трансформируется в гармонирующей среде вашего дома, о выполнении установки свидетельствовало появление на фоне альфа- и тета-волн высокочастотных бета-волн; заключительная установка - почувствовать изменения в восприятии своей проблемы (осознание результата) - вы выходите из дома, ощущаете себя целиком и вспоминаете ваш пережитый опыт, тета-волны затухают, присутствуют альфа- и бета-волны. В процессе сеанса психолог-тренер отметил адекватные установкам изменения биоэлектрической активности в обоих полушариях головного мозга клиента и успешность проведения сеанса психологического тренинга.
Заявленные технические решения предназначены для активации творческих способностей и интуиции. Модель сознания - машина для обработки информации, особая среда, которая позволяет информации организовываться в схемы - блоки со связями. В такой системе легко наращивать и усложнять схемы, но трудно их перестраивать и контролировать. Творчество и интуиция сопряжены с перестройкой схем, с обходом ограничивающих схем и стереотипных заготовок. Творчество - это новаторство, прогресс в любой области, в том числе и в личной жизни и межличностных отношениях. И первая ипостась творческого мышления - ломка стереотипов, разрыв старых схем. Развитие интуиции, творческого мышления достигается прежде всего при решении нестандартных задач, с которыми постоянно приходится встречаться в жизни. Цель обучения - привитие навыков принятия безотлагательных решений, снятие эмоционального напряжения при столкновении с новым, генерирование новых идей в любой жизненной ситуации. Для интуиции характерны переключения с одной укладки информации на другую, интуиция отвергает ограничения, выработанные сознанием, разрывает старые и создает новые связи.
Новые идеи нужны всегда, т.к. всегда есть проблемы, которые ждать не могут, при этом из них можно выделить:
- проблемы, которые для своего решения требуют новой информации или новой техники - решение таких проблем требует новых знаний;
- проблемы, требующие перестройки имеющейся информации - решение требует анализа альтернатив;
- проблемы без проблем - за кажущимся благополучием требуется разглядеть, определить улучшения, по новому взглянуть на привычное.
В каждом конкретном случае, даже когда решение очевидно, для тренировки привычки мыслить широко, нужно анализировать и другие альтернативы, т.е. к решению добавить список дополнительных решений к анализу. Переход к выработке альтернатив организуется не стихийно, а заданно с фиксированием числа (квоты) альтернативных вариантов к заданной ситуации. Поиск оптимального решения продолжается до заполнения квоты, независимо на каком бы шаге не появилось многообещающая альтернатива.
Поиск новых идей характеризуется активацией бета- и тета- ритмов, снижение эмоционального напряжения при решении новых задач - повышенным уровнем альфа-ритма, фиксация новых схем - увеличением бета-ритма. Эти явления положены в основу заявленных технических решений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система для тренинга адаптационных механизмов личности с биологической обратной связью и сенсомоторной стимуляцией | 2022 |
|
RU2786311C1 |
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ТРЕНИНГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ, АУДИОТАКТИЛЬНОЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО И СЕНСОРНОЕ КРЕСЛО | 2004 |
|
RU2289311C2 |
Способ комплексной медико-психологической реабилитации пациентов в поздний восстановительный период после острого нарушения мозгового кровообращения | 2019 |
|
RU2724284C1 |
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ С ПОМОЩЬЮ НЕЙРОБИОУПРАВЛЕНИЯ ПО β РИТМУ ГОЛОВНОГО МОЗГА | 2023 |
|
RU2806480C1 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2319444C1 |
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ АДАПТАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ К СТРЕССОВЫМ СИТУАЦИЯМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2003 |
|
RU2251972C2 |
Способ коррекции школьной дезадаптации | 2015 |
|
RU2608607C1 |
Способ повышения саморегуляции и адаптационных резервов у лиц юношеского возраста | 2020 |
|
RU2760385C1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОГНИТИВНОГО ТРЕНИНГА | 2018 |
|
RU2682416C1 |
СПОСОБ РЕЛАКСАЦИИ И СТАБИЛИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ | 2022 |
|
RU2800590C1 |
Изобретение относится к области медицины и медицинской техники. На первом этапе клиента обучают навыкам образно-символьного мышления и саморегуляции психоэмоционального состояния, при этом активируют образно-символьное мышление. Регистрируют биоэлектрическую активность, сравнивают активности правого и левого полушарий мозга. Результаты сравнения предъявляют клиенту в качестве сигнала биологической обратной связи, откликаясь на которые клиент корректирует сенсуализацию и символьную насыщенность образно-символьного мышления. Контролируют поддержание необходимого при этом психоэмоционального состояния по параметрам кардиоритмограммы и электрической активности кожи. На втором этапе на примере тестовых ситуаций обучают клиента преодолению препятствий к достижению цели. При этом, используя навыки образно-символьного мышления и саморегуляции психоэмоционального состояния, клиент находит оптимальное решение в тестовых ситуациях. На третьем этапе навыки образно-символьного мышления и саморегуляции психоэмоционального состояния используют для преодоления препятствий к нахождению оптимального решения в текущих для клиента ситуациях. При образно-символьном мышлении у клиента измеряют биопотенциалы мозга в симметричных отведениях, вычисляют мощности спектральных составляющих в левом и правом полушариях, сравнивают мощности и результаты сравнения в виде визуального и/или аудиального сигнала биологической обратной связи об изменении образно-символьного мышления предъявляют клиенту, а клиент в ответ на эти сигналы изменяет сенсуализацию и символьную насыщенность образно-символьного мышления. При обучении саморегуляции психоэмоционального состояния измеряют параметры кардиоритмограммы и электрической активности кожи в виде визуальных и/или аудиальных сигналов биологической обратной связи об изменении психоэмоционального состояния предъявляют клиенту. Клиент в ответ на эти сигналы активирует при образно-символьном мышлении ощущения тепла и/или тяжести. Если при контроле параметров кардиоритмограммы преобладают признаки симпатической части вегетативной нервной системы, он активирует ощущения прохлады и/или движения, полета, если преобладают признаки парасимпатической части вегетативной нервной системы, с помощью аутосуггестии снижает уровень психоэмоционального напряжения, если сигнал биологической обратной связи указывает на превышение фазической составляющей кожногальванической реакции над фоновой более чем в 1,5 раза. Блок съема электрофизиологических сигналов с цифровым выводом данных и последовательно соединенные блок управления и блок предъявления сигналов биологической обратной связи, а также последовательно соединенные субблок предварительной обработки данных, субблок быстрого преобразования Фурье и субблок вычисления спектральных составляющих в диапазонах частот бета-, альфа, тета- и дельта – ритмов для левого и правого полушарий головного мозга с последующим их сравнением, выход которого подключен к входу блока предъявления сигналов биологической обратной связи, при этом блок съема электрофизиологических сигналов с цифровым выходом содержит, как минимум, два канала съема биолектрической активности мозга с симметричных областей левого и правого полушарий и субблок аналого-цифрового преобразования, входом подключенный к каналам съема биологической активности мозга, а выходом - к входам субблока предварительной обработки данных, а другой выход блока управления подключен ко второму входу субблока быстрого преобразования Фурье. Техническим результатом является повышение эффективности психологического тренинга в активизации творческих способностей и развития интеллекта клиента за счет объективизации контроля психоэмоционального состояния. 4 н. и 9 з.п. ф-лы, 5 ил.
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПУТЕМ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ | 1997 |
|
RU2096046C1 |
СПОСОБ ПСИХОКОРРЕКЦИИ | 1997 |
|
RU2123360C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДУШЕВНОГО РАВНОВЕСИЯ | 1995 |
|
RU2076745C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ | 1994 |
|
RU2127135C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ НА ОСНОВЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ | 1996 |
|
RU2124370C1 |
СОХАДЗЕ Э.М | |||
и др | |||
Микрокомпьютерная система биотехнической обратной связи | |||
Вестник АВМН СССР | |||
Механизм для сообщения поршню рабочего цилиндра возвратно-поступательного движения | 1918 |
|
SU1989A1 |
Фальцовая черепица | 0 |
|
SU75A1 |
Авторы
Даты
2004-07-20—Публикация
2002-02-21—Подача