Техническое решение относится к области обеспечения безопасности водителя наземного транспорта и любого другого, включая воздушный, когда возможно возникновение аварийной ситуации при ударной нагрузке, направленной назад по отношению к движению транспортного средства.
Преимущественное использование способ обеспечения безопасности может найти на легковом транспорте для водителя и пассажира, сидящих на передних сидениях, при этом повышается безопасность пассажиров, сидящих во втором ряду.
Известен способ обеспечения безопасности креплением ремнем безопасности, который одним концом крепится к элементу корпуса автомашины, другим - к креслу (FR N 2661144, B 60 R 22/12, 1991).
Недостатками такого технического решения являются:
- при смещении рулевого колеса ремни не спасут,
- пассажир врежется в переднюю панель,
- ремень безопасности создаст удельное давление на тело, которое приведет к сложным травмам и повреждению внутренних органов.
Известен также способ обеспечения безопасности водителя транспортного средства, заключающийся в том, что ремнем безопасности закрепляют водителя к спинке кресла и при возникновении аварийной ситуации поворачивают спинку кресла совместно с водителем (а. с. SU N 1039764, B 60 R 21/08, 07.09.83).
Недостатками его является то, что кресло поворачивается полностью, т.е. и спинка и сиденье кресла, что не позволяет использовать его для легковых автомобилей.
Задачей заявляемого технического решения является устранение указанных недостатков и сохранение жизни водителя и пассажира на передних сидениях при экстремальном значении удара со смещением агрегатов, а также повышение безопасности пассажиров второго ряда.
Поставленная задача достигается тем, что в способе обеспечения безопасности водителя транспортного средства, заключающемся в том, что ремнем безопасности закрепляют водителя к спинке кресла и при возникновении аварийной ситуации поворачивают спинку кресла совместно с водителем, закрепление ремня безопасности осуществляют обоими концами к спинке кресла на уровне груди водителя с охватыванием его грудной клетки, выполняя ремень безопасности из воздухопроницаемого материала со значительной пористостью.
Пояснения к способу.
1. Ремень безопасности закрепляют обоими концами к спинке поворотного кресла, соединяют спинку кресла через пневмоцилиндр с управляемым источником газа под давлением, а с обратной стороны спинки кресла устанавливают регулируемый упор, при возникновении аварийной ситуации соединяют источник газа под давлением с пневмоцилиндром и поворачивают спинку кресла назад до упора совместно с водителем, который удерживается у спинки ремнем безопасности, при этом поворот спинки осуществляют установкой упора под углом 20 - 30o к горизонту, а ремень безопасности выполняют из воздухопроницаемого материала со значительной пористостью.
2. Закрепление привода (пневмоцилиндра) для поворота спинки сидения зависит от конструктивных особенностей кресла и самого автомобиля. Рассмотрим крепление, когда сидение зафиксировано. В этом случае пневмоцилиндр может быть установлен с креплением штока и цилиндра к сидению и спинке. Пневмоцилиндр выполняется качающимся, а подвод газа под давлением осуществляется гибким шлангом. При диаметре цилиндра 80 см и при давлении 60 атм усиление на штоке будет около 5 т. Плечо поворота, где прикладывается усилие поворота, выбирается из максимального веса сидящего на сидение человека. Скорость срабатывания такой системы около 0,1 с, т.е. не больше чем для надувания подушки, т. к. ход штока мал (не более 50 мм), а усилие на штоке значительно. Приведение в действие привода (подключение к источнику газа под давлением) может быть таким же, как и для надувания подушки.
3. Регулирование положения кресла и его спинки по углу наклона нормального рабочего положения может быть осуществлено зажимом штока за счет трения, возникающего в накладке, которая подпружинена, соединена со штоком и установлена в направляющих. Накладка должна быть соединена со штоком, установленном на поворотной оси, т.к. угол положения штока в пространстве будет меняться.
Усилие на штоке пневмоцилиндра при аварии столь велико, что удерживающая сила трения спинки практически никак не скажется при его срабатывании.
4. Регулируемый упор, установленный сзади спинки кресла, должен обеспечивать незащемление ног пассажиров, сидящих на сидениях во втором ряду, для этого может быть предусмотрена заслонка для ног пассажиров второго ряда. После откидывания спинки кресла ее верхняя часть будет упором для пассажиров второго ряда и выполнять роль ограждения для ограничения перемещения торса пассажиров вперед. После сброса давления кресло свободно устанавливается в нужное положение.
5. Поворот спинки кресла отводит водителя от рулевого колеса, а пассажира - от передней панели. Они занимают положение, близкое к горизонтальному, что резко снижает нагрузку при ударе вдоль оси транспортного средства, т.к. ноги оперты, а тело размещено горизонтально. Это наиболее благоприятное положение при резком торможении транспортного средства при ударе. Даже при перевороте машины водитель будет удерживаться в горизонтальном положении из-за ширины ремня безопасности и расположения ног за передней панелью. Второй ряд также будет удерживаться спинкой в сидячем положении.
Таким образом, достигается безопасность водителя и пассажиров переднего и второго ряда при экстремальных ударах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2125943C1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2076814C1 |
РЕМЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2076813C1 |
КАБИНА ПОВЫШЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2528514C1 |
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2022840C1 |
ПАССАЖИРСКОЕ КРЕСЛО С ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЙ СПИНКОЙ | 2013 |
|
RU2544048C1 |
САЛОН ПАССАЖИРСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2585188C1 |
САЛОН ПАССАЖИРСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2585192C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ КРЕСЛО С АДАПТИВНЫМ УГЛОМ ПОВОРОТА | 2015 |
|
RU2602002C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ЛОБОВОМ УДАРЕ И ОПРОКИДЫВАНИИ АВТОМОБИЛЯ | 2000 |
|
RU2200099C2 |
Способ обеспечения безопасности водителя транспорта отличается от известных тем, что позволяет обеспечить безопасность при экстремальной ударной нагрузке, когда происходит смещение оси машины, сдвиг двигателя и рулевого управления. Такие качества достигаются тем, что при аварийной ситуации поворотная спинка кресла поворачивается от привода почти до горизонтального положения. При этом обеспечивается безопасность второго ряда пассажиров удерживанием до пояса тела спинкой кресла переднего ряда. Водитель закреплен на уровне грудной клетки ремнем безопастности, выполненным из воздухопроницаемого материала со значительной пористостью.
Способ обеспечения безопасности водителя транспортного средства, заключающийся в том, что ремнем безопасности прикрепляют водителя к спинке кресла и при возникновении аварийной ситуации поворачивают спинку кресла совместно с водителем, отличающийся тем, что прикрепление ремня безопасности осуществляют обоими концами к спинке кресла на уровне груди водителя с охватыванием его грудной клетки, выполняя ремень безопасности из воздухопроницаемого материала со значительной пористостью.
Безопасное сиденье транспортного средства | 1982 |
|
SU1039764A1 |
Безопасное сиденье транспортного средства | 1983 |
|
SU1161419A1 |
Транспортное средство | 1989 |
|
SU1770176A1 |
ЗАЩИТНОЕ ШВЕЙНОЕ ИЗДЕЛИЕ | 1999 |
|
RU2209021C2 |
GB 1042533 A, 14.09.66 | |||
ОДНООСНОЕ КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2007 |
|
RU2333862C1 |
УСТРОЙСТВО НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1990 |
|
SU1766002A1 |
Авторы
Даты
1999-02-10—Публикация
1997-10-09—Подача