НАГНЕТАТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1998 года по МПК F02M59/46 

Описание патента на изобретение RU2122648C1

Изобретение относится к машиностроению, конкретно к двигателестроению, и может быть использовано в системах питания дизелей.

Известен нагнетательный клапан топливного насоса высокого давления ДВС, содержащий корпус с размещенным в нем с возможностью осевого перемещения подпружиненным грибковым клапаном, обеспечивающий разобщение полости нагнетания насоса от форсунки после подачи топлива в камеру сгорания двигателя (см. Файнлейб Б.Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей. Справочник. Л.: Машиностроение, 1974, стр. 162).

Недостатком данной конструкции клапана является возможность возникновения обратных волн давления топлива, вызывающего подвпрыскивание его в камеру сгорания, что негативно влияет на рабочий процесс, вызывая повышенный расход топлива, нагарообразование, избыток вредных веществ в отработавших газах и пр.

Известен нагнетательный клапан топливного насоса высокого давления (ТНВД) для ДВС, содержащий корпус с размещенным в нем с возможностью осевого перемещения подпружиненным грибковым клапаном, а также пластину с дросселирующим отверстием с возможностью перемещения ее между кольцевым седлом и ограничителем, размещенными в штуцере нагнетательного клапана (см. Struubel M., Krieqer K. Robert Bosch Co. Distributor Type Injection Pump for Highspecd Diesel Engines wich Direct Injection /SAE Technical Paper Series. - N 872222 - p. 1 - 10).

Недостатком работы этого клапана, выбранного в качестве прототипа, при использовании на высокоскоростных двигателях с непосредственным впрыскиванием топлива является величина эффекта дросселирования, снижающего получаемые максимальные давления и приводящие к нестабильности в диапазоне малых скоростей, вызывая тем самым большой разброс между ходами. Кроме того, использование в этом клапане (клапан постоянного объема с амортизатором) пластины с дросселирующим отверстием несколько снижает возможность подвпрыскивания топлива, при этом уровень остаточных давлений, за счет которых можно было бы повысить давление впрыскивания, практически отсутствует, что не позволяет эффективно использовать данное устройство в высокоскоростных форсированных дизелях.

Предлагаемое изобретение отличается от известного тем, что в нагнетаемом клапане ТНВД для ДВС, содержащем корпус с размещенным в нем с возможностью осевого перемещения подпружиненным грибковым клапаном, а также пластину с дросселирующим отверстием с возможностью перемещения ее между кольцевым седлом и ограничителем, размещенными в штуцере нагнетательного клапана, между клапаном и пластиной дополнительно размещен подпружиненный обратный клапан, седлом которого является пластина.

Сущность заявляемого технического решения состоит в следующем. Анализ многочисленных конструкций нагнетательных клапанов показывает, что, кроме основной функции клапана - своевременное разобщение полости нагнетания насоса от распылителя, размещенного в камере сгорания, к клапану предъявляются и не менее важные требования: снижение отраженных волн давления топлива для предотвращения подвпрыскивания, а также обеспечение минимального уровня остаточных давлений топлива для повышения стабильности процесса впрыскивания. При этом практика показывает, что снижение отраженных волн сопровождается разгрузкой нагнетательного топливопровода, не позволяя использовать энергию этих волн для увеличения давлений впрыскивания, а разгрузка нагнетательного топливопровода, в свою очередь, не позволяет обеспечить стабильный уровень остаточных давлений.

Таким образом, невозможность одновременного снижения обратных волн и создания остаточных давлений в топливопроводе как раз и сдерживает возможность более эффективного использования энергии сжатого топлива. В заявляемом техническом решении в процессе выравнивания давления топлива после отсечки дополнительный обратный клапан совместно с пластиной является как бы саморегулирующим элементом, обеспечивающим преобразование энергии обратной волны в уровень остаточных давлений. При этом такое самовыравнивание положительно сказалось на стабильности подач топлива в диапазоне малых скоростей и, что особенно важно, устранились потери на избыточное дросселирование топлива.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 показан нагнетательный клапан в статике. На фиг. 2 - то же, но грибковый клапан и пластина с обратным клапаном подняты в процессе нагнетания топлива. На фиг. 3 - то же, но грибковый клапан, пластина и обратный клапан "посажены" на упор под воздействием обратной волны в процессе отсечки. На фиг. 4 - то же, но грибковый клапан "сидит" в корпусе, а пластина с обратным клапаном в процессе выравнивания "взвешены".

На фигурах обозначено: 1 - корпус нагнетательного клапана; 2 - грибковый клапан; 3 - пружина грибкового клапана; 4 - штуцер нагнетательного клапана; 5 - седло пластины; 6 - упор пластины; 7 - пластина; 8 - дросселирующее отверстие пластины; 9 - перепускающие окна пластины; 10 - обратный клапан; 11 - пружина обратного клапана; 12 - полость нагнетания ТНВД; H1 - ход разгрузки клапана; H2 - ход пластины (высота перемещения).

Устройство выполнено следующим образом. В корпусе 1 размещен грибковый клапан 2, нагруженный пружиной 3 и размещенный в нижней части штуцера 4. Внутри штуцера 4 закреплено седло 5, а в верхней части штуцера выполнен упор 6 пластины 7 с дросселирующим отверстием 8. Пластина 7 имеет по периферии перепускные окна 9, а под пластиной 7 размещен обратный клапан 10 с пружиной 11.

Нагнетательный клапан работает следующим образом. При повышении давления топлива в надплунжерной полости 12 клапан 2 (фиг. 2) поднимается из корпуса 1, преодолевая усилие пружины 3, на высоту, превышающую H1, до посадки на упор (на фиг. не показано). Под давлением топлива пластина 7 отрывается от седла 5, садится на упор 6, при этом топливо проходит через перепускные окна 9 пластины 7 и далее к форсунке (на фиг. не показано). При отсечке давление топлива под клапаном 2 резко снижается (фиг. 3), последний опускается в корпус 1, пластина же 7 под избыточным давлением опускается на седло 5, часть топлива при этом дросселируется через отверстие 8 и окна 9 до тех пор, пока уровни давлений над и под пластиной 7 не выравнятся, после чего обратный клапан 10 под усилием пружины 11 перекроет отверстие 8 пластины 7. Обратная волна от грибкового клапана 2 создает усилие, перемещая пластину 7 совместно с обратным клапаном 10, которые, поднявшись над седлом 5 и демпфируя, погасят эту волну, сохранив при этом уровень остаточного давления в топливопроводе (фиг. 4). Очевидно, что такой саморегулирующий элемент (пластина 7 с клапаном 10) способен эффективно гасить как прямые, так и обратные волны давления, тем самым обеспечивая сохранение энергии сжатого топлива путем сглаживания пиковых значений до уровня остаточных давлений. Такое техническое решение позволило полностью предотвратить возникновение подвпрыскивания топлива и одновременно повысить давление впрыскивания за счет создания уровня остаточных давлений.

Пример конкретного выполнения. Серийный грибковый клапан 2 диаметром 6 мм с разгрузочным объемом 35 мм3, пластина 7 имела дросселирующее отверстие диаметром 0,3 мм и ход H2 = 3 мм, обратный клапан 10 - от серийно изготавливаемого для насосов тип НД (Вильнюсского завода топливной аппаратуры). В целом клапан прост в обращении, не требует квалифицированной настройки и обеспечивает стабильность подач топлива как по скоростным, так и по нагрузочным характеристикам.

Заявленное устройство может найти широкое применение в различных дизельных топливных системах с непосредственным впрыскиванием топлива на высокоскоростных двигателях.

Похожие патенты RU2122648C1

название год авторы номер документа
Система подачи топлива в дизельный двигатель 1989
  • Басистый Леонтий Николаевич
  • Пономарев Евгений Григорьевич
  • Аляпышев Владимир Георгиевич
  • Лукин Владимир Давыдович
  • Довженко Александр Иванович
  • Катаев Евгений Михайлович
SU1758271A1
ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ДЛЯ ДИЗЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Шатров Михаил Георгиевич
  • Мальчук Валерий Иванович
  • Скороделов Сергей Дмитриевич
  • Дубинин Анатолий Иванович
RU2513051C2
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ДИЗЕЛЯ 2006
  • Грехов Леонид Вадимович
  • Ивин Владимир Иванович
  • Коротнев Алексей Геннадьевич
  • Кульчицкий Алексей Рэмович
  • Горбунов Павел Владимирович
RU2315889C2
ТОПЛИВОВПРЫСКИВАЮЩАЯ СИСТЕМА МНОГОТОПЛИВНОГО ДИЗЕЛЯ ДЛЯ БЕССЛИВНОГО ПРОЦЕССА ТОПЛИВОПОДАЧИ 2003
  • Севрюгов Евгений Игоревич
  • Швец Эльмир Александрович
  • Герасимов Александр Дмитриевич
  • Кушнарев Андрей Владимирович
  • Рябцовских Иван Васильевич
  • Колесниченко Наталья Васильевна
RU2291317C2
Топливная система для дизеля 1985
  • Крутов Виталий Иванович
  • Долганов Михаил Сергеевич
  • Шатров Виктор Иванович
  • Долганов Николай Михайлович
  • Леонов Игорь Владимирович
  • Горшков Вячеслав Александрович
SU1320488A1
Система подачи топлива для дизельного двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Басистый Леонтий Николаевич
  • Девянин Сергей Николаевич
  • Пономарев Евгений Григорьевич
  • Лукин Владимир Давыдович
  • Довженко Александр Иванович
SU1629587A1
Секция топливная электроуправляемая 2022
  • Черезов Игорь Александрович
  • Кормишин Сергей Александрович
RU2811238C1
Система подачи топлива в дизель 1987
  • Патрахальцев Николай Николаевич
  • Павлюков Владимир Григорьевич
  • Олесов Игорь Юрьевич
  • Камышников Олег Викторович
SU1548497A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ДИЗЕЛЕЙ 2005
  • Шапран Владимир Николаевич
  • Бондарев Дмитрий Станиславович
  • Черняков Алексей Викторович
  • Гармаш Юрий Владимирович
  • Герасимов Александр Дмитриевич
  • Швец Эльмир Александрович
  • Мурог Игорь Александрович
RU2293206C2
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ДИЗЕЛЯ 1990
  • Казаков В.Н.
RU2008508C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 122 648 C1

Реферат патента 1998 года НАГНЕТАТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано в системах питания дизелей. Нагнетательный клапан топливного насоса высокого давления содержит корпус с размещенным в нем с возможностью осевого перемещения подпружиненным грибковым клапаном, а также пластину с дросселирующим отверстием с возможностью перемещения ее между кольцевым седлом и ограничителем, размещенным в штуцере нагнетательного клапана. Между клапаном и пластиной дополнительно размещен подпружиненный обратный клапан, седлом которого является пластина. Изобретение позволяет полностью предотвратить возникновение подвпрыскивания топлива и одновременно повысить давление впрыскивания за счет создания уровня остаточных давлений. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 122 648 C1

Нагнетательный клапан топливного насоса высокого давления для двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с размещенным в нем с возможностью осевого перемещения подпружиненным грибковым клапаном, а также пластину с дросселирующим отверстием с возможностью перемещения ее между кольцевым седлом и ограничителем, размещенными в штуцере нагнетательного клапана, отличающийся тем, что он дополнительно содержит размещенный между клапаном и пластиной подпружиненный обратный клапан, седлом которого является пластина.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2122648C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Файнлейб Б.Н
Топливная аппаратура автотракторных дизелей
Справочник
- Л.: Машиностроение, 1974, с.162
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВПРЫСКОВ ТОПЛИВА В ДИЗЕЛЬНОЙ ФОРСУНКЕ 1963
  • Фомин Ю.А.
SU174903A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Нагнетательный клапан 1985
  • Горелик Геннадий Бенцианович
  • Сыркин Владимир Константинович
SU1379488A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
RU 2052653 C1, 20.01.96
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
ВОДОСБРОСНОЕ СООРУЖЕНИЕ 1995
  • Ягин В.П.
  • Руднов В.М.
  • Давыдов И.А.
RU2131494C1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ФАСОННЫХ ДЕТАЛЕЙ 2005
  • Королев Альберт Викторович
  • Королев Андрей Альбертович
  • Королев Александр Альбертович
RU2292978C2
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
ВЫСЕВАЮЩИЙ АППАРАТ 2011
  • Семыкин Владимир Анатольевич
  • Башкирев Анатолий Петрович
  • Климов Николай Семенович
  • Соколов Андрей Александрович
RU2474103C1

RU 2 122 648 C1

Авторы

Кузнецов Геннадий Федорович

Михайлов Сергей Владимирович

Найник Александр Борисович

Степанов Николай Григорьевич

Шелухо Сергей Иванович

Даты

1998-11-27Публикация

1996-05-13Подача